[ << Содержание ]        ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2003 ШВАТ 5763 – 1(129)

 

 

 

Как? Вы выбрали себе добродетель

и вместе с нею выпяченную грудь,

а в то же время сами посматриваете искоса на прибыль, получаемую людьми неразборчивыми?

Но ведь с добродетелью обычно отнекиваются

от «прибыли».

(Надпись на двери одному антисемиту.)

 

Ф. Ницше

«Афоризмы и стрелы»

 

Сентябрьский номер «Лехаима» я начал читать с рубрики «Возвращаясь к напечатанному», где было помещено письмо Ярослава Шилова «Источнику великой ненависти пора иссякнуть». Начало меня не насторожило, наоборот. Вот, – думаю, – опять кто-то будет оправдываться за всех, говорить, что христианство и антисемитизм – «две большие разницы».

Но начинается цитирование Талмуда, и мне становится не по себе. Что ж, что написано пером, то не вырубишь... Когда же цитаты сменились личными выводами автора, я не выдержал: «В таком журнале такая историческая безграмотность!» С трудом дочитал до конца. Перевел взгляд на следующую страницу... Слава Б-гу! Вот ответ на гнусный пасквиль. Виват, Флейшман! Так его, по пунктам, по пунктам, мерзавца! Четко, ясно, без воды и грязи. Фактами, только фактами, цитатами, а не эмоциями. Прочитав, захотел плакать. Во-первых, от радости, что есть еще евреи, способные в полный голос ответить на уколы такого рода «шил», а во-вторых, от бессилия предотвратить новые покушения «шорных инструментов». Да, господин Шилов получил достойный ответ, но несколько гвоздей в гроб его статьи хочется вбить и мне.

Касательно старообрядцев. Ссылка на роман П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» – не очень-то веский аргумент. Роман – не документ. Но раз г-н Шилов избрал данный способ аргументации – пожалуйста. Пусть тогда прочтет «Соборяне», «Запечатленный ангел» М.С. Лескова, где описывается «терпимое» отношение властей и церкви к раскольникам.

О прозелитах. Как это не противно г-ну Шилову, иудаизм в России принимали, и, слава Б-гу, принимают по сей день.

Не будем далеко ходить за примером. Волгоградской общиной, к которой я принадлежу, до приезда раввина Залмана Иоффе руководил ныне покойный Довид Колотолин, происходивший из рода геров. И был иудеем в 3-м, а не в 28-м поколении. И, тем не менее, был уважаем, то бишь поддерживал, вселял надежду в сердца евреев, помогал в годы советской власти сохранять традиции и обычаи. Кстати, его дед был сослан в Сибирь именно за переход в иудаизм. Вот вам «отлучение от церкви, то есть активное пожелание зла». Г-н Шилов, конечно, возразит: мол, священным синодом руководили люди светские, а церковь опять не при чем. Но ведь глава синода был христианин, служители церкви – тем более. Однако тайна исповеди всегда была известна полиции. Православие зиждилось на Святом Писании, а жило светской грязью.

Так что прежде чем копаться в тысячелетиях, сводя Тору и Талмуд, нужно было заглянуть всего этак на сто лет назад и вспомнить про сучок и бревно у «нашего великого соплеменника».

Кстати, акцентирование еврейства Христа можно понять как досаду г-на Шилова: «Жиды, дескать, как вши, и сюда пролезли». Терпение, г-н Шилов, терпение: вы видите причину гонений на нас в нашем Талмуде. Но изучение всего Талмуда требует многолетнего труда. Мало кто из евреев мог бы похвастаться, что изучил его полностью. Если следовать Шилову, создается впечатление, что испанцы, англичане, немцы, французы, русские столетиями только тем и занимались, что сверяли Тору и Талмуд и, найдя несоответствие, движимые праведным гневом, учиняли погромы. Далее можно сделать вывод, что болгары, грузины вообще читать не умели и хитрые евреи тысячи лет насмехались над ними, притворяясь друзьями.

Г-н Шилов, а как вам тот факт, что в середине XIX века в православной России, этом третьем Риме, не во всякой церкви можно было найти Библию?! Более того, считалось среди священников, что «это книга мирская и читать ее небеспечно». «Можно, де, с ума сойти» (М.С. Лесков. «Юдоль»). Что уж говорить о чтении Торы и Талмуда. А было все намного проще. Подобные Шилову «фарисеи», прочтя написанное столетия назад, собирали безграмотных соплеменников, которые верили на слово, так как проверять не могли да и не хотели, – и посылали их бить «жидов». А если, упаси Б-г, такой книжник был, например, должен еврею-ростовщику... Вот вам и разгадка. Конечно, она не такая высокоморализированная, как у Шилова, зато самая верная.

Окончание письма Шилова написано ну просто в лучших традициях «Колокола»: мол, эти похерили русский народ. Бей их, нехристей!

Знайте же, Шилов: когда Троцкому поступило предложение наряду с отрядами китайцев, латышей, немцев формировать революционные подразделения из евреев, тот отверг его. Во-первых, потому, что большевики были интернационалисты. Во-вторых, он прекрасно понимал, что общество в России еще не избавилось от черносотенских идей. И выпад по поводу еврейства Октябрьской революции есть подтверждение исторической безграмотности и ничем не прикрытого антисемитизма.

Шилов утверждает, что основатель черносотенного «Союза Михаила Архангела» молился за иудеев. Охотно верю. Иван Грозный тоже после кровавых оргий молился – и не просто молился, а молился неистово. Не согрешишь – не покаешься. Так, по Козьме Пруткову: «Нет ничего слюнявее и плюгавее русского безбожия и русского православия». Дворяне русские написали, не «жиды».

Не надо спорить с евреями – «Народом Книги». А если г-на Шилова так раздражает Библейская Б-гоизбранность наша, пусть станет буддистом или индусом. Впрочем, для таких людей, как он, важна не вера в Б-га, а доказывание, что только он этой веры достоин. Слава Б-гу, что с Ярославом Шиловым можно полемизировать на страницах журнала. Но как быть с теми, кто избивает нас не пером, а кулаками?

Уважаемая редакция, всегда с удовольствием читаю ваш журнал «Лехаим». Замечательно, что есть рубрика «Письма читателей». Двусторонняя связь просто необходима.

От этого журнал превращается в настоящего друга, дающего ощущение твоего единства с другими. Поэтому, прочтя сентябрьский номер, решил воспользоваться и написать. Надеюсь, мое мнение о статье «Источнику великой ненависти пора иссякнуть» будет интересно читателям.

 

С уважением

Андрей Муравьев,

Волгоград

 

<< содержание

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

E-mail:   lechaim@lechaim.ru