[ << Содержание ] ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2003 ШВАТ 5763 – 1(129)
В БРЮССЕЛЕ
10 декабря президент Еврокомиссии Романо Проди встретился с делегацией европейских раввинов во главе с председателем Центра раввинов Европы р. М. Гореликом и главным раввином России р. Б. Лазаром. Гости рассказали о положении в еврейских общинах Европы, поделились своей озабоченностью в связи с ростом национал-экстремизма во многих странах континента.
Встреча проходила в дни Хануки, и раввины рассказали г-ну Проди об этом празднике, подарили ханукальную менору и фотоальбом о церемониях зажигания ханукии на площадях крупных городов мира.
Р. Берл Лазар подробно рассказал г-ну Проди, как в нынешнем году этой традиции следовали в городах России, на Манежной площади в Москве.
ХАНУКА В МОСКВЕ
Менее чем за сутки столбик термометра неожиданно опустился от нуля почти до 30 градусов. И из-за этого опасались: состоится ли церемония зажжения ханукальной свечи на Манежной площади?
Но к радости организаторов праздничного действа, еще задолго до семи часов вечера возле огромной меноры на площади стали собираться люди. И когда подоспело время зажигать свечу, показалось – стало теплее...
Главный раввин России Берл Лазар поздравил всех собравшихся с праздником Хануки. И народный артист России Иосиф Кобзон зажег светильник...
Весь вечер над площадью звучали еврейские мелодии: молодежь и люди постарше вместе с внуками допоздна пели, танцевали, веселились. Празднество завершилось ярким фейерверком.
На следующий вечер зажглись огоньки менор над белыми «Волгами». Кавалькада машин, поздравляя горожан и гостей столицы с праздником света и добра, стартовала от здания Общинного центра в Марьиной роще и направилась к Белому дому. Праздничный маршрут пролегал к Поклонной горе, к меноре на Манежной площади, к Васильевскому спуску, к кинотеатру «Гавана», где также зажгли менору.
По сложившейся традиции в преддверии Хануки МЕОЦ разослал всем членам общины подарки – менору и ханукальные свечи. И уже 1 декабря его спортивный зал превратился в огромную аудиторию, заполненную детьми. На столах - листы бумаги, фольга, карандаши, краски, клей – словом, все, что необходимо для участия любого мальчика или девочки в конкурсе на лучшие рисунки и поделки, посвященные Хануке. И ребятишки рьяно взялись за дело. Кто-то самостоятельно дал выход своей фантазии, кому-то помогали старшие брат или сестра, а кому – и родители. Пока дети были заняты творчеством, многие из родителей в другом зале, названном «Амфитеатр», слушали раввина Ури Спасского, увлекательно изложившего историю праздника Ханука. Детьми и взрослыми в тот день были заполнены все аудитории и кабинеты огромного здания. Даже и в молельном зале установили сценическую площадку. И там юные артисты вместе с профессиональными актерами сыграли в спектакле, посвященном событиям, происходившим три тысячи лет назад.
Девочки принарядились в бело-голубые туники. Ясно: они – евреи. Мальчики – в туниках красных, с мечами и щитами. Тоже понятно: они – греческие воины...
Едва в «Амфитеатре» завершилась беседа раввина, как тот же зал заполнили участники азартной игры эрудитов – «Еврейское счастье». В том ее выпуске все вопросы были, естественно, связаны с Ханукой, и победители получили ценные призы.
Наконец в молельном зале началось представление. Что же, на сцене – все, как и было в нашей истории. Греки посрамлены. Евреи остаются верными Торе и традициям.
В завершение дня состоялся большой праздничный концерт...
Да, вот таким оказался лишь один день Хануки. А было их восемь! Были вечера с застольем для пожилых, были и молодежные – с участием популярных эстрадных ансамблей. И так совпало, что в дни Хануки проходило очередное мероприятие клуба «Творческие встречи». В тот день выступал создатель популярной телевизионной программы «Серебряный шар» Виталий Вульф. Его увлекательный рассказ о жизни и творческом пути выдающейся актрисы Фаины Георгиевны Раневской стал еще одним заметным событием праздника.
А в последний день Хануки москвичей ждал благотворительный концерт звезд российской эстрады в Государственном центральном концертном зале «Россия». Собранные в тот вечер средства были переданы правительству Москвы для воспитанников детских домов города.
Судя по впечатлениям многих участников торжеств и гостей, широкое празднование Хануки в Москве стало важным шагом на пути укрепления межнационального согласия в столице.
Б. Рахлин
В присутствии руководителей Федерации
еврейских общин СНГ свечи зажег
президент Татарстана М. Шаймиев.
Свечи зажигает главный раввин Днерпопетровска Ш. Каминецкий.
Ханука с поправкой на климат. Красноярск.
«МЫ ХОТИМ
ПРИНЕСТИ РАДОСТЬ
ОБЕЗДОЛЕННЫМ ДЕТЯМ...»
Для эффективной реализации и развития программ по профилактике детской беспризорности и безнадзорности Министерство труда и социального развития Российской Федерации заключило соглашение с Региональным общественным фондом содействия развитию еврейских традиций, образования и культуры «Эзра». Документы подписали министр А.П. Починок и исполнительный директор фонда А.М. Борода. На церемонии подписания присутствовал главный раввин России Берл Лазар.
Согласно соглашению обе стороны будут разрабатывать и реализовывать новые формы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России, проекты по созданию муниципальных попечительских округов, новые методики социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, осуществлять культурно-образовательные программы, изучать международный опыт работы с социально неблагополучными группами детей, информационно поддерживать новые проекты через средства массовой информации. При этом министерство труда выступит в качестве государственного попечителя новой программы.
Фонд будет оказывать помощь наиболее нуждающимся приютам и социально-реабилитационным центрам для несовершеннолетних, привлекать партнеров и спонсоров, обеспечивать проведение мероприятий в рамках программы. Также фонд примет участие в конкурсах на получение финансовых средств для реализации федеральных целевых программ.
Как заявил Александр Починок, у возглавляемого им министерства уже есть опыт работы с благотворительными фондами, так что его ведомство с удовольствием поддерживает подобные организации. По словам министра, в России появляются негосударственные фонды, которые лучше справляются со своими прямыми обязанностями, чем иные государственные, при этом они придерживаются строгой отчетности и минимальной доли нецелевых расходов. И, как отметил г-н Починок, фонд «Эзра» входит в число таких организаций.
Александр Петрович считает, что для максимально эффективной деятельности по осуществлению благотворительных программ следует проводить конкурсы. «Если негосударственная организация делает свое дело лучше, осуществляет конкретные программы, адресованные конкретным людям и учреждениям, пусть она будет в приоритете, – заявил министр. – С фондом “Эзра”, одним из крупнейших в России, мы уже вели совместную работу, а сегодня мы просто закрепили наши отношения подписями».
О деятельности фонда рассказал его исполнительный директор Александр Борода.
— Кроме того что мы финансируем приюты, получаем информацию о наиболее неблагополучных детских домах, ведем отчеты, открываем столовые для пожилых людей, мы также осуществляем работу по доставке обедов на дом, наладили систему медицинской помощи. На это ежемесячно уходят сотни тысяч долларов. Основным жертвователем «Эзры» является Аркадий Гайдамак, президент фонда. Фонд тесно сотрудничает с Федерацией еврейских общин России и другими организациями, поэтому наша доля расходов минимальна. За годы работы фонд открыл 99 социальных приютов, планируется открыть еще тридцать шесть.
После подписания соглашения выступил главный раввин России Берл Лазар. Он в частности сказал:
– Мы осуществляем помощь потому, что хотим, чтобы дети верили: об их светлом будущем думают и заботятся. И притом нам совершенно неважно вероисповедание ребенка. Мы только хотим, чтобы дети поняли: они нам нужны, и нас интересует только то, что они будут полезны для общества. Нам важно, чтобы они ни в чем не нуждались. И чтобы их завтрашний день был лучше, чем сегодняшний. Мы хотим привнести в их жизнь больше радости.
Марина Костылева
ВСТРЕЧА РАВВИНА С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
Состоялась встреча председателя Совета Федерации Сергея Миронова и главного раввина России Берла Лазара. В ходе беседы Берл Лазар сообщил о значительной помощи, которую оказывают еврейским общинам губернаторы и представители местной власти, особенно в том, что касается развития еврейского образования и культуры. Раввин Б. Лазар также отметил полное взаимопонимание с органами государственного управления. Он особо подчеркнул, что на государственном уровне какие бы то ни было проявления антисемитизма отсутствуют.
На встрече обсуждались различные аспекты международной жизни. В частности, было отмечено, что практика двойных стандартов по отношению к международному терроризму стала нормой в политике некоторых европейских государств и что ситуация в мире требует внесения поправок в Европейскую конвенцию о борьбе с терроризмом.
Обсуждалась также возможность инициирования слушаний в Совете Федерации, посвященных проблеме противостояния международному террору. Федерация еврейских общин России и Всемирный конгресс русскоязычного еврейства выражают свою заинтересованность, они готовы активно участвовать в реализации подобных инициатив, заявил на встрече главный раввин России.
Интерфакс
ПОЧЕТНАЯ НАГРАДА ВРУЧЕНА
ГЛАВНОМУ РАВВИНУ РОССИИ
Главный раввин России Берл Лазар удостоен почетной награды – медали «Министерство иностранных дел Российской Федерации. 200 лет». Эта награда вручается видным представителям законодательной и исполнительной власти страны, администрации президента, духовным лидерам традиционных конфессий, участвующим в реализации внешнеполитических инициатив России, а также в установлении полезных для государства международных контактов. Торжественная церемония награждения состоялась в МИДе России.
Интерфакс
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ИСТОРИЮ
Дан старт новому беспрецедентному в России молодежному проекту Московского еврейского общинного центра «Мелаве Малка».
Можно долго говорить об инертности нынешней молодежи, цитировать высказывания различных авторов о современном поколении и его безразличии к истории и традициям своего народа. Упрекать: мол, в погоне за материальными благами мы забываем о самом главном, что невозможно купить ни за какие сокровища мира, – о причастности к вере отцов.
Но сегодня следует рассказать о другой молодежи, о тех юношах и девушках, которым не безразлично понятие «национальные корни».
Перед входом в МЕОЦ я услышала звучное многоголосье: шутками и смехом встречали здесь участников нового проекта. А в ресторане «Левиафан» музыканты из группы «Ногу свело» уже настраивали инструменты и проверяли технику. В раскрытые двери с шумом входили гости торжественного вечера прощания с Субботой. Более шестисот заинтересованных новым делом людей разместились в зале.
С приветствием к гостям обратился раввин Ури Спасский. Он сказал:
– Мы начинаем новый молодежный проект, приуроченный к празднованию окончания Шабоса. Нашему пророку царю Довиду была предсказана смерть в конце Шабоса. И когда Великий день заканчивался, а царь, к радости народа, оставался живым, было решено отмечать каждый конец Субботы праздничной трапезой...
В нашем центре будут проходить подобные мероприятия каждый месяц. Мы будем приглашать музыкантов, актеров, интересных людей. Надеемся, что этот вечер будет для вас и познавательным, и веселым.
Наступило время отделения Субботы от будничных дней.
Зажгли свечу Авдолы, прочитали молитву, вдохнули благовоний. Все вместе, словно одна большая семья...
Рядом со мной сидел юноша, который впервые присутствовал на подобной церемонии. Он вообще мало что знает о еврейских традициях. И его приход сюда, на «Мелаве Малка» стал для него своеобразным «возвращением в историю своей семьи». Он рассказал, что родители никогда не посвящали его в еврейские традиции. И вот сейчас, будучи уже аспирантом, он захотел узнать больше о народе, к которому принадлежит. Слушая таких, как он, невольно убеждаешься в необходимости подобных начинаний. И не только раз в месяц, и не только в столице. Хочется верить, что «Мелаве Малка» придет и в другие города России. Ведь это прекрасная возможность общения с друзьями, новых знакомств и, конечно, встреч с любимыми музыкантами и актерами.
Сегодня возрождение еврейской культуры столкнулось с серьезной проблемой – отсутствием преемственности, возникшим в результате длительного периода отторжения поколений евреев от национальных корней. Поэтому в МЕОЦ были созданы дирекция культурных программ и дирекция еврейских программ «Бейт-Талмуд». Обе они призваны содействовать возрождению и развитию еврейских традиций и в конечном счете – пробуждению национального самосознания.
Только следование древней традиции, только ее сохранение не дает народу исчезнуть, кануть в Лету. Мы знаем множество примеров, когда уходил в небытие целый народ – из-за поколений, не сумевших сохранить свои корни.
Еврейская жизнь в нашей стране обширна и многогранна. В Московском общинном центре каждый может найти программу по вкусу. Если вы азартны и хотите почувствовать себя одним из «великих мыслителей эпохи», приходите в воскресный клуб «Еврейское счастье» – это как раз для вас. Интеллектуальные игры и викторины, приправленные остроумием их ведущих Ю. Ваганова и А. Белкина, станут прекрасным времяпрепровождением в выходной день. А может быть, вы предпочитаете хорошее, умное кино? Тогда вам необходимо прийти в «Киношоу» с его ведущим Евгением Валевичем.
Длинный перечень образовательных программ культурного отдела МЕОЦ включает в себя массу познавательных и интересных дел. Из всего этого многообразия дети, подростки, студенты и взрослые легко могут выбрать то, что отвечает их склонностям. Курсы по изучению иностранных языков, компьютерные курсы, интернет-кафе, программы по различным видам спорта, тренажерный зал, «Детская академия», живопись и прикладное искусство, «Театральная студия», а также «Школа психотренинга» и «Клуб “Журналист”», «Фотостудия» и «Золотое шитье»... Это – далеко не полный список занятий, которым вы можете посвятить свой досуг. Притом все это – в любое удобное время и бесплатно.
Наша жизнь полна забот и проблем. Но человек ищет и находит способы, позволяющие ему избежать рутины, защитить себя от домашних и производственных невзгод, время от времени переходя в иную реальность, далекую от повседневной суеты, от привычной размеренности будней. Концерты, встречи с интересными людьми, образовательные программы и «Шабатоны» разнообразят жизнь, обогащая ее новыми впечатлениями.
В такой, как Россия, многонациональной стране легко потерять и забыть свои национальные корни и историю своего народа. Нашим бабушкам и дедушкам запрещалось изучать родной язык и Тору, верить в Б-га. Это, впрочем, отразилось и на наших родителях. Поэтому дирекция «Бейт-Талмуд» уделяет особое внимание еврейской истории, традициям и ивриту. Ведь знание своих корней – неотъемлемое свойство любого цивилизованного человека.
Идея непосредственного контакта молодежи с прошлым станет содержанием проекта «История хасидских местечек», который вскоре планирует осуществить МЕОЦ. Программа предполагает поездки в ближнее и дальнее зарубежье, чтобы прикоснуться к традициям, обменяться опытом и знаниями.
...Но пора вернуться на вечер «Мелаве Малка» в зал ресторана «Левиафан», где директор культурных программ центра Михаил Мельман наконец-то объявил выступление группы «Ногу свело». И тут же зал взорвался громом аплодисментов: лидер группы Максим Покровский взял первый аккорд, и праздник начался. На протяжении двух часов музыканты дарили зрителям свои песни, а вместе с ними – и мощный заряд хорошего настроения. С первого же куплета Максиму подпевал весь зал.
Так началась жизнь еще одного детища Московского еврейского общинного центра, обещающего стать одним из любимых во все разрастающейся семье еврейских молодежных программ.
До встречи на «Мелаве Малка»!
Анна Острова
НАЧАЛО
Исполнился год еврейской общине города Курска.
В истории год – песчинка, но для общины – уже и это серьезный срок. Вот что рассказал в преддверии юбилея председатель курской еврейской общины Борис Михайлович Динер.
– Прошедший год для нашей общины – это прежде всего шаги по становлению и налаживанию контактов с другими общинами, оказывающими нам помощь. В частности, в первую очередь – с брянской общиной и ее руководителем раввином Ицхаком Ройтманом. Это и праздники, которые у нас отмечаются очень торжественно и по-еврейски задорно, искрометно, весело. К нам приезжали гости: на Пейсах – из ешивы Нью-Йорка, а на Суккос – из Брянска.
Каждую пятницу члены нашей общины собираются на празднование Шабоса. У нас работает воскресная школа для детей и подростков, женский клуб. Регулярно проходят занятия по изучению Торы, которыми руководит Марина Попик, обучавшаяся в Институте изучения иудаизма под руководством знаменитого раввина Адина Штейнзальца.
В начале нынешнего года у нас в гостях побывал московский шоу-театр «Тум-балалайка», и выступление этого замечательного ансамбля стало для нас своеобразной визитной карточкой. Люди еще не знали о нашем существовании, у нас не было помещения. Но благодаря помощи Федерации еврейских общин России курская община начала возрождаться... К нам также приезжал музыкальный ансамбль «Алэвай» из Тулы.
И все же из всей череды дел я бы хотел отметить самые значительные дни. Это когда у нас собрался миньян на встречу Шабоса. И когда первую в нашей общине бар-мицву провел один из самых уважаемых в Курске граждан – ветеран Великой Отечественной войны Мехер Ушерович Райсберг. И поездки наших детей в лагеря «Ган Исроэл»: девочек – в Москву, мальчиков – в Брянск. Двое ребят – Леви-Ицхак Минский и Менахем-Мендл Маленкин – прошли там обряд брис-милы. И наконец последнее: молодежь по программе Арэвим побывала на экскурсии в Израиле.
Планы у нас обширные. Уже идет работа над изданием своей газеты, готовится книга об истории курской еврейской общины и о евреях – участниках Великой Отечественной войны, создаются молодежный и семейный клубы, детский ансамбль... Да обо всем сразу и не расскажешь!
Беседовал Я. Яковлев
ЛЕТОПИСЬ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ
Одна из главных идей еврейского возрождения последних лет – восстановление связи между поколениями. И это справедливо, ибо то, что прошло, не должно быть забыто! Мы должны осознать, что наша жизнь – всего лишь звено в огромной цепи, а мы всего лишь продолжаем то, что было начато за много поколений до нас. Этой исторической памяти нас старались лишить коммунисты, чтобы чувствовали мы себя в безвоздушном пространстве, чтобы всякий раз наша жизнь начиналась с чистого листа. И наше еврейское возрождение началось и продолжается именно как возрождение традиции. А потому в каждой свече, которую зажигают наши дочери и жены, в каждом событии мы стараемся увидеть нерушимую связь, которая соединит нас со всеми предыдущими поколениями еврейского народа.
Но вот только много ли мы сами-то знаем об истории наших общин? На сколько лет назад мы можем проследить цепочку нашего существования? А ведь так важно знать, как еврейская жизнь в каждом городе начиналась, как жили здесь евреи 200, 100, 50 лет назад. Как пережили они гонения большевиков и нацистов, как выжили в душном мраке застоя, кто поднял знамя еврейского возрождения и как из будто бы потухших углей разгорелся огонь возрожденной еврейской жизни?
В Днепропетровске вышла в свет двухтомная летопись общины. Ее автор Александр Быстряков постарался пусть и бегло рассказать о жизни евреев нашего города с 1778 года, когда был основан Екатеринослав, вплоть до конца бурного ХХ века.
Книга Александра Быстрякова – отнюдь не фундаментальное историческое исследование. Это – очерки, в которых ощущается пульс времени, и чаще всего – живые зарисовки. Сам автор определяет их жанр как «хронику жизни евреев». Книга и начиналась с серии очерков, которые публиковались в еврейской газете «Шабат Шалом». Постепенно автору стало тесно на газетных страницах. Вот так и возникла потребность в создании книги.
Первый том, в котором хроника жизни общины охватывала период до начала XX века, встречен всеми интересующимися историей родного края да и всей широкой общественностью Днепропетровска с большим интересом. Трудно представить теперь издание об истории евреев Украины, которое обошлось бы без материалов из книги А. Быстрякова или без ссылки на них.
К работе над вторым томом автор приступил с особым чувством. Ведь в повествовании о событиях XX века наряду с погромами, революцией и гражданской войной, сталинскими репрессиями и трагедией Холокоста он решил запечатлеть и хронику еврейского возрождения последних лет. И эта часть книги-исследования оказалась, пожалуй, самой сложной и вызвала серьезные разногласия...
Возможно, не пришло еще время объективных оценок. Возможно, не сменила еще история публицистику. Но ведь книга А. Быстрякова и не претендует на истину в последней инстанции. Это – всего лишь первая попытка заполнить информационный вакуум и рассказать о том, как складывалась еврейская жизнь в нашем городе. С этой книгой можно и нужно спорить. Она, безусловно, нуждается в значительных дополнениях и поправках. Однако ясно: сделано самое главное – пройден первый шаг в создании летописи еврейской общины.
Давид Гинсбург
ПРОТИВ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА
В Екатеринбурге в резиденции полпреда президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе состоялось заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями. Обсуждали совместную деятельность органов государственной власти и религиозных конфессий в целях обеспечения мира и согласия.
В заседании под председательством Петра Латышева приняли участие представители основных религиозных конфессий. В частности, митрополит Челябинский и Златоустовский Иов, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, председатель Центрального духовного управления мусульман России, Верховный муфтий Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин, главы региональных духовных управлений мусульман регионов, главный раввин Екатеринбурга и Свердловской области Зелиг Ашкенази.
Открывая заседание Совета, П.Латышев заявил о необходимости «нейтрализовать деструктивные моменты». Такие, в частности, как проявления бытового национализма, напряженность в отношениях между некоторыми конфессиями и внутри них, «пока они не превратились в тенденцию». По словам полпреда, подобные инциденты случаются в Уральском федеральном округе и требуют к себе самого серьезного отношения, поскольку национальные и религиозные лозунги все чаще используют разного рода экстремисты.
Петр Латышев особо подчеркнул, что ни в коем случае нельзя отождествлять какое-либо религиозное направление или национальное движение с экстремизмом. Но в то же время недопустимо не замечать, что для экстремистской деятельности нередко используются религиозные или, точнее, псевдорелигиозные обоснования.
Участники заседания Совета отметили, что для эффективного противодействия проявлениям экстремизма необходима совместная работа органов государственной власти и местного самоуправления, религиозных объединений и других общественных институтов. Совет предложил главам религиозных объединений организовать разъяснительную работу среди верующих о неприемлемости любых форм экстремизма.
Участники заседания предложили создать при Совете по взаимодействию с религиозными объединениями консультативную группу для оценки спорных вопросов, возникающих в процессе государственной регистрации религиозных организаций, а также для разрешения других правовых конфликтов в этой сфере.
По материалам РИА
«Новости-Урал»
РАВВИН И ВЕБМАСТЕР:
МЕЖДУ МАТЕРИЕЙ И ДУХОВНОСТЬЮ
Все большую популярность приобретает Интернет-сайт «Хасидус по-русски» chassidus.ru, созданный и поддерживаемый раввином брянской иудейской общины Ицхоком Ройтманом. Уже более 60 тысяч посетителей воспользовались его информацией. Собственно, с этой цифры мы и начали нашу беседу с раввином.
– Ицхок, 60 тысяч – это много или мало?
– Для «Евронета» (Еврейского Рунета) это не мало. Наш сайт уверенно входит в первую тридцатку по рейтингу jewish.ru, в котором на сегодняшний день более пятисот ресурсов. Среди религиозных еврейских сайтов мы – в первой десятке. К нам заходит около 200 человек в день.
– Как начинался ваш проект?
– С чистого листа: с начала календарного года. Это было 1 января 2001 года. Что делать правоверному еврею в такой день? Естественно, бродить по Интернету. И в процессе случайных блужданий я наткнулся на несколько сайтов, которые буквально смешивали с грязью движение любавичских хасидов и все, что с ним связано. Знаете, как говорится, «за державу обидно» стало. И через полмесяца я зарегистрировал сайт «Хасидус по-русски», а затем немедленно поставил «спайлоговский» счетчик, нашел бесплатный хост – и дело пошло! Поначалу заходили по 5 человек в день, и я сам себя спрашивал: зачем я вот это все делаю?
Но потом ситуация коренным образом изменилась...
– Чем же вы привлекли стольких «посетителей», и с какими материалами они могут познакомиться на вашем сайте?
– Я всегда считал, что даже тому, кто делает только первые шаги в иудаизме, важно сразу показать всю глубину этого учения. Может быть, годы пройдут, пока он дойдет до осознания его смысла, но важно сразу увидеть перспективу.
В соответствии с этим я стараюсь, чтобы на сайте были материалы самых разных уровней – от популярных брошюр о еврейских праздниках до философских обобщений. При этом я стараюсь не ограничиваться только хасидской тематикой: на сайте присутствуют материалы по еврейской истории, традиции, музыке. Есть весь Танах по-русски, в том числе Тора с комментариями Раши и Сончино.
Но, конечно, основное содержание сайта – хасидизм. Я постарался собрать все материалы по этой теме, переведенные на русский язык. Прежде всего, это книга «Тания», «Мемуары» шестого Любавичского Ребе – подробнейшая история возникновения и развития хасидизма. Затем – замечательные книги Эзры Ховкина о Любавичском движении: «Ребе», «Непокорившийся», «Свеча на снегу». Здесь же – книги издательства «Лехаим», посвященные философскому и этическому смыслу учения Ребе. В первую очередь это – «Обретение жизни на земле» и «К жизни, полной смысла». Кроме того, на сайте размещена довольно большая подшивка еженедельника «Восхождение», в каждом номере которого – краткое изложение беседы Ребе. Следует отметить материалы раввина Тувии Болтона из ешивы «Ор Тмимим», который всегда предлагает свежий взгляд на, казалось бы, всем известные и привычные вещи.
На сайте есть довольно обширная подборка «нигуним» – хасидских мелодий и песен.
Ну и наконец – собственно, в этом состояла изначальная идея сайта, и в этом я вижу его основное назначение – переводы бесед, писем, трактатов по хасидизму последнего Любавичского Ребе, рабби М.-М. Шнеерсона. Здесь собраны уже имеющиеся переводы (увы, их не так уж много): книга издательства «Шамир» – беседы Ребе на главы книги «Брейшис», переводы, изданные «Мерказ Гутник», ссылки на переводы р. Шмуэла Соминского из петербургской ешивы.
Вообще перевод хасидской литературы на русский язык – занятие отнюдь не из легких. Ведь многие понятия хасидизма оригинальны, и их прямого эквивалента в русском языке не существует. Но в то же время сидеть сложа руки и ждать – просто невозможно! Поэтому я и стараюсь делать то, что в моих силах: осуществляю практически дословные переводы трудов Ребе и помещаю их в Интернет. И надеюсь, что со временем найдется редактор и для этих материалов.
Прошедший год – год столетия со дня рождения Ребе – самое подходящее время, чтобы обратить внимание на его философско-этическое наследие, которое столь важно донести до русскоговорящего читателя.
– Какова аудитория вашего сайта и какие материалы пользуются наибольшей популярностью?
– Неожиданно для меня к сайту возник достаточно устойчивый интерес. Большой популярностью пользуются материалы по недельным главам Торы. Учителя еврейских школ и вузов используют их для подготовки к урокам, а учащиеся, обладающие базисными сведениями, – для углубления своих познаний в иудаизме и хасидизме. Кроме того, «армия» шлухим, посланников Любавичского Ребе в СНГ и во всем мире, которые работают с «русскими» евреями, также используют эти материалы. Ну и наконец те, кто просто ищет для себя новую информацию, – ведь именно Интернет предоставляет для этого поистине уникальные возможности.
– А вы не ощущаете противоречия между деятельностью раввина города Брянска и «вебмастера» популярного Интернет-ресурса?
– Думаю, что обе эти стороны моей деятельности не только не мешают друг другу, но и прекрасно дополняют и помогают одна другой. В сущности, в подобном-то и заключается вся идея хасидизма: мир существует между материальностью и духовностью, между практической деятельностью и постижением глубоких тайн Торы.
Кроме всех вышеупомянутых «материальных» аспектов существования нашего сайта, я вижу еще один аспект, на мой взгляд, наиболее важный. Известно, что приход Мошиаха зависит от распространения учения хасидизма. Особое значение для этого имеет перевод источников хасидизма на «семьдесят языков» народов мира. Я стараюсь делать для этого то, что в моих силах. И вижу особый успех и Б-жественное благословение во всем, что связано с этой святой работой.
И да удостоимся мы раскрытия Мошиаха в скором времени, в наши дни, воочию!
Беседовала
Татьяна Ривкинд
ДЕСЯТЬ ТОМОВ ЖИЗНИ
В Оренбурге состоялся десятый юбилейный международный фестиваль искусств «Шалом-2002 приглашает друзей» под девизом: «Мир дому твоему!»
В этом году фестиваль посетили многочисленные именитые гости – звезды российской и зарубежной эстрады, кино и театра, а также общественные и религиозные деятели, руководители предприятий и бизнесмены.
На церемонии открытия этого грандиозного форума выступил главный раввин России Берл Лазар, который вручил подарок и приветственный адрес юбилярам. Он также встретился с губернатором Оренбургской области А.А. Чернышевым, мэром города Ю.Н. Мищеряковым, председателем Российской ассоциации «ИДУД Хасадим» В.Г. Лейзерманом и представителями еврейской общественности города.
Оренбуржцы давно привыкли к тому, что каждую осень в город съезжаются российские и зарубежные исполнители. Улицы пестрят афишами с самыми громкими именами, известными всей стране.
О том, как начинался фестиваль, рассказывает его организатор и продюсер Давид Чарный.
– В 1992 году мне предложили организовать выставку израильского фотохудожника Евгения Шоренштейна. Это наш бывший соотечественник, его работы с успехом демонстрировались в Москве, Киеве... Я подумал, что «просто выставка» – это будет довольно скучно. А что, если соединить ее с театральным действом, да к тому еще и привезти к нам эстрадных артистов, и таким образом организовать этакий праздник под названием «Дни еврейской культуры в Оренбурге»?! И тогда я пригласил к нам в город московский театр «Шалом», ансамбль «Алия» из Самары, а наш драматический театр тогда же поставил спектакль «Поминальная молитва» по пьесе Григория Горина на мотивы произведений Шолом-Алейхема. Из всего этого мы и «слепили» гала-концерт, который прошел «на ура».
Глава городской администрации предложил сделать фестиваль ежегодным. И он действительно стал ежегодным! Более того, он стал символом и визитной карточкой Оренбурга. За эти десять лет благодаря фестивалю в городе побывали многие яркие и интересные артисты и творческие коллективы страны. В их числе – Михаил Задорнов, Тамара Гвердцители, Михаил Жванецкий, Роман Карцев, Тамара Синявская и Муслим Магомаев, джаз-оркестр Олега Лундстрема, театр моды Валентина Юдашкина, московский театр «Шалом» и даже ансамбль русской песни Надежды Бабкиной.
В этом году, казалось, не очень повезло с погодой: две недели перед фестивалем непрестанно лил дождь... Но в день открытия «Шалома» выглянуло солнце, и в Оренбург вопреки всем законам природы в самый разгар осени вернулась весна.
Весеннее настроение царило и на сцене, и в зале. Артисты и зрители стали единым целым. И зал замер, когда внезапно погас свет, и на сцену поднялись девушки в национальных еврейских костюмах с зажженными семисвечниками в руках. Так начинался «Шалом» уже в десятый раз...
А потом юные артисты из оренбургского театра музыки и танца «Щелкунчик» устроили настоящее шоу, исполнив попурри из всех песен, с которыми они выступали на девяти предыдущих фестивалях. Но самое неожиданное заключалось в том, что на подмостках Театра музыкальной комедии собрались не только нынешние «щелкунчики», но и те, кто участвовал в самом первом «Шаломе» и ...их дети! Ребята исполнили также песню, ставшую своеобразным гимном фестиваля – «Шаломбург».
Нынешний юбилейный «Шалом» предстал настоящим «звездопадом». Оренбуржцы встречали несмолкающими овациями художественного руководителя московского театра «Шалом» Александра Левенбука, исполнителя песен из США Якова Явно, Аллу Йошпе и Стахана Рахимова, Семена Альтова, Геннадия Хазанова, примадонну Большого театра Любовь Казарновскую, Клару Новикову, лауреата премии «Золотой Остап», популярного телеведущего и пародиста Максима Галкина.
Не остались в стороне и оренбургские артисты: известный далеко за пределами страны муниципальный камерный хор под управлением Ольги Серебрийской, танцевальный коллектив «Глория» и многие другие.
Выступая на церемонии открытия, главный раввин России, член Президентского совета Берл Лазар сказал:
– Когда я ехал сюда, не ожидал, что в далеком Оренбурге может быть так высоко оценена культура еврейского народа. А ведь евреев здесь меньше пяти тысяч! И в зале, насколько я могу судить, далеко не все присутствующие имеют отношение к народу Моисея.
Как только ни называли гости, выступавшие на торжественном открытии фестиваля, его главного организатора Давида Чарного: и одержимым, и даже сумасшедшим. Мол, какой нормальный человек добровольно взвалит на свои плечи подготовку такого грандиозного культурного марафона! И что уж совсем необычно – деньги на организацию «Шалома» не льются из городского или областного бюджета. Фирма «Регион-концерт. Продюсерский центр “Давид Чарный”» полагается только на себя и на спонсоров, в числе которых мебельная фирма «Харфа», компания «Мехатроника», Тюменская нефтяная компания, фирма «Оренсот» и другие.
А в офисе Давида Чарного к стоящим на полках шкафа девяти огромным томам, в которых хранится история каждого фестиваля, добавился еще один, десятый. Десятый том «Шалома», десятый том жизни...
По материалам
оренбургских журналистов
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ:
КНИГА, МУЗЫКА, КИНО
В Брянске прошел общинный фестиваль еврейской книги «Пространство и время еврейской культуры России и Брянщины». Это уже четвертый подобный форум. Следует отметить, что впервые в нем принимали участие и члены еврейской религиозной общины.
В дни фестиваля в общественно-благотворительном центре «Хесед-Тиква», которым руководит Ирина Черняк, с успехом прошел концерт вокальной группы «Ор левана» и хора «Ди голдэнэ павэ». Звучали песни на русском и идише – грустные и веселые, свадебные и шуточные. Публика хором подпевала артистам и долго не отпускала их. В ходе реализации проекта «ОФЕК на колесах» участники фестиваля побывали с культурной программой в Унече.
На концерте в художественном музее общинный театр «Карней Театрон» и театральный коллектив «Мисхак» молодежной организации «Гиллель» показали фрагмент нового спектакля «А штетл, штетл, штетл, или Шабос в Гиене» по произведениям Шолом-Алейхема, И. Бабеля и А. Башевиса-Зингера. Автор инсценировки – Олег Самойлов, режиссеры – Наталья Корнева и Вадим Туник. Недавно все они стали победителями первого международного фестиваля еврейского театрального искусства «Созвездие льва»: завоевали один из трех главных призов фестиваля «Большой хрустальный лев» и победили еще и в номинации «За сценический темперамент и публицистический задор».
В дни фестиваля в Брянске отметили 115-летие со дня рождения Самуила Маршака. В музыкально-поэтической гостиной литературного музея прошел вечер с участием поэта, кандидата филологических наук Игоря Непомнящего и скрипача Марка Белодубровского, с успехом выступившего на недавнем международном фестивале современной музыки «Московская осень-2002».
Ключевым событием ОФЕК стала научно-практическая конференция читателей журнала «Корни» с участием главного редактора, кандидата психологических наук Семена Августевича и членов дискуссионного клуба «Еврейский многогранник». Статьи главного редактора «Психология национальной самоидентификации» и «Сохранить евреев или создать “новых”», опубликованные в 13-м и 14-м номерах журнала, вызвали значительный интерес и жаркие споры.
На конференции Семен Августевич продолжил дискуссию на тему «Еврейские национальные традиции и современность» и ответил на вопросы.
Координатор общинных программ центра «Хесед Тиква» и один из главных организаторов фестиваля Игорь Зельзбург, врач Альберт Беленький, Мэра Сонькина, член дискуссионного клуба Михаил Хайкин дискутировали о совместимости данных науки и постулатов иудаизма, а также о проблемах этики иудейской религии. О Холокосте и участии евреев во второй мировой войне рассказали Зоя Городецкая и участник Великой Отечественной войны Анатолий Менес. Федор Борисов сделал сообщение о судьбе Сола Юрока, уроженца Брянска, эмигрировавшего в США и ставшего известным импресарио, открывшим Западу Мстислава Ростроповича, Галину Вишневскую, Майю Плисецкую. Недавно избранный председатель брянской иудейской общины Николай Ривкинд, говоря о возвращении к еврейским корням, напомнил о том, что слово «тшува» в переводе с иврита – это и возвращение, и ответ, и раскаяние. Он подчеркнул, что еврейская традиция вне религии, без изучения Торы и соблюдения заповедей – попросту мертва.
Одна из тем дискуссии – «Еврейская судьба и национальные корни» – получила свое яркое отражение на экране в программе «Дней документального кино», проходивших в рамках ОФЕК в кинотеатре «Родина».
Известные московские документалисты, авторы полутора десятков картин Элла и Станислав Митины привезли в Брянск ленты, снятые ими в последние годы: «История моей семьи», «Свои – чужие», а также фильм «Сохрани нас, Г-споди...», сделанный в 2000 году по заказу Федерации еврейских общин России.
В этой картине тема возвращения евреев к своим корням прозвучала особенно сильно и проникновенно. Среди героев фильма – замечательные люди, на закате жизни услышавшие голос своих предков, попытавшиеся восстановить себя в длинной череде поколений, распавшейся в годы безвременья: переводчик Евгения Кацева, композитор Оскар Фельцман, Герой Советского Союза Моисей Марьяновский, художник Моисей Фейгин... А актриса легендарного ГОСЕТа Мария Котлярова через всю жизнь сумела пронести непростую еврейскую судьбу, сохранив для нас память о своих замечательных учителях во главе с великим Соломоном Михоэлсом.
Мы увидели в этой картине Митиных с
тариков из благотворительной столовой, старательно осваивающих еврейские песни и танцы, может быть, когда-то в раннем детстве привидевшиеся, но совершенно забытые за долгую жизнь. Мы увидели свадьбу под хупой,.. полвека спустя после «регистрации» – в день «золотой свадьбы», жениха и невесту, может быть, и немного грустных, но с надеждой на новую судьбу, пусть не их, но их детей и внуков. Мы увидели врача Давида Бравермана, сбежавшего в детстве от ада кишиневских погромов и оказавшегося по страшной иронии судьбы в фашистской Италии, а теперь на девятом десятке лет изучающего иврит. В картине звучит горькая шутка: «Если встретил человека, который знает семь языков и не знает родного, значит, это еврей».
В фильме Митиных нет громких слов и обобщений – про народ, заплативший страшную цену за право быть самим собой, о верности своим национальным корням и традициям предков. Но из двенадцати коротких новелл складывается драма людей, насильно отторгнутых от своего прошлого.
– Этот фильм – признание в любви нашим родителям, – говорит Станислав. – Нашим бабушкам и дедушкам. Все мы обязательно пройдем тот же путь. И об этом не стоит забывать, даже когда кажется, что у тебя все впереди.
Самая сокровенная сцена – разговор одного из авторов картины, Станислава Митина, с мамой. Слышишь его неспешные, раздумчивые вопросы и ее тихие ответы... И понимаешь – главное не в словах, а в том, что между ними – в паузах, в молчании. В том, что осталось за кадром...
Фильм произвел большое впечатление на брянскую публику. Сейчас Элла и Станислав Митины заканчивают свою новую картину, посвященную еврейской молодежи. Мы ждем его.
Татьяна Ривкинд
ЕВРЕИ НА ЯРМАРКЕ
В СТАРОЙ САРЕПТЕ
Минувшей осенью на площади Свободы в Красноармейском районе Волгограда прошел восьмой международный фестиваль национальных культур «Сарептские встречи-2002».
Этот фестиваль организован комитетом по культуре администрации Волгоградской области и Государственным историко-этнографическим музеем-заповедником «Старая Сарепта». Цель ежегодного фестиваля – содействовать возрождению, развитию, сохранению и приумножению национальных культур и традиций пяти народов, некогда населявших немецкую колонию Сарепта – немцев, русских, татар, калмыков, украинцев, других народов и национальностей, проживающих на территории Нижнего Поволжья.
В первый день фестиваля состоялась научная конференция, посвященная истории народов Нижнего Поволжья. Участвовали в ней не только волгоградские, но и московские, астраханские и калмыцкие ученые. А во второй день прошли выступления творческих коллективов музея-заповедника и ярмарка национальных культур, в которой впервые принял участие «Еврейский культурный центр» волгоградской и светлоярской еврейских общин. Руководитель общины Светлого Яра Инна Моторная призналась, что раньше они просто боялись участвовать в подобных мероприятиях. Однако их опасения оказались напрасными.
Ярмарочная площадь выглядела очень живописно. Здесь можно было полюбоваться татарскими обрядами, узнать о калмыцком буддизме, спеть вместе с казаками и даже проехаться на казачьей лошади... А можно было и отведать самоварного чаю с баранками в русском культурном центре, вареников – в украинском, сладкого пирога «кюхен» – в немецком, «похрустеть» мацой – в еврейском.
К слову, в «еврейскую экспозицию» входили также халы, тфилин, талес, шофар, махзор, «копилка» для сбора цдоки, красивые поделки участников мастер-класса еврейского прикладного искусства, а также книги, журналы, газеты. Усилия организаторов еврейского культурного центра не пропали даром: гости проявили живейший интерес к экспозиции – подходили, беседовали, интересовались прессой, обменивались угощениями...
В общем, евреи по праву заняли свое место в семье народов Старой Сарепты.
Максим Рухман
БИРОБИДЖАНЦЫ В ГОСТЯХ У ЕВРЕЕВ ЧИТЫ
В рамках празднования 350-летия Забайкалья в Чите прошли Дни еврейской культуры. По приглашению губернатора Читинской области Равиля Генниатулина на праздник приехала и делегация Еврейской автономной области, около 50 посланцев. Биробиджан представляли лучшие еврейские творческие коллективы: вокальное трио «Нежность», детская вокальная группа «Иланот», театр танца «Сюрприз». Среди делегатов были повара ресторана «Уют» и члены еврейской общины «Фрейд». Сопровождали участников делегации заместитель губернатора ЕАО Валерий Гуревич и представители областного управления культуры.
Дни еврейской культуры начались с празднования Шабоса. И именно это несомненно создало особый – торжественный и вместе с тем дружеский – настрой на все время фестиваля.
Программа его была насыщена до предела и расписана по минутам – концерты, выставки, экскурсии, встречи. В дни форума открылась выставка биробиджанского художника Владислава Цапа. Его картины по произведениям Шолом-Алейхема и Бабеля так понравились читинцам, что руководство Читинского областного художественного музея попросило оставить их еще на два месяца. Большое внимание привлекла экспозиция еврейских книг и предметов иудаики, подготовленная библиотекарем общины «Фрейд» Надеждой Васильевой. А повара ресторана «Уют» совместно с хозяйкой Светланой Руль удивили своим мастерством приготовления традиционных блюд еврейской кухни. Очень трогательными были выступления детской вокальной группы «Иланот» и театра танца «Сюрприз». После вечера зрители выходили со слезами на глазах, вспоминая полузабытые слова еврейских песен, пряный запах еврейских блюд.
Участники биробиджанской делегации высоко оценили радушный прием, который им был оказан евреями города и читинцами всех национальностей. Небольшая еврейская община Читы только начинает свою деятельность. Приезд делегации ЕАО был важен не только как обмен опытом, но и как средство укрепления статуса еврейской общины и еврейской культуры в регионе.
По мнению вице-губернатора Валерия Гуревича, дни еврейской культуры надо проводить с участием как государственных, так и общественных организаций, и именно это позволит многим людям познакомиться с особенностями национальных и культурных традиций евреев. А вместе с тем, несомненно, будет также и способствовать значительному сокращению проявлений антисемитизма.
Особенно важным представляется то, что власть и общественные организации сибирского города, где основное население составляют русские и буряты, понимают необходимость развивать культуры всех народов, населяющих регион. Организаторы фестиваля отметили большой вклад евреев в экономику, культуру и образование области.
Соб. инф.
ДОМ, В КОТОРОМ КНИГИ ЖИВУТ...
Праздник еврейской книги в библиотеке днепропетровской синагоги «Золотая Роза» никого не оставил равнодушным. Гостей приветствовали библиотекарь Елена Левикова и Ксюша Моря специально сочиненным к празднику сотрудниками библиотеки стихотворением «Вот Дом, в котором книги живут...» Первая «страница» праздничного вечера была посвящена 105-летию со дня рождения Ильи Ильфа. Волонтер библиотеки Изабелла Яффе рассказала о его жизни и совместной работе с Евгением Петровым. Желающих принять участие в викторине и в игре «Поле чудес» на темы книг «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» оказалось предостаточно. Достойную конкуренцию взрослым составили дети. Еще бы: интерес к игре подогревался сладкими призами!
После веселых конкурсов зрители услышали веселые истории израильского писателя-юмориста Марьяна Беленького, рассказанные Еленой Левиковой. Затем сценку «В еврейском автобусе» по мотивам прозы Дины Рубиной показали... сами гости праздника. Они заходили в импровизированный автобус и рассказывали еврейские анекдоты. Подготовили этот замечательный мини-спектакль за двадцать минут до начала вечера руководители городского театра кукол Михаил Овсянников и Валентин Фетисов, пригласив зрителей – и взрослых, и детей – на некоторое время стать артистами. И они же, наши кукольники, показали зажигательный танец двух кукол-хасидов под аккомпанемент «Хава Нагила». Представить это трудно, такое надо видеть своими глазами!
А еще надо было видеть рисунки, отражающие названия популярных книг. Попробуйте-ка изобразить, например, «Попугай, говорящий на идиш» или «Остановите самолет, я слезу» Эфраима Севелы. Но художники – родители и дети – прекрасно справились с заданием. Зрителям было также предложено показать пантомимы на темы «Черта оседлости», «Песнь песней», «Беня Крик». Они справились и с этим. А маленькие читатели большой библиотеки Сандра и Артем порадовали гостей чтением стихов и игрой на скрипке. Конечно, все участники конкурсов и викторин получили сладкие призы.
Затем Елена Левикова рассказала о новых поступлениях библиотеки. Это – книги из серии «Литература Израиля»: «Еврейская кухня Шмулика Коэна», «Государство – это я» М. Беленького, «Три раввина в одной лодке» А. Стенли Крамера, «Михоэлс. Жизнь и смерть» – исследование Оскара Минца, «Борщ для тоскующего оле» Дины Ратнер, «Иерусалим. История и образ города» и много других замечательных изданий.
А в заключение вечера поэты Лидия Стеклова, Владимир Гудинский, Юрий Полисский, Татьяна Валовая представили на суд слушателей свои новые произведения.
Праздник книги, веселый, семейный, – удался на славу. А в планах библиотеки новые встречи-праздники...
Лидия Овчарик
НАША БОЛЬ ОСТАНЕТСЯ
В ДЕТЯХ
Каждый год еврейская община Днепропетровска собирается неподалеку от ботанического сада на месте расстрела евреев-днепропетровцев нацистами в 1941 году. Теперь здесь установлен памятник – напоминание о том, что Холокост – трагедия, поистине коснувшаяся всех и каждого, какой бы национальности ни был человек, в каком бы государстве он ни жил. И потому самое важное – и самое сложное! – сохранить память о Катастрофе в будущих поколениях, поколениях наших детей и внуков.
Именно поэтому на траурном митинге всегда так много детей из еврейской школы «Ор Авнер», из еврейских детских садиков, хедера и махона. Слушая рассказы своих дедушек и бабушек о тех страшных временах, наши дети и внуки проникаются нашей болью, нашими чувствами. Они, выросшие в возрожденной еврейской общине, порой просто не понимают, что далеко не всегда евреям жилось так, как сейчас, что были тяжелые, и ужасные годы притеснений, погромов и убийств. И тем больше они будут ценить теперешнюю жизнь. Но есть память, память о том, что было. И слезы в глазах не только стариков, но и детей. Пожалуй, это и есть то единство поколений, о котором говорят наши мудрецы, – единство на основе общих корней, нашей общей памяти.
Александр Пинскер
БЕЗВРЕМЕННО УШЕДШИХ НЕ ВЕРНУТЬ
...Это было шестьдесят лет назад. В ласковый и ясный день «бабьего лета» у подножия Кольцо-горы, что в окрестностях Кисловодска, на берегу реки Подкумок затрещали автоматные очереди гитлеровских оккупантов, оборвавшие жизни мирных граждан, наших соотечественников. Тела убитых наспех присыпали землей там же, в оврагах и рвах.
После освобождения города частями Красной Армии в Кисловодск прибыла Чрезвычайная Государственная комиссия, которая по документам и свидетельским показаниям восстановила страшную картину тех дней. Всего под Кольцо-горой были обнаружены останки 322 человек, и из них 70 – детские.
Кое-кого смогли опознать соседи и родственники, у кого-то в карманах сохранились документы. Подавляющее большинство убитых были евреями. Вот имена некоторых из них:
Гибкий Иосиф Петрович, Герцберг Исаак Моисеевич, его жена Хая Яковлевна, дети Рая и Юля, муж и жена Городецкие, Гилер и его дочь Соня, Гандман Иосиф, Кауфман Михаил Ильич, его жена Маргарита Робертовна, дочь Перекрестова Зинаида и внук Перекрестов Витя, Гуральник Мойше Аврумович, Овсеевич Исаак Моисеевич и его жена Фаня Хаимовна, Вагнер Илья Соломонович, его жена Анна Григорьевна, их дочь София, Стискин Элле Менделеевич, Шульман Хая Моисеевна.
Еще две тысячи евреев-кисловодчан были расстреляны в поле за стекольным заводом в городе Минеральные Воды.
Нынешней осенью в канун шестидесятилетия тех далеких кровавых событий наша община собралась у мемориала погибшим под Кольцо-горой. Мы пришли почтить память тех, кто был расстрелян здесь фашистскими оккупантами в 1942 году. Люди старшего поколения вспоминали самую бесчеловечную в истории войну. В пламени Холокоста погибли близкие и родственники многих присутствовавших. Дети из молодежного клуба еврейской общины провели торжественную церемонию Памяти.
Нельзя повернуть время вспять. Невозможно вернуть безвременно ушедших. Но вечную, светлую память о них мы можем и должны хранить!
Т. Якубовская
УРОКИ ХОЛОКОСТА
В Днепропетровске состоялась вторая международная научная конференция «Проблемы Холокоста в Украине». Она стала значительным событием в научной и культурной жизни республики.
Конференцию организовали научно-просветительский центр «Ткума», американский еврейский объединенный распределительный комитет «Джойнт», региональный институт социальных и общинных работников Днепропетровска и еврейская община города при содействии «Клеймс Конференс».
В работе этого представительного научного форума приняли участие 240 посланцев Украины, Великобритании, Израиля, США, Голландии, Германии, Польши, России, Беларуси и других стран.
На торжественном открытии выступили с приветствиями и обращениями почетные гости и участники конференции. И среди них – представители еврейской общины Днепропетровска, попечительского совета городской еврейской общины, днепропетровской мэрии, института «Яд ва-Шем», «Клеймс Конференс», европейского фонда «Таск Форс», европейской ассоциации иудаики, «Джойнта», министерства образования и науки Украины и многие другие.
В ходе конференции были затронуты вопросы истории евреев СССР, проблемы философских, этических, психологических аспектов Холокоста, его последствий для истории второй половины XX века, отражения Холокоста в литературе и искусстве. Шла речь и о преподавании истории Холокоста, а также истории Украины и Европы в минувшем веке.
На заседаниях секций то и дело разгорались жаркие дискуссии, в ходе которых решались самые насущные и злободневные проблемы, прежде всего связанные с преподаванием истории Холокоста детям и взрослым в разных странах СНГ. Высокий научный уровень конференции был задан представителями ведущих университетов, институтов и академий Иерусалима, Хайфы, Петербурга, Киева, Бреста, Черновцов, Донецка и других научных центров.
Три дня конференции прошли практически без перерывов в работе, она продолжалась и в столовой, и в гостинице. И главным итогом этой работы, по мнению большинства участников, стало то особое чувство, которое возникает у людей, занимающихся одним делом, очень важным и нужным: сохранением памяти о Холокосте, изучением одной из самых страшных трагедий в истории человечества. И в этом видится залог того, что Катастрофа больше не повторится – никогда и нигде.
Юлия Сарид
Новости ФЕОР
подготовила Ирина Резвова
МАЗЛ ТОВ!
Дорогой
Семен Израилевич Иосилевский!
Горячо поздравляем
с юбилейной
датой – твоим
80-летием.
Любящая семья:
Лева, Мария, Игорь.
С 75-летием Эсфирь Юделевну Русс
поздравляют ее муж
Семен Сергеевич, трое детей, четыре внука и правнук.
Желаем доброго здоровья, счастья и долгих лет жизни!
Поздравляем
Елену Зиновьевну Федорович
с 75-летием!
Любящий муж, трое детей
и пятеро внуков желают жене, матери и бабушке крепкого здоровья
и долголетия!