[Архив]        ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2002 ТЕВЕС 5763 – 12(128)

 

Моисей, Хабиру, мы

 

Эфраим Баух.

Пустыня внемлет Б-гу.

М. : Радуга,

2002. — 319 с.

 

Юлий Крелин

 

Автор – израильский писатель, пишет на русском. Русскоязычный писатель – и там, и у нас. Но оттенки сего определения различны. В России иные категории «патриотов» произносят это с явным негативным отношением. Но так или иначе, я сумел прочитать первоисточник – не перевод, где всегда вольно или невольно в текст примешивается личность переводчика.

А книга интересна мыслью, идеями, подтекстами. Мне интересна. Но кто я, чтоб оценивать качество книги? Литературные достоинства, идеологию, философию, публицистику написанного. Тем более автора, Человека. Для меня книга тогда хороша, когда будит собственные мысли, рождает эстафету размышлений, вытаскивает на поверхность сегодняшнего существования мое прошлое, заставляет задуматься о собственной жизни. И Баух заставил меня и вспоминать, и задуматься о многом, что без его помощи мне и в голову не приходило. А может, приходило, но словами не оформлялось достаточно осмысленно. Значит, книга, наверное, выполнила свою задачу. Значит, она не напрасно написана. Значит, это хорошая книга.

Книга о рабстве, о свободе, о вечных человеческих общественных конфликтах, об отношении к чужому мышлению, о рождении нового мировоззрения. И с самого начала вспоминаю, как мой сын, еще школьник, сказал советскому психиатру, что верит в Б-га, и на вопрос: «видел ли он, говорил ли с Б-гом?», ответил, – «разумеется, нет, ибо лишь один человек в мире говорил с Б-гом и видел Его». Советский психиатр, сводивший любое религиозное слово к душевным нарушениям и пытавшийся выявить у мальчика визуальные или слуховые галлюцинации, с удовлетворением расценил сей ответ как религиозный бред. На вопрос «кто это был?» мальчик ответил – «Моисей, разумеется».

...Книга якобы о прошлом. Формально о прошлом. О прошлом, что прошло через века и переходит из времени во время. Книга о святом, которое всегда идет об руку с грехом. Святое у святого, как правило, все в прошлом, все состоялось. У греха, у грешника все может быть впереди – и раскаяние, и возмездие, и прощение. Любое дурное, сделанное во имя добра, наказуется – цель торжествует, греху же воздается.

Книга на русском языке, и, наверное, это не случайно. Так мистически сложилось по велению... По велению. Описанное рабство, описанный режим, описанный диктатор... что уж говорить! Ведь и сейчас был очередной Исход от очередного фараона Сети, от очередных «семейств Тамит». И в очередной раз импульс, позыв к Свободе исходил сверху, от знающих и образованных, от тех, у которых было свободное время, чтоб задуматься.

Тяга к свободе всегда сверху. А толпу, поддавшуюся великому порыву, всегда при первых же трудностях опять тянет назад, в мир, где «колбаса за два двадцать». Да, Моисей шел к своему народу сверху. И эта случайность была не случайна. И будучи «наверху», он шел к истине через учебу. В книге записано: он так интенсивно учился, как будто у знаний есть предел, и он к нему стремился. Он не знал еще, но он двигался в направлении Истины. И он не знал еще, что обретенная Истина снижается до Закона, что безбрежную свободу Истины невозможно нарушить, в то время как Закон можно и не блюсти. И опять коллизия святого и греховного. К Истине через знания, свободу и простор мыслей. К Закону с его ограничениями, запретами, но которые и способствуют сохранению Общества, Народа и части Истины. А о степени важности сохранившейся части нам не дано судить.

Какие парадоксы в нашей жизни! Моисей через убийство ушел из богатства и неги к свободе и лишениям. От подобострастия окружающих к любви в пустыне. Через суровость Б-га понял уровень любви. Понял, что без свободы и выбора быть не может любви. (У Адама и Евы не было выбора и, стало быть, не было любви, а лишь необходимость, порожденная грехом неразрешенного познания.) Наверное, и Б-г, изначально обреченный на одиночество (кем? собой?), нуждался в любви, потому Ему и понадобился Мир, Вселенная, Человек – чтобы было кому любить Его.

Книга об Исходе. Возможно, о первом Исходе. В пути, в пустыне сложилась бездомность народа. Истина была открыта Моисею, а Народ получил Закон. И начались исходы: Вавилон, Испания, Англия, Украина, Германия, Россия... Получившие Закон в пути, они не были готовы к оседлой жизни на Земле Обетованной. Но посеянная Моисеем тяга к свободе, не принимаемая «чужими» в народах очередных стран обитания, создавала ситуации Холокоста или «предхолокоста» и... опять исход. Первый Исход выстроил новое мировоззрение, обрел идею Б-га, мысль Б-га, действенную абстракцию. Может быть, истинный Б-г без объемности, без «имиджа» – «субстанция», породившая материю и все вытекающее из нее. Может, Б-г потому избрал народ сей, что тот позволил себе невероятную смелость и бесшабашность: оставить относительно беспечную жизнь в защищенном рабстве – в угоду тяжелой, полной страха и забот свободы в неизведанной и угрожающей пустыне. (Кстати, та же угрожающая и неизведанная обетованность, как после первого Исхода, так и ныне – при попытке возродить Народ на Земле без рабства.) И в пустыне принес Моисей Закон... непосредственно от Б-га. И действительно, вот уж не знаю, мог бы человек сам, находясь на уровне цивилизации того времени, создать Великую Книгу? Родить те заповеди, которые ныне освещают сегодняшнюю цивилизацию? Ибо и до сей поры человек не в состоянии соблюсти хотя бы столь простую заповедь, как «не убий», не в борьбе даже, а в мирных перипетиях судебной процедуры.

Первый Исход. Весь народ удрал, ушел от внешнего рабства. Но самое страшное рабство – внутреннее, въевшееся во все поры душ, тянущее в квазибеспечность общества «колбасы за два двадцать». Тут без Б-га не управиться. И Он пришел, избрав Моисея своим первым пророком. Но до сих пор это внутреннее рабство остается предметом борьбы Б-га, Моисея. Внутреннее рабство во всем, в том числе и ксенофобия – у Моисея жена темнокожая. Смотрите, читайте, думайте.

Обо всем – и об этом книга... И об этом книга.

Книга и о вечности человеческих конфликтов. Как проста логика рождения, мягко говоря, неприязни: им, хабиру (евреям), плохо, а значит, они завидуют, хотят на нас паразитировать, обкрадывать нас, уничтожить. А мы, мол, должны их опередить.

И вспоминается якобы имевший место диалог в дореволюционной Государственной Думе.

Пуришкевич:

– Господа! Евреев надо бить.

Левая оппозиция возмущенно:

– Почему?!

Пуришкевич:

– Потому, что они нас ненавидят.

– Почему? – не унимается оппозиция.

И с железной логикой ответ:

– Потому что мы их бьем.

 

Сотворил Б-г человека по образу Своему и подобию. Но все ж не по материальному подобию, ибо нельзя и невозможно воссоздать божественную «субстанцию». Создатель творил духовное подобие. Дал свет в руки избранному Им народу, чтобы понес он идею монотеизма, Б-га мысли и абстракции другим народам, принявшим и поверившим в этот основной Закон. Закон, который покорил не только думающих, но и полонил толпу, породил в ней эдипов комплекс, гоняющий хабиру из места в место, из времени во время. И через страдания, холокосты, исходы несет народ и передает другим тот Свет, что когда-то обрел в пустыне.

Нет, не случайно эта книга родилась на русском языке, где слово «человек» и есть лицо времени, ЧЕЛО ВЕКА. На языке места сегодняшнего исхода. Ах, эта прочтенная мною сейчас книга! Как вечны и похожи конфликты, как одинаковы фараоны в своем злобном неприятии непонятного им, непонятого, мешающего властвовать.

Эта книга – напоминание и предупреждение. Холокосты и исходы пока еще вечны. Холокост – модель могущего произойти со всеми, с миром. Холокост обычно обрушивается и на породивших его... И почему Мир еще не содрогнулся в страхе за всех, за себя?

Кто я такой, чтоб оценивать только что прочтенную книгу? Я еще не дорос до нее. Я вот только про то, что родилось во мне в ответ.      

 

<< содержание

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

E-mail:   lechaim@lechaim.ru