[ << Содержание ] [ Архив ] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2002 КИСЛЕВ 5763 – 11(127)
ПРОСТО ОТКРЫТЬ ДВЕРЬ
Пророк Ишаяу сказал:
«Ищите Г-спода, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко» (55:6)
Как понимать эти призывы пророка: как две поэтические редакции одного и того же стремления к Б-гу? Или у них разное содержание? Еврейские мудрецы придерживались второго мнения. Они считали, что речь тут идет о двух типах отношений со Всевышним. В первом случае Б-г кажется далеким, и поэтому человек прилагает усилия, чтобы найти Его, приблизиться к Нему.
Совершенно другая ситуация во втором случае: человек ощущает близость Всевышнего, и потому Его не надо искать – Он рядом.
Можно предложить такую аналогию. Одно дело, когда человек, преодолевая огромные трудности, попадает в царский дворец; и совершенно иное дело, когда царь сам выходит из дворца и общается с народом.
Всевышний всегда близок к человеку, хотя и не все сознают это. Однако есть моменты Его особой близости – когда Он выходит из дворца. Такой день – Йом Кипур: день покаяния и прощения. Это – самое благоприятное время для наших молитв.
Расскажу вам притчу. У одного царя был любимый сын. Он вырос и захотел жить независимо от отца: отправился в далекую страну, женился, завел себе дело и вспоминал об отце и стране своего детства все реже. Отец писал ему письма, но у сына как-то не оставалось времени отвечать. Он был очень занят, много работал, у него была большая семья, он уставал. В сущности, он был неплохой человек и даже по-своему любил отца. Иногда он думал: сегодня надо бы непременно ответить, но всегда находилось какое-нибудь неотложное дело.
А отец писал ему длинные письма и каждый день с надеждой заглядывал в почтовый ящик. Однако сын не отвечал. Отец приглашал его в гости: приезжай, пожалуйста, приезжай один или со всей семьей, я буду рад видеть вас, я скучаю. Но и на это сын не отвечал.
И тогда отец решил сам навестить сына. Он дал ему телеграмму: когда приедет, какой поезд, какой вагон. И пустился в далекий путь. Всю дорогу он мечтал, как обнимет сына. Поезд остановился на маленьком полустанке, когда смеркалось. Перрон был пуст. Сын не пришел. И из жителей никто не пришел, хотя цари никогда до сих пор не посещали эту глухомань. Может быть, тамошние жители ничего не знали, а скорее всего были просто нелюбопытны.
Местечко было далеко от полустанка, и не было не то что кареты – даже подводы. Так что старый царь пошел пешком по разбитой проселочной дороге и дошел до местечка уже ночью. Он нашел дом сына и постучал. Никто не ответил. Он постучал сильней.
– Кто там? – раздалось из-за запертой двери.
– Это я, сынок, – произнес отец.
– А, это ты, – ответил ему сонный голос. – Но ведь я уже лег спать, устал, крутился весь день. Ты уж извини. Переночуй в гостинице, а завтра увидимся.
... Даже и не знаю, встретились ли они назавтра: ведь у сына, как всегда, была масса неотложных дел.
Это очень характерная история. Многие люди не в состоянии искать Б-га: ведь они очень заняты. И тогда Он в Своем милосердии Сам приходит к нам. Он стучится в двери нашего сердца и говорит: «Это я, сынок». Он не ломает двери, не навязывает Себя – тихо стучится. Все, что от нас требуется, – это открыть двери. Просто встать, открыть двери и пустить Его в нашу жизнь.
Легче всего сделать это именно в Йом Кипур.
Был такой хасидский праведник Мендл из Коцка. Когда его спрашивали:
– Ну, и где твой Б-г?
Он отвечал:
– Там, куда мы Его пускаем.
Главный раввин России Берл Лазар
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru