[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2002 ХЕШВАН 5763 – 10 (126)
Прогулки по Новодевичьему
Соломон Кипнис
Продолжение. Начало в №113 – 118, 123
Стихи спасали жизнь
После года допросов, пыток еврейский поэт, драматург, переводчик Галкин Самуил Залманович (1897 – 1960), арестованный по делу Еврейского антифашистского комитета, членом президиума которого он состоял, был осужден на 10 лет лагерей.
В сибирской шахте, обращаясь к оказавшемуся с ним на каторге поэту Сергею Спасскому, Галкин говорил, что только тот может помочь ему выжить:
– Хотите, чтобы я не умер, тогда читайте каждый день хотя бы по строфе, хотя бы по строке, которой я не знаю. Не обязательно свое – читайте мне чужое.
А еще продолжал поэт-каторжник Галкин сочинять стихи. И загонял их в память, в память. Ведь только она могла хранить все это: заключенные не имели прав даже на клочок бумаги.
Шли годы. Исчезала надежда на освобождение. Да и память не безгранична – он практически уже «исписал» ее всю. Осознав это, Галкин стал искать выход.
И он нашел... заключенного, знавшего идиш.
Теперь тот стал со слов поэта заучивать его стихи.
...После пяти лет заключения Галкина освободили, реабилитировали. И оставшиеся несколько лет жизни он – больной, измученный – отдал поэзии.
Когда хоронили Галкина, к поэту Льву Озерову на кладбище подошел бородач в ватнике и спросил:
– Вы не родственник? А если нет, то
не знаете ли вы родственников покойного и, может быть, близких друзей?
– Я не родственник. Друг. Переводчик. Чем могу вам помочь?
– Я привез с собой много стихов, продиктованных Галкиным мне. Я запомнил их наизусть. Я – его рукопись, – сказал бородач.
Человека в одежде зэка Озеров познакомил с женой и детьми умершего. Они долго сидели за столом и говорили о Галкине.
И бывший каторжник продиктовал много строк, что составили цикл «Майн ойцер» – «Мое наследие» – посмертная книга стихов.
Зэк читал неписаную книгу, и Самуил Галкин оживал в своих стихах, как сказал Лев Озеров, «отточенных горем до алмазного блеска и остроты».
...На могилу мужа скульптор Галкина Мария Самуиловна (1897 – 1965) поставила памятник своей работы. Теперь и она покоится здесь.
(8-6-15).
Очищайтесь от евреев и как можно скорее!
Перед вами – докладная записка на имя секретарей ЦК ВКП(б): «О подборе и выдвижении кадров в искусстве.
В течение ряда лет во всех отраслях искусства извращалась национальная политика партии. В Управлении Комитета по делам искусств и во главе учреждений русского искусства оказались нерусские люди (преимущественно евреи)... В Большом театре... руководящий состав целиком нерусский... Такая же картина в Московской государственной консерватории, где директор – Гольденвейзер, а его заместитель – Столяров (еврей). Все основные кафедры консерватории возглавляют евреи (Цейтлин, Ямпольский, Дорлиак, Гедике, Пекелис, Фейнберг). В Ленинградской государственной консерватории заместитель директора – Островский, руководители кафедр – Штейберг, Эдлин, Гинзбург...
В музыкальной критике тоже засилье евреев. Наиболее активно в печати выступают – Рабинович, Гринберг, Коган, Шлифштейн, Житомирский, Цуккерман и другие. Они замалчивают концерты русского пианиста Софроницкого и дают пространные статьи об Э. Гилельсе, Ойстрахе и других. Во главе отделов литературы и искусства центральных газет также много евреев.
Учитывая изложенное, Управление пропаганды и агитации считает необходимым рекомендовать Комитету по делам искусств следующее: разработать мероприятия по подготовке и выдвижению русских кадров; провести уже сейчас частичное обновление руководящих кадров в ряде учреждений искусства».
На документе стоит дата... 17 августа 1942 года!
В это трудно поверить.
Страна истекает кровью в борьбе с фашистской Германией, в рядах Красной Армии сражаются 500 тысяч евреев (около 200 тысяч из них отдадут жизнь за Родину), а в это время готовятся директивы, насаждающие государственный антисемитизм.
Подписали этот гнусный документ двое:
Александров Георгий Федорович (1908 – 1961). Философ. Карьеру сделал стремительную: в 38 лет – академик, с 1940-го по 1947 год руководил Управлением агитации и пропаганды ЦК партии, один из главных борцов с «космополитами», был у вождя в фаворе – получил две Сталинские премии. Семь лет директорствовал в Институте философии Академии наук СССР, затем оказался на высоком государственном посту – министром культуры СССР. Но не надолго...
Кутежи и развлечения с актрисами в дачной обстановке в компании с другими представителями номенклатурного бомонда получили такую огласку, что Центральному Комитету пришлось направлять в партийные организации закрытое письмо об аморальном поведении группы руководящих работников.
Историк Рой Медведев написал об этом просто и ясно: Александров содержал «частный бордель». А в народе родился свой фольклор: «Александров доказал единство формы и содержания: когда ему нравились формы, он их брал на содержание».
Александрова, конечно, освободили от должности министра, вывели из кандидатов в члены ЦК, дали взыскание по партийной линии и отправили работать в Институт философии и права, но уже не в Москве, а в Минске.
(8-6-7)
Зуева Татьяна Михайловна (1905-1969). Деятель значительно более низкого ранга. Но все-таки: заведующая отделом культурно-просветительных учреждений Управления агитации и пропаганды ЦК ВКП(б), заместитель председателя Совета Министров РСФСР, и тоже министр культуры, но РСФСР.
(7-8-5)
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru