[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2002 ТИШРЕЙ 5763 — 9 (125)

 

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

Имануэл Шохат

Очисти помыслы наши,

дабы мы могли чистосердечно служить Тебе, ибо Ты – Элоким Эмес (Истинный Б-г)

и Твое слово истинно и вечно.

Благословен Ты,

Г-сподь, Властелин Земли.

Литургия Рош а-Шона

 

 

Для литургии высоких праздников характерны ключевые слова и фразы, подчеркивающие значение этих дней. Одним из таких ключевых является слово «Властелин». Ибо в праздник Рош а-Шона мы вновь подтверждаем абсолютную, суверенную власть Г-спода, Владыки Вселенной. Рош

а-Шона – это день рождения человечества. В этот день были созданы Адам и Хава, именно тогда было явлено Б-жественное свойство «царственной власти».

Каждый праздник Рош а-Шона обновляет и утверждает это свойство, исходя из которого Г-сподь судит Свои создания. Таким образом, мы признаем Его всевышнюю власть и покоряемся ей, молясь о том, чтобы предстоящий год был по-настоящему счастливым.

Другое ключевое слово – «Истина». Истина означает безусловное согласие с предстоящим, глубокое убеждение, отражающее соответствие с реальностью. Упор, который в эти дни делается на Истину, призван исключить всякое приспособленчество и лицемерие. Определение «Властелин» указывает на реальность Создателя и Верховного Существа. Определение «истина» относится к нам самим – имеется в виду,

что мы отчетливо сознаем свою собственную реальность и свой статус.

Соотношение между этими двумя определениями абсолютно ясно. Недостаточно просто поклоняться Г-споду Б-гу и признавать Его власть и превосходство. Нужно искренне претворять в жизнь все, что подразумевает Рош а-Шона: если

Б-г – Владыка Вселенной, если все блага жизни – здоровье, наши средства к существованию и наше счастье зависят от

Б-га и мы подтверждаем это, являясь перед Ним в Судные дни, – значит Он – наш Владыка и Тот, кто питает нас круглый год. Если мы искренне верим: Б-г слышит и видит нас, следит за нами и внимает нам, то это касается не только сезона праздников или поры, когда испытываем нужду в чем-то, – это происходит всегда!

Наши мудрецы отмечали, что на иврите слово «правда» (эмес) состоит из трех букв: алеф, мем и тов. Это первая, средняя и последняя буквы еврейского алфавита. «Эмес» означает последовательность – от самого начала, через середину и до самого конца. Последовательными и должны быть наши отношения с Б-гом, наши отношения с другими людьми, наше отношение к самому себе. Человеку свойственно заблуждаться, но сознательная непоследовательность, своевольный отход от правильного пути – это лицемерие, которое может быть приравнено к безнравственности. Если мы хотим, чтобы другие относились к нам благожелательно и были честны с нами, если надеемся, что наши дети будут стремиться к высоким идеалам, то эти качества мы должны демонстрировать в собственном поведении. Мы сами должны задавать тон своим поведением, доказывая свое стремление к идеалу.

Рош а-Шона позволяет нам перевернуть страницу нашей жизни, сказать: «что прошло, то прошло» – и начать все сначала. Однако из этого не следует, что такой поворот можно сделать наспех: нельзя подкупить Г-спода, помолившись на скорую руку и раздав милостыню, чтобы гарантировать себе благоприятный «приговор», а спустя некоторое время вернуться к прежним грешным привычкам. Верховный Судия Рош а-Шона и Йом Кипура всегда одинаков, в любой день недели. По этой причине мы в начале нового года столько внимания уделяем необходимости держаться правды: это делается для того, чтобы мы прониклись необходимостью всегда придерживаться истины. Ибо Истина, как учит наша традиция, – это синоним Г-сподней Торы, которая содержит Его руководящие указания во всем, что касается нравственности человека, – по сути дела, это синоним, означающий самого Всевышнего. Сознательное понимание Истины и приверженность Истине в начале нового года определяет направление на все последующие дни и месяцы.

Обмануть других и извлечь из этого выгоду сравнительно легко. Однако в конечном счете это обернется против обманщика: обман рвет в клочья ткань социальных связей. Еще хуже нечестности в отношении других – обманывать самого себя. Склонность закрывать глаза на истину, склонность к лжи и лицемерию, склонность к самообману, подводить рациональную основу под эту ложь и оправдывать себя – это страшные пороки, которые разъедают человеческую природу.

Шофар в Рош а-Шона провозглашает обновление всего человечества и каждого человека. Шофар провозглашает, что мы коронуем Г-спода как нашего Верховного Владыку. Он напоминает нам о том, что наша позиция, наше сознание, наша преданность Истине в день, когда обновляется история всего человечества и каждого отдельного человека, определяют наше будущее. По сути дела, наша судьба в наших руках. Поэтому конечный смысл этих праздников выражен в молитве о том, чтобы Отец наш Небесный открыл наши глаза и сердца для постижения истины, дал нам силы жить по правде. А все остальное приложится – все материальные и духовные блага проистекут из этого сами.

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru