[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2002 ТИШРЕЙ 5763 — 9 (125)

 

Источнику великой ненависти пора иссякнуть

 

Предлагаемое вашему вниманию полемическое письмо читателя редакция передала автору вызвавшей его статьи. Публикуя письмо и ответ на него, мы надеемся, что откровенность оппонентов послужит истине, взаимопониманию и преодолению предрассудков. Пора же, наконец, иссякнуть источнику «великой ненависти»!

Вашем журнале за ноябрь 2001 года я прочитал большую статью некоего Лазаря Флейшмана «У неиссякаемого источника великой ненависти». Вас, возможно, удивит мое письмо. Дело в том, что я по национальности русский, а по вере – православный христианин.

Еврейским вопросом я интересуюсь всерьез: не читаю разные параноидальные газеты и брошюры наших «еврееведов», а пытаюсь добраться до истинных корней «великой ненависти» между евреями и теми народами, среди которых они живут.

И я не могу промолчать по ряду причин: во-первых, в этой статье написано столько неправды, что просто диву даешься! Во-вторых, именно такие статьи не только не способствуют прекращению «великой ненависти», но наоборот, как бы это сказать, «подливают масла в огонь».

Начну по порядку. Зачем Флейшман взял для разбора совершенно шизофреническую статью некоего А. Мельского? Прежде всего – кто этот Мельский? Кого он представляет? Сборище каких-то ненормальных, у которых нет ни почвы под ногами, ни ясности в голове.

Почему бы Флейшману не взять серьезное исследование, посвященное евреям (пусть даже с антисемитским уклоном, но непременно серьезное!)? Это могли бы быть труды Розанова, Карсавина, Л. Гумилева, Бренье, о. Андрея Кураева и т. д. Нет, почему-то Флейшман берет какого-то неадекватного человека и делает из его писанины вывод: вот, дескать, какие дикари наши противники! А на самом-то деле все глубже, тоньше и гораздо сложнее.

Мельский – враг иудеев, это ясно, но он не менее злейший враг христиан – это тоже ясно. Может ли быть иначе, если основатель христианства был по национальности еврей? Выпады Мельского в наш адрес просто возмутительны, он своими писаниями поставил себя вне Церкви. Я не буду говорить о Мельском как о богослове. Саму же богословскую сторону вопроса о взаимоотношениях христиан и иудеев нельзя не затронуть.

Начнем с того, что христианам антисемитизм не присущ. Пример: почему возник Холокост? В результате чего? Да именно в результате того, что христианство к тому времени из Европы ушло (см. статью В. Розанова «Вынос кумиров»). На место ушедшего христианства пришла истребительная, человеконенавистническая идеология фашизма. А могло ли быть иначе? Впрочем, это уже тема для другого разговора, я лишь замечу: если уходят Истина и Добро, там немедленно воцаряются Ложь и Зло (под тем или иным видом). Современные антисемиты почти все (за редким-редким исключением) исповедуют атеизм. По нашей вере, атеизм – религия дьявола. А можно ли от последователей дьявола ждать какого бы то ни было добра? Для христиан ли, для иудеев ли? Ответа, я думаю, не требуется...

Теперь перейдем к Евангелию. Лазарь Флейшман обвиняет в антисемитизме апостола Иоанна Богослова. Он пишет: «в синодальном издании Библии рекомендуется начинать изучение Библии не с Ветхого Завета и даже не с первого Евангелия от Матфея, а с процитированного четвертого Евангелия от Иоанна, ибо оно – самое антииудейское».

Я за свою жизнь держал в руках множество экземпляров Библии (десятки наверное!), но ни в одном из них я не нашел этой самой рекомендации, о которой сообщил Флейшман. Тут у меня появляется подозрение: а не есть ли эта рекомендация просто фантазия г-на Флейшмана? Это первое. Теперь второе: если по утверждению Флейшмана «Евангелие от Иоанна – самое антииудйское», то как с этим примирить слова вашего Великого Соплеменника: «Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся: “ибо спасение от иудеев”» (Евангелие от Иоанна, 4:22). Замечу, что этих слов нет у других «менее антииудейских», по слову г-на Флейшмана, евангелистов. А как в этом Евангелии описаны фарисей Никодим, Мария Магдалина, Иосиф Аримафейский, исцеленный слепец?! Сколько добрых и нежных строк о представителях вашего народа! Но все забыл, все закрыл г-н Флейшман при помощи штампа: «антииудейское Евангелие».

Теперь что касается слов Иисуса Христа: «Отец ваш – дьявол и т. д.» Этот текст надо употреблять крайне осторожно. Дело в том, что, во-первых, эти слова обращены к «неверующим» евреям, то есть они приложимы к неверующим вообще, в том числе и к русским. Во-вторых, христианские писатели в своих толкованиях придают этим горьким словам совсем не тот смысл, что извлекает из них г-н Мельский и иже с ним. Пример: св. Макарий Египетский говорит: «Слова “отец ваш дьявол’’ приложимы ко всему грешному роду Адама». Св. Иоанн Златоуст: «Горе тебе, человек, Сам Христос назвал тебя сыном дьявола»!

А взгляды г-на Мельского (Б-г Ветхого Завета и Б-г Нового Завета – разные боги) церковь осудила с самого начала. Другой ваш соплеменник сказал: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим., 3:16). Под словом «Писание» он разумел только Ветхий Завет, ибо Нового тогда еще не было. Он был только в стадии написания. И мне просто непонятно, для чего и из какого сундука извлек г-н Мельский этот хлам?

А приписывать евреям антисемитские выпады просто смешно. Напомню, что все Евангелисты и Апостолы (за исключением Луки, он был нееврей, но иудей) были евреями.

Пойдем дальше. Христиане никогда не упрекали иудеев за то, что те соблюдают Моисеев Закон, но христиане постоянно упрекали иудеев за то, что они этот Закон не соблюдают. За то, что иудеи подменили Тору Кабалой и Талмудом, которые ну ничуть не похожи на тот закон Моисея, что известен всем.

Да, христиане убивали иудеев. Но ведь и иудеи убивали христиан. Да, представьте себе! Нет, я не стану говорить о младенцах, убитых с ритуальной целью (об этом ниже!), я буду брать абсолютно достоверные факты истории: в 115 году восставшие иудеи уничтожили на Кипре множество христиан (счет на тысячи!), во времена восстания Бар-Кохбы в 133-135 году иудеи во множестве избивали христиан в Палестине (тоже счет на тысячи), в 939 году хазарский царь Иосиф «низверг множество необрезанных» – историки поясняют: перебил всех христиан, что жили на территории Хазарского каганата (опять-таки счет на тысячи!).

А вот конкретные случаи: когда иудеи избивали христиан на юге Аравии в начале VI века, то с ними пострадал св. мученик Арефа (память 6 ноября), в XI веке иудеи замучили св. Евстратия Печерского (память 10 марта). Л. Н. Гумилев говорит, что это не единственный случай (см. «Древняя Русь и Великая Степь»), да зачем ходить так далеко? Св. благоверного царя Николая II убил человек, которого звали Янкель Юровский.

Вот я привел исторические факты. Как же их не разглядел г-н Флейшман? Итак, мы видим, что, несмотря на множество уверений со стороны иудеев, что они «христиан никогда не убивали», такие случаи все же имели место.

Да, христиане убивали тех своих собратьев, что перешли в иудаизм, однако требование убивать христианина, принявшего иудейство, у нас законодательно не зафиксировано. Вот передо мной лежит Кормчая Книга (это основной Свод Законов Православной Церкви), так вот там нет ни слова о том, что надо налагать уголовные наказания на вероотступников, кроме, разумеется, отлучения их от Церкви. Отлучение от Церкви (у православных христиан) не есть активное пожелание зла (в отличие от католиков).

А вот что касается иудеев, то их законы предписывают карать вероотступников крайне жестоко. И удерживает их от жестокости только гражданская власть. Представить нельзя, что-бы началось, если бы власть в стране (все равно какой) перешла в руки раввинов! В 1995 году был убит премьер-министр Израиля Ицхак Рабин. Следствие установило, что руки фанатика-убийцы направляли раввины, ибо по их мнению Рабин совершил ряд преступлений религиозного характера. В 1994 году эстремист-иудей открыл огонь из винтовки по мусульманам, которые после молитвы выходили из хевронской мечети. Погибло 40 человек. Это факт! Тут никуда не деться!

Откроем Тору: «Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египетской» (Втор., 10:19). Это известно всем. А теперь откроем Талмуд: «за убийство язычника еврейский суд не наказывает» (трактат Сангедрин), «если язычник убил язычника или убил еврея, он отвечает, а если еврей убил язычника, он не отвечает» (трактат Авойда Зора). Вот эти строки известны далеко не всем.

Я своими ушами слышал в синагоге, как раввин толковал законы Талмуда: «Если мы видим какой-либо алтарь, то мы обязаны его разорить. Но, к сожалению, гражданские законы являются для нас препятствием». Я еще раз напоминаю, что у христиан таких повелений относительно иноверцев нет (см. Кормчую Книгу).

Да, сейчас иудеи не делают ничего плохого, но мы очень опасаемся, что они это плохое могут сделать, получи они такую возможность. Талмудические правила ведь никто не отменял.

«А для иудея, правоверного еврея, нет священных текстов выше Торы», – пишет Лазарь Флейшман. Так ли на самом деле? Не лукавит ли он? Передо мной трактат Талмуда «Пиркей Овойс» с комментариями раввина Пинхаса Кегати. Издание 1990 года. Он там рассуждает так: Слова Танаха «Ласки твои слаще вина» надо понимать следующим образом: вино – это слова Торы, а ласки – это слова Талмуда. Иначе говоря – Талмуд выше Торы. Вот это-то нас, христиан, и возмущает. Талмуд учит: «еврей всегда вправе нападать на христианина и убивать его вооруженной рукой» (трактат Авойда Зора). Великий Маймонид поучает: «запрещается чувствовать сожаление к неверному, когда видишь его тонущим в реке или погибающим. Если он близок к гибели, не должно его спасать» (комментарий к трактату Авойда Зора). Вот что возмущает христиан, а совсем не то, что евреи не едят свинину и совершают обрезание.

Случайно напал на «Балладу» Лермонтова («Куда так проворно, жидовка младая?») Я не буду пересказывать сюжет, можно найти это стихотворение в любом сборнике. Ну что? Ну почему Лермонтов его написал? Какие наблюдения из жизни заставили его сделать это? Конечно, можно воскликнуть: «Средневековый фанатик! Черносотенец! Антисемит! Такого быть не могло! В Торе написано, и т. д. и т. п.» Да в Торе-то написано, но как толкуют эти слова раввины? Вот в чем вопрос!

Странно выглядят требования евреев принести им извинения за те обиды, что причинили им наши предки 500 лет назад. Вообще, разобраться в ошибках 500-летней давности очень и очень трудно. Тем более, что и евреи нанесли нам обид не так уж мало (см. выше). И кто кому нанес их больше, теперь не подсчитать. Повышенная же обидчивость евреев понятна, ибо Талмуд учит: «Евреи более приятны Б-гу, нежели ангелы». То есть как вы, христиане, смели обидеть тех, кто более ангелов приятен Б-гу?! Страдания еврея ценятся в еврейских глазах во много раз дороже, чем страдания, скажем, русского или украинца; ведь неевреев Талмуд попеременно сравнивает то с собаками, то с ослами, то со свиньями.

Продолжаю. Зачем Флейшман повторяет дурацкую и нелепую басню о том, что Михаила Андреевича Достоевского убили крестьяне? Любой школьник теперь знает, что Михаил Андреевич умер своей смертью, умер от инфаркта и никто его не убивал. Зачем же повторять клевету на отца великого русского писателя, клевету уже 25 раз опровергнутую и отвергнутую?! Чужой-то сучок в глазу

г-н Флейшман видит, а вот бревна в своем собственном явно не замечает (по слову его Великого Соплеменника) или не желает заметить.

Что касается обсуждения моральных качеств Ветхо- и Новозаветных святых. Праотец Иаков – святой и кн. Владимир – тоже святой. Таковыми их признала Церковь. Обсуждать, какой святой более грешен, – просто кощунство!

Абсолютно не зная русской истории, г-н Флейшман повторяет присказку из советских учебников о том, что-де «Русь крестили огнем и мечом».

Разговор о крещении Руси – тема совершенно особая, сложная, неоднозначная. Об этом надо говорить и говорить, и я не считаю возможным выразиться одной фразой: «Русь крестили огнем и мечом». Такое объяснение этого исторического события есть ну полное его непонимание. Я, повторяю, не могу разрушить это непонимание при помощи нескольких фраз – нужны страницы и страницы.

Два слова о том заявлении г-на Флейшмана, будто бы 30 тысяч русских исповедовали некогда иудаизм. Я не думаю, что это заявление соответствует истине. Во-первых, выше я уже показал, что г-н Флейшман ради красного словца способен солгать, он в своей статье делает это неоднократно. Раз он солгал раз, два, три, то что ему помешает солгать в четвертый раз? Во-вторых, я прочитал не одну книгу по истории Русской Церкви и по русской истории вообще. В этих монографиях подробно разбираются ереси стригольников, скопцов, хлыстов, молокан и т. д. Людей, вовлеченных в эти ереси, было ничтожно мало – сотни, ну, может быть, 1-2 тысячи. Но сведений о том, что 30 (тридцать!!!) тысяч русских когда-либо исповедовали иудаизм, я не встретил нигде, ну просто нигде! В-третьих, нееврей практически не может стать иудеем. Правда, Тора не закрывает для нееврея дверь в иудаизм, но эту дверь наглухо закрыл Талмуд. Прозелитов Талмуд именует «проказой Израиля». В доталмудические времена известно множество случаев обращения в иудаизм неевреев (см. Книги Руфь и Юдифь), еще можно вспомнить целое Адиабенское царство, где было множество иудеев-неевреев, да вот еще евангелист Лука был греком по национальности, однако исповедовал иудаизм. Но Талмуд, повторяю, смотрит на прозелитов, как на людей второго сорта, если не ошибаюсь, там говорится, что только через 28 поколений прозелит становится полноценным иудеем. Да и сейчас, сегодня, я сам видел в синагоге приглашение на обрезание, и в этом объявлении говорилось, что обрезание совершается лишь над теми, кто может документально подтвердить свое еврейское происхождение. В-четвертых, Любавичский Ребе говорил: у нас нет задачи обращать иные народы в иудаизм.

Вспомнишь тут слова вашего Великого Соплеменника: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите, и хотящих войти не допускаете» (Евангелие от Матфея, 23:13). Это вам очередной упрек, что вы Тору подменяете Талмудом. Вообще, ваш Великий Соплеменник свое несогласие с иудаизмом выразил такой фразой: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Евангелие от Матфея, 23:2,3).

Мы, христиане, взяли из Торы главное, отбросив культово-обрядовую часть, именно то фарисейское крючкотворство, что ставило препоны на пути в Царство Небесное. Иудеи же поступили с Торой наоборот: выбросили главное, подменив заповеди Б-жии «преданиями старцев». Например, заповедь «Не убий» вы трактуете весьма вольно. Я раньше твердо верил, что ритуальных убийств у иудеев, конечно же, нет. Но теперь я открыл многое, что поколебало мою уверенность. Вот тут вышла книга «Кровь в верованиях и суевериях человечества». Это сборник статей, многие статьи глупые и лживые, но есть и очень даже занятные материалы. Там помещен целый перечень (начиная с IV века) убийств, совершенных иудеями. Бесспорно, что многие факты лживы, но не все же! Там приводятся случаи убийств и из недавнего прошлого, и те, что были доказаны в процессуальном порядке. Тут есть еще один важный пункт: над нами, христианами, в Римской еще империи долгое время тоже тяготел «кровавый навет». Но ведь когда убедились, что он ложен, то его отклонили. Но почему же над иудеями этот навет висит и висит? Ну уж за две тысячи лет должны же были разобраться, и, если обвинения были бы ложны, то вам бы их больше не предъявляли. Значит, этот «кровавый навет» не лишен некоторых оснований, значит, что-то все-таки есть. Тут встречаю целое рассуждение о том, что иудеи занимаются ворожбой и колдовством (Тора: «Ворожеи не оставляй в живых»), о том, как пражские раввины-кабалисты создали Голема-гомункула (XVII век). Но это Б-г с ним, с Големом-то. Но дальше читаю: рабби Лев однажды спас юношу, предназначенного для превращения в терафим. (Антоненко С. Встретить Голема. «НГ-религии», 25. 08. 1999.) Вот г-н Флейшман отрицает наличие ритуальных убийств у иудеев, тогда пусть он прокомментирует этот текст.

Я же только теряюсь в догадках и не знаю, что по этому поводу думать...

Продолжаю. Флейшман упрекает Греко-Российскую церковь за преследование раскольников, даже гениального Солженицына он привлекает на помощь. Тут опять ошибка. Этот гипноз, в который погружены многие люди, возник благодаря советским учебникам и научно-атеистическим лекциям, на которых лекторы из кожи вон лезли, только бы сказать какую-нибудь гадость о Церкви. Раскольников по-настоящему преследовала только царевна Софья Алексеевна, Петр I гонения на раскол свернул. Как жили раскольники дальше? Как и все люди. Если не верите мне – отсылаю вас к роману П. Мельникова-Печерского «В лесах», там быт русских раскольников обрисован достаточно полно и ярко. Зачем же извлекать со свалки изъеденный червями миф о тысячах замученных раскольниках? Опять ради красного словца?

      

Слева: парные скульптуры на наружной части Бамбергского кафедрального собора. Германия. Конец XIII века.

Справа: парные скульптуры на фасаде церкви Св. Северина. Франция. 1264 год.

Парные женские статуи на готических соборах Европы символизировали триумф христианской церкви и падение синагоги.

 

***

Да, конечно же, ненависть – не самое хорошее чувство. Ненависть опустошает и скукоживает человеческую душу, ненависть, наконец, лишает разума. Но и ненависть бывает разная. Ненависть, возникающая стихийно, как реакция на обиду, несправедливость, оскорбление; и другая ненависть – обдуманная, возведенная в жизненный принцип, ненависть, получившая религиозную санкцию, ненависть, которую человек осознает как нечто положительное.

Ненависть и проявляется по-разному: открыто, бурно, громко; и есть ненависть, которая искусно утаивается, прячется, но все растет и растет.

Тут опять же слова Талмуда: «Чтобы лучше обмануть неевреев, еврей может посещать их больных, хоронить их покойников, делать добро их бедным, но все это должно быть делаемо, дабы иметь покой и чтобы нечестивые не делали зла евреям» (трактат Гитин).

«Поклонись гою, чтобы быть с ним в мире, чтобы сделаться ему приятным и тем избегнуть неприятностей» (там же).

Раввин Бакаи поучает: «Еврей должен казаться вежливым относительно нечестивых, пусть он оказывает им почтение и говорит: “Я люблю вас” (...), но это дозволено лишь в том случае, если еврей имеет нужду в нечестивом, или имеет основания его опасаться; в противном же случае это является грехом». А вот еще очень ценные наставления: «Гои – ничто иное, как семя скотское» (трактат Иевомойс).

«Вы все евреи, вы люди, а прочие народы не люди, так как их души происходят от злых духов» (очень хорошее наставление! Им мы обязаны раввину Менахему). А вот великий Маймонид: «приказывается убивать и бросать в ров погибели всех изменников Израилю, подобных Иисусу из Назарета и его последователей». Чрезвычайно любвеобильные слова!

«Если ты вытащишь гоя из ямы, в которую он упал, то этим ты поддержишь человека в идолопоклонстве» (трактат Авойда Зора). Нет, ну до чего же миролюбивая и любвеобильная религия иудаизм!

«Проливающий кровь гоев приносит жертву Б-гу» (Бемидбар Раба). Да не отсюда ли берет исток «кровавый навет» на иудеев?!

«Подобно тому, как можно со спокойной совестью убить дикого зверя и завладеть его лесом, так же можно убить или изгнать гоя и завладеть его имуществом» (трактат Бава Басра). Теперь я все больше и больше понимаю причины великой ненависти между евреями и неевреями!

Напомню, что эти наставления и поучения до сих пор никто не отменил и не осудил, для иудеев они до сего дня являются религиозной и юридической нормой.

Как же все это непохоже на Тору, на Великий закон Моисея, который Б-г ему дал на Синае! Вот эти-то талмудические правила, по-моему, и вбили клин между иудаизмом доталмудическим и иудаизмом современным. Вот где причина антагонизма между иудеями и христианами, а вовсе не в «антисемитизме» евангелиста Иоанна, как это пытается представить г-н Флейшман.

Вы, иудеи, убивали нас, христиан; а мы, христиане, убивали вас, иудеев. Всякое было в истории! Но у нас, христиан, ненависть к иудеям никогда не возводилась в жизненный принцип. Она никогда не получала от Церкви безусловной религиозной санкции, все антиеврейские гонения как правило инициировались светскими властями. Как относилась к иудеям Церковь? Послушаем св. Феодосия Печерского (XI век): «Если видишь нищего, голодного, раздетого – помоги, накорми, одень его. Кто бы он ни был – язычник ли, агарянин ли, жидовин ли». По молитвам св. прав. Иоанна Кронштадтского (XIX век) получали исцеления и язычники, и мусульмане, и иудеи. Да, вот так вот – основатель союза Михаила Архангела молился за иудеев! В писаниях учителей церкви (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) вы не найдете призывов к еврейским погромам, «радикальному решению еврейского вопроса» и пр., и пр.

А антиеврейские гонения? Вспомните: хоть один священник помогал фашистам во время Холокоста, хоть один священник кропил Святой водой печи Освенцима? Не было таких фактов? Не было? Так оставим эту тему раз и навсегда. А то ведь и я могу напомнить об ужасных преступлениях таких товарищей как Троцкий, Зиновьев, Кедров, Урицкий, Ягода, Менжинский, Каменев, Свердлов и т.д. и т.п. Сколько они уничтожили христиан? И все они – представители вашего племени.

Так не вам, а нам впору требовать извинений от вас.

Но мы понимаем: за преступления отдельных людей весь народ ответственности не несет.

Поэтому мое предложение: разговор о покаянии за грехи предков наших (якобы) совершенные 500 лет назад, закрыть и отложить, но и мы со своей стороны не будем требовать покаяния от вас за те преступления, что совершили представители вашего народа.

«Великие религии способны иногда ограничивать, а временами и усиливать мощность источников беспричинной, а потому хамской ненависти к целому народу. Ибо апостолы этих религий – тоже люди. И среди них бывают пастыри-победоносцы ненависти, и пастухи-бедоносцы ее» – так заканчивает Лазарь Флейшман свою статью.

Я же закончу так: ненависть к целому народу не возникает на пустом месте, просто из ничего. (Отказ от свинины и обрезание тут ни при чем!) В тех странах, где имели и имеют место антисемитизм и еврейские погромы, жили и живут ведь и иные национальные меньшинства: армяне, русские, греки, китайцы, мусульманские народы, но погромы почему-то всегда обрушивались именно на головы евреев. И неплохо бы было все свалить на «пастухов-бедоносцев». Да уж слишком это просто. Это не решение вопроса, а искусный уход от прямого ответа, от ответа вообще. Где же этот ответ? Тут есть над чем поразмыслить, тут есть о чем поговорить. Точку ставить рано, я бы сказал: преждевременно. Ибо нельзя поставить точку там, где по-прежнему вырисовывается вопросительный знак.

И поймите же, поймите,

Б-га ради, что статьи, подобные статье г-на Флейшмана, ничего не вызывают, кроме ответной неприязни к вам.

 

Ярослав Шилов,

Петербург.

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru

ё