[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2002 ТИШРЕЙ 5763 — 9 (125)
НАПОЛНИМ БОЧКУ ВИНОМ
Я пишу эти строки в пост Девятое Ава. В этот день был разрушен Храм, и наши мудрецы, естественно, размышляли, почему это ужасное событие могло произойти. Они могли бы проклинать захватчиков, которые пришли на нашу землю и разрушили нашу святыню. Но еврейские мудрецы прекрасно понимали, что самая главная причина, причина всех причин, коренится всегда не вовне, а внутри – в нас самих. И римляне, и их прекрасная армия были бы бессильны, если бы не наши собственные грехи. Мудрецы пришли к выводу: Храм пал потому, что мы не умели правильно относиться друг к другу. Тора заповедала нам любовь – мы же относились друг к другу с беспричинной враждой и даже с беспричинной ненавистью. Наша ненависть привела к разрушению Храма – римляне были всего лишь ее орудиями. Глядя на недавние события на Манежной площади, я как раз размышлял об этом. Беспричинная ненависть владела толпой.
Не думаю, что это была реакция на проигрыш российской команды – если бы она выиграла, было бы ровно то же самое. Копившаяся в душах беспричинная злоба требовала выхода – ей нужен был любой предлог, и он, конечно, нашелся. В массовых беспорядках обыкновенно нужен враг, который катализирует ненависть; зачастую образ врага носит совершенно мифологический характер, но все равно без него не обойтись. На Манежной никакого врага не было. Точнее, так: врагом было все, что не было толпой. Случайные люди, ставшие жертвами насилия, случайно оказавшиеся рядом автомобили, витрины магазинов – все это не имело никакого отношения к футболу. Просто накопившаяся в сердцах ненависть переливалась через край и готова была уничтожить без разбора все, что попадется ей под руку. Это очень серьезный феномен. События на Манежной площади в сгущенном виде продемонстрировали нам симптом серьезной болезни, угрожающей здоровью российского общества. Аналитики ищут (и находят) экономические, политические, социальные причины случившегося – и они во многом правы. Но на мой взгляд, есть куда более важная причина, коренящаяся в сердцах людей. Тора говорит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», – но молодые люди на Манежной площади искренне ненавидели весь мир. В формуле Торы утверждается, что любить себя совершенно естественно – Тора не только не видит в этой любви ничего плохого, но даже считает ее образцом для любви к другим людям. Человек нуждается в любви; он нуждается в ней с момента рождения до старости, до смерти. Он хочет, чтобы его ценили, чтобы относились к его боли с состраданием, а к его проблемам с пониманием.
Когда ребенок живет в нормальной любящей семье, она становится для него школой любви. Он видит, как родители относятся к нему и друг к другу, и каждый день, каждый миг неосознанно для себя учится, осваивает эти отношения любви, впитывает их, они формируют его душу. Но к сожалению, бывают и совсем другие ситуации: когда ребенок растет в атмосфере взаимной нелюбви, неуважения, грубости. И они тоже становятся школой, в которой формируется личность ребенка. Место недополученной любви занимают в его душе разрушительные силы. Такой человек не умеет любить других: ведь он и себя не умеет любить. Однако он сосредоточен на себе, разрешает себе все и готов причинить другому боль, компенсируя тем самым недостаток любви, в которой нуждается.
Есть такой анекдот. Один человек, понятия не имеющий о правилах движения, угнал автомобиль, и вот он на высокой скорости мчится по шоссе и получает удовольствие. И вдруг он слышит по радио: водители, движущиеся по такому-то шоссе, будьте предельно осторожны – по встречной полосе несется какой-то сумасшедший. Он думает: «Почему один? На этом шоссе все сумасшедшие, все они несутся по встречной полосе!» Рано или поздно он, конечно, попадет в аварию и сломает себе шею. Вопрос в том, сколько еще людей при этом пострадают.
Погромщики на Манежной – это люди со встречной полосы. Они не задумываются, что происходит, им нравится прокатиться с ветерком, другие люди просто не принимаются в расчет. Бедные парни! Мамы плохо любили их в детстве.
Почему сегодня так много несчастливых браков? Потому, что молодые люди, заключая союз, думают только о себе, зачастую воспринимая партнера как одушевленное орудие исполнения своих желаний. Но ведь и партнер хочет того же! Очевидно, что такой брак не может существовать, и дети, если они появятся, будут несчастны.
Я недавно прочел забавную притчу. Жители некоего города решили устроить праздник. На центральной площади установили огромную бочку. Каждый должен был вылить в нее бутылку вина, а во время праздника совместно со всеми выпить. И вот один человек решил: в городе сто тысяч жителей – если я вылью в бочку бутылку воды, на что это повлияет? кто это заметит? Так он и сделал. Наступил день праздника. Жители подставили стаканы, открыли краны. Но в бочке не было вина – там была одна вода. Экономный житель не был самым умным – все были самые умные, и все остались без праздника.
Мы живем в мире, где на всех одна бочка: что мы вольем туда, то и будем пить. Один вольет вино своей любви, радости и щедрости, другой – воду, а третий – всякую дрянь, накопившуюся у него в душе. Мы пьем плохую воду и дышим плохим воздухом, потому что из-за корысти, глупости и преступной беспечности не приняты достаточные меры экологической защиты. Но то же самое и в духовном мире. Существует духовная атмосфера, в которую каждый из нас вносит свой вклад и ею все мы в конечном итоге дышим. Бессмысленно показывать пальцем на погромщиков на Манежной и говорить, какие они плохие, – надо самим что-то делать с собой, постоянно становясь лучше и меняя тем самым атмосферу всего общества.
Некий человек искал учителя для своего ребенка. Он хотел, чтобы учитель этот был знающим, честным, благожелательным человеком, ну и так далее. И никто не мог удовлетворить этим трудным требованиям. Наконец пришел один учитель и сказал: «Знаешь, я не буду морочить тебе голову – я не слишком знающий, не слишком честный, не слишком благожелательный. Но поверь мне: я тем не менее могу научить твоего сына всему этому – у меня есть отличная методика, я знаю, как это делается». И тогда тот ответил ему: «Э, нет, ты не сможешь научить его стать человеком – в лучшем случае ты научишь его только как этому научить, сделаешь его подобным себе».
Действительно, эффективен только живой пример. И этот пример даже одного скромного человека может обладать огромной силой. Он может стать маленьким камешком, который, увлекая другие камешки и камни побольше, породит лавину добра. Я верю в это: я ведь раввин, а иудаизм оптимистичен.
Используя футбольные термины, можно сказать: непобедим тот, кто играет в одной команде со Всевышним, – так давайте играть вместе с Ним!
Я хочу вернуться к истории с бочкой. Конечно, можно, используя полицейские меры, заставить людей наполнить бочку вином. Но ведь насилие, подозрительность, жесткий контроль плохо совместимы с праздником. Чтобы праздник состоялся, каждый должен сам захотеть принести вина. Без всякого принуждения. Каждый должен знать, что принести вино на общий праздник – почетно и прекрасно, а подменить его водой – постыдно. И что человеческое достоинство несовместимо с этой подлой подменой.
Главный раввин России Берл Лазар
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru