[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2002 ТИШРЕЙ 5763 — 9 (125)

 

Уважаемый господин редактор!

Позвольте на страницах Вашего журнала поблагодарить известного историка Гессена за столь доброжелательный и профессионально-придирчивый разбор нашей работы (№4, 2002). Особое спасибо – за одно замечание, что представляется весьма важным: о заголовке. Почему, действительно, «Ответственный еврей»?

Дело вот в чем. Вероятно, по недосмотру автора (Израиля Петрова) из журнальной публикации выпала маленькая вставная новелла, которую для ясности хорошо бы восстановить.

 

СУДЬБА ЛАНДАУ

Не того, который Алданов, – эссеист и прозаик (1889 – 1957), и не физика Льва Давыдовича, Нобелевского лауреата (1908 – 1968)... А жил-был в буржуазной Латвии такой Ландау, кажись, Григорий Адольфович, которого вся межвоенная эмиграция дразнила-поддразнивала «ответственный еврей».

Дескать, Россия погибла, а мы, значится, в стороне?

Нет, говорит, дорогие Абрамчики! Моя совесть не дремлет! Принимаю, кричит, огонь на себя!

Ну вызываешь – возьми.

В сороковом году наши войска подоспели, а в сорок первом – немецкие...

Вот он за все и ответил.

 

Израиль Петров

 

Уважаемая редакция!

С большой надеждой обращаемся к вам за помощью, так как ни в архивах нашего города, ни в Центральном государственном историческом архиве Украины не нашли сведений о нашем дедушке, Верховском Исааке Срулевиче, 1893 года рождения, уроженце г. Казачий Киевской губернии, о его жене, родителях, детях и других родственниках.

Мы обратились за помощью в Днепропетровскую еврейскую общину, но, к сожалению, почему-то с нами там не хотели даже разговаривать.

Поэтому обращаемся к вам: если есть хоть какая-нибудь возможность найти какие-либо сведения о наших родственниках, помогите нам, пожалуйста, или подскажите, куда мы можем обратиться.

К сожалению, мы только недавно узнали о своих еврейских корнях от нашей тети, Верховской Раисы Исааковны, 1921 года рождения, уроженки местечка Погребище Киевской области. Но она почти ничего не помнит и почти ничего не знает о своих родителях, так как наш дедушка пропал без вести в декабре 1943 года. Единственные сведения о нем мы нашли в «Книге Памяти Украины», том 3, книга 2.

Будем благодарны за любую имеющуюся информацию.

 

Семья Верховских,

Днепропетровск

 

Здравствуйте!

Право не знаю, как начать, ибо то, что поведаю – сухими фразами не передать. Дорогие, боль моей души не излить на бумаге...

Это случилось на Украине, в местечке Желтое Верхнеднепровского уезда Днепропетровской губернии. Жили там мои предки: Янкель Гольдштейн с женой Эстер и детьми – Борисом, Феней, Соней, Авраамом и Шлёмой. Жили и другие евреи.

Банда Петлюры нагрянула на село в 1919 году. Всех евреев, которых поймали, увели на край рва в степь и зарубили шашками – в том числе и деда Янкеля, 20-летнего Авраама и 16-летнего Шлёму. Мою бабушку Феню, ее сестру Соню и деда Бориса, их брата, спрятала прабабушка Эстер. Так они выжили.

Прошли десятилетия.

В 50-е годы, не знаю когда точно, каким-то немыслимым образом на месте их гибели в с. Желтое был сооружен обелиск, состоялся траурный митинг. На обелиске были фамилии и имена погибших. Имеются фотографии этого события. Сохранились и фотографии Авраама и Шлёмы, сделанные 8 апреля 1916 года и ими подписанные.

Не вспомнить сейчас точно, но приблизительно в 1984 году наша семья решила посетить Желтое, чтобы побыть у дорогой нам могилы. Поехали на машине из Кременчуга, где мы жили: бабушка, мама, жена деда Бориса (тогда уже покойного) Роза, ее сын Семен был за рулем, и я – мне тогда было около 14 лет.

Приехали в Желтое. Столько лет прошло, и никто точно не помнил места захоронения. Обратились в сельсовет. Бабушка Феня спросила ответственного какого-то мужика в сельсовете, чтобы указали нам место, если возможно. Он ответил: «Знаю место, но не покажу, сказано – ликвидировать». После долгих уговоров все же согласился, поехал перед нами на мотоцикле. Приехали мы на окраину села, потом еще некоторое время топали по степи. Было лето, нещадно палило солнце, пыль столбом.

То, что мы обнаружили, – шокировало. Ров давно зарос, но могила была разворочена, надгробие из кирпичей выщерблено и осыпалось, памятник – обелиск с пятиконечной звездой(?!) – сброшен в ров и разбит. А мужик этот сельсоветский сел на свой мотоцикл, ни слова не сказал и уехал.

Мы как могли там поубирали, попытались это место как-то обозначить. Постояли, поскорбели, помянули...

С тех пор больше никто из нас не был в Желтом, теперь уже никого нет в живых. Я – последний, кто хранит память, фотографии с родными лицами, поэтому мне все это очень дорого! Никто не пытался восстановить фамилии невинно убиенных евреев. Уже нет свидетелей тех событий. Почти, наверное, не осталось и участников траурного митинга в 50-е годы. И никто не укажет сейчас дорогое для меня место. Я не знаю, кого искать, где узнать: кто осквернил могилы и предал это место забвению?

Долгое время я не мог этим делом заняться всерьез, так как находился за рубежом. Лишь в 1999 году пытался подвигнуть на это своих друзей на Украине. Но никто мне не помог. Мне никак не удается попасть на Украину, побывать в дорогом Кременчуге – городе моего детства.

Обращаюсь через ваш журнал к еврейским организациям Днепропетровской области, к людям, которым известно что-либо о кровавых событиях в с. Желтое в 1919 году, кто лично знал семью Гольдштейн, знал Феню Гольдштейн по Кременчугу. Давайте вместе ответим на вопрос, кто виноват, и узнаем правду, восстановим братскую могилу, памятник, имена погибших людей. Они живы нашей памятью!

Очень прошу, дорогая редакция «Лехаима», если это вас заинтересует, я вышлю фотографии. Пожалуйста, помогите мне в сборе сведений, связав с еврейскими организациями в Днепропетровской области. С нетерпением жду любых материалов и буду благодарен за помощь.

И еще: слышал, что в Кременчуге на Пейсах открывается новая синагога на месте сгоревшей старой. Что ж, в добрый путь, Лехаим! Мазл Тов! Интересно было бы прочитать в вашем журнале об этом событии и о жизни кременчугского еврейства.

Огромный привет всем, кто меня знает, помнит и любит как солиста Кременчугского еврейского театра эстрады в 90-е годы.

 

С любовью,

Борис Бабилуа,

Петербург

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru