[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2002 ТАМУЗ 5762 — 7 (123)

 

ОТ РАЗРУШЕНИЯ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ

Мы живем в особое для еврейской истории время. После многих десятилетий несвободы, когда тоталитаризм четко указывал евреям их место – где еврей должен жить, какие должности занимать, наступила эпоха неограниченных возможностей для реализации – личности, духовных и религиозных убеждений. Но никогда не нужно забывать и о том, что признание роли еврейской общины в жизни России налагает на нас ответственность.

Во время посещения президентом Джорджем Бушем петербургской Большой хоральной синагоги было сказано много слов о том, как динамично развивается жизнь еврейских общин Москвы, Петербурга и всей России. Американскому лидеру рассказали об истории храма, его сегодняшнем дне и перспективах. Дж. Буш смог убедиться, насколько высок в России на государственном уровне авторитет еврейских общественных организаций. Сейчас и российский президент, и губернаторы в регионах, с пониманием относятся к проблемам еврейской общины России, оказывая ей всяческую поддержку. Настало время, которому еще не было аналогов в многовековой российской истории.

Однако в России существуют консолидированные силы, которые пытаются дестабилизировать общество, разрушить достигнутое в последние годы равновесие. Это подтверждается и время от времени звучащими публичными антесемитскими выступлениями, недавним терактом в Москве, действиями «бритоголовых». Предыдущее поколение опасалось тоталитаризма, но не слышало об экстремистах и терроризме. Эти новые явления – тоже примета нынешнего времени. Только грустная примета!..

В стране есть люди, которые доходят до крайних форм проявления антисемитизма – именно они устанавливают заминированные плакаты, но есть и женщина-нееврейка, которую возмутила антисемитская агитация.

Свобода личности, свобода мнений породила в российском обществе множество противоречий. И, как следствие, – возникают конфликты и на национальной, и на религиозной почве. Молодежь, называющая себя бритоголовыми, чужда истинных ценностей, для них отсутствует значимость каждой человеческой жизни. А если эти люди не в состоянии осознать первостепенные морально-нравственные законы, то вскоре они очевидно, разучатся понимать даже друг друга.

Есть древняя притча о том, как еврейский мальчик стал собирать с дороги камни и бросать их в посевы на поле. Это поле принадлежало его семье. Мальчика спросили: "Зачем ты это делаешь?" Но он ничего не ответил и продолжал бросать камни. Как выяснилось позже, землю поменяли, и мальчик, сам того не предполагая, уничтожил чужие посевы.

Вот так всякий раз, прежде чем что-то сделать, необходимо задумываться над своими поступками и принимая решения, думать о последствиях.

 К сожалению, в сегодняшних общественных проявлениях нет взвешенности – есть только хорошее или плохое, или позитив, или негатив. Достигнутая свобода создает или неограниченные перспективы или возможность, не дай Б-г, опуститься на самое дно. Поэтому правильному воспитанию нового поколения необходимо уделять особое внимание.

17 Тамуза в 70 году н.э. римляне прорвали стены Иерусалима и три недели мародерствовали в городе, пока 9 Ава не сожгли Храм. В эти дни мы как раз вспоминаем эти трудные моменты еврейской истории и ожидаем, когда с приходом Мошиаха на месте разрушенной святыни Храм будет построен вновь.

Проводя историческую параллель, можно сказать, что Россия сейчас на похожем этапе развития – от разрушения к подъему.

Наши мудрецы, опираясь на знания Торы, учат тому, что разрушительная сила – это та противоположность, которую необходимо направить в нужное русло, чтобы она могла созидать. Тогда и человека, обладающего негативной аурой, можно перенастроить. Нужно лишь найти верные каналы для исчезновения отрицательной энергии. А для этого рядом с идущим по неверному пути должен вовремя оказаться грамотный наставник. Нашей молодежи как раз не хватает таких наставников. Умный человек смотрит впереди себя – так гласит Тора. И лишь тот, кто каждый день задумывается о том, что будет с ним завтра, находится на правильном пути.

Ребенок, совершая первые в своей жизни шаги, неизбежно падает, ему необходимо время, чтобы научиться равновесию. Но сколько бы раз он ни упал, рано или поздно он научится крепко стоять на ногах.

Так и в обществе,– если будет правильно установлена шкала морально-нравственных ценностей, то любой взрослый, потерявший в жизни равновесие, рано или поздно снова зашагает уверенной походкой.

Главный раввин России Берл Лазар

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru