[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2002 ТАМУЗ 5762 — 7 (123)
Уважаемая редакция!
По многочисленным откликам на публикации журнала видно, что они не оставляют читателей равнодушными. Один из таких откликов вызвал у меня просто досаду и обиду. Речь идет о письме Ефима Луцкого «Это было и есть, и будет!» («Лехаим», 2002, № 1).
Читатель из Биробиджана обрушился на А. Козака за очерк о фильме «Искатели счастья» («Лехаим», 2001, № 9.). Поражает, мягко говоря, неуважительный тон по отношению к А. Козаку, как пишет Е. Луцкий, – «небезызвестному автору спорных статей в “Лехаиме”».
Да, очерки А. Козака бередят сердечные раны, кое-кто не согласен с позицией автора. Но о чем бы ни писал А. Козак – всюду его пером водит боль за судьбу своего народа.
Оппонент А. Козака утверждает, что «еврейская карта» была «еврейской автономией в границах Родины». Когда читал письмо Е. Луцкого, память воскресила телепередачи времен расцвета государственного антисемитизма, когда на экране, в основном молча, позировали известные советские евреи – ученые, артисты, хозяйственники, Герои Советского Союза, как бы демонстрируя «величие» советской национальной политики. Целью тех телепередач было отождествление сионизма с фашизмом, всяческое осуждение Израиля и граждан, добившихся выезда из СССР. А Еврейская автономная область была ширмой, за которой царствовавшие у нас в стране юдофобы пытались скрыть свое истинное лицо. Ведь цели, которыми руководствовалось советское правительство в постановлении о Биробиджане в 1928 году, были мгновенно забыты. Зато можно было на протяжении десятков лет использовать «еврейскую карту» для проведения политики, приведшей к массовому выезду евреев из СССР.
Посоветую Е. Луцкому прочитать в «Лехаиме» (№ 37, май 1995 года) очерк А. Козака «Цена солдатской шинели» о выходках антисемита Воропаева и подумать, следует ли с легкостью рассуждать об антисемитизме.
Прекрасно, что повсеместно создаются центры еврейской культуры, открываются синагоги, еврейские школы, издаются газеты и журналы, объединяющие евреев в России, в том числе и в Биробиджане.
Но что-то не верится в крах антисемитизма из-за того, что в имеющиеся в Биробиджане еврейскую школу и еврейский детский сад «отдают своих детей не евреи». Скольких Воропаевых и новых Чертопхановых вырастила за минувшие годы наша действительность...
Г. Халевский,
Нижний Новгород
Уважаемый господин Борух Горин!
Я, постоянный подписчик и читатель Вашего журнала, очень люблю его и потому мне дорог его имидж.
К сожалению, в материалах журнала порой проскальзывают ошибки и неточности (правда, реже, чем в других изданиях).
Так, в № 3 за 2002 г. я обнаружил две:
1. Вопреки указанному на с. 43, автором «Ночи ошибок» является английский драматург Оливер Голдсмит. К тому же имя Гольдони – Карло.
2. К моменту смерти Д.А. Драгунский был генерал-полковником, а не генерал-лейтенантом, как указано на с. 59.
Желаю Вам успехов в работе.
М. Ерманок, Москва
Дорогая редакция!
В № 2 журнала за этот год прочел я письмо М. Кагана-Розенцвейга из Пскова. Очень оно мне понравилось, умное, взвешенное и почти во всем перекликающееся с моими соображениями.
Я посещаю нашу местную еврейскую общину уже больше года. В основном – ее библиотеку. Открываю для себя еврейскую историю, читаю современную еврейскую прозу и поэзию, естественно, на русском. Что меня привело в местную общину? В первую очередь, интерес. Я полукровка, хотя по Алохе как бы и не еврей, так как еврей по отцу, а мать – украинка. И о еврействе моем говорит только фамилия – Товберг, которую я не меняю и менять в ближайшем будущем не собираюсь. Помню, в детстве жидом обзывали, да и сейчас попадаются антисемиты, которым доставляет удовольствие задеть меня грубым словом. До рукоприкладства пока не доходило. Я еще ни традиций, ни языка не знаю. К тому же я глубоко не религиозный человек, но и атеистом себя назвать не могу. Религиозные же обряды всегда меня пугали. Есть в них что-то позерское, ненастоящее. Тем более я никак не смогу принять иудаизм: еврейская традиция, насквозь пропитанная религиозным чувством, очень сложна для моего понимания.
Но мне близки и понятны чувства людей, переживших столько страданий и сумевших выйти из них с высоко поднятой головой. Евреи – великий народ, это бесспорно, насчет
б-гоизбранности – не знаю, я не пророк. Если человек живет по законам Добра и Справедливости – он мне близок и понятен.
Какое-то время я носился с идеей отъезда в Израиль, но потом, слава Б-гу, понял, что затея эта малоперспективная. Кто или что меня там ждет? Чужие люди, чужая страна, чужой язык. Наверное, где родился, там и подыхай. Скажете, я не патриот. Но патриотом чего я должен быть? Мифической страны, текущей молоком и медом, о которой знаю только по красивым картинкам? Я думаю, чувство патриотизма нужно воспитывать с пеленок. Да и в пресловутую еврейскую солидарность я верю все меньше. Читал о ней и в газетах, и в вашем журнале что-то попадалось, и на собственном опыте пришлось убедиться. Думал не рассказывать, да ладно, чего уж там, расскажу. Донецкая община организовывала поездку в Киев для евреев, решивших эмигрировать в Израиль. Для них должны были быть проведены семинары, экскурсии по памятным еврейским местам и т.д. Ну и я тоже захотел поехать. Съездил в Донецк, попросил, чтобы и меня взяли. Мило побеседовали, мило мне отказали. Я ведь, дурак, выложил свои взгляды – эмигрировать, мол, не собираюсь. Раз так – пиши пропало. Вернулся я ни с чем, с обидой и болью в душе.
А я тогда писал поэму, в которой должна была присутствовать тема Бабьего Яра, и эта поездка мне бы ой как пригодилась. Да и еще подобные случаи были. Нет у меня богатеньких родственников ни на родине, ни в Израиле, ни где-то еще. Кому бы я, русскоязычный, понадобился, если бы эмигрировал в забугорье?..
Да, вот еще, парадоксальным мне кажется, что сейчас, по прошествии многих лет после смерти Мандельштама, Пастернака, Бродского и других великих русских по духу поэтов и писателей, выпячивают их еврейскость и забывают о том, что по мироощущению они – христиане. Это подтверждается и христианскими мотивами в их творчестве. Думаю, разумного объяснения этому явлению не светит. И нужно ли оно?.. Пусть каждый остается при своем мнении и не навязывает его другому. Когда я читаю Бориса Пастернака, я наслаждаюсь его поэзией, а не его национальностью.
С признательностью и уважением,
А. Товберг,
Красноармейск Донецкой обл.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru