[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2002 ТАМУЗ 5762 — 7 (123)

 

ЧТО ПЛОХОГО В РЕЛИГИИ?

Манис Фридман

Религия просвещает нас, предлагает спасение. Религия учит самосовершенствованию: любви и преданности, мудрости смирения, терпению и вере. Религия предписывает нам нормы поведения, благотворные для наших душ, тел и общества. Но я рад, что иудаизм — это не религия! Ибо во всем вышесказанном заложена тенденция к самолюбованию, к достижению своих собственных целей. Религия может стать худшим врагом себе самой.

Религия делает упор на том, как важно человеку быть хорошим и поступать правильно. Она осуждает тех, кто поступает дурно и совершает ошибки. Люди по-настоящему религиозные соблюдают предписания своей религии, стремятся достигнуть совершенства. Если им это не удастся, их, возможно, осудят другие, а если они достигнут того, к чему стремились, то есть опасность стать нетерпимыми ко всем остальным. И я рад, что иудаизм – не религия!

Религия неизменно порождает кастовость – чем более религиозен человек, тем он лучше, выше, святее. Менее религиозный человек – хуже, сквернее, занимает более низкое положение в глазах окружающих. Благочестие можно измерить в процентном отношении: 100%, 50%, 2 % ...

Религия утверждает, что человек греховен от природы. Чтобы быть хорошим, говорят нам, нужно сопротивляться своим естественным наклонностям и заменить их другими мирскими ценностями. Человек не может одновременно оставаться самим собой и быть хорошим. Поэтому следует пожертвовать собой, своей «сущностью» и избрать «добро». Как я рад, что иудаизм – не религия!

Фрейд, отец психоанализа, был на правильном пути, когда признался, что его ставит в тупик его собственное, пусть дремлющее, но, безусловно, глубоко заложенное в нем еврейство. Что такое иудаизм? Б-г дал нам повеления, которые так важны и дороги для Него и, конечно же, важны для Его колоссального вечного замысла. Творя заповедь, мы что-то делаем для Него. Делаем то, что Он бесконечно желает и что всегда непосредственно касается Его.

Мы служим Ему, а не добиваемся, чтобы Он служил нам! Предоставляемая нам возможность служить, выводя нас за пределы заботы о самих себе, позволяет спастись от нарциссизма, самолюбования. В фокусе наших действий – поступок, а не человек. Правильно ли я поступил? Хорошо ли я сделал? Даже если я сам не слишком хорош, все-таки я в состоянии сделать что-то по-настоящему хорошее. Когда вы творите заповедь, она хороша сама по себе, независимо от того, кто вы, что собой представляете.

Благодарность за то, что нам предоставлена такая возможность, привносит в нашу жизнь подлинную радость. Поэтому мы и говорим: «Служите

Г-споду с радостью!» – ибо служение Б-гу – единственный путь к обретению истинной радости.

Когда вы преданно служите Ему, вам, естественно, хочется, чтобы и другие поступали так же, потому что только сообща мы можем полностью выполнить Его замысел. У нас сотрудничество, а не религиозное соревнование!

Столь же важен тот факт, что мы рождены для этих заповедей. Создавая нас, Б-г возложил на нас эту миссию. Поэтому заповедь творит наша подлинная сущность, а не отрицание своей сущности, отречение от нее.

613 заповедей не делают человека ни религиозным, ни благочестивым. Они только перебрасывают мост между самым глубинным еврейством, заложенным в каждом еврее, и самым

Б-жественным в Б-ге. Это мост от одного к другому.

Заповеди – это те наши интимные переживания, которые делают нас сопричастными Б-гу. Они выявляют еврейство в каждом еврее. Каждая заповедь засчитывается, каждый еврей дорог

Б-гу. Это и есть иудаизм.

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru