[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2002 СИВАН 5762 — 6 (122)
... ЗА ТО, ЧТО НЕ СОТВОРИЛ МЕНЯ ЖЕНЩИНОЙ
Манис Фридман
Б-г сотворил Адама. А каким он был с того момента, когда впервые открыл глаза? Какова была его душа?.. У него не было Эдипова комплекса – откуда же такому быть у не знающего матери; не было и родовой травмы, поскольку он не был рожден; ему не было знакомо соперничество братьев...
Что же это был за человек – Адам?
Интересно, что у Адама не было и инстинкта самосохранения. Вот почему, когда Б-г сказал ему: «От дерева же познания добра и зла, от него не ешь, ибо как только вкусишь от него, должен ты умереть», – это не произвело на него большого впечатления. «Ах, я умру? Ну и что же? Легко досталось, легко будет и расставаться». Полное отсутствие инстинкта самосохранения. Адам не цеплялся за жизнь. Так что же происходило в его душе?
Адам желал смерти. Такова была его психика. Он желал смерти, потому что жизнь казалась ему состоянием неестественным. Когда Б-г говорит: «Из земли ты взят... и в прах возвратишься» – это в какой-то мере отвечает психологии Адама. «Я возник из праха, я хочу вернуться назад» – вот его логика.
Куда назад? Назад, в прах – назад в ничто!
И до наших дней мужчинам свойствен этот комплекс. Если отнять у них все внешнее, всю мишуру, отнять деньги, машину, синие замшевые туфли – что останется? Ничего! Прах! Каждый мужчина боится, что в конце концов может обратиться в ничто независимо от всех своих прежних достижений. Он может быть самым богатым, самым могущественным, самым преуспевающим, самым талантливым и популярным человеком, но в глубине души все же боится, что все это пройдет и он станет ничем, нулем.
Женщинам не свойственно такое чувство. Они не боятся своего ничтожества и даже не подозревают о нем, свободные от этого страха. И все потому, что Ева была создана не из праха, а из части Адама. Поэтому там, где мужчина боится, что ему придется обратиться в ничто, женщина, даже если отнять у нее все ее достоинства и достижения, все равно останется человеком.
Если отнять у женщины всю ее женскую суть, она не превратится в ничто, а только станет «он». Она растворяется в нем. А если у мужчины отнять его мужскую суть, то он не растворится в женщине, а станет ничем.
Вот почему мужчине необходимо чего-то добиваться, что-то совершать. Он должен это делать, чтобы что-то противопоставить пустоте, ему это необходимо. Между тем женщине, чтобы существовать, не надо лезть из кожи вон ради достижений, и все же ей надо что-то совершать ради того, чтоб ее ценили. Ибо если вы ничто и вам необходимо стать чем-то, то предстоит совершить все, и больше всего вы нуждаетесь в уважении. Уважение означает, что вы что-то представляете собой.
Женщина не боится стать ничем, однако она не понимает и не в состоянии перенести, если ее достижения не оценены по достоинству. Поэтому больше всего женщина нуждается в признании – в признании ее достоинств.
Талмуд говорит, что мужчина должен оказывать почет своей жене, не обижать ее.
Мужчина должен оказывать жене почет, потому что женщина очень болезненно переживает несправедливость, недооценку.
Это не просто мое праздное наблюдение. Такова женская природа – женщина болезненно воспринимает несправедливость, недооценку ее достоинств, когда с ней не считаются, будто она ничто. Ведь это не так! Когда с мужчиной не считаются, держат его за ничто, его ранит не несправедливость, его ранит правда. Он и есть ничто, и его ввергает в ярость любое напоминание об этом. А женщина болезненно реагирует лишь на несправедливость, заниженность ее статуса в глазах окружающих.
Вот почему иногда женщину можно годами обижать, а она будет говорить, что, значит, она это заслужила. Мужчина так не может. В такой ситуации он не скажет: «Я заслуживаю этого», потому что для него вопрос не в этом. С его точки зрения, вопрос таков: «Являюсь ли я чем-то в ваших глазах или нет? Если вы меня обижаете, значит, со мной можно не считаться, но я с этим смириться не могу. Приравненный к нулю, я не могу продолжать жить!» А женщина попросту говорит себе: «Я это заслужила – какая тут несправедливость!» С этой мыслью она может жить и жить.
В этом кроется агрессивность мужчины. Во что бы то ни стало он хочет, чтобы его признали за нечто, заслуживающее внимания, за личность. Ему необходимо добиться признания, обрести уважение. Эта необходимость обрести – агрессивна.
А вот женщина исполнена решимости сохранить имеющееся у нее, остаться собой. Как бы активно она ни добивалась этой цели, это – не агрессия: ведь она охвачена не жаждой что бы то ни было обрести, а только пытается сохранить то, что имеет, что ей присуще.
Когда лев отправляется на охоту, он воинствен, агрессивен. А когда на охоту выходит львица, она просто пытается добыть корм для своей семьи. Она даже может быть яростней самца, но это не агрессия, а продиктовано необходимостью сохранения потомства. Угрожать медвежонку в присутствии его матери-медведицы очень опасно. Вы говорите: «Ах, как эта медведица агрессивна!» Неправда! Она совершенно пассивна. И пока вы ей не угрожаете, она на вас не нападет. Ей вашего ничего не нужно! Она лишь хочет сохранить то, что у нее есть, и, защищая свое, проявит свирепость. Однако это охрана, а не агрессия.
В противоположность этому лев-самец хочет отнять у вас ваше и сделает все, чтобы того добиться. Поэтому даже если он сделает это без кровопролития, мягко, это – агрессия! Даже самое тонкое и вежливое обольщение – агрессия, поскольку представляет собой попытку получить чужое. Вы стремитесь что-то заполучить, вы себе что-то присваиваете, следовательно вы – хищник! Пусть очень милый, обольстительный, – хищник.
Мужчин называют агрессивными, потому что им требуется нечто такое, чего у них нет. Женщин называют пассивными, потому что им не свойственно охотиться за тем, чего у них нет, они довольствуются имеющимся (естественно, мы говорим не о физической собственности, а о психике).
Это помогает нам понять благословения, которые произносят мужчины и женщины перед утренней молитвой.
Мужчина говорит: «Благодарю тебя, Б-же, за то, что не сотворил меня женщиной». Он благодарит Б-га, что он не что-то иное, поскольку не может сделать в этой связи никакого позитивного заявления, не может сказать: «Благодарю тебя, Б-жe, за то, что я есть то-то и то-то». Он никогда не уверен, что что-то представляет собой.
Женщина же говорит: «Благодарю Тебя за то, что создал меня такой, какой Ты хочешь» – чтобы я была вправе сделать о себе позитивное заявление. И она благодарна уже за то, чем является, что она в сущности есть.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru