[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2002 СИВАН 5762 — 6 (122)

 

«И РАССКАЖЕШЬ ТЫ СЫНУ ТВОЕМУ...»

Пророческие слова записаны в пасхальной Агоде: «В каждом поколении обязан человек смотреть на себя так, словно сам он вышел из Египта». Египетский плен нашего поколения был особенно долог и тягостен – более семи десятилетий драконовского режима коммунистических фараонов, от которого российское общество (и, разумеется, евреи как составная его часть) не может очиститься до сих пор. Зловещая тень его перешла из века прошлого в век нынешний. Еще и сегодня кровавый облик усатого «отца народов» угрюмо возвышается над головами участников демонстраций так называемой непримиримой оппозиции. Еще и сегодня бритоголовые юнцы очередным погромом празднуют день рождения самого страшного «фараона» XX столетия, бесноватого фюрера, малюют черные пауки свастик на стенах синагог, оскверняют надгробия еврейских кладбищ. А на Земле Израиля – фараон помельче; трусливо закутав свою омерзительную рожу в куфию, призывает он разделаться с сионистским врагом, сбросить евреев в море, подсылает убийц к нашим братьям, примеривается к святому для нас Иерусалиму. Все это, к сожалению, отнюдь не страшная сказка, а реалии сегодняшнего дня.

  

Что мы можем противопоставить этим реалиям? Свободный и непокорный дух еврейского народа. Прививку свободы, которую получили мы почти три с половиной тысячи лет назад, когда Всевышний вывел наш народ из Египта. Пасхальный сейдер, ежегодно собирающий нас за праздничным столом в весенний месяц Нисан, – как особый, таинственный знак этой прививки, который мы должны передать нашим потомкам.

«И расскажешь ты сыну твоему...» 

В своем праздничном поздравлении главный раввин России Берл Лазар сказал: «На сейдере мы должны пройти вместе с нашими предками, вместе со всеми поколениями нашего народа, вместе со всеми, сидящими за пасхальным столом, нелегкий путь от рабства к свободе. Мы вместе должны пережить унижения, страдания, страх и обрести освобождение и радость...»

Вот и в нынешнем году десятки тысяч евреев, живущих в СНГ, как и много веков назад, собрались вместе за праздничным столом пасхального сейдера...

Разумеется, мы можем рассказать только о малой части этого безбрежного, неохватного взглядом застолья – от Калининграда до Владивостока – 5762 года.

В еврейскую общину Калининграда поступило четыреста килограммов мацы от организации «Ор Авнер». Уборка хомеца и чистка помещения были проведены с помощью учащихся еврейской школы и членов молодежного клуба. Многие евреи впервые участвовали в сделке по продаже хомеца неевреям. В общине была организована образцовая любавичская мацепекарня. Дети и взрослые учились печь мацу, соблюдая все правила.

Накануне Пейсаха по каналам местного телевидения и радио транслировалось выступление главного раввина Калининграда Давида Шведика с кратким рассказом о предстоящем празднике и теплыми поздравлениями. В общине прошло два пасхальных сейдера – в ресторане Калининградского университета и в помещении общины, в которых приняло участие около двухсот человек.

А в Петербурге праздничные столы были накрыты в большом зале Хоральной синагоги. Там прошел сейдер для представителей финансовых и деловых кругов, организованный председателем СПЕРО М. Грубаргом. Пасхальные сейдеры прошли также в помещении Бейт-Хабад, их провел раввин Цви Пински.

В иудейской общине Выборга тщательную подготовку к празднику возглавили посланники из США Довбер Кохан и Мендл Мишуловен. Перед началом пасхального сейдера все мужчины надели тфилин, для некоторых это было впервые в жизни. Пейсах отметили также евреи города Светогорска и поселка Советский. Всего в пасхальных торжествах приняли участие более трехсот членов выборгской общины.

В Северо-Западном регионе России Пейсах отпраздновали также евреи Архангельска, Великого Новгорода, Северодвинска и Великих Лук. 

За несколько дней до начала праздничных торжеств в Брянске прошел региональный семинар с участием председателей и активистов еврейских общин городов Клинцы, Новозыбкова и Унечи. Программой семинара руководил раввин Брянской иудейской общины Ицхак Ройтман.

В городе Унече впервые за все послевоенные годы Пейсах отмечался по всем правилам еврейской традиции. Это стало возможным благодаря помощи Федерации еврейских общин России и Брянской иудейской общины. Ведь Иудейская община Унечи еще только проходит процедуру регистрации. Для организации пасхальных праздников в город прибыли молодые посланники из Австралии и США, которые провели здесь десять дней. В домах нескольких еврейских семей в Унече теперь появились мезузы.

Вот и в общине Белгорода нынешний Пейсах стал первым еврейским праздником, который прошел в полном соответствии с древней традицией. И в этом огромная заслуга посланников из Канады и США.

Посланцы Любавичского Ребе Шломо Адлер и Хаим Янковский из Торонто провели пасхальные праздники в еврейской общине Смоленска, состоявшиеся в банкетном зале гостиницы «Россия», где присутствовали 240 человек. Гости посетили знаменитые Любавичи, небольшой поселок в Смоленской области, святое место для евреев всего мира.

А еврейская община Костромы, как и в прошлом году, отпраздновала Пейсах в загородном пансионате «Березовая роща». Но еще до этого костромичи помогли общинам городов Иваново и Шарья в доставке мацы и кошерного сока. Эти непременные составляющие пасхальной трапезы были отправлены в Бую, Волгореченск и Нерехту, где также прошли пасхальные сейдеры. Подготовку и проведение праздника Пейсах возглавил недавно приступивший к работе главный раввин Костромы и Костромской области Нисон Руппо.

Весело и кошерно отметили Пейсах в еврейских общинах городов Центрального региона России Владимира, Касимова, Липецка, Суража, Рославля, Курска, Орла, Кинешмы, Удомли, Иванова, Кирова.

В этом году региональная и местная пресса проявила значительный интерес к пасхальным праздникам в еврейских общинах.

Председатель рязанской еврейской общины Леонид Резников и посланники из США Шая Познер и Исроэл Зильберштейн дали интервью государственной телерадиокомпании «Ока». Большая статья, рассказывающая об одном из пасхальных сейдеров в рязанской общине, была опубликована в местном выпуске газеты «Аргументы и факты». О праздновании Пейсаха в Тамбове корреспонденту местной газеты «Наедине» рассказали председатель еврейской общины Исай Мишиев и посланники Давид Бакман из США и Даниел Саундерс из Англии. А еврейская община Калуги в ходе подготовки к Пейсаху выпустила свою собственную праздничную газету.

В Волгограде к празднованию Пейсаха был приурочен очередной выпуск газеты «Шофар Поволжья». Главный раввин Волгограда Залман Иоффе выступил по областному радио в программе «Знакомьтесь: еврейство». В общине прошла также книжная выставка «Все о Пейсахе».

Раввин еврейской общины Тольятти Иегуда Риске дал интервью местной телекомпании «Лада-ТВ». В канун праздника вышла в эфир небольшая телепередача, посвященная Пейсаху, в которой раввин поздравил евреев города и рассказал о пасхальных традициях. А в один из праздничных дней по местному телеканалу транслировалась часовая программа, составленная из фрагментов писем Любавичского Ребе и комментариев раввина Риске.

Благодаря широкой городской рекламе на сейдер в Оренбурге, который провел раввин Гоэл Майерс вместе со своим братом, приехавшим из Израиля, собрались более 350 евреев. В этом году в Оренбургской еврейской общине было продано более тонны мацы.

Пять пасхальных сейдеров провел Саратовский еврейский общинный центр в первую пасхальную ночь, из них три – в Энгельсе и других городах области. Везде перед началом церемонии было оглашено поздравление губернатора Дмитрия Аяцкова.

В Йошкар-Оле на праздничном сейдере, который прошел в ДК имени Ленина, в качестве почетного гостя присутствовал мэр Владимир Сарков.

С большим размахом прошли пасхальные праздники в Татарстане. 28 сейдеров для более чем полутора тысяч евреев провели молодые волонтеры казанской еврейской общины, и в том числе в городах Зеленодольске, Дербышках, Чебоксарах. В подготовке и проведении праздника приняли участие пятьдесят «мадрихов» и координаторов. С помощью казанских волонтеров в рамках проекта «Пасхальный сейдер у тебя дома» впервые отметили Пейсах евреи Нижнекамска. Здесь в теплой домашней обстановке в гостях у одного из членов общины на сейдер собрались около 20 человек.

Праздничные пасхальные торжества прошли также в приволжских городах Самаре, Ульяновске, Новокуйбышевске, Ижевске, Набережных Челнах, Балашове, Волжском, Светлом Яре, Астрахани, Сызрани, Уфе. Во многих еврейских общинах Поволжья руководство в подготовке и проведении сейдеров взяли на себя посланники Любавичского Ребе. А в городах Южного региона Анапе, Владикавказе, Шахтах, Нальчике, Пейсах прошел при активном участии членов еврейского студенческого движения «Гилель».

В некоторых городах Урала и Сибири в торжественных вечерах участвовали представители не только местной и областной, но даже федеральной администраций.

На первом пасхальном сейдере в ресторане «Свердловск» Екатеринбурга собрались свыше тысячи человек. Среди почетных гостей праздника были полномочный представитель президента России в Уральском федеральном округе П. М. Латышев, заместитель председателя правительства Свердловской области С.И. Спектор, генеральный консул США в Екатеринбурге Дейл Эпплер, деятели культуры и науки, представители деловых кругов города.

Перед началом пасхальной церемонии выступили артисты Екатеринбургского государственного театра музыкальной комедии.

В своем выступлении П.М. Латышев сказал, что Пейсах, праздник освобождения от рабства, праздник свободы, символичен для всех россиян, строящих демократическую страну. Он пожелал еврейскому народу, всем россиянам мира, добра и счастья в великой России. С.И. Спектор передал еврейской общине поздравления с праздником от губернатора Свердловской области Э.Э. Росселя и областного правительства. Глава городской администрации А.М. Чернецкий прислал поздравление евреям с кошерным и веселым праздником Пейсах, пожелал общине города счастья и успехов.

Главный раввин Екатеринбурга и Свердловской области Зелиг Ашкинази произнес пасхальные благословения.

 

Репортажи о празднике были показаны по всем каналам местного телевидения, подробная информация опубликована в городских и областных газетах.

Представители областной администрации побывали в гостях и на сейдере еврейской общины Новосибирска. С приветствиями к собравшимся обратились работники областных министерств и ведомств, заслуженные люди города, руководители предприятий, бизнесмены. Было оглашено праздничное поздравление мэра города В.Ф. Городецкого. Пасхальный сейдер провел главный раввин Новосибирска и Новосибирской области Шнеур-Залман Заклас.

Он же руководил первым в истории сейдером в легендарном Академгородке.

На праздничный вечер в Братске, который прошел в кафе «Братскгэсстроя», были приглашены представители городской администрации. Репортаж о празднике был дважды показан по местному телевидению.

А в Абакане посланники из США Шломо Кохан и Исроэл-Йосеф Кохан побывали в домах членов еврейской общины, познакомились с экспозицией музея и были приняты председателем правительства Хакасии Алексеем Лебедем. Гости подарили музею старинный молитвенник и предметы иудейской атрибутики. В свою очередь Алексей Лебедь преподнес гостям фотоальбомы «Хакасия». О пребывании гостей в Абакане рассказала местная пресса.

В преддверии Пейсаха мэр Красноярска Петр Пимашков принял красноярского раввина Беньямина Вагнера и президента еврейской религиозной общины А. Шпильберга. Мэр города тепло поздравил гостей с наступающим праздником и передал поздравление членам общины. После заинтересованного разговора о делах в еврейской общине города и ФЕОР гости в качестве подарка вручили мэру мацу и бутылку кошерного вина.

Интересно и содержательно прошли праздники и в других больших и малых городах Уральского и Сибирского регионов России – Магнитогорске, Полевском, Верхней Пышме, Новоуральске, Ревде, Каменск-

Уральском, Нижнем Тагиле, Омске, Норильске, Кемерове, Новокузнецке, Бийске, Прокопьевске, Юрге.

Более семисот членов общинных клубов и объединений приняли участие в праздновании Пейсаха в Биробиджане. В Дальневосточном регионе Пасхальные сейдеры и вечера прошли также в еврейских общинах Комсомольска-на-Амуре, Арсеньева, Петропавловска-Камчатского, Благовещенска, Якутска.

Празднику Пейсах был посвящен семинар в Хабаровске, организованный при поддержке ФЕОР. В семинаре участвовали представители еврейских общин Дальнего Востока – Южно-Сахалинска, Партизанска, Находки, Артема, Спасска-Дальнего и других городов.

Праздничный сейдер для бизнесменов Хабаровска прошел в ресторане «Али», его провели раввин Яков Снетков и председатель общины Марк Аршинский. Репортаж о праздновании Пейсаха был показан по двум каналам местного телевидения. Молодежь хабаровской еврейской общины организовала сейдеры для евреев городов Вяземский, Бикин и поселка Переяславка.

В еврейскую религиозную общину Уссурийска прибыли посланники Леви Броуд из США и Симха Заджак из Бразилии. Особое внимание они уделили работе с детьми. Многие мужчины впервые выполнили заповедь возложения тфилин и научились читать молитвы.

В Магадане в формате регулярной телепередачи «Беседы о еврейской Библии» прозвучал рассказ о Пейсахе. На местном радио транслировалась получасовая программа «Венок еврейских мелодий». А в программе «Монитор» городского телевещания был показан репортаж о проведении пасхального сейдера в еврейской общине. Информацию о праздновании Пейсаха поместила на своих страницах газета «Магаданская правда». А во Владивостоке перед праздником Пейсах приморское телевидение транслировало по всем местным телеканалам интервью с председателем еврейской религиозной общины Владимиром Янкелевичем. 

Чтобы оценить масштаб празднования Пейсаха на Украине, нужно представить, что только члены еврейской общины Днепропетровска приобрели свыше 8 тонн кошерной мацы, и еще десятки тонн были розданы пожилым людям через сеть Хеседов как подарок к празднику. Около восьми тысяч человек пришли на общественные сейдеры в еврейские организации Днепропетровска в первый и второй дни праздника в Хоральную синагогу «Золотая Роза», школу «Ор Авнер Хабад-Любавич», пансионы для мальчиков и для девочек, женское педагогическое училище «Бет Хана», Общинный центр и «Хесед Менахем». А количество евреев, отметивших праздник у себя дома, просто не поддается определению. Не зря Днепропетровск называют городом Ребе: ведь именно здесь прошли детские и юношеские годы рабби Менахема-Мендла Шнеерсона. Днепропетровская еврейская община, Федерация еврейских общин Украины и Объединение иудейских религиозных общин Днепропетровского региона организовали пасхальные сейдеры в Днепродзержинске, Кривом Роге, Кировограде, Черкассах, Смеле, Никополе, Новомосковске, Желтых Водах, Павлограде, Каневе, Соленом, Терновке, Синельникове, Умани, Знаменке. В общественных сейдерах региона приняли участие около шести тысяч человек.

Стало доброй традицией в преддверии праздника устанавливать во дворе общинного центра мацепекарню. В этом году даже ребята из еврейского детского сада приняли участие в выпечке мацы.

И еще одна добрая традиция, родившаяся в последние годы у евреев Украины, – пасхальные лагеря для детей и молодежи. В этом году в Днепропетровском регионе работали два таких лагеря – училища «Бет Хана» и детской организации «Цивос Гашем».

В Донецке в преддверии праздника Пейсах в синагоге собрались члены Донецкой группы Международного украинского союза участников войны (МУСУВ). В молитвенном зале перед собравшимися выступили председатель донецкой областной еврейской общины Иегуда Келерман и директор общины раввин Аарон Вагнер, передавший им праздничные поздравления от главного раввина Донбасса Пинхаса Вышецкого и президента Украины Леонида Кучмы. С ответным словом выступил председатель группы ветеранов МУСУВ Моисей Деглин. Ветеранам была вручена маца.

В этом году 16 тонн мацы с печатью главного раввина Донбасса Пинхаса Вышецкого было завезено в донецкую синагогу. Общественные пасхальные сейдеры были организованы во всех городах, общины которых входят в Объединение еврейских общин Донбасса. В Донецке, Макеевке, Мариуполе, Славянске и Артемовске их провели молодые посланники Любавичского Ребе, приехавшие из Израиля. Более 3,5 тысяч человек приняли участие в пасхальных сейдерах, которых только в Донецке было десять. Прошли сейдеры для детей, родителей и учителей общеобразовательной еврейской школы №99 «Ор-Менахем» и еврейского детского сада, для молодежи и для ветеранов. Руководитель ешивы «Томхей-Тмимим» раввин Арье-Лейб Каминштейн провел у себя дома сейдер для студентов ешивы, а главный моэл Украины Яаков Гайсинович – для девушек, учениц махона «Хана».

Веселый пасхальный праздник был организован детским клубом «Цивос Гашем». Для еврейских детей Донецка чрезвычайно полезной оказалась сама подготовка к празднику: и в еврейской школе, и в детском саду дети своими руками пекли мацу.

Вообще дети были в центре праздничных событий во многих общинах СНГ.

О том, как прошли пасхальные праздники в рижской школе «Хабад-Любавич» нам написала Нана Вайнберг: «В школе открыта мацепекарня, чтобы каждый ребенок мог увидеть процесс изготовления мацы от начала до конца и попробовать испечь ее своими руками. А в компьютерном зале школы работает программа “Пасхальная Агода”, в актовом зале проходит учебная программа “Как правильно провести сейдер” и пасхальные игры. Кроме этого, каждый класс должен изготовить макет одной из египетских казней. Наконец, все садятся за празднично накрытые столы: здесь и воспитанники детского сада, и школьники, и родители, воспитатели, учителя и, конечно, гости. Начинается первый пасхальный сейдер. Шаг за шагом, скрупулезно соблюдая традицию, раввин Мордехай Глазман выводит всех его участников из египетского рабства к свободе...»

Второй сейдер был организован Хабадом для учащихся ульпана еврейского агентства «Сохнут» и их семей. Пасхальные сейдеры проходили и в других городах Латвии – Юрмале, Лиепае и Резекне. Из США для этого специально приехали шестеро молодых посланников. Всего было роздано четыре тонны мацы, а шестьсот человек получили праздничные продуктовые наборы.

Чудо на Пейсах – дело обычное. Так что воспользуемся случаем, чтобы в один миг перенестись из центра Европы в Азию, в Казахстан.

В канун Пейсаха в Алматы съехались посланники Ребе, которые провели пасхальные сейдеры в крупных городах республики Актобе, Караганде, Костанае, Кокшетау, Таразе и Шымкенте под эгидой Ассоциации еврейских общин Казахстана. А во главе алматинских сейдеров встали председатель Ассоциации раввин Иосеф-Меир Шейнер, президент еврейского учебно-воспитательного комплекса раввин Шевах Златопольский и заместитель директора комплекса раввин Зеев Виноградов. В праздничных трапезах приняли участие более 500 человек – от воспитанников еврейского детского сада и учеников еврейской школы до ветеранов общины. Самым юным участником праздника стал недавно родившийся в Израиле месячный сын молодой четы Шейнер, которого мама привезла в коляске. Первенца назвали Леви-Ицхоком в честь отца Любавичского Ребе рабби Леви-Ицхока Шнеерсона, сосланного в Казахстан.

Да не прервется нить поколений наших от Авраама и Ицхака. Воистину: «И расскажешь ты сыну твоему...»

По материалам Информационно-аналитического департамента ФЕОР и собственных

корреспондентов

 

СВЯЩЕННАЯ ПАМЯТЬ

Сто лет назад на земле появился человек, который сумел увидеть искру в душе каждого еврея и понять, что из этой искры можно зажечь яркий свет иудаизма. Этим человеком был Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон, глава всемирной организации «Хабад-Любавич», наставник целого поколения евреев. Ему, а также десятилетию деятельности его посланников в Латвии, супругов Глазман, был посвящен праздничный концерт, который состоялся в Большой ауле Латвийского университета в Риге.

Программу торжества открыл артист театра русской драмы, народный артист Латвии Яков Рафальсон, сказавший очень значимые слова: «Евреи со своим стремлением к справедливости являются загадкой истории». Потом слово взял раввин «Хабад-Любавич» Мордехай Глазман, который, вместе со своей супругой Ривкой, стоит у истоков движения Хабада в Латвии. Именно они десять лет назад были посланы Ребе зажечь яркий свет в душе каждого латвийского еврея. И Глазманы с честью справились с этой задачей. За эти годы в Риге много сделано для того, чтобы евреи вновь обрели свои духовные традиции: открыты национальные детский сад и школа, работают зимний и летний детские лагеря, проводятся благотворительные акции. Впервые в Латвии открыт магазин предметов иудаики и национальной кухни, работают всевозможные семинары и воскресная школа, действует Ассоциация еврейских учителей и многое-многое другое.

Потом выступил почетный гость праздника главный раввин России Берл Лазар. Он очень тепло и проникновенно говорил о Любавичском Ребе, о том, что Ребе умел любить ближнего как самого себя, верил сам и вселял веру в других.

В программе концерта, организованного фондом Германа Браумана, звучала еврейская музыка и песни в исполнении Илзе Урбане (флейта), Яниса Булавса (скрипка), Ивара Беспрозванова (виолончель), Инны Давыдовой (фортепьяно), а также мужской группы Государственного академического хора «Латвия».

С приветственным словом обратились к собравшимся председатель рижской еврейской общины Аркадий Сухаренко и председатель рижской религиозной общины Давид Коган.

В заключение были показаны кадры кинохроники: зрители увидели на них самого Ребе, который в течение пятидесяти лет неустанно трудился, чтобы сплотить всех вокруг единственного огня, согревавшего нас тысячелетия, – пламени Торы.

А несколько часов спустя гости собрались в красивом зале «Daugava» гостиницы «Radisson» на праздничный ужин. Среди гостей были министр иностранных дел Латвии Индулис Берзиньш, депутаты Сейма Латвийской Республики, посол США Бриан Карлсон, посол Государства Израиль в странах Балтии Авраам Беньямин, главный раввин Эстонии Шмуэл Кот, руководители еврейских общин Латвии, известные бизнесмены и, конечно, почетный гость праздника главный раввин России Берл Лазар.

Открывая торжественную часть вечера, р. Берл Лазар еще раз поздравил всех с праздником... На столах перед каждым гостем – двадцатый псалом, который все вместе, повторяя слова за раввином Давидом Мондшайном, читают во имя мира в Израиле.

После этого собравшимся был показан фильм о деятельности Хабада в Латвии за прошедшие десять лет. И вот гости слышат первые такты любимой песни «Яасе шалом» – на сцене школьный хор. Смотришь на этих малышей и понимаешь, что это и есть будущее еврейского народа. В них, в своих детях, мы видим подтверждение слов Ребе о важности традиционного образования и поддержания еврейского духа в семье...

В заключение раввин Мордехай Глазман благодарит всех, кто на протяжении этих десяти лет поддерживал Хабад не только морально, но и материально.

День подходит к концу, но жизнь продолжается: в большие и малые города приезжают новые посланники, открываются новые еврейские школы, приходят в школы новые ученики, налаживаются связи и контакты. Все это – подтверждение того, что память о человеке, сделавшем так много для еврейства, священна. Она остается в сердцах людей, руководит и поныне их мыслями, чувствами и поступками.

Нана Вайнберг

 

ЧУДО ЕДИНЕНИЯ

Празднование дня рождения главы нашего поколения рабби Менахема-Мендла Шнеерсона в Днепропетровске всегда проходит особенно тепло. Ведь именно в нашем городе провел свои детские и юношеские годы Любавичский Ребе. Весь минувший год проходил под знаком большого праздника – столетие со дня рождения Ребе, и концерт, который состоялся в Хоральной синагоге «Золотая Роза», стал достойным финалом этих празднований.

Днепропетровская еврейская община сделала все возможное, чтобы этот день запомнился евреям как день радости и света. Зал Хоральной синагоги был переполнен. И главный раввин Днепропетровска Шмуэл Каминецкий в своем выступлении отметил, что даже огромная синагога «Золотая Роза» не в состоянии вместить всех желающих участвовать в торжестве. Программа концерта, подготовленного еврейской общиной Днепропетровска, школой «Ор Авнер Хабад-Любавич», днепропетровской ешивой, еврейским детским садом, общинным центром и творческим коллективом еврейской телепрограммы «Алеф», была насыщенной и разнообразной. Увлекательный видеофильм, рассказывающий о жизни и деятельности рабби Менахема-Мендла Шнеерсона, стал прекрасным прологом праздника. И вот на сцене появляются всеми любимые творческие коллективы нашей общины: хор мальчиков «Пирхей Украина», театр хасидской притчи «Блуждающие звезды», детский скрипичный ансамбль «Фиделе», хор ветеранов «Бейт-Барух».

В этот праздничный день в синагогу пришли мэр Днепропетровска И.И. Куличенко и заместитель председателя областной администрации С.А. Бычков, которые сказали много теплых слов в адрес еврейской общины города. А блестящим завершением праздника и подлинным сюрпризом для всех стало появление в зале Хоральной синагоги большого друга общины, нашего земляка, почетного гражданина Днепропетровска, народного артиста СССР Иосифа Кобзона. Любимые песни – от еврейских, знакомых с детства, до гимна Днепропетровска, вместе со знаменитым певцом пел весь зал. И в этом единении евреев в переполненном зале восстановленной Хоральной синагоги «Золотая Роза» было то Чудо Еврейского Возрождения, о котором говорил Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон.

Юлия Сарид

 

«ДЕЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЕВРЕЙСТВА В НАДЕЖНЫХ РУКАХ...»

На вопросы журнала «Лехаим» отвечает главный раввин Волгограда и Волгоградской области Залман Иоффе Реб Залман, вы репатриант Большой алии 90-х годов. Что послужило причиной вашего решения уехать в Израиль? Как вы стали раввином? И вообще, расскажите, пожалуйста, о себе.

Родился я в Днепропетровске. Но до восемнадцати лет жил в Западной Украине, в Ивано-Франковске. В конце 80-х годов, когда во всем почувствовалось дыхание свободы, подули «ветры перемен» и уже многое «стало можно», в том числе и быть евреем, в моей душе с огромной силой стали пробуждаться чувства, которые всегда звучали в каждом еврейском сердце, но прежде были глубоко скрыты. Это выражалось в желании утолить страшную жажду во всем, что касалось «идишкайт». Естественно, что у меня тут же возникло большое желание вернуться на свою историческую родину. Сделать алию. Но перед отъездом на уроках иврита я познакомился с моим первым учителем Мойше Колесником, который и открыл для меня врата иудаизма. По его рекомендации в 1990 году я приехал в Москву и поступил в ешиву «Томхей Тмимим» в Марьиной роще. Это и определило мою дальнейшую судьбу. Через полгода во время конфликта в Персидском заливе я осуществил свою мечту и вернулся в Израиль. Там я продолжил учебу в ешиве города Цфат.

Где вы познакомились с вашей супругой, ребецн Яэль, в России или Израиле?

Через три года жизни в Израиле меня призвали в ЦАХАЛ. Отслужив в армии и вернувшись домой, я узнал, что раввин Ицхок Коган из Москвы ищет помощника для работы шойхетом. К тому времени я уже освоил эту специальность и решил, что следует принять это полезное и интересное предложение. Работы было много, я очень уставал, но это не помешало мне выйти на шидух с девушкой Яэль, которая в то время училась в московском махоне. Через несколько встреч мы были готовы создать новую еврейскую семью. После хупы я забрал Яэль в Израиль. Мы поселились в Цфате. Я продолжил учебу, а Яэль пришлось осваиваться на новом месте.

Какие обстоятельства подвигли вас к возвращению на работу в Россию? Это произошло, как говорится, по долгу службы или по вашему личному выбору?

Однажды у нас дома зазвонил телефон. Говорил раввин Берл Лазар. В нескольких коротких фразах он объяснил мне, что предлагает поехать посланником в Россию. Нас в ешиве всегда воспитывали в духе готовности к такой работе. Естественно, что я тут же согласился. Раввин Берл спросил, куда я хотел бы отправиться, и назвал Казань, Самару и Нижний Новгород. Я задумался. Но раввин не любит пауз, он сразу подвел черту: «Тогда езжай в Нижний Новгород». Так в 1996 году я вновь оказался в России.

В мае исполняется три года, как вы с семьей живете и работаете в Волгограде. Какие проблемы вам приходилось решать на первых порах? Какие изменения произошли в общине за этот период? Расскажите, пожалуйста, о наиболее масштабных проектах вашей общины, которые уже реализованы или находятся в процессе реализации.

Через три года работы в Нижнем Новгороде раввин Лазар предложил мне оставить обжитое место и переехать в город, где в ту пору еще не было активной еврейской жизни. И вот мы в Волгограде...

Понятно, что не все вначале шло гладко. У нас были ужасные условия жизни: в квартире, которую мы сняли, все сыпалось и ломалось; чудом не сгорели из-за поломанной газовой колонки. При этом приходилось целыми днями бегать в поисках помещения для общинного центра. Но уже через месяц все стало утрясаться, и мы даже умудрились провести летний городской лагерь для 35 детишек. Б-г помог найти и помещение, в котором мы смогли сделать первые решающие шаги. Там начали собираться евреи на молитву; до этого их пристанищем был офис местного отделения Еврейского агентства в России. Во главе этой неформальной группы стоял замечательный и преданный еврейству человек – Давид Ильич Колотилин. После регистрации волгоградской еврейской религиозной общины он стал ее председателем. Отметив праздники месяца Тишрей, мы «с разбега», не сбавляя темпа, занялись организацией одного из важнейших в формировании нормальной общинной жизни проекта – «семейного лагеря». Ситуация была непростой. Нам необходимо было найти: еврейские семьи, место для проведения лагеря и деньги. В тот раз нам очень помог благотворительный фонд «Джойнт», оплатив 80% расходов. Место нашлось в Подмосковье в лагере «Ган Исроэл» при МЕОЦе. Каким-то чудом на пустом месте вдруг «оказались» 14 алохических семей, и семинар был проведен. В результате шестеро мужчин прошли обряд обрезания, а в общине образовался очень активный семейный клуб, который и стал ядром всей общинной жизни.

Семинар состоялся в январе, а в феврале нам предложили открыть в Волгограде еврейскую школу. После нескольких месяцев сумасшедшей работы, к которой подключились энтузиасты, мы поздравляли друг друга с открытием школы «Ор Авнер». 1 сентября 2000 года 55 еврейских детей пришли на занятия в арендованные классы обычной городской школы во вторую смену. Но уже в 2001 году мы перешли в свое помещение. Еще через год был открыт и еврейский детский сад. Сейчас мы ремонтируем второе здание. И очень надеемся, что к сентябрю с Б-жьей помощью вопрос размещения сада и школы, наконец, благополучно разрешится созданием собственного учебного комплекса. Радует, что школа наша – элитная, с очень высоким уровнем обучения. Дети учатся с удовольствием и с радостью приобщаются к своим национальным ценностям. Поэтому-то и количество школьников сейчас в два раза больше, чем в первый год.

Естественно, воспитанием детей мы не ограничиваемся, работаем также с молодежью. Уделяем много внимания и пожилым.

Волгоград, как известно, расположен в так называемом «красном поясе» России, где у коммунистов сохраняется значительное влияние. Как складываются ваши взаимоотношения с городской и областной администрациями, с представителями других национальных и религиозных общин?

Однажды, в первые дни после приезда в город, на улице меня остановил пожилой еврей. «Ты знаешь, куда ты приехал? – сказал он. – Это же “красный пояс”! То, что ты делаешь, приведет к погромам. Уезжай сейчас же». Такая же реакция была у евреев на наши объявления в средствах массовой информации о проведении праздников и концертов. Звонили люди и умоляли не делать этого. Они боялись. Но мы продолжали работать, как привыкли работать в Нижнем Новгороде. Могу сказать, что враждебности мы не чувствовали. Но была настороженность: а кто они такие и чего можно от них ожидать. Постепенно к нам привыкли, и не только евреи. В администрациях города и области стали общаться с нами спокойнее и свободнее. А после открытия школы и детского сада почувствовали, что община приобрела, наконец, вес и значимость. Наши обращения в администрацию всегда рассматриваются благожелательно, и я не помню случаев отказа или игнорирования наших проблем.

Хочу особо отметить грамотную политику органов государственной власти и местного самоуправления по укреплению доверия и толерантности в разрешении конфликтов между людьми различных национальностей. Постоянно проводятся встречи за чашкой чая между руководителями диаспор. Совсем недавно по радио транслировали информацию о встрече, в ходе которой за круглым столом собрались руководители греческой и афганской общин, а также раввин. А вскоре в Волгограде будет посажена «Аллея дружбы народов». В проекте областной администрации выпуск передач на телевидении и радио с нашим участием. Община и общинный центр хорошо позиционированы в городе и регионе. Мы работаем в тесном контакте с таким важными подразделениями, как Комитет по делам национальностей и казачества областной администрации и Комитет социально-политических связей администрации Волгограда. Нам повезло, что среди работников этих комитетов есть такие разумные, интеллектуальные, в высшей степени знающие и ответственные люди, как, например, Алексей Александрович Суслов, заместитель председателя Комитета по делам национальностей и казачества администрации Волгоградской области.

Сейчас полным ходом идет процесс возвращения синагоги, и надеемся праздник Рош а-Шона встретить в родных стенах.

Ваша супруга ребецн Яэль возглавляет волгоградский еврейский общинный центр. Что это за организация? Как она взаимодействует с общиной, которую возглавляете вы?

Яэль в Нижнем Новгороде занималась адвокатской деятельностью, и при переезде в Волгоград ее опыт юриста и организатора очень пригодился. Она активно включилась в работу, и основная нагрузка легла на ее плечи. Это помогло мне больше времени уделять работе с людьми. Яэль зарегистрировала все наши организации, в том числе общинный центр, который она и возглавила. Спектр вопросов, которые решает Яэль, огромен. Кроме повседневной общинной работы, она активно участвует в борьбе с проявлениями антисемитизма на правовой основе. Конечно, мы не одни. Все добрые дела совершаются с помощью замечательных людей, которые работают в центре или помогают в качестве волонтеров. Когда видишь их энтузиазм, веришь, что дело возрождения еврейства в надежных руках.

Общинный центр и религиозная община сотрудничают очень тесно и плодотворно, ведь цели у нас одни.

В Южном округе России расположены крупные города с большими еврейскими общинами. Как вы с ними взаимодействуете?

Работа по взаимодействию между общинами только начинается. Есть проекты, которые нужно осуществить, но пока нет на это средств. В первую очередь я вижу необходимость проведения серии семинаров по еврейской традиции для молодежи из городов региона. Это даст колоссальный импульс в работе. Я считаю, что пока эта работа в зачаточном состоянии. Хотя потенциал в регионе огромный.

Многие в Израиле полагают, что «русские» евреи – это, прежде всего, резерв израильской алии. Так ли это? Есть ли перспективы у российского еврейства как части мирового еврейского сообщества?

Не думал над этим. Передо мной стоит конкретная цель – возрождение еврейской общины Волгограда. Все силы и мысли стараюсь концентрировать на этом. Рассуждать о глобальных отвлеченных вещах просто не хочется – я человек действия.

Действие само по себе предполагает оптимистическое решение. «Возрождение еврейской общины» и есть ваш ответ...

Спасибо. Надеемся на новые встречи на страницах нашего журнала.

 

ПРАЗДНИК ДУШИ

Настоящим подарком еврейской религиозной общине Уссурийска стало выступление клейзмерского ансамбля «Ноар», состоявшееся в канун столетия со дня рождения Любавичского Ребе. За все недолгое время существования нашей общины (ей чуть больше года) встреча с еврейским музыкальным коллективом состоялась впервые. Организаторами концерта стали Федерация еврейских общин России  и еврейский религиозно-культурный общинный центр Владивостока. 

Программа включала как широко известные произведения клейзмерской музыки, так и произведения, которые многие члены нашей общины услышали впервые. Мы получили огромное удовольствие от высокого профессионального мастерства Ольги Бенуж (скрипка) и Марка Марьясова (кларнет). Весь вечер не сходила со сцены певица Надежда Савицкая, чье сценическое обаяние, умение держаться на сцене и прекрасный голос просто завораживали слушателей. Мастерство Андрея Козубовича (рояль), Сергея Полкермана (бас-гитара), Антона Атаева (ударные) вызвали восторг в зале. Особенно понравились слушателям с детства знакомые песни на идише «Мамеле», «Бублички», «А идише маме». С радостью были встречены залом «Тум балалайка» и «Хава Нагила».

Еврейскую музыку в живом исполнении многие не слышали с далекого детства, и поэтому вечер стал настоящим открытием.

«Этот концерт для нас – праздник души, – говорили зрители. – Такие встречи сближают, дают каждому из нас ощутить свою сопричастность к народу Завета. Желаем удачи ансамблю, новых концертных программ и ждем новых встреч. Приезжайте, ребята, мы вас любим!».

Жанна Бабенко

 

«ЕВРЕИ САМИ ВСЕ ПРИДУМЫВАЮТ...»

ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

Мы продолжаем следить за событиями, происходящими в Костроме

В еврейской общине Костромы приступил к работе раввин Нисон Руппо.  Состоялась его встреча с мэром города Борисом Коробовым, на которой обсуждалась перспектива дальнейшего развития общины, в частности организация работы еврейских детского сада и школы. Мэр обещал подыскать для этого помещение недалеко от синагоги, а также в ближайшее время решить вопрос о передаче общине бывшего дома раввина, ныне занятого под хозяйственные нужды муниципальными органами. В беседе с мэром были также затронуты вопросы непрекращающихся антисемитских выходок молодежных экстремистских группировок.

Дело в том, что после возвращения из пансионата «Березовая роща», где члены еврейской общины Костромы праздновали Пейсах, нас ждал очень неприятный «сюрприз». Ночью группа молодежи из шести человек в возрасте около шестнадцати лет совершили очередной акт вандализма: на фасадной стене синагоги были намалеваны свастика и оскорбительные антисемитские надписи. В результате предпринятых мер событие получило широкий международный резонанс. Возбуждено уголовное дело, милиция и ФСБ ищут вандалов.

В областной администрации под председательством вице-губернатора Сергея Галицкого прошло совещание представителей общин малых народов, проживающих на территории Костромской области. В работе совещания приняли участие главный раввин Костромы Нисон Руппо и председатель городской еврейской общины. На нем присутствовали представители силовых структур областной администрации. Руководители ФСБ и УВД области заверили собравшихся, что лица, которые недавно осквернили здание синагоги, установлены и будут привлечены к уголовной ответственности. Впрочем, все присутствующие согласились, что одними карательными мерами проблему ксенофобии решить невозможно; необходимо всерьез заняться досугом и воспитанием молодежи. Раввин Нисон Руппо предложил внести этот вопрос на рассмотрение участников совещания, инициатива раввина была безоговорочно поддержана всеми присутствующими. Достигнута также договоренность сделать подобные встречи более частыми и регулярными, чтобы оперативно решать возникающие межнациональные проблемы на областном уровне.

Вместе с тем проблема национализма и ксенофобии не воспринимается властями области с должной серьезностью. Надписи на стенах синагоги пришлось закрашивать нам самим, никто не подумал хотя бы извиниться перед общиной города. В апреле в газете «Северная правда» появилась очень злобная статья «В поисках свастики», в которой автор с сарказмом пишет о проблеме национализма, что, мол, бороться-то не с чем, евреи сами все придумывают. Любопытный факт: жена автора статьи возглавляет департамент печати и средств массовой информации областной администрации. Странно, не правда ли?..

Андрей Ошеров

 

ГУБЕРНАТОР ПОЛУЧИЛ В ПОДАРОК МАЦУ И ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

В преддверии праздника Пейсах состоялась официальная встреча главного раввина Калининграда и Калининградской области р. Давида Шведика с главой администрации Калининградской области Владимиром Егоровым. Во встрече принимали участие председатель еврейской общины Калининграда Яков Азимов и другие видные представители еврейской диаспоры. В ходе встречи, которая продолжалась около полутора часов, еврейские руководители рассказали губернатору о различных направлениях деятельности общины. Владимир Егоров с вниманием выслушал рассказ о религиозной, культурной, образовательной и благотворительной работе. Он проявил заинтересованность в скорейшем строительстве городской синагоги, которую община планирует восстановить в ближайшее время. В ходе беседы были также затронуты проблемы антисемитизма в Калининградской области. Встреча прошла в теплой и дружеской обстановке. Губернатору была подарена израильская маца, еврейский календарь и последний выпуск общинной газеты «Симха», которая очень понравилась Владимиру Григорьевичу.

 

Александр Булгаков

 

КОШЕРНЫЙ СЫР ИЗ ГУЛЯЙ-ПОЛЯ

Узнав, что еду в Москву, мои московские друзья не удержались от просьбы: а не привезешь ли нам головку сыра? Шутка показалась неуместной: давно прошли времена, когда в поисках продуктов жители одних городов мобилизовали эмиссаров в другие. Но даже и в те годы – везли оттуда, из Москвы...

Оказалось, что это была не шутка. Дело в том, что «Укркошер», которому нет и года, впервые на территории СНГ изготовил кошерный твердый сыр. А до этого под маркой «Укркошера» появились кошерные молочные продукты: масло и молоко, кефир и ряженка, сметана и йогурт. А также (не в ту же строку будет сказано) кошерное мясо кур и индеек. А еще кукурузные палочки и крекеры. И все эти продукты у украинских евреев (и не только евреев) сразу стали пользоваться повышенным спросом.

Прежде своего кошерного сыра на Украине не производили, его привозили из израильско-американских далей. Оно и понятно: технология изготовления сыра требованиям кашрута не отвечала самым вопиющим образом. Известно, что для изготовления твердых сыров используется сычужный – пищеварительный – фермент, взятый из коровьего желудка, благодаря которому творог отделяется от сыворотки. Естественно, фермент этот некошерный. Еврею такой сыр есть нельзя. Но «Укркошер» нашел сычужному ферменту достойный заменитель – бактериальную закваску, разумеется, кошерную и очень полезную для здоровья. Между прочим, качество сыра от этого заметно повысилось.

Но все это было позже. Следовало еще разыскать завод, на котором этот сыр мог бы производиться в полном соответствии с требованиями кашрута. Но ни в самом Донецке, где находится «Укркошер», ни в Донецкой области заводов по изготовлению сыра нет вообще. За пределами области экзамен на кошерность сдавали десятки заводов, но получилось только у одного – у Гуляй-Польского объединения по изготовлению сыропродуктов, что в селе Павловка Днепропетровской области. Далее тщательно, по специальной схеме, откошеровали оборудование. Для этого на пару дней даже пришлось остановить завод. Сыровары Павловки к еврейской традиции отнеслись с уважением, «еврейским причудам» не удивились, и с первых же дней сотрудничества «Укркошер» понял, что Павловка – это всерьез и надолго.

Кошерному сыру без кошерного молока не обойтись. А значит, коров должны доить сами евреи или, по крайней мере, наблюдать за дойкой. Понятно и без комментариев, что сами коровы должны быть абсолютно здоровы. А это сейчас, увы, большая редкость. Поэтому у «Укркошера» не заемное, а собственное – отборное – стадо...

В Павловку приехал главный раввин Донбасса и председатель Всеукраинского совета по кашруту Пинхас Вышецкий. Своими руками приготовил закваски. И дело пошло...

Первые четыреста килограммов кошерного сыра разлетелись по стране в считанные дни. С учетом многочисленных заявок была изготовлена новая партия сыра. Потом еще одна, и еще. Планируется, что в дальнейшем его продажа будет бесперебойной. А потребности еврейского рынка диктуют новый перечень продуктов питания, к изготовлению которых «Укркошер» приступит уже в ближайшее время. И первые в этом списке – растительный маргарин и майонез.

А сыр в Москву я таки доставил...

Игорь Анисимов

 

ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ДОКУМЕНТОВ ПО ИСТОРИИ ЛИТОВСКОГО ЕВРЕЙСТВА

Новая выставка документов по истории литовского еврейства проедет по Литве. А начала она свою работу в Государственном еврейском музее Вильнюса. Экспозиция, рассказывающая о прошлом еврейства начиная с 1370 года, будет показана в восьми литовских городах. Создание этой выставки стало возможным благодаря тому, что правительство Голландии пожертвовало 8 000 долларов и выделило еще 4 000 долларов на создание фильма об истории еврейского гетто Вильнюса.

 

ПОСЛАННИЦА «ЯД ВАШЕМ» НА УКРАИНЕ

Днепропетровск с циклом лекций посетила сотрудница музея «Яд Вашем» Шломит Разумная. Она встречалась с учащимися школы «Ор Авнер Хабад-Любавич», с воспитанницами женского педагогического училища «Бет-Хана», с ветеранами. Шломит рассказала о работе «Яд Вашем», истории его создания и перспективах развития, о той огромной исследовательской и гуманитарной работе, которую ведут сотрудники мемориала, а также ответила на вопросы аудитории.

 

БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ

Синагога «Бейт-Эль» Мериленда собрала 7 500 долларов на оплату системы безопасности в синагоге Костромы. Денег хватит на установку охранной сигнализации и строительство ограды вокруг здания. Эта синагога в прошлом году пострадала от пожара и неоднократных актов вандализма, которые продолжаются и по сей день.

 

ПЕРВЫЙ КОШЕРНЫЙ РЕСТОРАН В ДНЕПРОПЕТРОВСКЕ

Состоялась презентация еврейского ресторана «Кидуш». Это единственный ресторан, который получил сертификат кошерности, выданный главным раввином Днепропетровска Шмуэлом Каминецким. Директор ресторана А. Ларин видит «Кидуш» местом встреч и общения, куда можно прийти с семьей и друзьями пообедать и поужинать, послушать хорошую музыку в дружеской атмосфере. В меню ресторана традиционные ашкеназские блюда и блюда израильской кухни – от домашних, приготовленных, как говорится, «по рецептам бабушки», до изысканных, способных удовлетворить вкус самого придирчивого гурмана. На презентации также были представлены особые программы ресторана «Субботняя трапеза», «Бизнес-ланч», «Кидуш на праздник».

 

«ВОСХОДЯЩАЯ ЗВЕЗДА»

В Кривом Роге прошел отборочный тур регионального еврейского музыкального фестиваля детского и юношеского творчества «Восходящая звезда». Вот уже пятый год коллективы общинных центров региона представляют свое творчество на суд зрителей и строгого жюри. В празднике приняли участие музыкальные коллективы и солисты, а также танцевальные ансамбли и дуэты из Кривого Рога, Днепропетровска, Днепродзержинска, Кременчуга, Павлограда и Новомосковска. Для многих ребят это выступление было дебютом. Все делегации, участвовавшие в фестивале, были награждены дипломами и подарками.

 

НЬЮ-ЙОРКСКАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ШКОЛА ЧЕСТВУЕТ УЗБЕКСКОГО ПРЕЗИДЕНТА

В «Институте Беер-агола – Центре российского еврейства» – крупнейшем американском учебном заведении для детей еврейских иммигрантов из СССР чествовали президента Узбекистана Ислама Каримова за поддержку, которую он оказывает еврейской жизни в своей стране, а также за участие в антитеррористической борьбе Соединенных Штатов. Церемония в честь узбекского президента состоялась в отеле Плаза в Нью-Йорке. В ней приняли участие бывший госсекретарь США Генри Киссинджер и президент Федерации еврейских общин СНГ Лев Леваев.

По материалам пресс-центра ЕОЦ Днепропетровска

и Еврейского телеграфного агентства

 

Новости Федерации еврейских общин

подготовила Ирина Резвова

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru