[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2002 ИЯР 5762 — 5 (121)
КОСМИЧЕСКИЙ БРАК
Симон Якобсон
На эту тему написано куда больше, чем на любую другую. Об этом спето больше песен, сложено больше стихов, снято больше фильмов, чем о чем-либо еще на свете. Чем объяснить эту неутолимую жажду?.. Что же такого в любви между мужчиной и женщиной, что вдохновляет и бесконечно чарует, и граничит с одержимостью? Многие рассматривают влечение человека одного пола к другому как биологический инстинкт. Или как эмоциональную потребность. Или вовсе как первобытный импульс. Однако иудаизм видит во взаимопритяжении мужчины и женщины священный поиск, «проступающий» сквозь космическую «пелену» вселенной.
Духовная тайна союза мужчины и женщины нашла свое отражение в названии праздника Швуэс: в Талмуде он называется «День Бракосочетания». Какое же бракосочетание произошло в этот день? На горе Синай Б-г даровал человечеству Тору - то руководство, что должно помочь человеку одухотворить физический мир. Потому-то Швуэс и рассматривается как брак между Б-гом и людьми, между Небом и землей.
Использование термина «брак» в отношении дарования Торы вызывает ассоциацию с браком физическим. Но дарование Торы было событием, внушающим священный трепет, беспрецедентным Б-жественным актом... И какое отношение эта уникальная духовная встреча человека и Б-га имеет к «телесному» браку мужчины и женщины?.. Проанализируем некоторые параллели между Б-жественной и человеческой моделями брака.
Безусловное принятие Мидраш рассказывает, что перед тем как передать Тору еврейскому народу, Б-гсказал: «Примите Меня... и потом примите Мои законы». В супружеских отношениях, прежде чем думать о собственных индивидуальных потребностях, важно понять и принять саму сущность своего партнера. Но мы слишком часто видим в браке всего лишь взаимовыгодный контракт: «Я буду заботиться о детях и готовить обед, а ты - выносить мусор и оплачивать счета». Но брак - не только «подгонка деталей», и его заключают отнюдь не для удобства выполнения той или иной работы. Он необходим, чтобы любовно впустить в свою жизнь другую душу.
Существует два вида любви - эгоистическая и самоотверженная. Эгоистическая основана на требованиях к партнеру -она небезусловна: вы обязуетесь его любить, если он будет удовлетворять ваши потребности; но если человек не соответствует вашим запросам, то у вас возникает искушение отвергнуть его и поискать кого-то другого.
Когда любовь обусловлена требованиями, такими или иными, человек видит в партнере «продолжение» самого себя и считает буквально обязанностью исправлять или изменять его так или иначе. Однако, хотя мы постоянно друг у друга учимся, роль супруга далеко не роль «авторитета» или учителя - оба на равных! Тора говорит нам: брак начинается с любви, не зависящей ни от каких условий, с приятия человека таким, каким он является в совокупности его качеств и свойств - всего: сначала «прими Меня», а уж из этого будет проистекать все остальное.
Партнерство
На горе Синай Б-г положил начало взаимосвязи, партнерству с человечеством. Когда Он сошел на гору Синай, Моше было необходимо подняться на гору, совершить тем самым ответное действие. Иудаизм учит, что отношения между Б-гом и человеком далеки от «незрелой» доверчивости и пассивной зависимости от Небес. Мы верим: все, что мы делаем, - с благословения Б-га, тем не менее мы о б я з а -н ы использовать все орудия и ресурсы, что есть у нас в распоряжении, чтобы для этого благословения сформировать сосуд. При взаимообмене и взаимоотдаче, естественных в «живых» отношениях мужа и жены, необходима зрелая самооценка.
Подъем на гору символизирует уверенность в том, что как индивидуальность вы имеете ценность в глазах Б-га и как личность должны играть в этом мире важную роль. Если такое сознание отсутствует, может возникнуть нездоровая зависимость, когда один из партнеров полагается на другого, рассчитывая, что тот компенсирует недостающее. Такое положение далеко от истинной сути брака. Супругам следует, опираясь друг на друга, искать в партнере дополнения к тому, что есть у каждого, дабы вместе создать сильное партнерство.
Видение
На горе Синай Б-г поделился с нами своим видением того, как привнести в мир святость и духовность. Возможно, совместное духовное видение и есть тот элемент, которого больше всего не хватает современным супружеским парам. Зачастую люди женятся, ощущая физическую, интеллектуальную, эмоциональную и психологическую совместимость, но не учитывая, что нужна еще совместимость духовная. Она не ограничивается обоюдным желанием построить семейный очаг и семью - она подразумевает еще и духовное видение того, как, став супругами, создав семью, вы желаете влиять на мир, как представляете себе ваш особый вклад в жизнь других, как вы собираетесь создать что-то, что превзойдет каждого из вас в отдельности и более того, обоих вместе взятых.
Б-г на горе Синай поделился с нами своим видением мира, дал нам набросок того, как привести в мир святость и духовность.
Швуэс, День Бракосочетания, открывает нам глаза на брак как не просто союз двух людей, но как союз Неба и земли, брак между Б-гом и человеком. Когда источником энергии для нас становится мистическая сила любви и брака, и мы признаем, что это - проявление Б-жественного единения с нами, наши союзы становятся микрокосмом - отражением космического брака. Единство, проявляемое в таком браке, пронизывая физическое и духовное, освещает нам путь к вечности.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru