[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2002 ИЯР 5762 — 5 (121)
ТО, ЧТО НИКОГДА НЕ ПОЗДНО
Ни один из еврейских праздников в году не празднуют дважды, только Пейсах. Это произошло спустя год после Исхода из Египта: накануне Пейсаха к Моше пришла группа евреев, которые не могли смириться с тем, что из-за ритуальной нечистоты в столь значительный для каждого еврея праздник они не могут принести соответствующие жертвы всесожжения.
Моше были понятны их чувства. Он обратился за ответом к Б-гу.
И Б-г сказал: «Всякий, кто будет нечист, ибо прикоснулся к мертвому или в дальнем пути, из вас или из потомков ваших во всех поколениях их, и намерен принести пасхальную жертву Б-гу, во второй месяц четырнадцатого дня, в сумерки пусть принесут ее, с опресноками и горькой зеленью пусть едят ее...». С той поры, спустя ровно месяц после праздника Пейсах, который связан с Исходом из Египта в Нисане, в месяце Ияр стали отмечать Пейсах шейни, Второй Пейсах.
Какой урок мы извлекаем из этого ответа Б-га Моше? Это важнейший урок для всей человеческой жизни – каждый должен знать, что он никогда не бывает «потерян» для чего-либо и никогда не поздно что-либо исправить или сделать не сделанное по какой-то причине до сих пор. Таким образом, полностью перечеркивается расхожее мнение, сформулированное в словах «поезд ушел». Исполняя заповеди, мы можем подняться даже над временем. Нельзя говорить: «Я не учил Тору, не знаю своих традиций, потому что жил в Советском Союзе, где не было еврейских школ. А теперь я уже слишком старый, чтобы учиться...» – это не так. Пока мы живы, в наших силах очень многое изменить, этому нас учит Пейсах шейни. Каждому, кто жаждет что-то изменить, дается дополнительный шанс приобрести желаемое или наверстать упущенное. Б-г смотрит в сердце человека. Если Он видит в этом сердце сильное желание, человек получает шанс.
В наше время есть такой обычай: в Пейсах шейни, 14 Ияра (в этом году это 26 апреля), мы должны хоть немного поесть мацы. На этот раз не надо очищать дом от квасного, на столе – и маца, и хомец. Какая идея в том, что в этот день едят и мацу, и хомец?
Как известно, мацу делают из самого простого теста – только мука и вода, которые не успели скваситься, не было процесса брожения, как при приготовлении хомца, который олицетворяет гордыню, поэтому маца олицетворяет скромность. Человек иногда может чувствовать себя очень значительным, важным, порой даже пупом земли, а бывает, он испытывает совсем противоположные чувства, вплоть до крайней закомплексованности, неверия в себя и свои силы. Но оба этих чувства могут быть позитивны.
Мы знаем, что гордыня – вызов Б-гу, и человек всегда должен помнить: всем лучшим, что у него есть, он обязан Творцу, без Его воли никакие труды не увенчались бы успехом. Когда человек признает, что каждое его достижение, успех зависят от Б-га – это та скромность, какая и должна быть.
Но вот, с одной стороны, мы говорим, что для человека ничто не бывает потеряно. И в то же время речь идет о маце и хомеце, которые мы едим в Пейсах шейни, и качествах, которые они олицетворяют. Как это связано? Мы знаем, что с Пейсаха до праздника Швуэс идет подготовка к получению Торы, и в это время принято читать «Пиркей Овойс». Поучения наших мудрецов помогают многое осознать в себе и в мире и приобрести те необходимые качества, которые делают нас достойными получения Торы. Кстати, в процессе подготовки к Швуэсу человек особенно проникается сознанием, что Тора – от Б-га, и скромность в процессе учебы – необходимое условие, иначе человек не научится ничему.
В «Пиркей Овойс» есть такая мишна: «Если не я для себя, то кто для меня, а если я только для себя, что я». Что это значит? Есть очень интересное объяснение этих слов. Здесь речь идет как раз о тех двух качествах, которые благодаря Пейсаху Шейни становятся совместимыми и позитивными. Б-г создал человека таким, что в нем есть и гордость, и скромность, вопрос только, в какой пропорции находятся эти качества. Например, известно, что Моше был самым скромным из людей, и в то же время он совершил величайшие дела, сознавая значимость доверенной ему миссии.
Мишна из «Пиркей Овойс» трактуется так: если человек делает что-то не для себя, не ради своих эгоистических интересов, а чтобы помогать другим людям, поступаясь своим эго, то чувство уверенности, гордости (в позитивном смысле) помогает ему совершить очень многое, придает сил «свернуть горы». Здесь важно, что им движет сознание не собственной значимости, а значительности дела. Тогда, решая задачи общего дела, он способен противостоять всякому, кто пытается встать у него на пути. Но если, говорит мишна, «я только для себя, кто я?». Когда человек, занимаясь общим делом, начинает преследовать личные интересы, наращивать амбиции, в нем поднимается гордыня, и тогда он оказывается на пороге самых больших ошибок.
Еврейскому народу эти истины должны быть особенно понятны, поскольку весь его исторический путь – это путь больших чудес, совершить которые не способен ни отдельный человек, ни даже народ. Никогда мы не должны забывать, что человек – только инструмент в руках Б-га.
Все видят, как за последнее время в стране изменилось отношение к еврейскому народу, отношение не на словах, а на деле. Мы видим это новое отношение президента страны Владимира Путина, правительственных лиц и губернаторов на местах, российской интеллигенции и народа в целом. Отношение к евреям изменилось значительно. Но если кто-то из нас будет думать, что в этом его личная заслуга, это будет глубоким заблуждением. Перемены настолько чудесны, что всякий разумный понимает: это дал Б-г. Если сравнить возможности, какие были у нас 15 лет назад, с тем, что есть сейчас, это становится очевидным.
Недавно я был в Америке и разговаривал с людьми, давно эмигрировавшими из России. Они не верят своим ушам: происходящее сегодня в России им кажется чудесным сном. Ведь все хорошо помнят и государственный антисемитизм, и чиновничий, и бытовой на каждом шагу. Теперь ситуация, без сомнения, другая – и это огромное чудо. Как никогда, легко решается проблема выезда из страны. И если человек хочет быть евреем, соблюдать традиции своего народа, учиться Торе – у него для этого есть всё нужное. Но о чем напоминают нам дни подготовки к Швуэсу? Что выход из Египта был совершен для того, чтобы служить Б-гу на горе Синай, а не для того, чтоб человек остался один на один со своей свободой и делал что угодно.
Много лет назад евреи старались уехать из Советского Союза, потому что хотели оставаться евреями, не подвергаясь за это преследованиям и арестам. Их желание вести еврейский образ жизни было сильно, как жажда. Сегодня у нас есть всё, чтобы быть евреями, жить в русле еврейской традиции, и если люди не будут этого делать, значит, в обществе вполне может сложиться мнение, будто святой аргумент использовался евреями в корыстных целях...
Все мы жаждали таких возможностей, какие имеем сегодня. Понятно, что когда у человека чего-то нет, он хочет этого с огромной силой, и совсем другое, когда желаемое уже есть: тогда он думает, нужно ли это ему такой ценой? И здесь очень важно сказанное царем Давидом в Теилим (63): «Всемогущий, Ты – Б-г мой, Тебя ищу я, жаждет Тебя душа моя. Томится по Тебе плоть моя, словно в земле пустынной, иссохшей и безводной». И дальше: «Так, в Святилище да увижу я Тебя, страстно желая видеть мощь Твою». Давид молит о том, чтобы, даже когда будет утолена жажда и он окажется не в пустыне, а в Святилище, не дай Б-г, чтобы прежнее мощное чувство сменилось успокоенностью. Если желание приближаться к Б-гу искреннее и человек не мнит себя хоть в чем-то не зависимым от Творца, тогда какая разница, где он находится – в пустыне или в Святилище: его жажда не иссякнет. Он должен желать и стремиться получить еще больше.
На недавних встречах с Владимиром Путиным мы глубоко затрагивали темы морали. Эта тема важна не только для евреев – для любого народа. Для нас основа морали – заповеди Торы, для неевреев – 7 заповедей сыновей Ноя, которые перекликаются с 10 заповедями, полученными евреями на горе Синай: верь в Б-га, не убивай, не кради, уважай родителей... – все это универсальные основы жизни общества. Президент убежден, что вне этого у людей не может быть полноценной жизни, в противном случае человечество будет ввергнуто в хаос. Тот вакуум, который остался после падения коммунистического режима, должны заполнить настоящие ценности. Сегодня не нужно искусственно искать врагов, нет режима, против которого надо было бы бороться, поэтому высвободившиеся силы надо использовать для того, чтобы больше учиться, больше знать, как можно больше творить добрых дел и тем самым приближаться к Б-гу, увеличивая потенциал любви в душе – самой мощной движущей силы. Это никогда не бывает поздно, и никто для этого не бывает потерян.
Главный раввин России Берл Лазар
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru