[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2002 НИСАН 5762 — 4 (120)
Евреи 100 лет назад.
ЗИМА 1901–1902 ГОДОВ
Александра Гордон
«Восход», февраль
«Союз немецких граждан иудейского исповедания выработал десять положений против антисемитизма, которые предполагается отпечатать и распространить в возможно большем количестве экземпляров во всей Германии».
Примечание. Вот некоторые из них:
– антисемитизм идет в разрез с основной заповедью любви к ближнему – общей и христианской, и иудейской религиям;
– антисемитизм судит и действует в ослеплении ненавистью, он отрицает право и ведет к анархии;
– хранить веру предков – дело чести каждого человека, безразлично, христианин он или еврей.
«Новое время», февраль
«”Восход” с величайшим негодованием встретил десять тезисов против антисемитизма. Эти тезисы при всей их невыгодности для тех простаков-христиан, которые бы их приняли, все же кое к чему, хотя бы на словах обязывают и еврейских “патриотов”. Но “Восход” не признает никаких обязательств и не знает другого отечества, кроме того еврейского отечества, которое имеет быть куплено сионистами в непродолжительное время в Палестине. Пока же евреи “Восхода” никаких обязательств в отношении гоев не желают признавать... Вопите! Не давайте никому покоя! – такова программа русских евреев, предложенная распространеннейшим их органом: еврей есть еврей и только еврей... Одним словом, еврейское государство в русском государстве. Откровенно, хотя открытия в этом никакого».
«Восход», февраль
«Надо сознаться, с крайней неохотой отвечаем мы “Новому времени” с тем отвращением, с каким делаешь работу совершенно ненужную. В самом деле – зачем? Для чего мы будем класть свою жизнь, бесчисленные кровавые жертвы для блага нашей русской родины, а “Новое время” будет утверждать, что мы куем измену. И при этом оно, конечно, нисколько не смутится тем, что еврейское государство в русском государстве находится как будто в противоречии с еврейским государством в Палестине. Ни доводы, ни кровь наша для него не убедительны».
«...К бою евреи неспособны»
«Новый президент Соединенных Штатов Теодор Рузвельт при всех своих прекрасных качествах оказывается тем не менее энергичным противником свободы иммиграции. В своем выпущенном в начале года президентском послании он высказывается против допущения в страну лиц “недостаточно развитых, чтобы оценить по достоинству американские учреждения, и недостаточно богатых материальными средствами, чтобы начать новую жизнь в этой стране”».
«Новое время»,
20 декабря 1901 года
«Все решительно страны Европы, где евреи живут не разрозненными личностями, а поселились большими или меньшими массами, то молча, то с сильным ропотом переносят существование среди них еврейской народности, и убыль на одного еврея обещает прибыль на двух христиан».
«Восход», январь
«Если раньше русская печать относилась к сионистскому движению с предубеждением, то в минувшем году появились в некоторых передовых органах русской прессы более или менее полные очерки сионистского движения, дающие более правильную и беспристрастную его оценку».
Примечание. В январе 1902 года еврейская печать публикует подробные отчеты о V сионистском конгрессе (26 – 30 декабря 1901 года, Базель).
«Восход», январь
«Сионистская организация обнимает тех евреев, которые объявляют свое согласие с сионистской программой и вносят шекель» (из устава новой организации сионистов. – А.Г.) .
«Программа сионистского конгресса гласит: сионизм стремится к созданию гарантированного публичного правомочного убежища в Палестине. Главным органом сионистской организации является конгресс, составляющийся посредством выбора делегатов от местных выборных групп».
Примечание. Из отдельных изменений заслуживает внимания увеличение «срока созыва конгресса (двухгодичный вместо годичного)», решение «О свободе создания новых федераций, имеющих непосредственные сношения с исполнительным комитетом».
В интервью корреспонденту «Восхода» д-р Герцль сказал: «Руководящая идея этого устава та, что каждая организация тем успешнее может развивать свою деятельность, чем она самостоятельнее в своих действиях, чем менее она связана по рукам общими постановлениями и предписаниями...»
«Новое время», январь
«На одном из еврейско-христианских митингов в Англии г. Н.В. слышал такие речи: “Недаром евреи стали хлопотливо собираться на сионистские съезды. Недаром еврейские раввины стали читать публичные лекции о Б-жественном человеке. Это братья – неясный гул приближающегося трубного гласа”».
«Восход», февраль
«Д-р Герцль на прошлой неделе уехал в Константинополь. “Mьnchener nachrichter” сообщают, что чартер уже получен... и что евреям разрешено свободно селиться в Палестине. Некоторые венские газеты также приводят сообщение, что Герцль вызван в Константинополь обер-церемониймейстером турецкого двора и что дело идет о получении чартера (документ на получение полномочий для еврейского колониального общества. – А.Г.). Правдоподобным во всех этих сообщениях является пока факт отъезда д-ра Герцля по сионистским делам».
«Новое время»,
декабрь 1901 года
«Признаемся, что при всем “благом споспешествовании” делу сионизма мы не ожидаем, чтобы оно кончилось чем-нибудь, кроме мелочей. Хотя евреи и рассеяны по всему миру, но они все время множились, и Старая Палестина решительно не в силах принять в себя не только всего еврейства, но даже сколько-нибудь значительных его частей. Сверх того, чем менее у Турции шансов на твердое будущее в Европе, тем более она озабочивается укреплением и сплочением своих азиатских частей. Палестина и Сирия, лежа между Малою Азиею и Аравиею, составляют, конечно, чрезвычайно ценную соединительную страну во владениях султана, и ни в коем случае никому он ее не уступит без боя. А к бою евреи неспособны... Таким образом, для европейцев есть все опасности думать, что сионистское движение немногим превзойдет в результате аргентинское колонизационное движение, т.е. сведется к шуму, к словам, которые ничем не разрешатся».
«На переговорах, состоявшихся в феврале 1902 г., первых настоящих переговорах Герцля с Турцией, стало ясно, что попытки добиться хартий для Палестины в обмен на финансовую помощь по крайней мере временно провалились».
Примечание. Краткая еврейская энциклопедия: «Пятый сионистский конгресс включил в программу движения пункт о национальном воспитании. В соответствии с этим решением сионистские организации ряда стран (Восточной и Центральной Европы) приступили к созданию собственных школ и так называемых “реформированных хедеров” (хадарим метукканим), где изучались иврит и различные светские предметы, причем значительное внимание уделялось истории еврейского народа, географии Эрец Исраэль, ивриту, новой еврейской литературе».
«Восход», январь
«В январе 1902 г. Министерство просвещения постановило применить к средним и низшим техническим училищам свое циркулярное предположение от 10 июля 1887 года, согласно которому число учащихся-евреев в средних учебных заведениях, прогимназиях и реальных училищах не должно превышать 10 % в черте оседлости, 5 % в губернских городах, 3 % в Петербурге и Москве».
«Новое время», декабрь
«Евреи до того давно исторически умерли, а последние два тысячелетия их талмудического и кагального существования до того безотрадны и серы, что в них нет живого зерна, которое могло бы возродиться».
Примечание. Активизируется деятельность Общества для распространения просвещения между евреями в России.
«Восход», январь
«Ростовскому раввину Айзенштадту разрешено устроить при главной еврейской синагоге библиотеку-читальню. В настоящее время приводятся в порядок выписанные, а также пожертвованные для библиотеки книги. Прием пожертвований книгами продолжается в канцелярии раввина. Библиотека вскоре откроется для пользования читателей. Открытая тем же раввином вечерняя школа для взрослых евреев в настоящее время насчитывает 130 человек. По роду занятий учащиеся разделяются: портные – 17 человек, заготовщики и различные ремесленники – 31, мелких торговцев – 21 человек, воспитанников различных учебных заведений, приходящих специально для изучения еврейских предметов, 25 человек».
«В Вильне по инициативе молитвенного правления открыта вечерняя бесплатная школа для женщин. Деятельность субботних школ в Минске, Варшаве, Николаеве успешно развивается, привлекая все большее число учащихся и учащих добровольцев... В Одесское отделение Общества для распространения просвещения между евреями в России поступает записка, где предлагается “ходатайствовать перед начальством об увеличении числа уроков по еврейским предметам в субсидируемых Отделением училищах,.. назначить комиссию для составления новых программ и учебников по еврейским предметам,.. поощрять их издание путем премий... Как отрадное явление можно отметить возникновение в некоторых городах так называемых образцовых хедеров... Несмотря на все отрицательные стороны Талмуд-Тор в теперешнем их виде, необходимо сохранять эти популярные и единственно доступные бедным детям учебные заведения, подвергнув их только коренным преобразованиям”».
«Восход», февраль
«22 и 23 февраля в Берлине происходил IХ съезд “Союза немецко-еврейских общин”, собирающийся раз в четыре года. В съезде приняли участие представители 252 общин. Важнейшей заботой союза было введение в элементарных школах обучения Закона Б-жия для еврейских детей. Эту цель союз успел достигнуть без особого труда, так как ходатайство шло навстречу желаниям самого министра исповеданий и просвещения, покойного Боссе. Министр распорядился даже о выдаче пособий на содержание еврейских законоучителей из особого фонда (правительственного) на тех же основаниях, на которых выдаются пособия законоучителям христианских исповеданий большинства населения. Ходатайство союза об обязательном преподавании еврейского Закона Б-жия как в начальных, так и в средних учебных заведениях пока не удовлетворено».
«В Вене предполагается устройство народного еврейского университета. Главным инициатором этого учреждения является д-р Бирнбаум при содействии небольшого кружка других сионистов».
«Корреспондент “Kraja” сообщает интересные сведения о еврейском народном университете во Львове. “Отдельный народный университет для своего пролетариата и среднего класса основали евреи под названием “Taynbeehall”. Поле деятельности этого учреждения весьма обширное. В Львове около 40 тыс. евреев, из которых для 35 тыс. разговорной речью служит жаргон или плохой немецкий язык. Учреждение, основанное 3 месяца тому назад, делает только первые шаги. Некоторые лекции читаются на польском языке, другие на немецком, но больше всего на жаргоне. Лекторами выступают молодые адвокаты, врачи, студенты. Львовский “Taynbeehall” основала молодежь, дав ему официальное название “Общество для распространения просвещения среди евреев”. Из деятельности университета исключены всякие партийные тенденции. Единственная программа, которая значится на его знамени, – это культура. Слушателям “Taynbeehalla”, кроме лекций, преподносят еще пение, музыку и чай... “Какая публика собирается у вас?” – спрашиваю я молоденького председателя “Taynbeehall”. По преимуществу ремесленники, мелкие купцы, приказчики. Последние составляют около 70%».
«Под различными углами взглянув на мир»
«Новое время», январь
«В книжных магазинах “Нового времени” продается “Палестина”, сочинение А.А. Суворина... Большой том на роскошной бумаге. Карта Палестины. План Иерусалима в красках... Все рисунки отпечатаны в несколько тонов каждый. Акварели А.Д. Кившенко, изображающие “Святой Гроб Господен” и “Пещеру рождения Христова”, и акварель В.И. Навозова “Тип арабской деревни”. “Обряд Священного огня в Великую заутреню в Храме Гроба Господня”, страница Евангелия, подаренная храму Св. Гроба Борисом Годуновым».
«Восход», февраль
«В среду 16 февраля в заседании историко-этнографической комиссии прочитан был доклад Н.П. Аксакова “О еврейском эпосе”.
Аксаков доказывал весьма убедительно, что арийцы и семиты, благодаря духовному различию природного склада, под различными углами взглянув на мир как на совокупность бытия, под различными же углами глядят и поныне, содействуя через свое различие полному и правильному уразумению мира. Но при этом референт не находит, однако, возможным субъективизм семита и объективизм арийца считать безусловными. Нет вовсе народов безусловно субъективных и безусловно объективных (отсутствие эпоса у евреев приводилось в доказательство еврейского и семитского “субъективизма” в противоположность арийскому “объективизму” и даже в доказательство того, что семитская раса в сравнении с индо-европейской представляет в действительности низшую форму человеческой природы). Так, говорят, еврей не останавливается на описании природы. Не дал ландшафтов. Но с другой стороны, весь классический мир не останавливался на описании природы... Именно на страницах Библии природа живет с изумительной полнотой...»
Примечание 1. Н.П. Аксаков, племянник С.Т. Аксакова, литератор, богослов, поэт.
Примечание 2. Согласно получившим большое распространение в Европе ХIХ века мистическим теориям Фабра Д. Оливе и Эдуара Кюре в религии и культуре народов семитского и арийского происхождения наблюдается ряд различий. Если у евреев наблюдается приверженность к абсолютному, не имеющему форму, невидимому Б-гу, то для арийцев характерно многобожие, мифотворчество, страстная любовь к природе.
«Новое время»,февраль
О юбилее Гоголя: «Патриоты еврейского отечества в “Восходе” по-своему чествовали память великого юмориста (пятьдесят лет со дня смерти). В пространной статье они заявляют, что гоголевское торжество вызывает в душе их сложное ощущение. Они чувствуют себя “кровно близкими” и “обидно чуждыми” этому торжеству. В то же время они объявляют Гоголя “нашим неотторжимым духовным достоянием”... Мы однако предпочли бы в этот день “культурные гибриды”, не справляли восторженный шабаш перед блеском своего бесстрашия, а скромно и честно дали бы себе слово сделать в пределах своих сил все, чтобы в еврейском народе стало поменьше типов, выведеных добрым и честным Пушкиным, искренним Лермонтовым, правдивым Тургеневым, и явилось в нем побольше добрых, честных, правдивых и усердных русских граждан, каких и он способен давать и дает общей родине, и, к сожалению, пока много реже, чем она имела бы право рассчитывать».
«Восход», январь
«Пресловутый down town в праздничном настроении. Всю неделю только и толков, что о небывалом еще торжестве среди обитателей восточной части города – дело идет о любимом драматурге Якове Михайловиче Гордине.
Кто не знает в Нью-Йорке господина Гордина! Его портрет красуется чуть ли не в каждой афише еврейского театра... Чуткий к потребностям массы, отзывчивый на ее нужды, Гордин... задался целью поднять еврейскую сцену на должную высоту. В пьесах Гордина затрагиваются животрепещущие вопросы, здесь изображается реальная жизнь, рисуются живые типы, выражаются неподдельные чувства. И не только здешний народ оценил достоинства Гордина, но и лучшие представители здешней интеллигенции считают своим долгом присоединиться к народному торжеству и выразить свою признательность Якову Михайловичу Гордину как еврейскому драматургу. Они дружно праздновали юбилей в течение пяти дней. К юбилею, между прочим, была издана брошюра, обзор деятельности Я.М. Гордина».
Примечание. Гордин Яков Михайлович (1853, Миргород, Украина – 1909, Нью-Йорк) – драматург, публицист, реформатор еврейского театра. Писал на русском языке и идише. До отъезда в Америку в 1890 году сотрудничал в русских и петербургских газетах, возглавлял созданное им в 1880-м на основе религиозных взглядов Толстого и народнических идей «Духовное библейское братство». В Нью-Йорке после встречи с антрепренером и актером Яковом Адлером (1855 – 1926) Гордин обратился к драматургии. Вульгарной буффонаде и «историческим» опереттам эпигонов Гольфадена Гордин противопоставил мелодраму с ее эмоциональными диалогами, острыми коллизиями и резко очерченными характерами, что произвело настоящий переворот на еврейской сцене. Наибольшей популярностью пользовались написанные на идише «Еврейский король Лир», «Б-г, человек и черт» (1900), «Клятва» (1900). Сюжеты своих пьес Гордин заимствовал у Гоголя, А.Н. Островского, Шиллера и Гуцкова. В течение многих лет его пьесы исполнялись в оригинале и переводе на другие языки в различных театрах мира.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru