[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2002 ШВАТ 5762 — 2 (118)
ПОЧЕМУ МЫ ВЛЮБЛЯЕМСЯ
Симон Якобсон
Неужели тайна и романтика, музыка и лунный свет - всего лишь уловка природы, чтобы побудить мужские и женские особи к размножению?
Что кроется за влечением полов друг к другу? Сексуальность — такой предмет, в отношении которого ни один человек не относится нейтрально. Каждому присуща потребность в общении с противоположным полом; в личности каждого есть сексуальный аспект, сформированный семьей, воспитанием, жизненным опытом, он основан на пробах и ошибках, и на всем том, что человек приобретает под порой ненавязчивым, а иной раз довольно грубым влиянием общества, в коем он и живет.
Чтобы осознать разумом корни нашей сексуальности, посмотрим на ее происхождение. Откуда она возникает? Мне хотелось бы проанализировать два подхода к этому вопросу. Один — научный подход, которому мы затем противопоставим подход Торы, в частности в кабалистическо-хасидской интерпретации.
Светская наука предлагает нам многочисленные объяснения, что такое половое влечение. Так, например, с точки зрения биологической и эволюционной теории, половое влечение порождено тем обстоятельством, что воспроизводство человека как биологического вида осуществляется путем половой связи между мужчиной и женщиной. Самец ищет такую женскую особь, которая наиболее плодовита и принесет более здоровое потомство. А самка ищет самца, который может дать более здоровое, жизнеспособное семя и обеспечить защиту своему потомству.
По существу, эта теория гласит, что за мистикой и красотой, романтикой и чувственностью, окутывающими человеческую сексуальность, за всем этим кроется необходимость выжить и обеспечить выживание вида. Но современному человеку претит думать о себе как о какой-то машине для продолжения рода, поэтому, чтобы побудить двух людей к союзу, эволюция и биология, в сговоре друг с другом, наполнили половой акт не только физическим удовольствием, но также мистическим ощущением, которое и побуждает нас отправиться в романтическое путешествие. Аксессуары полового влечения у человека — романтика, цветы, музыка, лунный свет — по сути, лишь способ, применяемый природой, чтобы сблизить две особи. Два человеческих существа, ухаживающих друг за другом, действуют по тем же законам, как и пчелы, ищущие сближения; одна пчела станет по-особому жужжать, другая будет издавать особый запах, но фактически это только тактика, цель которой их сблизить, чтобы они совершили половой акт и породили потомство. Природа не сентиментальна, она безжалостна. Она должна взять свое. Потому она и находит способы, чтобы побудить мужскую и женскую особи к спариванию.
Таков, в основных чертах, научный подход к половому влечению. Теперь противопоставим ему подход Торы.
Концепция Торы в вопросе о половом влечении у людей изложена в первых главах Книги Брейшис (Бытия). Она гласит, что половое влечение между мужчиной и женщиной возникает в силу совершенно иных причин: они ищут свой Б-жественный образ, по сути дела — самого себя, ищут то, что является квинтэссенцией всякого человеческого существа.
В Торе сказано, что человек первоначально был создан как двуполое существо: «Мужчину и женщину создал Он и нарек их: "человек"». Затем Б-г расколол это двуполое существо, и с тех самых пор расколотые половинки Б-жественного образа ищут друг друга, и каждая тоскует по другой. Это не полуличности: мужчина — вполне развитая личность, женщина — тоже. Но в их трансцендентальном «я», в их трансцендентальной полноте есть элементы, которые остаются неполными, если они не найдут друг друга. Каждому их них чего-то не хватает, ведь когда-то они были частями целого, более великого.
Мистически они на самом деле стремятся объединиться с Б-гом. Человечество это — единое целое, в котором слиты два начала: мужское и женское. Когда мужчина и женщина сходятся и объединяются в супружеском союзе, то воссоздают тот Б-жественный образ, в котором они существовали как целое.
Кабала идет еще дальше. Согласно Кабале имеются две формы энергии. В самом абстрактном выражении одна именуется энергией, проецируемой внутрь, а другая — энергией, проецируемой наружу. Женское и мужское начала существуют в каждом мужчине и в каждой женщине, да и в каждом творении природы. Даже Б-жественное порой именуется в мужском роде, порой — в женском.
Вопреки обычному представлению о «патриархальном Б-ге», в Танахе (Библии), многие атрибуты Б-жественного женственны, например Шхина, являющаяся женской ипостасью Б-жественного.
Итак, мы имеем здесь разделение на две энергии, тяготеющие к тому, чтобы стать одним целым. Человеческая раса была создана по образу и подобию Б-га, но она наполовину состоит из мужчин и наполовину из женщин, и, соединясь, они становятся более значительным целым, тем Б-жествен-ным образом, который ищет союза с Б-гом и стремится реализовать себя на более высоком уровне.
Это и есть духовное объяснение полового влечения. Это влечение, имеющее много физических проявлений, от учащенного сердцебиения до физического влечения к другому существу. Есть тяготение мужчины к женщине и женщины к мужчине, порождаемое стремлением стать полным Б-жественным целым, связанным со своим первоисточником, Б-гом.
Из этого не следует, что люди бывают полностью оторваны от Него, но они могут сбиться на свой собственный, индивидуальный, самовлюбленный, даже эгоистический путь. И вот здесь внутренний голос говорит вам: я жду чего-то более значительного. Когда мужчина испытывает физическое влечение к женщине, или женщина к мужчине, это может показаться самым элементарным явлением, объяснимым биологически, но с еврейской точки зрения, с точки зрения Торы, это всего лишь физическое проявление очень глубокого духовного влечения.
Из этого не следует, что концепция полового влечения, изложенная в Торе, внутренне не связана с целью создания новой жизни. Конечно, эта связь есть. Однако продолжение рода не является единственной целью нашей сексуальности. Скорее наоборот: Б-жественная природа нашей сексуальности — это тот факт, что союз мужчины и женщины делает полноценным Б-жественный идеал, по образу и подобию которого они созданы. Вот что дает нам силу приносить новую жизнь в этот мир.
Поэтому и в самом союзе мужчины и женщины есть нечто Б-жественное. Это находит свое отражение в Ало-хе (Законе Торы), которая освящает брак и в таких обстоятельствах, когда воспроизводство невозможно, например, если мужчина или женщина уже миновали детородный возраст, или физически неспособны к деторождению. Если бы половой акт был всего лишь механизмом для деторождения, можно было бы возразить: «Послушайте, если не для продолжения рода, то для чего тогда брак и половое влечение? Значит половой акт — всего лишь эгоистическое удовольствие? Где же тут святость?»
Ответ на это гласит: «Да, соитие свято! Соединение мужчины и женщины — это Б-жественный акт и Б-жественный опыт».
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru