[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2002 ШВАТ 5762 — 2 (118)
Прогулки по НоводевиЧьему
Соломон Кипнис
Продолжение. Начало в №113.
ДЕЛИКАТНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Лина По (1899 – 1948). Не стройте догадок – с писателем Эдгаром По в родстве она не состояла.
А теперь всмотритесь в другую последовательность написания:
По Лина.
Полина Михайловна Горенштейн сделала красивый и многозначительный псевдоним «По Лина» из своего имени, когда в 1918 году стала выступать как балерина, танцовщица.
Но не только балет был страстью ее одаренной художественной натуры. Училась во Вхутемасе, занималась рисованием, лепкой, писала стихи, увлекалась музыкой.
В 1934-м случилась трагедия: заболела энцефалитом, ее разбил паралич, полностью потеряла зрение.
Нечеловеческим трудом, огромным напряжением воли ей удается частично восстановить способность двигаться, но слепой она так и осталась. Сценическая деятельность оборвалась навсегда.
Осознав, что для жизни в искусстве судьба ей оставила только «внутреннее зрение», она весь талант и труд обращает на то, чтобы реализовать этот свой единственный шанс – начинает заниматься лепкой.
Лина По становится скульптором. И еще каким!
Уже в 1937-м ее работы появляются на выставке в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Никто, конечно, кроме родных и близких, не ведал, что их создал незрячий скульптор.
Даже когда решался вопрос о принятии Лины По в члены Союза художников и там узнали, что автор представленных скульптур – слепая женщина, в это просто отказались поверить. Но, так как «слухи» были уж очень настойчивые, то на квартиру к ней отрядили весьма представительную комиссию: художника Б. Яковлева, скульптора А. Антропова, искусствоведа В. Грабарь-Мещерину.
Сестра Лины По поделилась своими воспоминаниями о визите комиссии.
...Незадолго до прихода комиссии Лина Михайловна как раз закончила лепить фигуру Кармен, танцующую испанский танец сегедилью. Именитым гостям работа эта очень понравилась.
Но ведь им надо убедиться в том, что такое может сотворить слепой человек.
Тактичный предлог для проверки нашел художник Яковлев.
– Ваша испанка, – сказал он, – очень хороша. Но мне кажется, будь у нее в руке веер, стала бы еще лучше.
«Испытуемая» взяла пластилин и быстрыми точными движениями вылепила миниатюрный раскрытый веер, который тут же вставила в правую руку своей Кармен и, улыбаясь, сказала:
– Вы правы, пусть танцует с веером.
Сомнения комиссии развеялись...
Единичные работы Лины По имеются в коллекциях Третьяковской галереи и других музеев страны. Но главное собрание скульптур – в мемориальном музее Лины По, в доме культуры Всероссийского общества слепых.
Поражает буквально всё здесь увиденное. А портреты исторических личностей – так те просто потрясают. «Слепая лепит бюсты людей, которых она не видела глазами, и, что удивительнее всего, портреты ее жизненны, характерны, типичны и похожи. Мы находим в них то, чего требует строгий критик от портретного искусства», – говорил скульптор С. Меркуров.
Многие выдающиеся деятели искусств, посетившие музей, среди которых М. Нестеров, И. Грабарь, С. Конёнков, П. Кончаловский, оставили свои восторженные отзывы о работах Лины По.
Осматривая экспозицию музея, я и предположить не мог, что от висящего здесь портрета Лины Михайловны протянется ниточка в... мое детство.
Портрет этот вызвал у меня повышенный интерес потому, что Лину Михайловну я видел живую – в 1946-м на ее персональной выставке в Центральном доме работников искусств, наблюдал, как она там беседовала со скульптором Конёнковым.
И всего на год раньше был сделан так понравившийся мне портрет. Вот я и сравнивал виденное с увиденным. Естественно, поинтересовался, кто же автор портрета.
Им оказалась художница Ада Варновицкая... Та самая Ада, дочь друзей моих родителей. Мы жили тогда в Харькове. Ей было лет двадцать, она училась в каком-то художественном институте. И я, двенадцатилетний мальчик, тайно вздыхавший по этой красивой девушке, был очень рад, скорее даже горд, когда Ада согласилась рисовать меня, да еще маслом! Последнее обстоятельство почему-то представлялось мне безумно важным. А сознание, что Я буду «позировать» Ей, делало меня просто счастливым...
Пришел из музея домой, разыскал тот рисунок, увидел мальчика с челкой, в пионерском галстуке и... нахлынули воспоминания.
Лину По в душе благодарил за все прекрасное – увиденное и разбуженное.
(2-27-4)
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru