[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2002 ШВАТ 5762 — 2 (118)

 

МЕЖДУ ТРЕМЯ КОНТИНЕНТАМИ

История отношений между молодым еврейским государством со странами Африки и проблемы сегодняшнего дня

Яков Этингер

В 1960 году известный американский общественный деятель Мартин Лютер Кинг, осуждая антиизраильскую, антисионистскую кампанию, развязанную в арабских странах, писал: «Ты заявляешь, мой друг, что ты ненавидишь не евреев, но сионизм. Но я скажу, и пусть правда прогремит с горных вершин: когда люди критикуют сионизм, они имеют в виду евреев. Сионизм – это не что иное, как путь и мечта еврейского народа о возвращении на свою собственную землю. И что же такое антисионизм? Это отказ предоставить еврею фундаментальное право, за которое борются сейчас народы Африки и которые имеют все народы на земном шаре. Антисионизм – это дискриминация евреев, потому что они – евреи. Короче – это антисемитизм».

Одна из первых задач, которую пришлось решать лидерам Государства Израиль сразу же после его создания – это преодоление политики дипломатической изоляции, которую проводили арабские страны. В этой связи особое внимание вызывал африканский континент, где в то время было всего три независимых государства – Эфиопия, Либерия и Южно-Африканский Союз. Но национально-освободительное движение в колониальных владениях западноевропейских держав уже нарастало. База для отношений между Израилем и африканскими народами существовала объективно. Евреев и африканцев сближали столетия угнетения, рабства, расовой дискриминации.

Основатель политического сионизма Теодор Герцль на титульном листе опубликованной в 1902 году своей книги «Старо-новая страна» написал: «Если вы захотите – это не будет сказкой». И не удивительно, что эти слова стали лозунгом сионистского движения. Он писал: «Есть один вопрос, возникший из национальных страданий и до сих пор неразрешенный, трагизм которого могут себе представить только евреи. Вспомните о страшных периодах работорговли, о людях, которых продавали, как скот, захватывали, заточали, продавали только потому, что они были черными... Я не побоюсь сказать, что когда я увидел начало освобождения моего народа – евреев, – я хотел бы увидеть и освобождение африканцев». И израильское руководство с первых дней существования еврейского государства протянуло руку дружбы и помощи африканскому национально-освободительному движению.

Лев Иудейский, так называл себя Хайле Селассие I, можно сказать, был символом Эфиопии.

Голда Меир, с именем которой связано формирование израильской политики в Африке, напоминала в автобиографической книге «Моя жизнь», что мир состоит не только из европейцев и азиатов. «Существует Африка, — писала она, — страны которой вот-вот должны получить независимость, и молодым государствам Черной Африки Израиль мог и хотел дать очень многое. Как они, мы сбросили иностранное владычество, как им, нам пришлось поднимать непригодные для сельскохозяйственного производства земли, увеличивать урожайность, проводить мелиорацию, развивать производство, жить вместе и обороняться. Нам, как и им, не поднесли независимость на серебряном блюде, она была завоевана годами борьбы, и нам пришлось – иногда на собственных ошибках – узнать, как дорого обходится право на самоопределение. В мире, четко разделенном на имущих и неимущих, опыт Израиля казался единственным в своем роде, потому что мы были вынуждены решать такие проблемы, какие никогда не стояли перед большими, богатыми, мощными государствами... Мы не были запятнаны, как колониалисты-эксплуататоры, ибо единственное, чего мы хотели от Африки, была дружба... Главной причиной нашего африканского “предприятия” было то, что мы чувствовали – у нас есть что передать странам, которые еще моложе и неопытнее, чем мы... Мы пришли в Африку учить, и то, чему мы учили, было воспринято».

Многие видные сионистские деятели, оказавшиеся во главе Израиля, – не только Голда Меир, но и Давид Бен-Гурион, Моше Шарет и другие, принимали активное участие в установлении связей с африканскими деятелями, позднее ставшими государственными лидерами освободившихся африканских стран. Это были Кваме Нкрума, Джомо Кениата, Кеннет Каунда и другие.

Необходимо подчеркнуть, что в сионистских кругах еще в начале XX века с большим интересом следили за стремлениями значительной части афро-американцев возвратиться на их историческую родину в Африке. Именно такие цели преследовало так называемое гарвеистское движение, добивавшееся создания в Африке обширного «черного государства». Организатором этого движения был Маркус Гарвей, выходец с Ямайки, обосновавшийся в 1916 году в США, где он развернул политическую активность, чтобы объединить усилия выходцев из Африки во имя возвращения на родину предков. Естественно, люди жаждали избавиться от расовой дискриминации. Отражая эти их стремления, он выдвинул лозунг: «Назад в Африку» и сплотил не только многих афро-американцев, но также потомков негров в ряде стран Центральной и Южной Америки. С этой целью Гарвей создал специальную организацию – «Всеобщую ассоциацию борьбы за улучшение положения негров», особое внимание которой уделялось развитию национального самосознания людей. Были основаны университеты, академии и школы, в которых выходцы из Африки изучали свою историю, включая этапы закабаления ее европейскими колонизаторами. По некоторым оценкам число сторонников Гарвея превышало 5 миллионов человек. В 1920 году для реализации планов создания в Африке негритянского государства был основан политический центр «Утопия негра», а Гарвей стал его временным президентом.

Что далее предпринимает Гарвей? Он формирует африканский легион и начинает подготовку офицерских кадров. Чтобы переезд в Африку еще более стал реальностью, создается пароходная компания «Блэк стар лайн». Но идея возвращения в Африку нуждалась и в пропаганде: она должна была завладеть умами и сердцами всех, кто этого желал, но весьма мало верил в успех. Так, Гарвей стал издавать газету «Нигроу уорлд» («Негритянский мир»), которая, кроме английского, выходила также на французском и испанском языках.

В середине 90-х годов, находясь в США, я имел возможность в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне ознакомиться с подшивками этой газеты за несколько лет. Невозможно было не обратить внимания, что на ее страницах неоднократно появлялись статьи о сионистском движении — проводились параллели между стремлением афро-американцев вернуться в Африку и борьбой сионистского движения за создание еврейского национального очага в Палестине.

Безусловно, активность гарвеистов вызывала самое серьезное беспокойство в столицах колониальных держав, опасавшихся, что это может в конечном итоге привести к волнениям в их африканских владениях.

Не склонно было поддержать Гарвея и правительство единственной независимой в тот период африканской республики Либерия, хотя само это государство, как известно, было образовано тоже выходцами из США. В 1822 году американское колонизационное общество купило у местных вождей мыс Месурадо и поселило на приобретенной земле освобожденных некоторыми рабовладельцами рабов. Первое поселение было названо Монровией – по имени президента США Джеймса Монро. Позже, по мере создания новых поселений, территория стала называться Либерией. И вот, 26 июля 1847 года Либерия была провозглашена независимой республикой.

Между правительством Либерии и Гарвеем в течение длительного времени велись переговоры. Он определенно рассчитывал, что эта страна станет своего рода плацдармом для деятельности гарвеистов в Африке и базой для создания там большого государства.

Однако трудности, с которыми столкнулся Гарвей, усугублялись не только финансовыми проблемами. Сопротивление колониальных держав, позиция Либерии, правительство которой опасалось вступать в конфликт с ними по этому вопросу, умело развернутая против гарвеистов пропагандистская кампания, – все это, в конечном счете, привело к неудаче его дела. Однако деятельность Гарвея и его сторонников не прошла даром: она оказала немалое влияние на формирование мировоззрения первого поколения борцов против колониализма в Африке.

Теперь обратимся к зарубежной еврейской прессе 20-х годов XX века, где был опубликован ряд статей о гарвеизме. Авторы отмечали сходство проблем евреев и афро-американцев. Так, одна из выходивших в Германии сионистских газет писала: «Может быть, стоит присмотреться к деятельности Маркуса Гарвея. Его опыт может пригодиться для решения основной задачи сионистского движения».

Руководители сионистских организаций в годы, предшествовавшие второй мировой войне, внимательно следили за событиями в Африке. В 30-х годах еврейские лидеры находившейся под британским мандатом Палестины решительно осуждали агрессию фашистской Италии против Эфиопии. Но захват итальянскими войсками столицы Эфиопии Аддис-Абебы произошел, и император Хайле Селассие I вынужден был бежать из страны. Не лишне отметить, что в течение года вместе со своей семьей он находился в Иерусалиме, окруженный вниманием и заботой местных евреев. В Палестине к нему относились с особой симпатией еще и потому, что согласно легенде эфиопские цари ведут свое происхождение от сына царя Соломона и царицы Савской и соответственно приходятся евреям дальними родственниками.

Лев Иудейский, так называл себя Хайле Селассие I, можно сказать, был символом Эфиопии. Кроме того, в Эфиопии на протяжении двух тысячелетий проживали около 50 тысяч «черных евреев» – фаллашей, покинувших Палестину после вторжения римлян. В 1994 году, будучи в Израиле, я познакомился в Иерусалиме с пожилым израильтянином, который рассказывал, что он жил по соседству с резиденцией Хайле Селассие и часто видел этого темнокожего бородатого человека прогуливавшимся по улице в сопровождении жены-императрицы...

В годы второй мировой войны многие евреи Франции и находившиеся там африканцы приняли активное участие в движении Сопротивления нацистским оккупантам. Одним из них был будущий президент африканской республики Сенегал, выдающийся поэт Леопольд Седар Сенгор. (Интересно, что в послевоенные годы его связывали дружеские отношения со знаменитым еврейским художником Марком Шагалом, который иллюстрировал одно из лучших стихотворных произведений Сенгора «Песни дождливого сезона».)

Работая в свое время в Институте мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР, я регулярно просматривал иностранную прессу. И вот однажды мне на глаза попалось интервью Леопольда Сенгора, опубликованное 4 мая 1971 года в журнале «Жён Африк». Президент Сенегала рассказывал такую историю: «Единственный раз, когда я действительно рисковал жизнью, – это было во время оккупации Франции, и я делал это ради одной женщины – моего друга. Она была еврейкой...» Африканец, спасающий еврейку, – это ли не пример высокой человеческой солидарности в борьбе с нацизмом и расизмом?! Прочитав это интервью, я через сенегальское посольство в Москве написал письмо Леопольду Сенгору, прося его более подробно рассказать об этом эпизоде. Вскоре мне позвонили из посольства и сообщили следующее: от президента Сенегала получено письмо, в котором он сообщал, что спасенная с его помощью женщина была родом из России. Это парижская учительница Елена Лурье, с которой он был давно хорошо знаком. Нацисты собирались отправить ее с большой группой французских евреев в лагерь смерти в Германию. Сенгору удалось подкупить одного из сотрудников французской жандармерии, который и помог вытащить Елену Лурье из уже готового к отправке в Освенцим железнодорожного эшелона. Вплоть до ее смерти в 1969 году Леопольд Сенгор поддерживал с ней тесную связь, переписывался. Получив такой ответ, я отправил ему благодарственное письмо, на которое, в свою очередь, получил от него еще одно. Сенгор писал, что спасение Елены Лурье было «его долгом как человека» и он «гордится этим».

Надо ли говорить, что победа Израиля в войне за независимость в 1948 – 1949 годах произвела большое впечатление на многих лидеров африканского национально-освободительного движения, начинавших в то время борьбу за освобождение от колониального гнета. Французская «Монд» писала в сентябре 1960 года, что «если Израиль, только что родившееся государство, смогло выстоять и защитить свою свободу и независимость от арабских стран, то, безусловно, его опыт вдохновил африканских националистов в их усилиях создать на месте бывших колоний свои собственные независимые государства».

Активность Израиля на Африканском континенте стала заметной уже в начале 50-х годов. В ту пору предстояло провозглашение независимости английской колонии Золотой Берег (нынешняя Гана). И в конце 1956 года, будучи еще колонией, эта страна установила первые, пока еще неофициальные отношения с Израилем.

Голда Меир писала, что людям в Африке присуще быть радостными и сердечными.

«И в Африке я всегда чувствовала себя дома», – писала она.

6 марта 1957 года – Кваме Нкрума провозглашает независимость.

В самом начале 1957 года генеральный секретарь профсоюзов Золотого Берега Джон Теггега посетил Израиль. Во время переговоров с руководством израильского профсоюзного объединения – Гистадрута была достигнута договоренность, что израильские профсоюзные активисты помогут Теттеге перестроить работу местных профсоюзов с учетом опыта еврейского государства.

5 марта 1957 года Гана стала первой страной на Черном континенте, добившейся независимости. На празднование по этому случаю в столицу Ганы Аккру прибыла представительная израильская делегация во главе с министром промышленности и торговли Пинхасом Сапиром. В ходе переговоров с премьер-министром Ганы Кваме Нкрума была достигнута договоренность об установлении официальных отношений между двумя государствами. Квали Нкрума обратился к израильской делегации с просьбой оказать щирокую помощь молодому государству. И уже вскоре в Гану были направлены крупные специалисты в области экономики, профсоюзного движения, а также военные. Появилось несколько совместных компаний с участием израильских фирм, открылась совместная израильско-ганская морская линия «Блэк Стар Шиппинг лайн», была образована компания по строительству зданий общественного назначения и использованию водных ресурсов.

Накануне празднования первой годовщины независимости Ганы израильский посол в Гане Эхуд Авриэль предложил Голде Меир, тогда министру иностранных дел Израиля, посетить Гану, а также Либерию, Сенегал, Берег Слоновой Кости и Нигерию. Последние три страны в тот период еще не были независимыми государствами. Голда Меир согласилась и в сопровождении израильского посла во Франции Яакова Цура совершила длительную поездку по Африке. Это была важная веха в развитии связей между Израилем и Африкой.

Премьер-министр Ганы Кваме Нкрума.

Вот что писала об этой поездке Голда Меир: «Я была гостьей президента Уильяма Табмена. Социальная и экономическая элита Либерии жила в невероятной, почти фантастической роскоши; остальное население – в скромной нищете. Но я ехала в Африку не за тем, чтобы проповедовать, вмешиваться во внутренние дела этой страны или обращать в свою веру. Я приехала, чтобы встретиться с африканцами. Я знала, что президент Табмен – преданный друг евреев, и потому еще, что помнила, что за весь долгий период его сложных отношений с США к нему дружески отнесся конгрессмен – еврей, прекрасный человек Эммануэл Селлер, пожалуй, единственный из всех знакомых Табмена в Вашингтоне, понявший одиночество этого африканского лидера, хотя считаться с чувствами черного лидера в те времена не было ни модно, ни необходимо».

Голда Меир отмечала, что «Либерия была первым черным государством на земном шаре; импульс, определивший его появление, был сродни импульсу, определившему рождение Израиля; любовь Табмена к Израилю была очевидна; убеждение, что у наших стран много общего – тоже; я не могла не отвечать на такие чувства. Но по-настоящему меня заинтересовала и очаровала... Африка, которую я там увидела».

В Либерии Голда Меир была посвящена в верховные вожди племени гала. «Признаться, когда я стояла под палящем солнцем, а вокруг плясали и пели все мужчины племени, я не могла поверить, – неужели это мне, Голде Меир из Пинска, Милуоки, из Тель-Авива, оказывают такие высокие почести?»

По окончании танца двести женщин этого племени отвели Голду Меир в крошечную соломенную хижину, где облачили в яркие одежды верховного вождя и произвели над ней обряд тайного посвящения. Тогда она пережила, пожалуй, одно из самых красочных и непосредственных впечатлений своей жизни. Ее поражали и радовали яркость, естественность и искренность церемонии. Вероятно, памятуя именно те часы, Голда Меир писала, что людям в Африке присуще быть радостными и сердечными. «И в Африке я всегда чувствовала себя дома», – писала она.

Затем была Гана и встреча с премьер-министром Кваме Нкрума. За год с момента провозглашения независимости этой страны уже были реализованы десятки программ в области образования, и между обоими государствами сложились дружественные отношения.

Голда Меир с министром труда и индустрии Ганы.

Поездка в Гану оказалась чрезвычайно важной для всей последующей политики Израиля в Африке. Дело в том, что по случаю празднования годовщины независимости, в Гане состоялась первая конференция народов Африки, в которой участвовали представители 62 организаций национально-освободительного движения различных стран континента.

Большое значение имела встреча Голды Меир с Джорджем Пэдмором, крупнейшим идеологом панафриканизма, ставившим своей целью создание единого государства в Африке. Пэдмор был автором плана развития Африки при финансовой поддержке негритянской общины США, как он выражался, «по образу и подобию Еврейского Призыва» В беседе с израильским министром он проявил чрезвычайный интерес к истории создания еврейского государства, его функционированию, методам абсорбции евреев из разных стран, их взаимосвязям и сотрудничеству в Израиле. Тогда Пэдмор порекомендовал Голде Меир встретиться с африканскими лидерами, собравшимися в Гане. Во время этой встречи ей было задано множество вопросов о самых различных аспектах внутренней и внешней политики еврейского государства. Особый интерес африканские политики проявили к деятельности киббуцев, Гистадрута, к израильской армии. Столь плодотворный диалог заложил основы израильской программы международного сотрудничества с африканскими странами на долгие годы.

Первым израильтянином, занявшимся изучением форм этого сотрудничества, был ближайший сотрудник Голды Меир Реувен Баркатт. Будучи главой политического отдела Гистадрута, он привез в Израиль группу африканцев: пусть они своими глазами увидят, как там решаются многие социально-экономические проблемы.

Нельзя сказать, чтобы зарубежная печать была единогласна в своих оценках, и все же по большей части она вынуждена была констатировать: Голда Меир «завоевала уважение и дружбу многих африканских лидеров». В израильско-африканских отношениях произошел подлинный прорыв.

В 1963 году Голда Меир посетила Камерун, Того, Гамбию, Сьерра-Леоне и Гвинею, а спустя четыре года – Кению, Таньганику, Уганду и Мадагаскар. Разумеется, и другие известные политики посетили африканские страны, но как писала в октябре 1964 года лондонская «Таймс», «не подлежит сомнению, что именно г-жа Меир “открыла” Африку для Израиля».

В это время Гистадрут создает в Израиле Афро-азиатский институт, который становится не только центром по изучению проблем развивающихся стран, но и приступает к подготовке из числа жителей этих стран специалистов в самых различных отраслях экономики, образования, культуры. Одновременно Израиль активно включается в работу многочисленных специализированных агентств ООН, которые занимаются оказанием помощи странам Африки, Азии и Латинской Америки.

Летом 1960 года в Реховоте под руководством Аббы Эбана, до этого уже несколько лет являвшегося послом Израиля в США и постоянным представителем при ООН, в помещении Института Вейцмана состоялась первая Международная конференция о роли науки в странах Африки и Азии. Половина участников конференции состояла из представителей развивающихся стран, другая половина – из ведущих европейских и американских ученых. Цели конференции были весьма конкретны – навести мосты между развитыми государствами и другими странами, выявив наиболее эффективные способы использования на местах достижений современной науки и техники. Эта конференция в Реховоте положила начало традиции проведения подобных встреч каждые два года.

Президент африканской республики Сенегал Леопольд Седар Сенгор.

Другим не менее крупным израильским проектом стало создание Международного центра подготовки женщин-работников коммунальных служб, где женщины из развивающихся стран проходили соответствующую подготовку. Уже в течение нескольких десятилетий и по сей день сотни представительниц стран Африки, Азии и Латинской Америки в этом единственном в мире такого рода центре учатся играть активную общественную роль в своих странах, – будь то руководительница из Мали, учительница из Лесото, медсестра из Малави, работница социального обеспечения из Кении... Для всех них Израиль стал своего рода лабораторией. Как замечательно выразила свои впечатления одна студентка из Кении Голде Меир, «если бы я поехала учиться в США, то выучила бы историю развития, а в Израиле я вижу, как это развитие происходит».

Со временем тысячи израильских инженеров, техников, врачей, агрономов, профсоюзных функционеров и организаторов молодежного движения стали оказывать помощь странам Африки. В 1970 году Израиль имел соглашения об оказании экономической и технической помощи более чем с 20 африканскими странами. Особый интерес в Африке по-прежнему вызывали киббуцы, в которых африканцы видели надежный путь развития сельского хозяйства.

Естественно, мощный процесс израильско-африканского взаимодействия отражался в печати. С огромным интересом и пониманием израильская пресса писала о сложных, унаследованных от колониального прошлого проблемах стран Африки. Неизменно подчеркивалось, что евреям лучше, чем каким бы то ни было другим народам, известно, что такое расизм и национальное угнетение, и поэтому всеми имеющимися у них средствами они намерены способствовать преодолению социально-экономической отсталости стран Африки.

За этническими конфликтами в Тропической Африке в Израиле следили с беспокойством. Когда к конце 60-х годов Восточная область Нигерии, населенная главным образом народностью ибо (христиане), поднялась на освободительную борьбу против поддерживаемого арабскими странами, а также СССР мусульманского Севера, израильская пресса горячо откликнулась, ратуя за свободу, провозглашеной в Восточной области Республики Биафры. У Израиля были особые основания симпатизировать этой борьбе ибо: за свое свободолюбие, исключительную работоспособность, деловую хватку эта народность получила в Нигерии, да и во всей Африке, прозвище «африканские евреи». Как и евреи, народность ибо давно стремилась создать собственное государство.

Опыт создания Израиля в конце 1948 года определенно сказался при образовании «Союза государства ибо». Началась подготовка к борьбе за национальное самоопределение. Вскоре после военного переворота в Нигерии в июле 1966 года 30 мая 1967 года Консультативная ассамблея Восточной области провозгласила создание независимого государства Республики Биафры. Ответ центрального правительства Нигерии не был ни гуманистичен, ни просто лоялен: на подавление ибо были брошены войска. Началась гражданская война. Кровавые репрессии на этнической почве вызвали глубокое беспокойство во всем мире. Осуществлялись они в значительной мере советским оружием. В результате за три года погибли свыше 2 миллионов человек. В период военных действий Израиль оказывал помощь лекарствами и продовольствием бедствующему населению. Гражданская война закончилась поражением ибо, Республика Биафра была ликвидирована.

В западной печати мелькали сообщения, что в армии Биафры находились израильские военные советники. Кстати, к началу 70-х годов Израиль имел своих советников в армиях почти 40 стран Африки, Азии и Латинской Америки и поставлял оружие более 20 из них.

Развивитие политических и экономических связей с Израилем было поддержано многими лидерами движения афро-американцев за гражданские права. Израиль был для них примером борьбы за свое существование, примером отстаивания нацией своего места в сообществе народов.

И в этом контексте слова Мартина Лютера Кинга, сказанные в 1960 году в осуждение антиизраильской, антисионистской кампании, развязанной в арабских странах, звучат как нельзя более актуально в наши дни. Под флагом борьбы с сионизмом ведется неистовая антисемитская пропаганда в разных странах, в том числе, к сожалению, и в России, где антисемитские заявления можно услышать в Государственной Думе и прочитать на страницах некоторых российских газет и журналов.

Арабские лидеры были очень встревожены развитием израильско-африканского сотрудничества и всеми силами пытались его подорвать. Американский исследователь Б. Эллис в своей книге «Дилемма Израиля» (1971) писал, что в Аддис-Абебе в 1963 году африканские лидеры предупредили Насера: он не должен настаивать на принятии антиизраильской резолюции на учредительной конференции Организации африканского единства. Они заявили: «Мы в дружественных отношениях с Израилем, вы – нет. Это ваше дело, однако не выносите этот вопрос на обсуждение – вы расколете Африку».

Многие руководители африканских государств активно добивались отказа арабских лидеров от их непримиримой позиции в отношении Израиля. Президент Сенегала Леопольд Седар Сенгор заявил: «По отношению к Израилю наша политика ясна. Мы сожалеем о конфликте между Израилем и арабами. Я лично считаю, что между евреями, арабами и африканцами существуют глубокие связи. Ведь эти народы составляют триаду страдающих рас. Как видите, я верю в негро-семитскую диалектику... Я выступаю за мирное сосуществование между евреями и арабами. Но в то же время я поддерживаю дипломатические отношения с израильским государством против желания арабов».

Несмотря на все происки арабских лидеров в конце 60-х годов Израилю удалось прорвать дипломатическую блокаду, которую упорно создавали против него арабские и ряд других мусульманских государств. Из 78 стран, с которыми у Израиля в 1970 году были дипломатические отношения, 31 государство являлось африканским. Если в 1958 году экспорт африканских стран в Израиль составлял 8,3 миллиона долларов, то в 1969 году он достиг уже 37,2 миллионов. За это же время экспорт Израиля в Африку возрос с 2,7 миллионов долларов до 34,2 миллионов. За один только 1970 год объем торговли с африканскими странами увеличился на 20% по сравнению с 1969-м. Израильские фирмы активно действовали в 29 странах Африки.

К этому времени значительно увеличилось и число африканцев, прошедших подготовку в Израиле. Из более чем 13 тысяч стажеров из 90 стран, учившихся в еврейском государстве в период с 1958 по 1988 год, 6272 человека (почти половина) были африканцы.

Израильская дипломатия стремилась препятствовать созданию против своего государства единого фронта арабских и африканских государств. Во многих случаях Тель-Авиву удалось вбить клин в отношения между арабскими странами и Черной Африкой. Израильские дипломаты очень тонко напоминали африканским руководителям, что арабы на протяжении столетий жестоко эксплуатировали африканцев, принимали активное участие в работорговле.

Большинство стран Африки не поддержали предложенного арабами проекта резолюции на Пятой чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в котором содержалось требование вывода израильских войск с «оккупированных ими территорий». Бо€льшая часть Африки не откликнулась и на предложение мусульманского Сомали от 19 июля 1967 года, предложившего созвать специальную сессию Организации африканского единства для обсуждения положения, сложившегося после Шестидневной войны, когда израильские войска наголову разгромили армии арабских государств, поддержанных Советским Союзом.

Роль Израиля в защите дела свободы и демократии на Ближнем Востоке высоко оценивалась на Западе. Еще в 1951 году в одном документе американского конгресса подчеркивалось: «Израиль занимает выгодное географическое положение. Он служит мостом между тремя континентами, примыкает к районам, богатым нефтью. Роль Израиля в качестве центра коммуникаций, базы снабжения и производственного арсенала должна быть принята теми, кто озадачен защитой свободы».

В начале 70-х годов под давлением арабских государств многие африканские страны стали менять свою позицию и часто оказывали поддержку требованиям о выводе израильских войск с территорий, оказавшихся под контролем Израиля в результате войны 1967 года. Зависимость многих африканских стран от финансовой помощи нефтедобывающих арабских государств, совместное участие арабских стран Северной Африки и нескольких преимущественно мусульманских государств Тропической Африки в Организации Африканского единства, политические и экономические связи Израиля с Южно-Африканским союзом, где существует влиятельная и значительная еврейская община, насчитывающая около 150 тысяч человек, – все это не могло не сказаться на позиции большинства стран Африки во время войны Судного дня в 1973 году, когда многие из них разорвали дипломатические отношения с Израилем.

Таким образом, отношения между еврейским государством и многими странами Африки развивались скачкообразно. За периодами тесного экономического и политического сотрудничества следовали времена охлаждения или, в ряде случаев, даже его свертывания.

Говоря о сегодняшнем дне, нельзя не сказать о той позиции, которую занимали многие африканские страны на состоявшейся в начале сентября 2001 в Дурбане (ЮАР) международной конференции ООН против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости. Собравшись вместе, эти страны намерены были потребовать от США компенсации и извинений за то, что на протяжении нескольких веков из Африки в США вывозились миллионы африканцев для использования их в качестве рабов. Причем присутствовавшие на конференции представители арабских государств заявили о поддержке этого требования, имея в виду, что страны Африки со своей стороны поддержат их позиции в отношении палестино-израильского конфликта.

Арабские государства, прежде всего Сирия, собирались внести проект резолюции, в которой сионизм вновь приравнивался к расизму, и это несмотря на то что 16 декабря 1991 года ООН отменила собственную резолюцию от 10 ноября 1975 года, утверждающую, что сионизм является формой расизма.

Но из затеи арабских стран в Дурбане ничего не вышло. США и, разумеется, Израиль в знак протеста покинули конференцию.

Страны Европейского Союза, хотя и остались на конференции, но категорически заявили, что ни под каким видом не подпишут декларацию, в которой действия израильской армии против палестинских террористов определяются как «расизм». Премьер-министр Франции Лионель Жоспен, в частности заявил: «Если сравнение расизма с сионизмом останется, участие Франции и других европейских делегатов в дурбанском форуме будет поставлено под вопрос. Мы покинем конференцию».

В конечном счете был принят компромиссный вариант декларации: с одной стороны, в нем говорилось о «трагическом положении палестинского народа, находящегося под иностранной оккупацией», с другой – подчеркивалось, что «нельзя забывать Катастрофу европейского еврейства в годы второй мировой войны».

Были изъяты из декларации и упоминания об Израиле как о «расистском государстве». И это дало основания министру иностранных дел Израиля Шимону Пересу заявить, что принятый документ – «значительное достижение внешней политики Израиля».

Будущее покажет, как будут развиваться отношения между Израилем и африканскими странами. В любом случае, дружественная позиция еврейского государства в отношении Африки остается неизменной.

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru