[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2002 ТЕВЕС 5762 — 1 (117)

 

ОТВЕТ Д. МАРКИШУ

 

К сожалению, только сейчас я прочитала отклик Давида Маркиша на книгу А.И. Солженицына «Двести лет вместе (1795-1995)» в сентябрьском выпуске «Лехаим». Отклик помещен в рубрике «Взгляд с пристрастием», и потому не удивляют пристрастные искажения и передергивания мнений автора – вдоль всего текста, в каждом абзаце.

Удивляет развязность тона, резко контрастирующая с тоном и настроением обсуждаемой книги. А главное – ошеломляющая несостоятельность возражений.

Д. Маркиш поучает Солженицына: «Лишь проверенные факты полновесны». (Будучи редактором книги, успокою Маркиша и заверю читателей: все факты проверены самым добросовестным образом.) Рассуждения Маркиша вовсе лишены какой-либо, хоть малой, конкретности. За исключением одного факта, на котором он строит главный пафос отповеди, – но которым, увы, обнаруживает постыдное для русско-еврейского литератора невежество.

Маркиш пишет: «Как известно, Столыпин был застрелен выкрестом Дмитрием Богровым», который «был ненавистен киевской общине... как предатель религиозного наследия отцов». И многословно возмущается тем, что Солженицын это «игнорирует».

Я думаю, читателям Вашего журнала должно быть не только интересно, но и важно знать истинное положение. А оно таково. Дед Богрова, Григорий Исаакович Богров, был еврейским бытописателем (самые известные вещи: «Записки еврея», напечатанные в некрасовских «Отечественных записках» в 1871-73 годах, и быль «Пойманник»). Женившись в 17 лет (от этого брака родился отец Богрова), он, однако, вскоре развелся с женой и прожил всю жизнь в литературных занятиях, отдельно от первой семьи. За несколько месяцев до смерти он принял крещение, чтобы жениться на православной женщине (Краткая Еврейская Энциклопедия, т. 4, с. 734). – Но ни сын его от первого брака, ни внуки никогда не крестились и от еврейства не уходили. Отец Богрова был известный адвокат и уважаемый член еврейской общины Киева. Сам Дмитрий не только не прятал своего еврейства, но когда возник вопрос о крещении, дабы избежать трудностей в адвокатской карьере, он отверг эту мысль «в принципе» (А. Мушин. «Дмитрий Богров и убийство Столыпина» /Предисл. В.Л. Бурцева/. Париж, 1914, с. 124). – В тюремной камере Богров беседовал с раввином, и при казни его присутствовал раввин.

Итак, Дмитрий Богров никогда не отказывался от своего еврейства – зачем же Маркиш делает это за него? (И еще продолжает: «Солженицын нередко ссылается на евреев, принявших крещение, начисто игнорируя, что выкресты... занимали, как правило, антисемитские радикальные позиции». – Да укажите же, где в книге такие евреи? – автору и мне они неизвестны. Или он зачисляет их в «выкресты», потому что ему слова их не нравятся?)

Лев Лосев написал в свое время об «Августе 1914»: «За антисемитское прочтение его книги Солженицын несет не больше ответственности, чем Шекспир за подобную трактовку “Венцианского купца”» («22», Тель-Авив, 1984, № 39, с. 187).

В той же мере это относится к «200 лет вместе». Книга написана в надежде «найти доброжелательных собеседников и в евреях, и в русских», чтобы вместе искать «все точки единого понимания и все возможные пути в будущее, очищенные от горечи прошлого».

Маркиш выбирает «антисемитское прочтение». Его воля. Искать «единое понимание» ему не нужно. Однако вряд ли можно назвать перспективной его безоглядную готовность всякого еврея с несовпадающим пониманием зачислить в вероотступники и отщепенцы, а всякого такого не-еврея – в антисемиты.

Наталья Солженицына

Редактор книги «200 лет вместе»

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru