[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2002 ТЕВЕС 5762 — 1 (117)
НациональнаЯ идеЯ на фоне интерьера с тремЯ неизвестными
Давид Маркиш
Оглядываясь назад, поражаешься прихотливому и неподдающемуся объяснениям ходу истории – всем этим кроваво-золотым извивам, разветвлениям и пропастям. Все попытки человеческого разума собрать воедино и систематизировать наше прошлое разбиваются о непроницаемую стену тупика, и бесконечные толкования, окрашенные во все цвета спектра, лишь затемняют картину; настоящее обрывается за плечом.
Слащавые и наивные призывы учиться у прошлого могут вызвать только ироническую улыбку: человечество ничему не намерено учиться, и знаменитое русское «авось» устойчиво присутствует среди всех народов Земли. Что будет, то и будет... Да мы и не в силах заглянуть за границы собственной тени на сухом песке.
«Уроки прошлого» – как лубочные картинки на стене. Лукавые оглядчивые историки, сбиваясь и противореча друг другу, для того лишь, казалось бы, и пишут свои труды, чтобы замутнить или, напротив, подчистить минувшее. Исторические романисты в лучшем положении: они все же стремятся по большей части передать состояние неизменной души своих давным-давно сошедших в могилу героев, а не подыграть сиюминутной политической надобности. Но все вместе взятые исторические изыскания ни на йоту не приближают нас к предвидению и решению грядущих проблем.
С этим столкнулись американцы в зловещий день мировой истории – 11 сентября. А в прошлом просвещенном веке две дикие мировые войны выкосили десятки миллионов детей адамовых. И зверствовал сухорукий инвалид Джугашвили, рядом с которым Чингисхан в лисьем малахае представляется утонченным гуманистом... За три тысячелетия обозримой человеческой истории исчезали народы, сжимаясь до толщины культурного археологического слоя, немо залегающего между следами пожарищ и наводнений. А иные национальные сообщества ушли без следа, без эха.
Не исторический опыт и не уроки истории стоят на пути исчезновения народов и их стран, а национальная идея. Привычка жить по течению оборачивается со временем догмой – гирей, тянущей ко дну. Исторический опыт, на который принято поглядывать с мудрым вольтеровским прищуром, способствует уставанию нации и утяжеляет эту самую гирю. Вспышка национальной идеи выводит общество из состояния приятной предзакатной дремы.
Как все в нашем мире, национальные идеи, в сущности, окрашены либо в черное, либо блещут привлекательной серебряной белизной. За примерами далеко ходить не надо: джихад, объявленный западной цивилизации горсткой психопатов, становится постепенно всеобъемлющей транснациональной идеей, воспламеняющей души разноплеменных приверженцев ислама своей сомнительной героикой и тупой фантастичностью замысла. Но ведь и гитлеровские нацисты, начиная свой поход под завораживающие вагнеровские мелодии, едва ли поголовно были уверены в благополучном исходе завоевания мира. Однако не стоит утверждать сегодня с пеною у рта, что психически неуравновешенный Гитлер был обречен на позорную погибель с самого начала – самой Историей, русскими или американцами.
Шестьдесят лет назад победа над нацизмом стала национальной идеей американцев. Война с международным террором, объявленная 11 сентября, похоже, не вылилась еще в полнокровную национальную идею США. Тем не менее, речь идет о затяжной мировой войне, вряд ли уступающей по возможным и в значительной степени непредсказуемым последствиям столкновению с Гитлером и его союзниками. Без всеобъемлющей готовности нации к борьбе с террором не на жизнь, а на смерть, эта схватка, уже начавшаяся, будет проиграна.
Афганская кампания была спланирована и выстроена американцами на редкость удачно. Но Афганистан – лишь начало; это ни у кого не вызывает сомнений. Вслед за Афганистаном с его своеобразной культурой, примитивными представлениями о современном мире и средневековой инфраструктурой, последуют другие страны – и, возможно, не только в центральноазиатском регионе. При таком раскладе судьба международной антитеррористической коалиции становится весьма проблематичной. В конце концов, истинными и наиболее тесными союзниками в предстоящей борьбе могут стать США и Россия. И такое сближение, в конечном итоге, приведет к позитивным изменениям всего мирового порядка.
Это – ориентиры глобальные, если уж речь идет о мировой войне. Но и цели, и намерения отдельных государств, разумеется, сохраняются если и не всецело, то в общих чертах. Израиль в этому ряду занимает далеко не последнее место.
Строго говоря, беспрецедентная национальная еврейская идея перевалила уже свой полувековой юбилей – это воссоздание Национального дома на исторической территории между Средиземным морем и рекой Иордан. Войны, последовавшие за этим судьбоносным событием, освоение Негева, государственное и хозяйственное строительство – все это явилось последствием торжества сформулированной Теодором Герцлем сионистской идеи, ставшей идеей национальной. Уместно обратиться памятью к еще одному – во всяком случае, для ишува в подмандатной Палестине – важнейшему событию: утверждению иврита в качестве общенационального языка. Идеей перехода на иврит, казавшейся вначале совершенно неосуществимой, были охвачены все слои населения, и мечта Элиэзера Бен-Иегуды на глазах воплотилась в реальность. «Единый народ – единый язык» – этот призыв вошел в каждый еврейский дом в Эрец Исраэль, и игнорирующие его подвергались жестокому остракизму. Нынче любой школьник в Израиле знаком с поучительной историей того времени: к знаменитому писателю Хаиму-Нахману Бялику, разговаривавшему с кем-то на тель-авивской улице Дизенгоф на языке идиш, подошел подросток и протянул листок бумаги. Бялик подумал, что молодой человек просит автограф, развернул листок и прочитал: «Господин Бялик, мы тут говорим на иврите!»
Сегодняшние события, такие как интифада, военное противостояние палестинскому террору и даже поселенческое движение в Иудее и Самарии не могут претендовать на масштабы национальной идеи, способствующей сплочению народа. В условиях общественного разброда, политической неопределенности и социального расслоения еврейству нужна общая цель, необходимость и ценность которой ни у кого не вызывала бы сомнений – ни у религиозных, ни у светских, ни у сефардов, ни у ашкеназов, ни у богатых, ни у бедных, ни у израильтян, ни у евреев диаспоры. Идея, направленная к такой цели, может казаться фантастичной, утопической – но она должна быть привлекательной и гуманной.
Рассуждения о том, что у нас в Израиле нет нефти, нет золота, нет даже железа – зато в избытке драгоценные «еврейские мозги», – такие рассуждения в последнее время воспринимаются обладателями этих самых мозгов с изрядной долей скепсиса. Евреи от Нагарии до Эйлата, от Иорданской долины до пляжей Тель-Авива и Ашкелона покачивают своими черными, русыми и рыжими головами и удрученно скребут в затылках: нет предложений, нет решений, нет перспективы, кругом рассуждают о каком-то неведомом «постсионизме»... Куда мы идем, где окажемся?
Идея, выдвинутая писателем Александром Канцедикасом[1], блеснула над затянутым тучами горизонтом подобно путеводной звезде.
Катастрофа европейского еврейства в ходе второй мировой войны нанесла нашему народу невосполнимый ущерб: нацистский геноцид унес шесть миллионов человек, среди них миллион детей. Эта рана на теле народа не затянулась до нынешнего времени. Бабий Яр, печи Освенцима и Майданека задержали естественный рост численности еврейского народа; не случись Катастрофы, еврейство было бы сегодня куда более многочисленным, а значит, и жизнестойким. Но на рассвете двадцать первого века, в атмосфере потребительства и неуверенности, немногие отваживаются заводить многочисленное потомство – за счастливым исключением строго религиозных семей, убежденно следующих заповеди «плодитесь и размножайтесь». Ставшая знаменитой формула «два+собака» – это еще не самый хилый вариант. Жизнь перестала быть главным даром, леса и горы – бесценным наследством. Потенциальные родители прикидывают на калькуляторах, достанет ли им денег на одежду, на учебники, на высшее образование для отпрысков. И чаще всего приходят к выводу, что – не достанет, не хватит, или существенно ограничит их собственные запросы. А есть и иные, убежденно не желающие открывать новым людям вход в этот ужасный, ужасный, ужасный мир... Но все же основная причина низкой рождаемости – финансовые проблемы.
Александр Канцедикас предлагает еврейскому миру и его лидерам позаботиться об этих проблемах и решить их вполне однозначно – как в аспекте этическом, так и материальном. Речь, разумеется, идет не об одноразовой стимуляции рождаемости – разговор этот о долгосрочном плане, который, будучи реализован, приведет к увеличению численности народа на миллионы душ. В силу множества самых разнообразных причин никто не сможет остаться равнодушным к такому плану. Нет нужды приводить здесь цифры, это тема специального исследования. Однако и общими фразами не стоит прикрываться: дело касается всех без исключения еврейских семей – в Израиле и в США, в России и в Западной Европе. На каждого ребенка еврейский народ пожертвует – хотя это и не совсем верное, а скорее, традиционное понятие, – определенную сумму денег, равную для всех без каких-либо разночтений; эта сумма не должна зависеть от страны проживания семьи. Экономистам придется еще немало потрудиться над расчетами и выводами, но и сейчас можно сказать, что ежемесячная выплата на одного ребенка составит от восьмисот до тысячи долларов США.
Помимо экономических расчетов обсуждению подлежат социальная и политическая грани идеи. Необходим эффективно действующий аппарат распределения средств. Эти средства должны поступать от еврейских национальных и международных организаций, от частных лиц – но не только. Государство Израиль, наше «бедное государство богатых людей» с его многомиллиардным бюджетом, может позволить себе ввести специальный целевой налог, направленный на осуществление национальной идеи. Не следует упускать из вида и реакцию коренных народов на еврейскую инициативу, кажущуюся на первый взгляд столь утопичной. В любом случае, в еврействе не сыщется ни одной семьи, которая осталась бы в стороне от выдвигаемой к обсуждению идеи. Сам замысел, столь важный и необычный, вызовет несомненно пристальный интерес и побудит евреев – да и не только их – к раздумьям и размышлениям.
И на фоне этих духовных занятий в наше тревожное время еще резче и ярче высветятся под знаком вопроса три составляющих всю нашу жизнь: что ждет евреев? Что ждет Израиль? Что ждет мир?
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru
[1] Александр Канцедикас, 65 лет уроженец Литвы, репатриировался в Израиль десять лет назад. Писатель, журналист. Автор более десяти книг по изобразительному искусству. Наиболее известный в мире специалист по творчеству одного из основоположников Великого русского авангарда начала прошлого века Лазаря (Элиэзера) Лисицкого (1890 – 1941), оставшегося в истории искусств под именем Эля Лисицкого.