[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2002 ТЕВЕС 5762 — 1 (117)

 

О ПРАЗДНИКЕ ХАНУКА

Симон Якобсон

Один из моих студентов сказал мне однажды, что ненавидит праздник Ханука и объяснил: в детстве отец несправедливо наказывал его, а Ханука приводила отца в состояние умиленности, и тогда он заваливал ребенка подарками и требовал при этом, чтобы тот выказывал радость и веселился. Лицемерие отца, его стремление демонстрировать деланные семейное благополучие и любовь к детям претили сыну и в конце концов вселили в него отвращение к празднику Ханука, которое осталось, даже когда он повзрослел.

Слава Б-гу, большинство из нас выросло в сравнительно дружных семьях и избежало подобных переживаний. Однако этот рассказ меня потряс и заставил проанализировать собственный опыт. Ханука – время, когда вся семья собирается вместе. Может, наше отношение к Хануке обусловлено не столько самой силой этого праздника, сколько взаимоотношениями  членов семьи? Способен ли свет Меноры своим животворным сиянием разогнать тьму в неблагополучной, недружной семье? А для детей, выросших в семьях с более здоровым климатом, представляет ли Ханука нечто большее, нежели просто получение подарков и тепло семейных уз?

Если внимательней изучить детали Хануки, то окажется, что и Менора, и история праздника, и число свечей на самом деле обуславливают наше душевное состояние.

Когда заходит солнце и на землю опускаются сумерки, мы зажигаем ханукию, рождающую свет во тьме. Всмотритесь в эти огни, и они расскажут вам историю, которая научит, как обрести более глубокую, куда более значительную жизнь, поможет принять вызов жизненных обстоятельств, преодолеть трудности. Сядьте поближе, тихо всмотритесь в огни, задумайтесь, что они означают.

Душа человека – огонь, зажженный Б-гом, – сказано в Торе. Подобно тому, как огонь греет и освещает все вокруг, так и вы, опираясь на свои духовные силы, можете наполнить жизнь окружающих теплом и светом. В противоположность всему другому в физическом мире, которое подчинено силе земного притяжения, пляшущие языки пламени тянутся вверх, бросая вызов закону земного тяготения. Точно так же и ваша душа, не довольствуясь простым физическим комфортом, тянется ввысь к чему-то выходящему за пределы земного.

Ханука приходит осветить не только нашу собственную жизнь. Вы ставите Менору у окна или на пороге дома, чтобы свет, исходящий от нее, разгонял тьму и освещал окружающее. Ханука напоминает нам, что мы можем и обязаны влиять на состояние всего, что вокруг, подсказывает, как своей добротой и заботой надо каждодневно освещать жизнь других. От одного огонька загорается другой огонек, но первый от этого не уменьшается, — так и человек, делясь своей радостью, заботясь о других, становится сильней, его силы не убывают, когда он делится с другими. День за днем следует добавлять света себе самому и освещать все ближнее и далекое, ежедневно делая по доброму делу, зажигая хотя бы один огонек.

Сущность Хануки гораздо глубже: эта история разгоняет тьму во всей  нашей жизни. Свет Меноры уходит далеко в глубь веков, в те времена, когда после великой победы, одержанной небольшим отрядом евреев в сражении с вооруженными войсками могущественной греческой империи, маккавеи долго искали в развалинах оскверненного язычниками Храма масло, чтобы зажечь светильник, и, о чудо, нашли один запечатанный сосуд, содержимого которого чудесным образом хватило на восемь дней.

Когда наш внутренний Храм осквернен и нигде нет масла, чтобы зажечь огонь, в ваших силах почерпнуть свет в глубинах собственного «я». Душа всегда остается нетронутой, неприкосновенной, как маяк. Когда в трудных обстоятельствах вы зажжете свою Менору, дабы свет разогнал тьму, этот свет никогда не потухнет. Огонь Меноры – это ответ на брошенный вызов, он помог превозмочь боль, и дал возможность вырасти над собой. Это тот огонь, который, одолевая силы природы, превращает тьму в свет.

Способность преодолеть тьму нисходит откуда-то свыше. Поэтому мы зажигаем восемь свечей, мистическое, трансцендентальное число, говорящее о вечности. Оно на единицу больше числа семь, олицетворяющего естественный цикл. А чтобы разогнать тьму одним лучом света, нельзя полагаться на естественный ход вещей, нужно черпать свет из более глубокого источника – это восьмое измерение.

Эти элементы Хануки – чудесное обретение масла, восемь мерцающих огней в память о восьми днях горения Меноры, свет, разгоняющий тьму на улице, – все это по сути своей нам знак, чтобы мы положились на свои духовные и душевные силы. Душа наша подобна огню, который трансцендентален: он не только разгоняет тьму, как всякий свет, но преображает ее в свет...

И я обращаюсь к своему студенту, для которого праздник Хануки отравлен воспоминаниями оскорбленной детской души: «Дорогой друг, говорю тебе, как и себе: пути Г-сподни неисповедимы. Мы, вероятно, никогда не сможем понять, почему Он сделал так, что одни из нас родились в крепких семьях, другие – в распадающихся, несчастливых. Но какие бы трудности ни встретились нам в жизни, Б-г дает нам силу и крепость не быть жертвами обстоятельств, изменить свою жизнь, направив ее по другому пути. Вместо того чтобы слушать людей смертных, со всяческими недостатками, прислушайся к пламени Меноры. Не позволяй, чтобы субъективная и даже неправильная позиция родителей, имеющих психологические проблемы, поглотила пламя твоей горящей души. Борись с тьмой, лучась светом! Пусть твоя нежная душа говорит с тобой и с другими, и этот духовный свет поможет развеять тьму».

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru