[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2002 ТЕВЕС 5762 — 1 (117)

 

Марк Китайгородский, Галина Казимирова, Сергей Кубович

Праздник чувствуется особо

Месяц Тишрей (в этом 5672 году с середины сентября по середину октября), буквально изобилующий праздниками, особую радость дарит евреям во второй своей половине. Ведь начинается он хоть и радостно, но с оглядкой на прожитый год, – с Рош а-Шона, когда Б-г начинает судить людей, за которым Дни трепета, раскаяния и в конце концов подписание приговора в Йом Кипур, день строжайшего поста и особых молитв.

Однако в жизни всему есть время – и труду, и отдыху, и строгости, и веселью. Самые веселые еврейские праздники  – Суккос с шалашами и яствами, Шмини Ацерес и Симхас Тойра с танцами вокруг бимы со свитками Торы в руках, выпали в этом году на октябрь. О празднике Симхас Тойра разговор особый – во все времена даже самых страшных запретов евреи Москвы в этот вечер собирались на «горке» – на улице Архипова (ныне Б. Спасоглинищенский переулок) и с гордостью, в национальных танцах, в песнях являли свое еврейство, радуясь ему всем врагам назло, вопреки всем запретам.

Еврейские праздники неизменно связаны с историей народа, они  свидетельствуют о событиях прошлого, протягивая их смысловую нить в сегодняшний день. Из поколения в поколение эмоционально переживая былое, мы учимся на опыте предков стойко преодолевать трудности, не предаваться унынию и при случае радоваться так, чтобы потом этой радости хватило как минимум на год вперед. Таков и праздник Суккос - пик веселья годового цикла, когда, в очередной раз убедившись, что в мире царствует Творец, мы от радости пускаемся в пляс.

Слово «суккос» происходит от «сукка»,– это «кущи», «шалаши». Семидневный праздник начинается в пятнадцатый день седьмого месяца года, как сообщает Тора. Суккос, один из трех главных еврейских праздников, упоминает еще Плутарх.

Считается, что первоначально это был чисто земледельческий праздник жатвы и сбора плодов. С древнейших времен паломники устремлялись в Иерусалим с дарами для Храма. Суккос посвящен Исходу из Египта и странствиям на пути к Земле Обетованной. Его очевидные приметы – во-первых, конечно, сукка, где согласно заповедям мужчины должны есть и спать в память о кущах, в которых Б-г поселил израильтян в пору их сорокалетних странствий по пустыне, и лулав с этрогом (четыре вида растений, связанных вместе, и плод особого цитрусового дерева). Лулав с этрогом символизирует единство разных частей еврейского народа, а правилам относительно сукки в Талмуде посвящен особый трактат «Сукка».

При соблюдении особых правил каждый сам себе, собственной семье может построить шалаш, и это очень желательно. В Израиле таких маленьких шалашей всегда множество, а в Москве в этом году был по крайней мере один: хасид со стажем, заместитель главного редактора Российской еврейской энциклопедии Зеев Вагнер построил его для себя на балконе своего офиса в центре города. Зато в больших шалашах недостатка в столице не было. Только в Марьиной роще построили целых два - крытые еловым лапником, душистые, просторные, гостеприимные; поменьше размером – как всегда, на Большой Бронной у раввина Ицхака Когана, у раввина Довида Карпова в Отрадном, в школе Ривки Вайс на улице Клары Цеткин – наверное, наиболее изысканно украшенный руками учениц... Думается, шалашей в городе было не менее двух десятков, так что желающие выполнить заповеди праздника, записанные в Торе, просто не имели возможности отказать себе в этом удовольствии – исполнить свой долг перед Творцом. Однако заметим: везде,  в каждой сукке ждали еще большего числа гостей – всем хватило бы и места, и угощения, везде были опытные «инструкторы», готовые разъяснить, что делать и как.

Как рассказал директор отдела МЕОЦа “Бейс Хабад” Михаэль Мишулович, в этом году впервые по Москве в дни Суккоса разъезжали 8 машин с шалашами “на борту” и пользовались большим успехом!

И все же если вы еще не бывали в сукке, не ждите, что она сама вдруг подъедет к вам на колесах,  в будущем году, непременно преодолейте занятость, инерцию, робость, предубеждение, еще что-то и приходите сами по любому удобному вам адресу. И вы почувствуете... Впрочем, что говорить, надо почувствовать самому, как, к примеру, это сделал в нынешнем году писатель, бывший главный редактор газеты «Вестник ЕАР», а ныне один из ведущих сотрудников системы «Ор Авнер» Феликс Дектор. Четверть века уже прожил он в Израиле, а пришел впервые  в сукку и выполнил заповеди праздника Суккоса в Марьиной роще в 5762 году. Добро пожаловать и вам!

Осенние праздники в этом году МЕОЦ организовал по-особому. Впрочем, лучше один раз увидеть: красноречивей, чем слова, расскажут фотографии.

 

Иосиф Слободской

В памЯть о праведниках народов мира

29 октября в культурном центре МЕОЦа в Марьиной роще открылась фотовыставка «Праведники народов мира», посвященная в первую очередь людям, спасавшим евреев от физического геноцида в годы Холокоста, – дипломатам Ф.Фоли (Англия), Ч. Сугихара (Япония), Р. Валленберге (Швеция) и многим другим. Экспозиция рассказывает и о спасенных. Специальный ее раздел посвящен представителям русской и мировой культуры, выступавшим против политики принудительной ассимиляции и духовной деградации нашего народа — Байрону, Лермонтову, Майкову, Горькому, Шаляпину и другим. Подготовило этот проект Общество Рауля Валленберга (90-летие шведского дипломата отмечается в будущем году) во главе с кандидатом искусствоведения, председателем его российского отделения Рессиным Григорием Кузьмичом. На открытии выставки звучали слова благодарности главному раввину России Берлу Лазару и Александру Бороде за оказание реальной помощи в организации выставки.

В одном из залов МЕОЦа накануне ее открытия прошло собрание активистов общества. Оно началось зажиганием поминальной свечи и молитвой: «...Будут помянуты перед Тобой души всех праведников народов мира, которые самоотверженно укрывали и спасали евреев от страшной насильственной смерти. И среди них – сын народа Швеции Рауль Валленберг...»

В этом собрании приняла участие и праведница из Канады, внучатая племянница Шолом-Алейхема, в роду которой были известные раввины, Светлана Ильинична Коган-Рабинович. Прошедшая ужасы гетто и сталинских лагерей, она собрала 120 книг и 200 документов о еврейской традиции и Холокосте, а также коллекцию литературы и картин по хасидизму. «По крохам собираю эти сведения, – рассказала она, – чтобы они стали достоянием будущего. Этому я посвятила всю свою жизнь». Дважды в год эта женщина приезжает в Россию, чтобы побывать на могиле мужа, бывшего разведчика. Кстати в Торонто, где она живет, как и в Москве, есть памятник Валленбергу.

На собрании общества состоялась презентация первого номера издания «Бюллетень Рауля Валленберга». Это издание посвящено как праведникам мира, так и вопросам культуры и истории еврейского народа. «Мы свято храним и чтим память наших заступников и будем передавать это из поколениея в поколение, — в своем выступлении сказал доктор М.А.Ревкин. — И все же живем мы в первую очередь благодаря тому, что подвижники всегда были среди нашего народа. Наш народ богат такими людьми, которые своим великодушием, своей преданностью, своей жизнеутверждающей силой служат другим. Каждый из нас должен всячески стараться помогать тем, кто все силы прилагает ради сохранения памяти, фиксируя ее в воспоминаниях, эссе, в архивном материале».

На открытии выставки.

Идея выставки состоит в том, чтобы сплотить евреев России и зарубежья, людей разных мировоззрений, образования и социального статуса вокруг общих национальных задач — оберегать наследие предков, память о них, сообща преодолевать трудности, помогая тем, кто пока еще не нашел дорогу к родной традиции, не открыл для себя мудрость заповедей Всевышнего и потому  еще не находится в единстве со своим народом.

Выступает праведница из Канады С. Коган-Рабинович.

К сожалению зал, где проходило открытие выставки, был неполон, и Натан Койфман, который на протяжении двенадцати лет создает фотолетопись возрождения еврейской общины, обратился к собравшимся со словами, с которыми невозможно не согласиться. Он сказал: «Если бы вы взяли сюда своих внуков, то они не по учебнику могли бы узнать историю Холокоста, а воочию увидеть людей, побывавших на пороге жизни и смерти, собственными ушами улышали бы не речь учителя, прочитанную по бумажке, а живые свидетельства участников тех страшных событий. Если бы дети ваши пришли сюда и почувствовали атмосферу этого дома, которая создается  главным раввином России Берлом Лазаром и его единомышленниками, подвижниками, они, я уверен, по-особому смотрели бы в завтрашний день. И глаза выступающих горели бы по-особенному, как это было у нашего Совета, когда открывали бюст Раулю Валленбергу в Библиотеке иностранной литературы. Очень жаль, что мы сегодня не передаем эти знания тем, кому они необходимы. Кто знает, сколько нам еще отпущено дней».

Выступает Н. Койфман.

Не хотелось бы заканчивать на такой грустной ноте. Дай Б-г нашим уважаемым ветеранам, старейшинам долгих и добрых лет. И еще хотелось бы пожелать, особенно молодежи, почаще бывать на подобных мероприятиях, не чураться своего еврейства, не предаваться суетному, а как можно ответственней взглянуть в завтрашний день и понять раз и навсегда: мы – один народ, мы – братья, мы – друг другу опора, и сегодня у нас есть все, чтобы реализовывать потенциал, заложенный в нас самим Всевышним. Что же касается выставки, то, уверен, необходимо, чтобы ее смогли увидеть как можно больше людей в разных уголках страны.

 

Матвей Гейзер

Вот рвешьсЯ ты, единственнаЯ нить...

Памяти Александра Аронова

20 октября, уже собравшись в Израиль,  я узнал, что умер Александр Аронов, поэт и журналист, человек заметный и уважаемый в литературном мире Москвы. Отложить поездку не удалось, и угрызения совести меня не покидают, что я его не проводил.

Последний раз мы встретились с Сашей в редакции «Московского комсомольца», он вышел на работу после второго инсульта. Работать рвался — принес новые заметки в «колонку Аронова», без которой трудно себе представить «МК». Было это осенью 1997 года. Он сказал мне: «Старик, надо находить время дружить не по телефону. Я с тобой, пока болею, точнее, с твоим замечательным Эзрой (герой моей повести «Иов из Шполы». – М.Г.) общаюсь каждый день, а ты со мной – редкими звонками». Разумеется, я признал свою неправоту, но опять, как говорится, закрутился. Так живут многие люди моих лет. Когда можно и нужно встречаться, откладываем до лучших времен, забывая, что все мы давно уже попали в возраст потерь, а не находок. Периодически от общих знакомых что-то о Саше узнавал неутешительное.

Когда ушедшему из жизни человеку смотришь вслед, так или иначе задаешься вопросом: а был ли он счастлив? Я думаю, Александр Аронов в своей жизни счастлив был, потому что он имел своего читателя, массового, который начинал читать популярную газету   с третьей полосы, с ароновской колонки. Он дружил с Иосифом Бродским и Евгением Евтушенко, Игорем Губерманом и Евгением Рейном и не случайно, ибо Саша сам был поэтом настоящим. «Никто не может быть хорошим поэтом без душевного огня», — заметил Цицерон. Уж в этом Саше не откажешь. Вот одно из любимых мною его стихотворений:

 

Вот рвешься ты,

единственная нить.

Мне без тебя не вынести,

конечно.

Как эти две звезды соединить –

Пятиконечную

с шестиконечной?

 

Две боли. Два призванья.

 Жизнь идет,

И это все становится

неважно.

– Жиды и коммунисты,

шаг вперед!

Я выхожу. В меня стреляйте

 дважды.

 

Эти стихи написаны в молодости (конъюнктуры в них нет ни капли), возможно, под влиянием любимого им Бориса Слуцкого, у которого:

 

Но видно, что-то знает

и готовит

Не менее исконный

и извечный

Похожий на отмычку

могендовид –

Все шесть концов звезды

шестиконечной.

 

В том, что пятиконечная и шестиконечная звезды несоединимы, Саша Аронов окончательно убедился в 1990 году – он тогда публично вышел из рядов КПСС.

Вспоминая его, не могу не рассказать о первой нашей встрече. Это было ранней весной 1969 года. Я принес в «МК» свои заметки о Маршаке, вернее, не заметки, а целую «диссертацию» – 24 печатных страницы. Прочитав их, он через несколько дней позвонил: «Печатать твое эссе о поэзии Маршака не буду. Не потому, что я не состою в числе его поклонников, а потому что ты слишком откровенно, навязчиво любишь его стихи. Напиши о нем что-то другое». Через несколько дней я принес другой вариант, где рассказывал, как С.Я. Маршак своими письмами помогал людям разного возраста, разных профессий. Прочитав при мне, Саша Аронов сказал: «Это пойдет. Спасибо». И в начале мая действительно пошло – слово он держал.

В 763-м номере израильского журнала «Круг» (март, 1992) была опубликована моя статья о Саше Аронове «Антисемитизм – проклятие самих антисемитов». Есть в ней и небольшое интервью. Об антисемитизме он тогда сказал: «Я убежден: антисемитизм – это и наше тяжелое испытание, и проклятие самих антисемитов, бороться с которым должны сами русские». А на вопрос, состоится ли, по его мнению, полный исход евреев из России, ответил: «Думаю – нет. Достаточно вспомнить исторические корни, многочисленные смешанные браки, в конце концов, кладбища... Наконец, нельзя сбрасывать со счетов, что от будущего еврейской общины в России зависит – уверен – судьба русской культуры, а значит, и самой России. Утратив еврейскую общину, русская культура потеряет нечто невосстановимое...»

Словно вняв его убежденности, Россия преобразовывается. Слава Б-гу, до этих дней Саша Аронов дожил. Он оставил добрый след в русской культуре, в русской жизни и сдобрил собой русскую землю. Как настоящий еврей.

Добрая ему память!

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru