[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2002 ТЕВЕС 5762 — 1 (117)
Золотой век Александра Родченко и Наума Габо
Шломо Алабай
Эпоха великого русского авангарда вошла в историю мирового искусства и заняла одну из главенствующих позиций. Имена таких мастеров, как Малевич, Эль Лисицкий, Татлин, Филонов, Родченко, выйдя из полувековой советской трясины, засияли полным светом. Изрядная часть русских авангардистов – людей «Серебряного века», спасаясь от духовной и физической неволи, перебралась на Запад. Их имена также на слуху, вот лишь некоторые: Шагал, Сутин, Кандинский, Цадкин, Габо.
А. Родченко. Беспредметная композиция N68 (Натюрморт). 1918 год.
Судьба сложилась так, что евреи составили значительную часть русского авангардного искусства 10 – 20-х годов прошлого века. Золотой сердцевиной были выходцы из «витебской школы» – питомцы Иегуды Пэна. Молодые люди из еврейской черты оседлости покорили мир своим искусством, основанным на нефигуративном изображении этого мира.
Характерно, что мастера того удивительного времени отличались завидной многогранностью. Почти все они оставили после себя философские сочинения, серьезнейшие искусствоведческие изыскания, многие из них сочетали в своей работе несколько жанров. Примером может служить Эль Лисицкий, профессионально занимавшийся живописью, книжной графикой, экспериментальной фотографией, архитектурой, конструированием мебели.
Искусство фотографии привлекало мастеров Серебряного века. «Фотография – это связь видимой реальности с астралом, и бессмысленно объяснять искусство фотографии какой-то механической дурью», – заметил замечательный писатель Василий Аксенов. До наших дней дошли работы таких ассов, как Родченко, Эль Лисицкий, Наппельбаум, Халдей, Шайхет, Марков-Гринберг. Выставка Александра Родченко и Наума Габо была проведена в одном из известнейших мировых центров, занимающихся изучением русского авангарда, – галерее Гмуржинской в Кельне.
Художники представлены на выставке во всем многообразии своего творчества. Для оптимально удобного размещения экспозиции внутренние помещения галереи-музея были перестроены и переоборудованы. В залах нет тесноты, освещение продумано и выверено до мельчайших деталей. Объемные композиции вращаются с заданной скоростью – в соответствии с замыслом их создателей. Нынешняя выставка Родченко – Габо, пожалуй, наиболее емкая и убедительная из всего, что было показано до сих пор. Уровню выставки соответствует роскошный каталог, явившийся плодом многолетнего труда составителей и выпущенный ко дню открытия.
Здание Моссельпрома. 1920-е годы.
Родченко, пришедший к фотографии от живописи, графики и пространственных абстрактных композиций, известен широкой публике и как автор росписи «Дома Моссельпрома» на московском Арбате. Историей этого знаменитого дома занимался профессор Е.Овсянников. Ослепительная окраска «Дома Моссельпрома», пишет Овсянников, теперь, как и раньше, поражает воображение, а если посмотреть на здание со двора, роспись торцовой стены даже обескураживает. Тем не менее, облик памятника архитектуры 20-х годов был воссоздан на основании строго научных изысканий. Но нам уже трудно себе представить, насколько выразительна была отечественная архитектура авангарда. И это несмотря на то что все с детства знают фразу Маяковского: «Нигде кроме, как в Моссельпроме». Строки его рекламных стихов соседствуют в сборниках сочинений со стихами, адресованными детям. Но менее известно, что могущественный трест (он объединял мукомольные, кондитерские и шоколадные фабрики, пивоваренные заводы и табачные предприятия) был прославлен Маяковским и художником Александром Родченко еще и благодаря необычной окраске и уникальной росписи этого московского здания.
«Дом Моссельпрома» хорошо виден с Арбатской площади. В 20-е годы он был расцвечен яркими надписями – красными «Моссельпром» и синими «МСНХ» (Московский совет народного хозяйства). Штукатурные поверхности его стен представляли собой сложную гамму оттенков серого, голубого, синего... Большую роль играла башня с часами и огромными буквами рекламных панно между ее зубцами. Но еще интереснее здание выглядело со двора. Там его торец был полностью расписан по эскизам Александра Родченко с текстами Маяковского. Роспись была обращена к посетителям оптовых складов. Здесь ежедневно три тысячи шоколадниц и папиросников разбирали товары для продажи с лотков и рекламировали продукцию треста уже на улицах Москвы. Вспомните некогда знаменитый фильм «Папиросница из Моссельпрома». Но после упразднения треста в 1937 году здание было превращено в жилой дом.
А. Родченко. Без названия. 1920 год.
Разумеется, не только «Моссельпром» прославил Александра Родченко. В 1919 году на московской «Выставке беспредметников и супрематистов» он продемонстрировал живописный принцип «черное на черном», а также показал складывающиеся и разбирающиеся конструктивно-пространственные построения. В том же году он разработал систему линейных построений и ввел линию как элемент конструкции и самостоятельную форму в живописи. Он, наконец, использовал точку в живописи как независимую форму и как элемент упора, удара и конца всякой формы. Это его открытие граничит с художественными исследованиями Василия Кандинского, занимавшегося также применением точек-пауз в музыке, и гениального Сергея Калмыкова, чье творчество только в последние годы, пролежав под спудом восемь десятилетий, стало общественным достоянием.
Александр Родченко был одним из тех художников (Владимир Татлин в 1914-м, Наум Габо в 1916-м и Петр Митурич в 1918-м годах), которые впервые в истории искусства создали абстрактные, свободно висящие структуры как монтируемые, собираемые из деталей объекты, используя при этом плоский материал. Родченко отмечал, что такая работа смотрится острее, чем массивная скульптура. Работа, сложенная из плоскостей, кажется более пространственной, чем объемное тело.
Н. Габо. Голова N2. 1916 год.
Наум Габо, широко представленный на выставке в галерее Гмуржинской, может быть назван творческим единомышленником Родченко – во всяком случае, в области пространственной абстрактной скульптуры. Габо, чье настоящее имя Нохум-Нехемия Певзнер, родился в Брянске в 1890 году. Он учился медицине и естественным наукам и пришел к искусству зрелым человеком. Начав как советский художник, он уехал из России на Запад в конце 20-х годов уже признанным мастером. Его работы можно увидеть в крупнейших музеях мира по обе стороны Великого океана. Роль Наума Габо в мировом искусстве велика и оригинальна, его вклад в развитие культуры оценен сполна.
Выставка в Кельне – важный шаг в изучении и популяризации художественного наследия мастеров русского авангарда. Научный семинар, устроенный галерей и посвященный творчеству Родченко и Габо, привлек специалистов из многих стран. В нем приняли участие и виднейшие российские искусствоведы и историки искусства – А. Парнис, Т. Горячева, А. Стригалев.
Сразу после того как экспозиция Родченко – Габо будет разобрана, залы галереи Гмуржинской украсят полотна великого еврея Хаима Сутина. На выставке «Сутин и его круг» будут также представлены работы друзей покойного художника, скончавшегося в Париже в годы гитлеровской оккупации, – Пабло Пикассо и Амадео Модильяни. Нет сомнений, что и эта выставка станет событием в культурной жизни не только Германии, но и целого мира.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru