[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2001 КИСЛЕВ 5762 — 12 (116)
Уважаемая редакция!
Ваш журнал всегда читаю с большим интересом и решил вам написать. Между праздником Рош а-Шона и постом Йом Кипура по еврейской традиции наступает период, называемый днями раскаяния. Эти 10 дней даются нам для того, чтобы накануне Высшего Суда мы постарались сделать все возможное, дабы заслужить милостивый приговор и добрую запись на новый год в Книге жизни. Путь к этому в том числе и через благодеяния и достойные дела.
В Таллине всегда считалось достойным делом поминание умерших родственников. И многие члены еврейской общины Эстонии исполнили свой долг перед усопшими на традиционном поминальном митинге. В советское время это было единственной возможностью для евреев собраться публично, и значение «митинга» в тогдашней жизни общины нельзя недооценить.
В который раз уже митинг проходил на таллинском еврейском кладбище. Провел его главный раввин Эстонии Шмуэл Кот. Раввин говорил о нашем долге помнить. Председатель общины Циля Лауд напомнила о значении дней между Рош а-Шона и Йом Кипуром и необходимости принять участие в службе Дня Искупления в таллиннской синагоге.
Хочу поздравить всю редакцию журнала «Лехаим» с наступившим 5762 годом, пожелать мира, света и радости. Пусть год этот будет для вас сладким и хорошим.
Михаил Куракин,
Таллин
Уважаемая редакция!
Очень благодарен вам за издание «Лехаима». Ранее я его читал не регулярно, но с нынешнего июня получаю по почте на дом.
Я очень старый и очень больной человек, и для меня каждая встреча с вашим журналом особенно важна. Читают его, приобщаясь к еврейству, и в семьях двух моих сыновей.
При нашем ощущении некой ущербности ваш журнал – живительный источник.
А пишу я вам по следующему поводу. С детства мне запомнилась мелодия и один куплет песни, которую часто напевала моя мать. Той песни я никогда больше не слышал, но она запомнилась мне как дорогое воспоминание. И вот в «Лехаиме» № 4 (96) 2000 года в статье «Поэт печали, гнева и любви» о Хаиме-Нахмане Бялике я встретил полный текст этой дорогой для меня замечательной песни!
Я напел мелодию внучке – она ее записала. Эти ноты вам и посылаю. Если песня забыта, не исполняется, то думаю, найдутся люди, желающие ее воскресить. Передайте им наши ноты.
С уважением,
Давид Токман,
Нижний Новгород
Уважаемая редакция!
Желание ответить Михаилу Соловейчику из Потсдама («Лехаим», № 9, 2001) вызвали следующие возмутившие меня слова: «Совершенно очевидно, что ассимиляция – это катастрофа, которую по последствиям можно сравнить с Холокостом ... результат – тот же».
Евреев, не следующих национальной традиции и сотрудничающих с окружающим обществом, он не только нещадно ругает, но и считает их погубившими себя, предавшимися самосожжению физически и морально.
Хочу спросить у него: для кого конкретно ассимиляция является катастрофой? Для человечества? Но известна меткая шутка о евреях, «удобряющих» собой общество... Известно и то, что самоизоляция и враждебная замкнутость наносит обществу непоправимый вред во всех аспектах. Для еврейского этноса? Но еврейский народ несмотря на множество катастроф (да и ассимиляции, которая по сути таковой не является) – один из самых древних народов на земле, к тому же сохранивший древнюю религию. Для самих ассимилянтов? Но осмысленный (даже в заблуждении) выбор – дело каждого. Возможность выбора (даже в неволе) – это высшая способность и прерогатива Человека.
Беда Михаила Соловейчика в том, что ему чуждо понятие «личность». Эту общечеловеческую ценность он, заключая в кавычки, подает как «так называемую». Исповедуя принцип вторичности личности – по отношению к коллективу, обществом, идеологии и государству, – он фактически руководствуется совдеповским догматом: «Коллективное – выше личных интересов».
Одни говорят: «Евреи должны жить в Израиле». Другие, более либеральные, считают: «Должны жить там, где родились, либо в Израиле». И те, и другие не признают, что евреи, как и все другие народы, никому ничего в этом смысле не должны. Между прочим, сам автор письма из Германии догмой о месте жительства не руководствуется. Зато других почему-то лишает права свободного выбора, злобно клеймя то «глупцами-миротворцами», то «выродками», то «кретинами» и «сволочами».
Не будучи верующим в традиционном понимании (что не означает отсутствия веры вообще), я высоко ценю концепцию главного раввина Днепропетровска Шмуэла Каминецкого. Он не отвергает инакомыслящего и человеколюбиво видит в нем не УЖЕ безвозвратно потерянного, а ЕЩЕ не пришедшего в Храм человека (вероятно, ребе подкорректировал бы это мое дилетантское изложение его мысли). Таким пропагандистам еврейства, как Михаил Соловейчик, не грех соотнести свою ярость с мудростью раввина. Умерьте свой псевдоправедный гнев, ибо он вреден не только для общества и человечества вообще, но и для евреев в частности.
Изяслав Лемберикман,
Днепропетровск
Уважаемая редакция!
В вашем журнале в сентябрьском номере в разделе «Наш календарь» на стр. 71 в строках, посвященных Генриху Грецу, допущена ошибка в сотню лет: годы жизни историка не 1917 – 1991, а 1817 – 1891!
С уважением,
М. Маневич,
Нижний Новгород
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru