[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2001 ХЕШВАН 5762 — 11 (115)

 

ХОЛОДНЫЙ БУЛЬОН

Манис Фридман

Если спросить человека, выходящего в воскресенье из церкви: «Верите ли вы в Б-га?», он будет шокирован: «Что за вопрос? Конечно, верю». Если после этого вы спросите его: «Считаете ли вы себя религиозным человеком?», ответ будет: «Конечно! Поэтому-то я и здесь».

Если в пятницу пойти в мечеть и спросить там рядового мусульманина: «Верите ли вы в Б-га», каков будет ответ? – «Само собой разумеется!» – «А считаете ли вы себя религиозным человеком?» – «Очевидно, да».

Это вполне нормально. Такие разговоры не лишены смысла.

А теперь пойдем в синагогу в Йом Кипур. Спросим сидящего там постящегося еврея: «Верите ли вы в Б-га?»

Прямого ответа вы не получите: «М-м-м... все зависит от того, что вы подразумеваете под “Б-гом”». Так вам ответит человек с философским складом ума. Другие же попросту скажут: «Кто я такой? Что я, раввин? Не знаю!»

Тогда спросите: «Считаете ли вы себя религиозным человеком?» Пробовали ли вы когда-нибудь спросить американского еврея, религиозен ли он? Да он лопнул бы от смеха: «Вы шутите? Знаете, что я ем на завтрак?»

Однако каждый из них скажет: «У меня был дед по материнской линии – вот это был религиозный человек. Но я?..»

Тогда задайте логически напрашивающийся вопрос: «Тогда зачем вы здесь?»

По какой-то причине этот средний еврей, который не верит в Б-га и не слишком религиозен, посмотрит на вас, как на сумасшедшего, и скажет: «А чего тут спрашивать? Ведь сегодня Йом Кипур!»

Но это не нормально! Давайте проанализируем. Что подразумевал еврей, говоря так?

Вы спросили его, верит ли он в Б-га, и он ответил: «Нет» или «Когда я был моложе, то верил», или «Когда состарюсь, стану верить!»

– Значит, вы не верите в Б-га?

– Нет, не верю!

– Вы религиозны?

– Отнюдь нет!

– Так почему вы здесь?

– Да ведь Йом Кипур!

Он хочет сказать вам: «Почему? Да потому, что Б-г желает, чтоб в праздник Йом Кипур еврей был в синагоге. Так где же мне еще быть?»

Итак, вы говорите: «Значит, вы не верите в Б-га?»

Он отвечает: «Ну и что из этого?» – и не понимает, почему это ставит вас в тупик.

Он говорит: «Сегодня Йом Кипур, я знаю это, даже если у меня нет календаря. А это синагога, даже если она мне не нравится. Я – еврей, даже если я не религиозен, а Б-г есть Б-г, даже если я в него не верю. Так что же вам неясно?»

Это можно счесть – и, к сожалению, многие так и делают, – чистейшим лицемерием. Мы говорим: «Вы не верите в Б-га, вы не религиозны, так не приходите в синагогу! Не приходите сюда только ради того, чтоб продемонстрировать, что вы – еврей!»

Однако у Любавичского Ребе другой подход: это-то безумие и делает нас евреями. Оно-то и показывает наше особое отношение к Б-гу.

Это называется правдой. Не обо мне речь. Я не хочу быть религиозным. Не хочу верить в Б-га, не желаю об этом и слышать. Но Он хочет, чтобы я был здесь, поэтому я здесь!

То же самое происходит и на Пейсах. Каждый еврей сидит на сейдере. Спросите на сейдере рядового еврея, верит ли он в Б-га? «Оставьте меня в покое», – ответит он. «А вы религиозный?» — он от смеха подавится мацой.

«Значит, вы празднуете Исход из Египта, который произошел тридцать три века назад?» – «Я не знаток истории!»

«Так зачем же вы здесь?» – «А где мне быть? Сейчас ведь Пейсах!»

Это-то и великолепно в евреях!

Теперь перенесем это в наш контекст. Три тысячи триста тринадцать лет назад Б-г спросил нас, хотим ли мы сочетаться с Ним браком? Состоялась грандиозная свадебная церемония со всякими спецэффектами. Мы были повенчаны и принесли друг другу клятву верности. После свадьбы Он сказал: «Прошу тебя кое о чем позаботиться. Сделай это ради Меня!.. А Я скоро вернусь!» И с тех пор о Нем ни слуху ни духу. Три тысячи триста тринадцать лет – ни слуху ни духу! Правда, были нарочные, послания, открытки – знаешь, эти письмена на стене... Но за все это время никакого личного общения, ни слова!

Представьте себе, что люди только что поженились и после брачной церемонии муж говорит жене: «Пожалуйста, приготовь мне что-нибудь поесть. Я сейчас вернусь». Она начинает готовить... Муж возвращается спустя три с лишним тысячи лет, входит в дом, подходит к столу, берет свой любимый стул, садится и пробует бульон из тарелки. Но бульон оказывается холодным!

Как он на это отреагирует? Если это умный человек, он не станет жаловаться. Скорее всего подумает: «Чудо, что дом еще стоит и стол с любимым стулом еще на месте». Он будет в восторге от того, что на месте и тарелка с бульоном. Холодный бульон? Ну что ж? Ведь прошло больше 3300 лет, он мог и остыть.

Сейчас мы ждем Мошиаха. Ребе высказал радикальную мысль, что надо ждать скорого прихода Мошиаха. Что в этом такого уж радикального? Значит, он придет без предупреждения. А мы-то всегда думали, что прежде чем он придет, будет какое-то предупреждение, чтоб мы смогли приготовиться, подрепетировать свою роль. Мошиах уже грядет? Но я не готов! Я не хочу представать перед Его судом в таком виде! Меня надо заблаговременно предупредить.

Если Мошиах придет сейчас и захочет вершить свой суд, что он найдет? Холодный бульон?

– Если Мошиах придет сейчас, – говорит нам Ребе, – то найдет невероятно здоровый еврейский народ. Прошло три тысячи триста тринадцать лет, но мы хотим оставаться евреями, а это значит, что мы заботимся о своих отношениях с Б-гом.

Если Мошиах придет сегодня, он обнаружит остывший бульон. Мы страдаем от беспокойства из-за разлуки. Мы страдаем, что порваны узы, которые связывали нас с предками. Мы страдаем, что порваны даже семейные узы. Бульон остыл. Бульон очень холодный! Но чья это вина? И кому надо поставить в заслугу, что есть какой-то бульон вообще?

Мы – это чудо! Все, что нам нужно, это черпать из этого чуда. Мы – лекарство! Не только для самих себя, но и для всего мира. Через нас лечение будет холистическим, естественным, органичным. Органична наша связь с Б-гом. Мы черпаем не из религии, а из себя, из того кто мы, что мы... Дело не в религиозных предписаниях, которых мы придерживаемся, а в нас самих, в том, кто мы и что мы!

Итак, Ребе говорит, мы должны идти тем путем, что ведет прямо к Б-гу. Можно перепрыгнуть через все ступеньки, через Кабалу, но надо идти прямо к Б-гу, и целенаправленно. А цель эта – не кабалистическая. Цель эта личная! Б-гу нужно, чтобы ты творил мицву. Он послал тебя в этот мир, чтобы ты был тем, кто ты есть, потому что эту мицву можешь выполнить только ты. Правда, для всех нас мицвы одни и те же. Но когда ты выполняешь свою мицву, это совсем другое дело, потому что это твое! Это связано с твоими эмоциями, твоими прошлыми переживаниями. Твоими семейными обстоятельствами, твоими знаниями и твоим невежеством. Все это вместе взятое и делает твою мицву уникальной.

Так пусть придет Мошиах и застанет нас с нашим холодным бульоном: нам нечего этого стыдиться! Мы – невероятные люди. Когда Б-г решил вступить с нами в брак, он знал, что сделал правильный выбор.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru