[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2001 ХЕШВАН 5762 — 11 (115)
Уважаемая редакция!
Больше года получаю ваш журнал. Что он значит для меня – трудно передать. Так случилось, что я не знаю ни языка родного, ни обычаев. И, оказывается, не только это. С каждым номером журнала я делаю все новые открытия. Сколько знаменитых людей есть у евреев! Например, Келдыш, а я считала, что он прибалт, Чухрай – а он, оказывается, не украинец, Илизаров – не русский, а уж о Гнесиных я и подумать не могла: чтобы евреи в Союзе могли быть удостоены такой чести!.. Благодаря «Лехаиму» я узнала о жизни многих больших художников и скульпторов и о том, что теперь происходит в России с еврейством.
А написать письмо меня заставил рассказ Г. Кановича «Звон уздечки на закате». Я вспомнила своё. До войны я жила с родителями в селе Ново-Архангельское Кировоградской области. Когда немцы к нам уже подходили, из села отправляли несколько машин на фронт, через Днепропетровск, где жили мамины сестра и брат. Папа очень хотел отправить туда меня с мамой, но этими машинами отправляли свои семьи коммунисты, а папа был беспартийным. Наша хозяйка, у которой мы снимали дом, не советовала уезжать, обещала спрятать. Но папе удалось упросить директора маслозавода – а папа там работал главным бухгалтером, – и нас с мамой взяли. Ехали параллельно с немцами: мы – лесными дорогами, они – улицами. А когда над нами пролетали немецкие самолеты, всегда находился среди них один «радетель», который немного отклонялся от курса, чтобы сбросить на нас бомбу. Однажды все-таки бомба попала в одну из машин, но мы всякий раз, заслышав шум, прятались в лесу, так что пострадала только машина.
Из Днепропетровска мы с тетей и дядей и заводом, на котором они работали, эвакуировались в Первоуральск Свердловской области, где и прожили всю войну. После войны возвратились в Днепропетровск и написали в село. Наша хозяйка ответила, что всех убили, и мы остались в Днепропетровске.
После окончания института я получила направление в Уфу, здесь и живу до сих пор. Читая Кановича, подумала: а может быть, хоть кому-нибудь из детей удалось спастись в Ново-Архангельском, где я закончила шесть классов? Что, если кто-нибудь из них тоже читает этот журнал? Пусть откликнутся.
Большое спасибо всем, кто делает этот замечательный журнал, и тем, кто его финансирует.
С уважением
и наилучшими пожеланиями,
Евгения Княжанская, Уфа
Уважаемая редакция!
Я еврейка со дня моего рождения и останусь ею до последнего биения моего больного сердца. Для меня, как и для многих евреев, «Лехаим» является настольным журналом. Прочитываю его от титульного листа до последней страницы. Не раз хотела вам написать, а прочитав интервью депутата Государственной Думы Александра Федулова «Дума бороться с антисемитизмом не намерена», сразу села за письмо. Мне ли, еврейке, не знать, что антисемитизм – неизлечимая инфекция!
Глубокоуважаемый Александр Михайлович, ваше интервью я прочитала дважды. Вы считаете, если 219 депутатов согласятся обратиться к президенту г-ну Путину, то уже можно искоренить в России антисемитизм?! Нет, дорогой, и еще раз нет. Всего лишь не более двух лет назад в Думе Российской Федерации выступал депутат генерал Макашов и открытым текстом говорил: «Пора кончать с жидами!» Все дело не в поддержке фракций. Основная боль еврейства в том, что ни в одной стране мира не укоренился так антисемитизм, как в России.
Дорогой Александр Михайлович, я не политик и не историк, а простая смертная, родившаяся в 1918 году в семье рабочего еврея, коммуниста с 1924 года, участника Отечественной войны. Не надо особой «продвинутости», чтобы четко понимать: дело не в том, согласится В.В. Путин или не согласится подключиться к реализации вашего проекта. Могу вас огорчить: никогда документально он не поддержит вас, ибо он – человек что называется коренной национальности, взращен и воспитан в стране, где русская нация господствовала 70 лет. Кроме того, поддержать вас, значит заявить миру: «Я президент страны, где процветает антисемитизм». Признать такое очень непросто. И не забывайте: Путин принадлежит к числу чекистов России, хотя сам он, сознанием и убеждениями, конечно, не антисемит.
Еще нарком иностранных дел Литвинов мыслил, что если в СССР произойдет ассимиляция, то будет решен еврейский вопрос. Нельзя сбрасывать со счетов, что после смерти Ленина в свои руки бразды правления в стране взял величайший антисемит с фашистскими замашками И. Сталин. Это он был в сговоре с Гитлером, и по его указу в 1939 году был заключен договор Молотова-Риббентропа. А когда Гитлер его обошел и без предупреждения напал на нас, тогда он обратился к народам СССР: «Братья и сестры, спасайте Родину!» И они спасли Россию... Все народы СССР!
Перед войной я работала в особом отделе 17 ст. корпуса секретарем и лично расписалась в получении секретного документа с грифом «Вскрыть 15-го июля». СССР должен был объявить войну. А Гитлер опередил нас. Но своему народу он был верен. Между прочим, Германия в сущности так никогда и не была антисемитской. А вот Сталин для своих евреев, которые среди всех народов СССР, участвовавших в Отечественной войне, по численности занимают второе место после русских, за их мужество, героизм соорудил подальше от столицы деревянные бараки, куда должны были быть высланы в конце 1953 года все чистокровные евреи. Уверена, досталось бы и другим. Вот такой подарок готовил своим освободителям вождь всех времен и народов. Но, как говорит наша Тора, есть всевидящий Б-г, и только Он спас нашу нацию, а с ней и других: 5 марта 1953 года Сталин умер.
Сталина не стало, однако слишком глубоко вросли корни антисемитизма. В последующие годы они только укреплялись. Так что разом не выкорчевать их. Хватит ли на это жизни?.. Если чем обидела, Александр Михайлович, прошу прощения.
Мирьям Гитман,
участница ВОВ, депутат I-го еврейского конгресса Украины,
Днепропетровск
Здравствуйте, редакция!
Решил вам написать, прочитав в № 8 (112) статью «Расставание с прошлым неизбежно». Я, Кузнецов Арон Михайлович, председатель Иудейского религиозного общества Самары, 1936 года рождения. Родители мои из маленьких местечек. Из местечка Ушага – мама, из Леды – папа. До войны в нашей семье, занимающей одну комнату в коммуналке, постоянно говорили на идише. Как-то после войны соседка спросила моего отца: «Почему вы говорите по-еврейски?» Он ответил: «Потому что мы евреи!» – «А вдруг вы хотите нас продать!» – продолжала она. «А кто вас купит?» – ответил ей отец. К 1948 – 1949 годам идиш как-то сам собой перестал у нас звучать, но я его не забыл.
В нашу Самарскую синагогу приезжали евреи из Израиля, США. Англии, Мексики, Австралии, и со всеми я свободно общался на идише, а ведь, как правило, приезжала молодежь. Наш раввин Шломо Дайч и его жена Дина, приехав в Самару, не знали русского языка, и я свободно общался с ними на идише. Не пропадешь с идишем и в сегодняшнем Израиле. Так что язык жив.
А расставаться с прошлым действительно придется, вот только кому и с каким прошлым?..
А. Кузнецов, Самара
Здравствуйте, дорогая редакция!
Позвольте представиться: Маркович Ирина Анатольевна, редактор, переводчик, сотрудник Николаевского технического университета. Ваш журнал читаю около года с огромным интересом. И я, и мой сын Илья, 22-летний студент-медик, единодушно считаем «Лехаим» очень интеллигентным и информативным. Правда добавлю, часто и противоречивым, впрочем, как противоречива и вся наша жизнь и история, в том числе еврейская.
Я никогда в жизни не заглядывала человеку в паспорт, собираясь дружить ли с ним, просто общаться или строить какие бы то ни было планы. Мне казалось, расспросы о национальном происхождении были бы проявлением шовинизма. Но с недавних пор я начала понимать – и этому во многом способствовал «Лехаим»! – что интерес к родным корням, предкам, истории вовсе не есть шовинизм. А после интереснейшего материала о евреях – нобелевских лауреатах даже как-то неловко называть свою национальность. Только неловко не от какого-то смущения или унижения, а ... Ну помните анекдот о маленьком норвежском мальчике, упорно не желающем назвать учителю свой родной город Берген, чтобы его не уличили в хвастовстве? Дело в том, что бергенцы считают свой город лучшим в мире...
Дорогая редакция, у меня есть несколько вопросов, довольно незначительных, но я все-таки хотела бы получить на них ответ. Во-первых, чья картина иллюстрирует мемуары Глюкели фон Гамельн в № 2 (106)? Та картина, где семья – судя по лицам еврейская, – собралась на послеобеденный отдых? Вы знаете, я просто не могу оторваться от нее: уют, культура, покой, словом, атмосфера изумительная, она ощущается даже при первом взгляде на картину. Чтобы узнать, кто ее автор, я уже и в наш музей Верещагина ходила, – увы, – ни сотрудники, ни сам директор (между прочим, маститый искусствовед!) не смогли мне ничего подсказать. Конечно, Грин говорил, что «картины без названия интереснее, романтичнее, что ли; а название – словно жук на ароматном цветке». Но тут я с писателем не согласна. Пожалуйста, разрешите мои сомнения. Я думаю, что художник – голландец, а директор музея считает: нет, по всей видимости, француз...
Вопрос следующий. Есть у Евгения Гребенки, писателя и поэта первой трети XIX века (кстати, автора популярных стихов «Очи черные», «Помню, я еще молодушкой была...»), есть повесть «Приключения синей ассигнации», написанная где-то в 1830-е годы (по-моему, она навеяна сказкой Андерсена о приключениях мелкой монетки, только действие перенесено на русскую почву). Так вот, в этой повестушке, в общем живой и талантливой, уделено внимание и еврейской жизни, начиная с того момента, когда героиня-ассигнация попадает в руки мелкому торговцу – еврею.
Дело в том, что Гребенка родился и вырос на Украине, на хуторе, и, видимо, еврейскую среду знал хорошо, да и настроен был по отношению к евреям, судя по повести, вполне мирно: описаны здесь празднование Субботы, молитва, праздничные блюда, диалоги присутствующих, их одежда, облик – все, повторяю, живо и без враждебности, тщательно, с этнографической точностью.
Все бы ничего, но... Тот самый торговец, заполучивший монетку, поведал в конце своим собеседникам, что так, мол, спешил на Шабос, что не спас утопающего крестьянина-украинца, тем самым не нарушив святой праздник. А всего-то нужно было кинуть утопающему веревку! И вместо возмущения и порицания этот ревнитель Субботы получает горячее одобрение почтенных евреев...
Так вот мой вопрос – только прошу по-честному! Правдив ли этот эпизод, или Гребенка наклеветал на верующих евреев? Неужели кинуть веревку, спасая погибающего, означает осквернить Шабос, ведь человек же!
И последнее. В № 6 (110) «Лехаима» в материале Марка Китайгородского и Лазаря Медовара «Терезинский “рай”» есть интервью с Евгенией Адольфовной Физдель, врачом 172-й городской поликлиники Москвы, в мае 45-го освобождавшей концлагерь Терезин. Меня очень заинтересовала эта женщина. Фамилия Физдель достаточно редкая, и мне упорно кажется, что Евгения Адольфовна в каком-то родстве с Физделем Иосифом Григорьевичем, нашим родственником, родившимся в 1906 году в Вознесенске Николаевской области (между прочим, учился в гимназии и дружил с Кибриком, знаменитым художником-иллюстратором). Заранее благодарю за ответ.
И.А. Маркович, Николаев
Уважаемая г-жа Маркович!
Во-первых, о заинтересовавшей вас картине. Она принадлежит перу немецко-еврейского художника Морица Оппенгейма и называется «Субботний отдых». Что до повести Гребенки, то, хоть, как вы заметили, написана она «без враждебности», добавим – без мелочной, зато с враждебностью по большому счету. Можно сказать, произведение по-антисемитски программное. Цель его, как и подобных ему, вызвать негодование к традиционному еврейству не только у неевреев, но и у евреев, далеких от своих традиций, вызвать у них стыд за свой народ.
Как создается самая грязная в мире ложь? На основе чистой правды. Описать правдиво детали, а сущность исказить – вот задача опытного лжеца. Мы хотим сказать вам и всем, кто еще не успел дотянуться до родных истоков: еврейская традиция учит нас любви и милосердию, которым мы должны постоянно учиться у Творца мира. Об этом в очередной раз говорится и в книге пророка Йоны, которая во всех общинах мира читается в кульминационный момент Б-жьего Суда в Йом Кипур, и в широко известной талмудической истории о мудреце Гилеле, на просьбу нееврея, пожелавшего пока он стоит на одной ноге, услышать истину о сущности Торы, ответившего: «Не делай другому того, что не желаешь себе. Остальное – лишь комментарии к этой истине». Во всем Танахе – Торе, Невиим, Ксувим (Пятикнижии, Пророках, Писаниях) – и всем Талмуде это главный мотив...
Если уж когены, потомки первосвященников, которым запрещено соприкасаться с мертвым телом даже родных людей, по еврейскому Закону, увидев, хоть и в Субботу, на безлюдной дороге мертвого, обязаны предать его земле (можно ли у мертвого выяснить наверняка его национальность?), то возможно ли допустить немилосердное отношение к живому, кем бы он ни был?.. Между прочим, милосердие Субботы распространяется и на животных – в еврейском хозяйстве они тоже отдыхают, и на растения, которые запрещается срывать. А в субботний год (каждый седьмой в земле Израиля) необходимо давать отдых и самой земле.
Читайте Танах, читайте его с комментариями еврейских мудрецов – в настоящее время на русском языке вышло несколько замечательных изданий, стремитесь попасть на семинары по традиции, на лекции раввинов, которые проводятся в общинах разных городов, и вы убедитесь, что то милосердие, которое свойственно вашему сердцу, – качество, выпестованное многими и многими поколениями нашего народа, соблюдающего традиции иудаизма. Если же – не дай Б-г! – вам встретится еврей, обнаруживший отсутствие милосердия, вы должны усомниться в его национальной принадлежности – как учат наши мудрецы.
Ответили мы хоть отчасти на ваш вопрос? Что же касается Евгении Адольфовны Физдель, то через автора интервью мы постараемся передать ей ваше письмо и надеемся, если ваши предположения не безосновательны, она охотно вам ответит.
Доброго года!
«Лехаим»
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru