[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2001 ХЕШВАН 5762 — 11 (115)
ЕВРЕИ В «ГОРОДЕ НЕВЕСТ»
Известная французская писательница Натали Саррот (Черняк) пишет, что она родилась в 1900 году в семье «единственного в Иванове еврея». И это трудно объяснить, поскольку данные переписи конца ХIХ века свидетельствуют, что в Шуйском уезде, куда входил и город Иваново, проживали 237 иудеев, из них в Иванове – 143. В областном архиве каких-либо документов о жизни общины в советское время не сохранилось. Известно только о нескольких молельных домах, в которых евреи собирались по праздникам, пекли мацу, был даже свой шойхет. Лишь в 1993 году несколько энтузиастов написали устав и организовали Общество еврейской культуры, которое возглавляли сначала К. Затуловская, а позже Р. Маркензон. С конца 1999 года при содействии Федерации еврейских общин России наконец-то восстановлена и еврейская религиозная община. Сегодня в еврейской жизни уже принимают участие более 300 человек.
Минута молчания в память жертв Холокоста.
Еврейское население города, как и по всей России, значительно ассимилировано, но интерес к еврейской национальной жизни, безусловно, растет. Еврейские концерты проходят в Иванове с аншлагом. В городе уже побывали Хасидская капелла, Московский еврейский театр «Шалом», ансамбль «Симха», Камерный театр из Костромы, ансамбли из Владимира, Казани, Нижнего Новгорода, других городов.
Ивановские евреи принимают заметное участие в культурной и общественной жизни города. Всем известны их имена, это десятки учителей, врачей, музыкантов, строителей, спортсменов. Продолжают выступать заслуженные деятели культуры М. Шершова, А. Жуковский с его уникальной Хоровой капеллой мальчиков, Р. Гринберг с театром-студией им. В. Высоцкого. На праздновании Дня города 4 августа «еврейская часть» концертной программы заняла более часа и была многократно отмечена в прессе. В последние два года община принимает активное участие в Фестивале российской культуры, проводя в его рамках «еврейские» дни.
Налаживаются отношения общины с властями. Председатель общины награжден за восстановление и развитие еврейской культуры в 2000 году городской премией «Триумф».
И все же некоторые, впервые попавшие в этом году на Пейсах, были приятно удивлены, не увидев страха на лицах тех, кто приходит на такие мероприятия не первый год. Каково же было их удивление, когда евреев с этим главным праздником еврейской истории поздравил губернатор Ивановской области В. Тихонов!
Общинная жизнь на глазах становится все интенсивней. ФЕОР помогла организовать воскресную еврейскую школу, «Джойнт» – различные виды благотворительной помощи, разворачивает свою деятельность Хесед «Яд лебаним» («Рука друзей»). С торжественной скорбью был отмечен День памяти жертв Холокоста. Впервые за все советские годы на еврейском кладбище прозвучал Кадиш.
Конечно же, есть у общины и проблемы. Но они характерны: отсутствуют постоянные помещения для проведения мероприятий, нет библиотеки. К сожалению, предприниматели города не хотят участвовать в возрождении еврейских традиций... И все же жизнь общины задалась, а значит, проблемы будут решаться.
Э. Кирштейн
CАМАЯ ДРЕВНЯЯ ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА
Не исключено, что самая древняя еврейская община России находилась в Анапе. На территории бывшего эллинского Боспорского царства археологи нашли надгробные мраморные плиты с надписями на древнееврейском языке, русский перевод которых опубликовал в 1865 году известный еврейский востоковед и историк А.Я. Гаркави. Они свидетельствуют, что в Горгинии (ныне Анапа) в 42 году до новой эры имелись еврейские общины, а значит, и синагоги.
Однако возрождение еврейской общины здесь произошло лишь год назад – в сентябре 2000 года, то есть спустя более двух тысяч лет после ее первого упоминания в исторических документах. Особенность анапской общины состоит в том, что большинство ее членов – недавние беженцы и переселенцы, с распадом Советского Союза прибывающие сюда искать работу со всех концов бывших советских республик: Украины, Прибалтики, Средней Азии, Кавказа и других. Это люди в основном неустроенные, поэтому помощь Федерации еврейских общин России нашей общине буквально жизненно необходима.
В анапский регион, кроме самого города, входят нескольких десятков станиц, поселков, хуторов и других населенных пунктов, и еврейская община проводит работу на всей территории этого административного района. Других еврейских организаций здесь пока нет.
Люди стараются поддержать свою общину чем могут. Арон Гамуилович Шаулов предоставляет помещение для встреч, выделяет необходимый автотранспорт для проведения мероприятий; доктор медицинских наук Михаил Юсупович Юсупов проводит медицинское обследование малоимущих, а детей обучает компьютерной грамотности. Бескорыстно участвующих в общинной жизни немало: это и Роберт Дмитриевич Макаровский, и Елена Игоревна Зайкова, и Мириам Срольевна Левина. Значительную практическую помощь в становлении еврейской общины Анапы, особенно на первых порах, оказало руководство общины Новороссийска во главе с ее председателем Дмитрием Александровичем Беккером.
Главное сейчас для общины – к первой годовщине своей деятельности обзавестись собственным помещением, необходимым оборудованием для осуществления первоочередных и стратегических планов. А планы эти обширные: создание воскресной еврейской школы и курсов по изучению иврита, организация семейного и молодежного клубов, налаживание работы по дальнейшему выявлению и привлечению к еврейскому образу жизни новых членов общины...
И. Рогельберг
Евреев Выборга понаЧалу поддержала христианскаЯ организациЯ
В этом году наша община отмечает юбилей – 10 лет, как возродилась в Выборге еврейская община. Мы проделали большой путь, и это заслуга всего нашего дружного коллектива.
Согласно архивным источникам первые евреи поселились в Выборге в 1831 году. Это были два солдата-кантониста, по окончании двадцатипятилетней службы получившие разрешение поселиться с семьями в Выборге, бывшем частью Великого Финляндского княжества, которое входило в состав Российской империи. Еврейская община официально появилась здесь только спустя почти 40 лет, в 1870 году. К этому времени она была уже довольно большая – около 200 человек. Однако дальнейший ее рост был ограничен квотой, установленной городским советом и утвержденной сенатом Финляндии. Это объяснялось тем, что финские купцы и ремесленники боялись конкуренции со стороны быстро прогрессирующей еврейской общины.
В 1890 – 1895 годах в Выборге на улице Калевалкату открылась синагога. В 1908 году было создано выборгское общество еврейской культуры, даже начала выходить первая выборгская еврейская газета «Финский еврей». Руководителем общества и редактором газеты был студент Сантери Якобсон. Когда в 1918 году Финляндия получила независимость, еврейская община Выборга была официально зарегистрирована и утверждена Государственным советом Финляндии.
Через год в Выборге открылась первая еврейская школа (из-за малого количества учеников ее неоднократно закрывали). В 1930-м было создано еврейское спортивное общество «Кадур»... Казалось, еврейская жизнь неуклонно пойдет в гору. Но спустя 9 лет началась северная война. При первой же бомбежке была разрушена синагога. Всех евреев Выборга эвакуировали – кого в Финляндию, кого в Швецию. До 1958 года Выборгское еврейское общество существовало в Хельсинки. Последним его председателем был Самуэль Масловат.
Как же появилась нынешняя община? После второй мировой войны население Выборга и прилегающего к нему района сформировалось исключительно за счет миграции из различных районов СССР. Еврейское население было здесь представлено военнослужащими, получившими назначение в Выборг для продолжения службы, врачами и инженерно-техническими работниками, направленными на работу в этот район, и бывшими жителями Ленинграда, в силу тех или иных обстоятельств к окончанию войны лишившихся жилья и прописки... Еврейская жизнь не задалась.
Только осенью 1991 года в городской газете «Выборгский коммунист» появилось объявление, приглашающее на встречу всех евреев города. Эта встреча состоялась... в лютеранском соборе и была организована финской христианской организацией. На встречу пришли 25 человек. Некоторые из них были между собой знакомы, но многие встретились впервые. На следующий день та же группа собралась на частной квартире. Было решено воссоздать Выборгское еврейское общество. Выбрали совет — 6 человек во главе с председателем Львом Романовичем Креймером, одним из членов совета был Евгений Владимирович Штейнберг.
Материально общество поддерживала финская христианская организация. Это создавало сложную парадоксальную ситуацию: с одной стороны, деятельность общества была направлена на восстановление еврейской традиции, изучение истории народа, иврита, празднование Суббот и еврейских праздников. С другой, еврейская община ощущала постоянное евангелизационное давление. Так не могло продолжаться долго, и спустя полтора года Выборгское еврейское общество прекратило свои отношения с финской христианской организацией. Появились контакты с крупными еврейскими организациями – «Джойнтом», ИКЦ и другими.
Сейчас в Выборге две еврейских организации – Иудейская община Выборга и Выборгского района и Выборгское еврейское культурное общество. Обе они официально зарегистрированы в управлении юстиции Ленинградской области. Каждую из этих организаций возглавляет совет. И автор этих строк, председатель объединенного совета, возглавляет еврейское движение уже 10 лет!
Год от года жизнь евреев города все больше налаживается. Есть здесь свой Хесед, он особенно необходим при нынешней жизни. И обслуживает он более 500 человек. Среди них более 30 детей воскресной школы. Ребята изучают иврит, основы иудаизма, историю своего народа, традиции, танцы и песни. В этом им помогают 5 преподавателей. Помочь провести Субботу приезжают ученики ешивы, открывшейся при петербургской Хоральной синагоге. В течение двух с половиной лет работает еврейская благотворительная столовая, рассчитанная на 21 человека, престарелым людям и инвалидам горячую пищу доставляют на дом. Всех нуждающихся обеспечивают необходимыми лекарствами, медицинским инвентарем, оборудованием. Более 50 семей получают еженедельную продуктовую помощь.
При общине есть свой хор, в репертуаре которого едва ли не сотня песен на иврите, идише, русском. Этот хор довольно известен, он выступает во многих организациях Выборга, Выборгского района и Ленинградской области.
При культурном обществе 5 лет работает Открытый университет Израиля. Семь лет работает клуб выходного дня, медицинский лекторий. Постоянно проводятся встречи Субботы для пожилых людей, детей, молодежи. В 2000 году начал осуществляться новый проект «Теплый дом» для престарелых семейных пар и одиноких людей. Здесь работают с людьми, которые уже не в состоянии себя обслуживать, нуждаются в постоянном уходе.
После долгих лет ограничений, которым подвергались евреи, очень трудно восстановить их самосознание, привить утраченные еврейские традиции. Поэтому в нашей общине в последние годы проводятся такие акции, как «Мезузу в каждый еврейский дом», «Тору в каждую еврейскую семью», «Суббота – день без работы»...
Мы не замыкаемся на собственных делах. Актив еврейской общины помог возродить еврейскую жизнь в Приозерске, где проживает около 400 евреев, в Сортовале – более 500 евреев, в поселке Советский.
Существование еврейской общины невозможно без волонтеров, активно участвующих в еврейском движении. В Выборге это руководитель хора и преподаватель истории еврейского народа А.А. Шлосберг, заместитель председателя общины Е.В. Штейнберг, рано ушедший из жизни Выборгский поэт И.В. Суриш, его жена З.А. Лимарова, руководитель благотворительной столовой Б.А. Мочалова и многие другие.
Интересная закономерность подмечена в нашей общине. Много людей уезжает на ПМЖ в другие страны, часть уходит из жизни, однако каждую неделю к нам приходят новые люди, и община растет. Все больше евреев не боятся сказать окружающим, что они евреи и этим гордятся.
Планы у нас большие – построить в городе синагогу, открыть еврейское кладбище... И мы уверены – все это будет!
Л. Креймер
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru