[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2001 ЭЛУЛ 5761 — 9 (113)
И УЧЕНИКИ, И УЧИТЕЛЯ
1 сентября начинается новый учебный год. Этот день отмечают как праздник знаний. Поздравляю всех, хороших успехов!
Вскоре после начала учебного года, 18 сентября — по еврейскому календарю это 1 Тишрея — мы отмечаем Рош а-Шона - праздник, с которого берет отсчет новый год еврейского календаря. Рош а-Шона дословно переводится как «Голова Года». Это кульминационный момент, когда евреи, пройдя жизненный путь длиною в год, со всеми своими заслугами и провинностями предстают перед судом Всевышнего. Это праздник веры и надежд, праздник раскаяния и справедливого, милосердного Суда. Мы радуемся Суду, ведь его будет вершить Г-сподь, наш Отец, всегда справедливый и милосердный. Он учтет наше раскаяние. Раскаяние необходимо для человека, оно облегчает душу, ведет к обновлению, а это вызывает радость.
В сознании еврея начало нового года не ассоциируется с чудесами, волшебными дарами. Мы знаем, что есть причины и есть следствия, есть труд и есть заработок - одно неразрывно связано с другим. Скорее здесь напрашивается параллель с началом учебного года: за короткий срок вспоминается пройденное, затем проводятся контрольные работы, чтобы каждый - и учитель, и ученики - смог уяснить, с какого уровня предстоит продолжить обучение, выяснить, где слабые места, сделать выводы, чему впредь уделить больше внимания, наметить цели и как следует взяться за дела.
Самое важное в жизни - это учеба, и многие считают: главное, чтобы дети выучились. Даже при очень скромном достатке люди стараются во что бы то ни стало оплатить учебу детей. Написано в Талмуде, что отец обязан научить сына трем вещам: Торе, ремеслу и плаванию. Плавание - это не вид спорта, а способ выживания. Не умеющий плавать всегда находится в опасности: если что-то случится, он не сможет спастись (а раньше торговым евреям приходилось много плавать морем). У этих трех вещей есть несколько уровней смысла. Тора обеспечивает духовное выживание, плавание - физическое, а человек должен иметь средства для жизни, для этого нужно ремесло. Можно понимать плавание и в переносном смысле - надо научиться плавать по морю жизни, чтоб не утонуть, а гарантией духовного и физического выживания являются соответственно Тора и ремесло.
Еврейский год всегда начинается с учебы, можно сказать, он открывается вступительными экзаменами. От того, как мы их сдадим, зависит наша перспектива - нужна ли она, ни у кого не вызывает сомнений. Обеспечивают ее знания. Как говорят наши мудрецы, знания — это дело жизни.
Любое знание бесконечно: бесконечен Б-г, любая сфера науки, будь то медицина, география и т.д. - они неисчерпаемы. Невозможно достичь абсолютных знаний, их имеет только Б-г. Особенно это касается Торы, которую писал Он сам. Процесс получения знаний бесконечен, и у человека есть все возможности их получать. Имеющиеся возможности надо использовать, чтобы совершенствоваться, продвигаться вперед.
Некоторые люди говорят: я добился, чего хотел, больше мне не надо учиться. Или: я все знаю об этом предмете или о жизни, не надо меня учить. Таким образом человек обрекает себя на жизнь вхолостую. Это позиция ограниченного человека, раба.
Рош а-Шона мы празднуем в Тишрее, и хотя с него начинается календарный цикл, «первым из месяцев» Тора называет Нисан - месяц, когда мы вышли из Египта. И, конечно, не случайно: только свободный человек может совершать поступательное движение, застой - удел раба. Движение без цели, без духовного роста символизирует белка в колесе. Никто не желает такого ни себе, ни детям, ни близким, и Б-г создал человека, чтобы он совершенствовал мир, а не топтался на месте, что невозможно, если не совершенствуешь себя.
Наша учеба в школе, университете - только подготовка к жизни. Знания помогают развитию человека, ориентируют его в отношении других, самого себя, окружающей действительности. Не стремящийся к знаниям, не развивающий свои духовные, мыслительные возможности в старости впадает в слабоумие, маразм, а другой, наоборот, становится мудрей. Еврейская традиция предполагает второй путь, не случайно на иврите слово «зокен» — старик - то же, что «знающий человек».
Конечно, образование - это математика, физика и другие науки, но не менее важно знать человеческие ценности. Только на первый взгляд кажется, что все здесь просто. Здоровый человек, живущий в обществе, должен знать и никогда не забывать, что такое благодарность, уважение, вера в Б-га, должен учиться этому всю жизнь, иначе, даже будучи очень образованным в области наук, он может опуститься.
Если учишь Тору, не гордись, не хвастай этим, а обучай других. Самое лучшее, когда человек имеет учеников. Наши мудрецы говорят: умный тот, кто способен учить. Один человек получает знания и имеет их только как информацию - так, для себя, второй — получает и передает другим, третий, получив знания, осмысляет их и обучает людей. Это самое главное в жизни человека. Одна из главных задач учебы - самому стать учителем. Не надо думать: я еще узнаю и то, и другое, и третье, и четвертое.., вот тогда стану делиться своими знаниями. Познать все невозможно. Знания раввина - это знание, как найти ответ. Человек должен так учить Тору, чтобы уметь находить в ней ответы на вопросы, которые перед ним или теми, кто обращается к нему за советом, ставит жизнь. В Торе сокрыто всё знание мира.
Если человек не двигается вперед, он уже двигается назад, все больше отстает, потому что время не останавливается. Остановки в его движении вверх-вниз быть не может: только перестаешь подниматься - тут же начинаешь сползать. Традиция учит нас: то, что не развивается, деградирует. Научиться раз и навсегда, впрок, невозможно. Особенно эта истина связана с изучением Торы и других жизненно важных книг, на мудрости которых основана наша жизнь.
Жизнь еврея очень непроста. Талмуд говорит, что мир зависит от того, учит ли еврей Тору, поднимается ли он в своем развитии. Образно говоря, он всю жизнь шаг за шагом должен подниматься в гору и поднимать за собой мир. Стоит остановиться - тяжесть ноши начинает увлекать его вниз. Чтобы спасти себя, надо поднимать свою ношу. Поднимая свою ношу, спасаешь себя - все взаимозависимо. В такой нелегкой судьбе у нас есть великий Помощник - Всевышний. К сожалению, еще не все это осознают. Без Б-га человек испытывает чувство одиночества, которое иногда доводит его до отчаяния. Но, как сказал пророк Ирмиягу, «полагающийся на Г-спода, Г-сподь будет ему опорой».
Начинающий новый год должен получать новые знания и уметь совершать что-нибудь новое. Учеба - это не только чтение и запоминание, но и стремление к пониманию сути. Ум - не способность человека, а стремление больше знать. Способность в том, например, что один сразу все запоминает, другой должен повторять то же самое десятки раз. У одного хорошая память, у другого - плохая. Но нет неспособных учеников. Каждый человек создан для того, чтобы учиться. Постигать знания дано каждому психически здоровому человеку.
В Пиркей Овойс сказано: «Если ты многое постиг в Торе, не кичись этим, ибо для этого ты и создан». Человек был создан для изучения Торы. В этом сама идея создания человека.
Новый год - новое состояние в жизни человека. А откуда новое состояние без знаний? Наш календарный год начинается вместе с новым учебным годом: новый путь в жизни начинается с учения.
Многое человеку может быть дано Б-гом. Если Б-гом суждено человеку стать богатым, значит, обстоятельства могут сложиться так, что он разбогатеет. Другое дело, чтобы сохранить и умножить данное, нужны старания. Что касается Торы, все ее богатство человеку дается только трудом. Если он не изучает Тору, то и не постигнет ее знаний. А тот, кто постигает ее только для себя и не обучает других, не применяет эти знания на деле, живет напрасно.
Каждый должен сам найти свой путь в жизни и плавать не только в буквальном смысле в море, но и по морю знаний, морю жизни. Достичь другого берега, чтобы найти корабль и плыть дальше.
Тишрею с его Рош а-Шона, днем Суда и Искупления Йом Кипуром, другими прекрасными праздниками предшествует Элул - особенный месяц, когда открываются небесные ворота и Г-сподь выходит нам навстречу, чтобы выслушать все, что мы захотим ему сказать. Это встреча близких. Целый год мы хлопотали, трудились, жили в заботах и суете. Да, Б-г всегда был с нами - и в будни, и в Субботы, и в праздники. Но сейчас особенный повод для встречи и разговора, и от того, как они пройдут, зависит последующая жизнь.
Мы подводим итоги, принимаем на себя новые обязательства. Это время размышлений, раскаяния и радости, что жизнь возвращается на круги своя, чтобы продолжить вечный круговорот, все больше раскрывая себя. После Йом Кипура наступит чудесный осенний праздник Сук-кос, по окончании его - Симхас Тойра, когда, заканчивая годовой цикл чтения Торы, мы сразу начнем новый: от последней главы «Броха» перейдем к первой - «Брейшис». И это очень символично. Мы снова ученики, и снова учителя.
Главный раввин России Берл Лазар
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru