[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2001 ЭЛУЛ 5761 — 9 (113)
Уважаемая редакция «Лехаима»!
Ваш журнал всегда читаю с большим интересом, но, к сожалению, от случая к случаю – достать удается лишь некоторые номера. Решил вам написать, чтобы затронуть несколько актуальных вопросов, которые, надеюсь, привлекут и ваше внимание.
Первый – о еврейской иммиграции в Германию. Наша семья находится здесь чуть более трех лет. За это время я имел достаточно возможностей «изучить вопрос», так сказать, изнутри. Как известно, еще до 1933 года еврейская община Германии имела славу наиболее ассимилированной среди всех стран еврейской диаспоры. После второй мировой войны евреев в Германии почти не осталось. Теперь, по замыслу немецких властей, вновь воссоздать еврейские общины в городах Германии должны евреи, прибывающие сюда с просторов бывшего СССР. Уже называется число приехавших в сто тысяч, еще больше – «на подходе». Гладко на бумаге, а что на деле?
Если из общего числа прибывающих собственно евреи составляют 15–20%, это хорошо. Обычная картина: за одним пожилым евреем и его нееврейской женой приезжают их дети, дети детей, и абсолютно у всех нееврейские супруги. Эти люди вовсе и не собирались становиться евреями ни здесь, ни где-либо еще. Как раз наоборот – среди них нередок обычный советский антисемитский настрой.
Та же ситуация и с еврейскими женщинами и их нееврейскими мужьями. В этом случае по Алохе их потомство считается еврейским. Но, увы, оно, это самое «потомство», евреями считаться категорически не желает. Причем, нередко, чтобы не осталось никаких сомнений, эти люди демонстративно вешают на шею крест.
Мало того, даже в полноценных еврейских семьях, где оба супруга евреи, часто преобладают ассимиляторские настроения, и их подросшие детки заключают браки с коренными немцами – они считаются наиболее «перспективными» – или с аузидлерами, немецкими переселенцами из бывшего СССР, или еще с кем-либо, но менее всего с евреями.
В городах Германии формально функционирует уже много еврейских общин. Власти ФРГ финансируют их деятельность, что как раз и объясняет факт их существования. Нередко в руководстве общины оказываются случайные люди, лишенные национального самосознания, а то и обыкновенные жулики, паразитирующие за счет скромного общинного «бюджета». Разумеется, видимость «бурной» деятельности стараются создать. Кое-где работают синагоги, устраиваются праздничные трапезы и т.п. Но это не меняет ситуацию по существу.
Как-то услышал по канадскому радио, что в одном Монреале функционируют десятки (!) еврейских школ. А на всю Германию – лишь одна еврейская школа в Берлине, где, кстати, самая крупная еврейская община – более 12 тысяч членов (в этой школе учатся двое моих детей). Дети – это будущее народа, и здесь как раз очевидно, что в Германии у евреев будущего нет. Нет и в принципе быть не может. Образно говоря, Германия – «черная дыра» для евреев, которые едут сюда, чтобы исчезнуть окончательно.
Проблема ассимиляции, обсуждавшаяся и в вашем журнале, здесь видна особенно наглядно. К сожалению, нет возможности рассказать подробно то, что я наблюдаю. Приведу лишь пару примеров. Еще в первый год после моего приезда на какой-то из встреч с земельными властями выступил детский ансамбль музыкантов еврейской общины нашего города. Меня поразило, что у двух из пяти ребятишек на шее висели крестики — на виду! А один из членов правления (!) нашей общины на могильном памятнике отца – на еврейском кладбище! – изобразил крест.
Известно, что аналогичные проблемы в среде приехавших из бывшего СССР существуют и в Израиле. Однако в еврейском государстве, пока оно таковым еще является, эти проблемы и прежде всего проблему национального еврейского самосознания еще можно надеяться решить. Увы, Германия – это не Израиль. А упомянутые факторы в сочетании с создаваемыми властями Германии благоприятными условиями для еврейской ассимиляции фактически опять способствуют «окончательному решению еврейского вопроса». Методы иные, а результат – тот же.
Совершенно очевидно, что ассимиляция – это катастрофа, которую по последствиям можно сравнить с Холокостом. Но на этот раз виноваты не нацисты, не наши внешние враги, а мы сами – то самое, увы, по-видимому, большинство, которое так ничего и не поняло и понять уже не способно.
И еще. Нас здесь «любят» не больше, чем там, откуда мы приехали. И как бы подобострастно ни старались выразить свое «почтение» к «коренной нации» руководители общин и их рядовые члены, это отношение, где неприязнь сочетается с презрением, нам изменить не удастся. Если мы там были «чужими», то здесь тем более. Нас терпят потому, что так велела власть, а власть немцы уважают.
Понятно, что едут сюда в поисках материальных благ. Однако большинству приходится довольствоваться социальным пособием, а перспективы трудоустройства в условиях высокого уровня безработицы самих немцев весьма ограничены.
Теперь второе. Наша страна – Израиль — как известно, находится в тяжелейшем положении, к которому ее привели всем известные (опять же собственные) глупцы – «миротворцы». Ситуация усугубляется все более наглой антиизраильской пропагандой, которую ведут западные СМИ (по-видимому, при финансовом поощрении из богатых арабских источников). В этой связи я давно обратил внимание на репортажи корреспондента радио «Свобода» в Тель-Авиве Виктории Мунблит. Эта дама в прошлом активно подчеркивала свои «левые» симпатии. В ее репортажах довольно часто изливается негатив в отношении Израиля в завуалированной, а иногда и в откровенной форме. Что же касается устроенного «Свободой» обсуждения в компании с арабским корреспондентом газеты «Аль-Халель» Карадаги из Москвы, Мунблит в очернении Израиля перещеголяла араба. А недавно в ряде репортажей она муссировала тему в поддержку кампании против Шарона, начатую Би-Би-Си, от себя добавляя красок его «преступлениям». Полагаю, нельзя безразлично относиться к деятельности людей, которые льют воду на мельницу наших врагов. Надеюсь, вы вникнете в ситуацию и посодействуете ее изменению к лучшему. Кстати, русскоязычные корреспонденты других радиостанций в Израиле (Московского радио, ВВС, Deutsche Welle, RFI) передают вполне корректные репортажи.
Вообще давно назрела необходимость в решительном отпоре всей этой антиизраильской пропаганде и постоянному давлению, особенно со стороны стран Западной Европы. Ведь очевидно, что арабская нефть для них дороже еврейской крови. Вот и надо постоянно напоминать им о том, какой вклад каждая из этих стран внесла в уничтожение европейского еврейства. К примеру, Бельгия, – не там ли из местных нацистов была сформирована собственная дивизия СС? Это прямое соучастие. А закрытые границы и отказ пускать еврейских беженцев? В конечном итоге гитлеровский геноцид осуществлялся с молчаливого попустительства стран Запада. Напомнить об этом сейчас самое время.
Теперь по содержанию вашего журнала. Все хорошо, но желательно, чтобы вы не обходили острые углы. Откровенное обсуждение реальных проблем, к примеру, таких, как ассимиляция, положение в Израиле, надо продолжать постоянно. В дискуссиях, с учетом мнений читателей, необходимо показывать и то, какой катастрофический ущерб нанесли нашему народу все эти еврейские «левые» да и «либеральные» проповедники так называемых «общечеловеческих ценностей».
Надо больше говорить о смысле жизни, вечных ценностях любого народа, а тем более нашего. Это прежде всего семья и дети (чем больше, тем лучше), их воспитание. В этом плане очень было бы полезно делать обстоятельные репортажи о многодетных еврейских семьях в разных странах, в частности, об израильских поселенцах. С другой стороны, показать вырождение Запада, духовную нищету и конечную бессмысленность этой системы потребительства и низменных удовольствий. Почему бы не дать подумать над смыслом производных от корня «род» как с положительными, так и с негативными значениями (например, выродок) – разве не актуально?
Заставить задуматься каждого читателя – важнейшая задача. Религия важна, но этого недостаточно. Во главу угла надо ставить национальное воспитание. Иначе в поисках «истинной» веры и уходят многие евреи из своего народа — кто в чужую религию, кто к коммунистическим и прочим «спасителям человечества».
Возможно, следовало бы несколько изменить акценты в ваших обстоятельных повествованиях о знаменитых евреях. Хотя бы в заключение такого рассказа упомянуть о том, какую пользу такая знаменитость принесла собственному народу. А может, ничего, кроме вреда? Кстати, некоторые ныне здравствующие евреи в прошлом отличились и в антисионистской деятельности. Мне, например, еще не забылись ядовитые антисемитские карикатуры Бориса Ефимова в «Крокодиле» и другое. Да и в статье о Драгунском вы как бы гладите его по головке, мол, ну что с него возьмешь – эдакий неразумный ребенок. Но ведь какой герой! А я бы просто назвал его, как он того заслужил, – сволочью и кретином. Из-за таких – все наши беды. Они привели к власти коммунизм и укрепляли его, пока эта «империя зла» не рухнула уже вопреки их стараниям.
Я, например, считаю, что без коммунизма не было бы и Холокоста хотя бы потому, что страны Антанты не позволили бы Гитлеру захватить власть. А так мир раскололся, и Запад не знал, кого ему больше бояться – коммунистической России или Германии.
Кстати, многие военные разработки ученых евреев передавались потом властями СССР арабам, и Израиль понес немало жертв по их вине. Не исключаю, что кое-кто из них или их потомков-полукровок и сейчас помогает Ирану стать военной супердержавой Среднего Востока. Много чего еще хотелось бы сказать, но, увы...
Уверен, что наш народ не имел бы теперь столь жалкий вид, если бы большинство евреев рассуждало так же, как я, а не толкало бы всю жизнь «чужой воз» по меткому выражению Шолом-Алейхема.
А пока желаю вам всех благ, здоровья, энергии и успехов в вашей такой важной для всех нас работе.
С искренним уважением,
Михаил Соловейчик, Потсдам
Шалом, уважаемая редакция!
Прочитала в вашем журнале (№ 111) об Андрее Шептицком и хочу спросить: о чем спор – был Праведником или не был? Если человек поступил по-человечески, то он уже – Праведник??! О чем спор, господа?
А если принципиально, то, будучи главой униатской церкви, – спасти 150 евреев... Смешно и горько.
Я помню слова Достоевского, что «за единую слезу невинно пролитую ребенком я билет в рай почтительнейше возвращаю». Если Б-г счел нужным, то А. Шептицкий Праведником уже стал, зачем же так беспокоиться о присвоении этого звания!
Я узнаю очень много нового из вашего журнала, а читать вот такие противоположные мнения об одном человеке ли, событии ли особенно интересно.
С уважением,
Виктория Суходольская, Киев
Дорогая редакция! Здравствуйте!
Совсем недавно мне папа дал почитать журнал «Лехаим». Очень интересный и нужный журнал. И я решила вам написать о себе. Мой папа еврей, мама русская, своих родителей я очень люблю. Хоть я и не считаюсь еврейкой, для меня очень дорого то, что мой милый, любимый папа еврей, и мои родные – бабушка, дедушка, тети, братья, сестры – все евреи, к сожалению, кроме меня и брата.
Что я нееврейка, я узнала совсем недавно. Хотела, чтобы ребенок учился в еврейской школе, но мне отказали, сказав, что моему ребенку это не нужно. Стало грустно и обидно. И сейчас я расскажу, почему.
До свадьбы я носила фамилию отца. Я и брат учились в небольшой школе, мы были там одни с еврейской фамилией. Можно только представить, что я слышала в свой адрес: издевательства, насмешки по поводу нашей национальности. Кто-нибудь нас спросил, как мы это сносили? Молча, стиснув зубы, мы жили, отстаивая свое право на учебу, работу. Это только потом к нам стали хорошо относиться, а раньше... Помню, как потихоньку моя бабушка из Тирасполя в Хабаровск привозила мацу и тихо-тихо папа говорил, что мы евреи.
В 1992 году я обнаружила дома странные письма, из любопытства их вскрыла. В них говорилось, чтобы папа вместе «со своими выродками» убирался из страны. Что было тогда со мной, сколько слез и боли в душе, а мой любимый папа смотрел растерянно. Я спрашивала: «Почему? И за что? Что мы плохого могли сделать? Кому мы мешаем жить?..»
Еще хочу задать вот какой вопрос. Те дети, у которых мамы еврейки, а отцы другой национальности, они носили фамилии русские, но никак не еврейские, с ними такое, как с нами, было? Могу привести такой пример. Недавно я встретила одного парня, с которым мы учились в школе. Ф.И.О. у него были русскими, а он, оказывается, еврей. Никто об этом даже не догадывался. Вы думаете, с ним было что-нибудь подобное, как с нами? Нет. Когда мы, не стесняясь никого, произносили свою фамилию, другие их просто меняли.
Никого не хочу обидеть, простите.
С уважением,
Алла Дольбер, Хабаровск
P.S. Подписываюсь своей девичьей фамилией, потому что папу своего сильно-сильно люблю. Папочка, живи долго и счастливо вместе с моей мамой!
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru