[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2001 АВ 5761 — 8 (112)
БЫЛ ЛИ МОИСЕЙ ОРТОДОКСОМ?
Симон Якобсон
Был ли Моисей ортодоксом? Или консерватором? Или реформистом? Да коли на то пошло, сам Б-г – кто Он, консерватор? Ортодокс? Или реформист? Б-г еврей или не еврей? Чернокожий или белый? Мужчина или женщина? Совершенно очевидно, что все эти различия, свойственные людям, абсолютно неприменимы, когда мы пытаемся определить Неземное и Б-жественное. К Духу не применимы количественные, материальные характеристики.
Вот почему я не признаю законности реформистского иудаизма. И не признаю я законности ни ортодоксального иудаизма, ни консервативного, ни ультра-ортодоксального, ни реконструкционистского, ни хасидского, ни консервоортодоксального, ни реформоортодоксального – не пропустил ли я чего?
Все эти придуманные характеристики – результат того, что у людей появилась ментальность членов «деревенского клуба». То, что мы хотим принадлежать к той или иной группе, вполне естественно! Но подобной ментальности органически присуще стремление приклеивать ярлык всякому, кто не «принадлежит» к вашей, отличной от других, группе. Вспомните, скольким из нас было не по себе – или нам внушали такое чувство в некоторых «синагогах», потому что мы-де «не подходим», «не вписываемся», не так одеваемся, не принадлежим к определенному обществу, не укладываемся в принятые мерки, не умеем бегло читать книг, написанных на иврите...
Подлинное единство, подлинное еврейское единство станет возможно лишь в том случае, если все мы поднимемся над ментальностью «деревенского клуба», если мы обнимем друг друга, не считаясь с образовательным уровнем или социальным происхождением, так, как обняли бы брата или сестру, признавая, что все мы – дети одного Б-га, и у каждого из нас есть душа и своя особенная духовная жизнь.
Соблюдение Торы и заповедей не создает, не устраняет и не меняет органически присущей человеку души. Оно лишь разжигает пламя вашей души, проникает в ваше существо, активизирует внутренние ресурсы и способствует их выявлению. Это похоже на потенциальный талант, обладателю которого еще предстоит его реализовать.
Цель существования – дать возможность душе выявить себя на уровне сознания, распространиться по всему человеческому существу, наполнить его личность, после чего вся деятельность его станет более осмысленной, сознательной и возвышенной.
Если вы позволите этому произойти, то никогда больше не захотите стать «религиозным». А захотите быть просто евреем, как Моисей.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru