[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ АВГУСТ 2001 АВ 5761 — 8 (112)

 

ГОРЕЧЬ И ОПТИМИЗМ

Началась эта история 3300 лет назад, в тот вечер 9 Ава, когда разведчики вернулись из Земли Обетованной и стали плохо о ней отзываться. В десятый раз уже сыны Израилевы испытывали Б-га, и Он тогда сказал: «Сегодня плачете без причины, но впредь будет у вас повод плакать в этот день». С той поры в день 9 Ава много несчастий постигло евреев, а главное, были разрушены святыни нашего народа – оба Храма. Народ оказался в изгнании.

Конечно, причиной утраты Храмов были не те слезы евреев, а накопившиеся грехи. И все же не случайно эти несчастья произошли в один и тот же день, который символически связан со всеми печальными событиями еврейского народа.

Со времени разрушения второго Храма прошло уже более двух тысяч лет, а первого – более двух с половиной тысячелетий. Трудно найти другой народ, который бы переживал траур такое долгое время. Евреи глубоко осознают свою беду и очень близко принимают к сердцу случившееся.

Из года в год за три недели до 9 Ава, сразу после поста 17 Тамуза, начинается подготовка к трауру этого дня. Это очень сильно влияет на жизнь каждого еврея. В течение трех недель, которые в нашей традиции называются «Меж теснин», необходимо придерживаться многих ограничений, осознавая, с чем они связаны. И вот какая особенность: с каждым годом чувство траура не только не ослабевает, а становится еще сильней. Это происходит по двум причинам. Мы знаем, что Храм был разрушен за наши грехи, и мы знаем, что из-за них он до сих пор не отстроен. Талмуд говорит: если при жизни человека Храм не построен, значит, он жил во времена разрушения Храма. Мы устали жить в изгнании, устали от той разобщенности, которая преследует нас все эти времена, и с сильным чувством ожидаем тот день, когда, наконец, сможем собраться все вместе, чтобы возвести Храм, который уже никто никогда не разрушит.

Что нужно сделать, чтобы приблизить это время? Мы должны умножать наши добрые дела. В Пиркей Овойс сказано: «Раскаяние и добрые дела, словно щит, оберегают от бедствий». Последний Любавичский Ребе так комментирует эти слова: хотя само раскаяние – тоже доброе дело, о нем упоминается отдельно. Ибо дела грешника становятся поистине добрыми только благодаря раскаянию. Поэтому сказано «добрые дела», а не заповеди. Ведь добро – синоним света, как написано в Торе: «И увидел Всесильный свет, что он хорош (благо)». Бывает, и грешник исполняет заповеди, но от них не исходит свет добра. Чтобы это произошло, он должен раскаяться. Само исполнение им заповеди не теряет своей ценности и до раскаяния, но оно не прибавляет света в этом мире.

Из Тосфот Йом-Тов мы учим: отвращает беду не одна исполненная заповедь, – этого, к примеру, недостаточно, для предотвращения, стихийного бедствия, – а раскаяние и добрые дела. Даже когда беда уже произошла, они, как щит, оберегают от гибели.

Мы знаем, что первый Храм был разрушен из-за того, что люди забыли: Тора – от Б-га. Второй Храм был разрушен из-за неуважения и нелюбви, которые были в то время между евреями. Все эти грехи в сущности одно – люди забыли Б-га, перестали понимать его место и роль в своей жизни. Столько веков вспоминая причины, которые привели нас к утрате Храмов, к изгнанию, мы раскаиваемся и стараемся делать добро. Однако, к сожалению, мы не застрахованы и от дурного. Но дай Б-г, чтобы как когда-то накапливались грехи и потом обрушивались на нас несчастьем, теперь накапливались наши заслуги, и нам, детям или хотя бы внукам довелось жить не во времена разрушения, а в период восстановления Храма.

Еще один важный момент: с каждым годом, по мере того, как мы приближаемся к эре Мошиаха, траур для нас усиливается. Хотя период разрушения Храмов по времени все дальше, каждый из нас все сильнее чувствует: надо что-то делать, чтобы Храм был построен как можно быстрее, наша нынешняя жизнь не соответствует той, какой она должна быть. Мы смотрим в будущее с оптимизмом и верим, что уже совсем скоро осуществится пророчество, и день тяжелейшего траура станет днем величайшей радости.

Б-г никогда не наказывает только ради того, чтобы наказать. Он любит своих детей и всегда заботится об их благе. Готовя наказание, Он в тот же момент создает и благо, которое подарит нам, когда мы искупим свою вину.

Есть такой анекдот. Дедушка наказал внука, и тот плачет. Мама спрашивает мальчика: «Тебе больно?» – «Нет», – отвечает малыш. – «Почему же ты плачешь?» – «Чтобы дедушке было приятно!»

Мы столько веков оплакиваем наши Храмы, потому что глубоко осознаем свою вину. А тот, кто любит, наказывая, страдает вместе с наказанным. Они как одно целое, и боль всегда на двоих.

Начиная с праздника Пейсах и затем все летние месяцы принято читать Пиркей Овойс. В период «Меж теснин» это имеет особое значение. Считается, евреи в это время более всего уязвимы, а причина уязвимости – в грехах. И читая наставления наших мудрецов, мы должны многое понять, переоценить, еще раз осознать, что приносит в нашу жизнь радость, а что притягивает несчастья.

Сказано: «Бедствия семи видов постигают мир за семь различных проступков». Среди этих семи проступков упоминаются и такие: «Нашествие хищных зверей происходит из-за напрасно произнесенных клятв и осквернения имени Всевышнего; люди становятся изгнанниками из-за идолопоклонства и кровосмешения, и кровопролития, и нарушения законов о шмите (закон, предписывающий каждый седьмой, так называемый субботний, год не обрабатывать землю Израиля и не собирать с нее урожай, помня, что всё – владения Всевышнего)».

Один из грехов, который наказывается изгнанием, – идолопоклонство. Сегодня уже почти никто не думает, что идолы на что-либо способны, и в основном люди верят в Б-га, во всяком случае понимают, что есть сверхсила, и это не идолы и не камни. Лучше всего человек осознает это, когда ему очень тяжело, например, он лежит перед операцией (а после операции иногда забывает о Б-ге). И не случайно люди произносят: «Слава Б-гу!», «С Б-жьей помощью» – в глубине души у них есть религиозное чувство.

Но все же остались еще некоторые виды идолопоклонства. Когда кто-то, получая большие деньги, думает: «Это я сумел заработать», – забывая о воле Б-га, – это идолопоклонство. В Талмуде написано: гневающийся как идолопоклонник. Наши мудрецы это объясняют так: человек должен понимать и всегда помнить, что есть Б-г, который направляет его в жизни. Например, часто, потеряв дорогу, люди начинают нервничать, злиться. Но все происходит не случайно: значит, Б-г хотел, чтобы в это время ты был именно в этом месте. Всё происходящее по воле

Б-га – всё для нашего блага, чтобы мы усвоили какой-то жизненный урок. Конечно, оказавшись в неприятной ситуации, человек не должен оставаться бездеятельным. Надо стараться как следует решать все вопросы, сохраняя оптимизм, находить выход из любых ситуаций, и безусловное преимущество верующего человека в том, что у него всегда есть запас оптимизма.

Причины изгнания, перечисленные нашими мудрецами в Пиркей Овойс, заставляют глубоко задуматься. Наказывая нас, Б-г дает знак, что мы пошли не туда. Так любящий родитель наказывает расшалившегося ребенка, чтобы он впоследствии не страдал еще больше. Если ребенка все время баловать, он вырастет неспособным преодолевать трудности. Наказание необходимо. Цель его в том, чтобы вырос самый хороший человек, который будет знать, что можно, а что нельзя, и выберет правильный путь в жизни. Так же и еврейский народ – он наказан 9 Ава, чтобы как следует выучил свой урок и запомнил дорогу. Пережив страдания, человек приобретает силу.

Сразу после разрушения Храма 9 Ава был рожден Мошиах, который придет спасти мир. Это – разрушение старого ради созидания нового. Иногда человеку приходится разрушать свой дом, чтобы на его месте построить дворец. То же произошло и с еврейским народом. Нам нужно учитывать ошибки, свои и предков, и понимать: конечная цель 9 Ава – строительство большого и сильного дома во время прихода Мошиаха.

 Главный раввин России  Берл Лазар

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru