[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2001 АВ 5761 — 8 (112)
НОВОСТИ ФЕДЕРАЦИИ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН
ТАКИЕ НАШИ БУДНИ
На смену праздникам всегда приходят будни. За Швуэсом последовали посты – 17 Тамуза и один из двух самых строгих – 9 Ава. Лето в разгаре, впереди еще весь Ав и весь Элул. Далеко до праздничного Тишрея, в котором и Рош а-Шона, и Суккос, и Симхас Тойра... Наш рассказ о повседневной, будничной жизни еврейских общин.
ВПЕРВЫЕ ЗА 60 ЛЕТ
13 Тамуза 5761 года (4 июля 2001 года) в столице Литовской республики Вильнюсе состоялся торжественный вечер, посвященный первому выпуску еврейской школы «Бейс Менахем». С 1941 года, фактически с начала Великой Отечественной войны, у евреев Литвы не было такой возможности – получить среднее образование в собственной, еврейской школе. Благодаря раввину Ш.-Б. Кринскому и его супруге Дине в 1996 году в Вильнюсе такая школа открылась. Наряду с общеобразовательными дисциплинами в «Бейс Менахем» изучают еврейские традиции.
Праздничный вечер состоялся в зале национальной филармонии. Более 700 человек пришли поздравить выпускников с получением аттестатов зрелости, и среди них советник президента Литвы, зачитавший поздравительную правительственную телеграмму от президента В. Адамкуса. Торжественный вечер открыл раввин Кринский, он подчеркнул историческую значимость этого события, поздравил выпускников и их родителей. Школьников поздравили и представитель министерства просвещения Литвы, и консул Израиля. Прозвучало много приветственных речей, добрых напутственных слов школе и ее ученикам.
Директор школы Ирина Ясович с волнением пригласила на сцену девятерых выпускников: братьев Игоря и Романа Германов, Леонида Гобермана, Антанаса Казлаускаса, Дмитрия Попова, Эдуарда Сосновского, Эдуардаса Гольдинштейнаса, Вениамина Гольдина и Лину Вайшнорайте, чтобы вручить им аттестаты. Ребята поднимались на сцену под бурные аплодисменты. На память о школе им подарили Танах и меноры.
От имени родителей выступил отец братьев-выпускников Феликс Герман. Он отметил колоссальный труд раввина Ш.-Б. Кринского и ребецн Дины, директора школы Ирины Ясович, классного руководителя Татьяны Левиной и всего педагогического коллектива школы. И теперь родители преподнесли «Бейс Менахем» подарок – настенные часы с изображением Иерусалимской стены и благословениями.
Поздравить своих старших товарищей, нынешних выпускников, пришли ученики первых классов. Лаконично и ярко они рассказали гостям о школе, исполнили шуточные песни, а на прощание прозвучали такие слова: «С Торой по жизни должны вы идти» – устами детей глаголила истина.
Второй частью торжественного вечера был грандиозный концерт, его открыл Ефим Шифрин. Бурными и продолжительными аплодисментами, взрывами смеха сопровождалась программа любимого артиста. Торжественное мероприятие закончилось кошерным банкетом.
Впереди у ребят долгий и не всегда легкий жизненный путь. Многие из них пойдут учиться в институты, университеты, Лина Вайшнорайте продолжит свое еврейское образование в Великобритании. Но как бы ни сложилась дальнейшая судьба ребят, можно сказать уверенно: знания еврейских традиций, полученные в школе, не забудутся.
Григорий Шехтер
«НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ В РАДУГЕ ЖИЗНИ»
Какой он, мир еврейской девушки?
Поискать ответ на этот непростой вопрос рискнули девушки из разных городов Украины, приехавшие в Житомир, чтобы принять участие в семинаре, устроенном Федерацией иудейских религиозных общин и организаций Житомирского региона.
Ребецн Эстер Вильгельм провела с участницами семинара игру под названием: «Найди свой цвет в радуге жизни». С помощью фломастеров девушки создали интересный коллективный рисунок, в который каждая внесла свой цвет, свою линию. Игра глубоко символична: ведь каждый вносит что-то новое в многоцветие жизни, каждый несет в себе неповторимую индивидуальность, талант.
Много животрепещущих проблем было затронуто на этой встрече. Девушки поднимали наболевшие вопросы: каков смысл жизни, может ли еврейка построить настоящую счастливую семью с неевреем, как иудаизм относится к другим религиям и многое другое.
Узнали участницы семинара и о новых перспективах получения образования: в Житомире открывается колледж для еврейских девушек – махон «Хая-Мушка». Они будут изучать иврит, историю и философию еврейского народа, смогут овладеть английским языком и компьютером. Специальности, которые получат выпускницы махона, привлекательны для многих современных деловых девушек – бухгалтерский учет, банковское дело, юриспруденция и другие, нужные не только на Украине, но и за рубежом. У студенток будет уютное общежитие санаторного типа, причем питание, обучение и проживание – бесплатные.
Вячеслав Шнайдер
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «БЭТ ХАНЫ»
Женское педагогическое училище «Бэт Хана», созданное усилиями благотворительного фонда «Ор Авнер – Хабад-Любавич» во главе с президентом Леви Леваевым, 17 июня праздновало свой пятый выпуск, в честь которого по традиции был дан бал. 25 прекрасных девушек в нарядных бальных платьях получили долгожданные дипломы. Закончена очередная глава энциклопедии «Бэт Ханы» – открыта новая страница жизни.
Тот, кто учит детей,
будет стоять впереди,
когда придет Мошиах.
Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон
Конечно, в такой день прозвучало много теплых слов и мудрых напутствий многочисленных гостей праздничного вечера. Раввин Днепропетровской области Шмуэль Каминецкий, заместитель мэра Днепропетровска Павел Куделя, атташе посольства Израиля на Украине, директор Израильского культурного центра Ш. Кацев высоко оценили успехи училища. А директор еврейской днепропетровской школы № 144, вдохновленный успехами коллег, написал о «Бэт Хане» песню, которую сам и исполнил. Надо сказать, едва ли не все, кто пришел поздравить выпускников, не просто гости – это давние друзья и преданные единомышленники «Бэт Ханы».
Достижения училища, его заботы – это многочисленные главы энциклопедии «Бэт Ханы», которую на сцене представили студентки и преподаватели. Итог труда, вложенного в создание и успешную работу этого учебного заведения, завидный: за пять лет подготовлено 150 квалифицированных педагогов и воспитателей детских садов, первый выпуск музыкальных руководителей – немало, не правда ли? Впечатляющие успехи на олимпиадах и международных конкурсах, уникальные учебные проекты студенток и преподавателей вызвали восхищение представителя Еврейского агентства г-на Мерона Лахата, и он выразил надежду, что со временем «Бэт Хана» станет университетом. Углубленное знание традиций и языка своего народа, умение работать с детьми-инвалидами, освоение компьютерных технологий, – все это делает выпускниц достойными звания современного еврейского учителя.
Конечно же, на праздничном вечере звучали слова благодарности президенту училища раввину Меиру Стамблеру, директору Тамаре Ольшаницкой, заместителю директора Валентине Семенюк, преподавателям и воспитателям. Ну а самый волнующий момент – вручение дипломов и прощальная песня в исполнении студенток «Бэт Хана» – заставил многих прослезиться, вызвал шквал аплодисментов.
У девушек-выпускниц (все они не старше двадцати) с устройством на работу проблем не будет: еврейские школы и детские сады по всему СНГ уже ждут молодых учителей. А связь с училищем не прервется, об этом позаботится и методический центр «Бэт Ханы».
Елена Акулова,
Евгения Ефременко
«ПОПУТНОГО ВАМ ВЕТРА
Для еврейской школы Днепропетровска «Ор Авнер – Хабад-Любавич» 24 июня 2001 года – день особенный и знаменательный, ведь впервые во взрослую жизнь здесь выходят дети, получившие полное еврейское образование. 10 лет назад и была создана в Днепропетровске школа, в которой каждый еврейский ребенок мог получить образование высокого уровня, мог приобщиться к традициям своего народа, к миру идишкайт. Тогда мало кто мог себе представить, что через несколько лет в независимой Украине, в Днепропетровске будет самая большая в СНГ еврейская школа. И, конечно же, выпускной бал-2001 школы «Ор Авнер» стал великим событием для всей общины города.
Глядя на взволнованные лица выпускников, было несложно догадаться, о чем они думают, вспоминают... О заслуженной первой пятерке и нечаянной двойке... О том, как впервые зажигали субботние свечи... О дрожащих коленках на первом экзамене... О том, как на первом звонке десять лет назад они представляли себя выпускниками... И вот – выпускной бал...
У родителей тоже задумчивые, взволнованные лица. О чем думают они? О том, что выпускной бал – выход во взрослую самостоятельную жизнь, где их дети – маленькие кораблики, и это их первое далекое плавание... На их пути встретятся преграды, штормы, девятые валы. Но они должны уметь твердо двигаться к своей цели...
«Попутного ветра!» – желают все в этот вечер выпускникам.
Как не хочется прощаться!.. Вот учителя, с которыми вместе прокладывали этот десятилетний путь – Игорь Шулимович и Фаина Яковлевна, Гисиана Ароновна и Любовь Ароновна, Елена Анатольевна, неутомимые Семен Исаакович и Мария Годеевна, которые воплотили в действительность мечты, сотворили большой, теплый, уютный дом. А это – директор школы Георгий Исаакович Скороход. Его стараниями авторитет еврейской школы возрастает в городе с каждым днем...
На сцену поднялась ребецн Хана, от себя и главного раввина Днепропетровска Шмуэля Каминецкого поздравила выпускников, пожелала им всего наилучшего, доброго, светлого, исполнения заветных желаний. И, конечно, прозвучало много приветствий, теплых, нежных слов учителей и многочисленных гостей, пап и мам.
И вот уже самый торжественный момент – вручение аттестатов. Каждый выпускник с аттестатом государственного образца получил на память специальный выпуск школьной еженедельной газеты «Бейт Хаейну», посвященный Выпуску-2001. Среди нынешних выпускников четыре золотых медалиста – Лисовская Ксения, Роговой Дмитрий, Державец Юлия и Шабаш Владислава, десять выпускников ешивы и две выпускницы махона.
Глядя на светлые и одухотворенные лица ребят, каждый присутствующий на этом замечательном празднике с радостью в сердце чувствовал: сегодняшние выпускники – дети своего народа, а значит, будущее нашей еврейской общины, нашей родной Украины, святого Израиля окажется в добрых, надежных руках!
Екатерина Костенко
ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ ЮРИЯ ПЛИНЕРА
Он прошел в КАЗАНИ с 13 по 17 мая 2001 года. Юрий Евсеевич Плинер, чье имя присвоено фестивалю, был председателем попечительского совета Казанского еврейского общинного центра. Он оставил по себе добрую память, и казанские евреи не забывают, чтут его имя.
Программа фестиваля состояла из двух основных частей: профессиональной неконкурсной и непрофессиональной конкурсной. Впервые общинные самодеятельные коллективы получили возможность встретиться, обменяться опытом и творческими планами, пройти профессиональное обучение в мастер-классах. Участники конкурсной программы прибыли из 20 городов России: Челябинска, Тюмени, Нижнего Новгорода, Костромы, Тулы, Энгельса, Самары, Саратова, Смоленска, Ярославля, Омска, Екатеринбурга, Ижевска, Оренбурга, Воронежа, Брянска, Балаково, Петрозаводска и Оренбурга.
А какое авторитетное было жюри! Художественные руководители клезмерского ансамбля «Симха», заслуженный артист Республики Татарстан Леонид Сонц (председатель общины и жюри), и сатирического театра «Микро», действительный член Академии российского искусства, народный артист России Лев Горелик (Саратов), главный кантор Большой хоральной синагоги Петербурга Борух Финкельштейн и директор Московского еврейского центра искусств Владимир Плисс, а также ведущая казанского телеканала «Эфир», артистка ансамбля «Симха» Алина Ивах.
Первую премию завоевали: вокал – казанская певица Елена Фиргер, инструментальная музыка – клезмерский ансамбль «Зайт Гезунд» из Брянска, танец – танцевальный ансамбль «Исраэль» под управлением Евы Осовской (Казань). Вторая премия присуждена самарскому вокальному ансамблю «Шомрон», танцевальному ансамблю «Менора» из Екатеринбурга, а также «человеку-оркестру» Геннадию Цыпину из города Балаково. Третью премию получили клезмерский ансамбль «Эрев тов» из Нижнего Новгорода, Анна Симоновская из Тулы и Мария Баянкина из Ижевска.
Интернетсайт «7.40» присудил собственные призы Инге Тетруашвили, саратовскому трио Гонтаренко, челябинскому певцу Cаше Белову, певице из Казани Ольге Горник и ижевской исполнительнице Ольге Костенковой.
Четыре коллектива получили специальные призы жюри: молодой казанский ансамбль «Яхад Ницад», костромской вокальный ансамбль «Гораль Эхад», танцевальные ансамбли «Фрейлехс» из Казани и «Авив» из Петрозаводска.
В организации фестиваля приняли участие Федерация еврейских общин России, Американский распределительный комитет «Джойнт», Российский еврейский конгресс и Еврейское агентство в России.
В программе выступили любимые в Казани творческие коллективы: клезмерский ансамбль «Симха» и вокальный квартет «Лехаим». Выступили и гости, хорошо известные в России артисты, и среди них лауреат международного конкурса им. Соломона Михоэлса трио «Мазл тов» из Екатеринбурга, тульский ансамбль клезмерской музыки «Алэвай», ансамбль «Атиква» из Воронежа, лауреат международного конкурса, клезмерский ансамбль «Алия» из Самары. Почетными гостями фестиваля были Борух Финкельштейн и заслуженный артист России Иосиф Штиллер из Нижнего Новгорода. Зрители увидели спектакль костромского Камерного драматического театра «Шалом, солдат». Выступили приехавшие на фестиваль популярный писатель и телеведущий Виктор Шендерович, народный артист России Лев Горелик и давно всем полюбившийся дуэт Аллы Иошпе и Стахана Рахимова.
Фестиваль такого масштаба прошел здесь впервые, но организаторы уверены, что у него большое будущее, и ровно через год Казань снова станет центром всероссийского еврейского творчества.
Александр Клезмер
ДЕНЬ РЕБЕ В СИНАГОГЕ
После окончания Субботы перед вечерней молитвой Донецкая еврейская община отметила День Ребе. Были зажжены горящие целые сутки пять «Свечей души». После молитвы начался маамар (беседа на темы Торы). Эта беседа была написана Любавичским Ребе. На торжественном фарбренгене (хасидской встрече вокруг стола), собравшем членов еврейской общины и учеников ешивы, были люди, лично знавшие и видевшие Ребе. Главный раввин Донбасса Пинхас Вышецкий, например, рассказал о жизни Ребе, как он помогал десяткам тысяч людей во всем мире. Ребе творил чудеса, а главным условием этих чудес было соблюдение евреями заповедей Б-га.
Такой же фарбренген состоялся и в воскресенье утром. На него собрались члены миньяна синагоги. В этот же день Гимел Тамуз отметили в женском клубе «Рош Ходеш». Выступавшие говорили: Ребе продолжает помогать евреям и сейчас, ведь связь Главы поколения с еврейским народом никогда не прерывается.
Леонид Яковлев
В ДОНЕЦКЕ: ГОД ЕШИВЕ «КТАНА»
24 июня 2001 года в актовом зале общеобразовательной еврейской школы № 99 «Ор-Менахем» Донецка состоялся праздник, посвященный окончанию первого учебного года у мальчиков, участвующих в программе «Теплый дом для школьника» – учеников ешивы «Ктана». Здесь собрались представители еврейской общины, преподаватели, воспитатели – все, кто принимал участие в организации и работе ешивы и, конечно, родители учеников.
Праздник начался песней «Наш Ребе», ведь 24 июня – его день, на его мудрости основывается деятельность ешивы. Шестеро выпускников девятого класса получили из рук директора школы Е.М. Вяткиной свой первый документ об образовании – свидетельство об окончании школы второй ступени. Остальные ученики получили табели с отметками и записью о переводе в следующий класс.
После торжественной части звучали песни и стихи, слова благодарности раввину Пинхасу Вышецкому и ребецн Дине, преподавателям и учителям, воспитателям и родителям. Родители говорили об огромной работе учителей, о воспитании национального самосознания, изучении традиций и культуры еврейского народа. Они отмечали постоянную заботу руководителей еврейской общины и ешивы о духовном и физическом здоровье ребят. Ребецн Дина Вышецкая рассказала о перспективах ешивы, о предстоящем переезде в новое здание, где будет собственный компьютерный класс, комнаты отдыха и другие специально оборудованные помещения, а в заключение в честь окончания учебного года вручила учащимся подарки. Снова зазвучали песни – любимые, еврейские, ребятам дружно подпевал весь зал.
Праздник продолжился в столовой школы, которую работники кухни превратили в настоящий банкетный зал. Здесь звучали шутки, смех, слова благодарности, добрые пожелания, в том числе хорошего летнего отдыха.
Ребята разъехались на каникулы. Ешива с нетерпением ждет своих старых и новых учеников в новом учебном году.
Анна Лях
РОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИИ
В еврейской общине Днепропетровска состоялась первая пасхальная лотерея, организованная по инициативе Федерации еврейских общин Украины. Каждый, кто приобрел к празднику Пейсах мацу, а таких на Украине оказалось свыше 30 тысяч человек, смог принять участие в розыгрыше призов. Заветный купон с номером получил каждый, в каком бы городе Украины, большом или маленьком, он ни жил.
Тираж лотереи был проведен в Хоральной синагоге Днепропетровска сразу после праздника Швуэс. Членами тиражной комиссии стали региональные директора Федерации, а председателем был избран управляющий делами еврейской общины Днепропетровска А.А. Фридкис. Призы разыгрывались такие: книги по еврейским традициям, аудиокассеты с записью самого известного еврейского творческого коллектива Украины – хора мальчиков «Перхей Украина», праздничные наборы. Самым оригинальным призом были карманные часы с еврейской символикой: на передней и задней крышках инкрустированные изображения моген-довида и меноры, на циферблате вместо привычных цифр – буквы еврейского алфавита, каждой из которых, согласно традиции, соответствует определенное число, мало того, стрелки часов идут в обратную сторону – словом, настоящие еврейские часы. Был и суперприз – поездка в Израиль. Можно представить, какой ажиотаж был в день тиража!
С нетерпением ждали собравшиеся в синагоге, на кого укажет счастливый жребий. Из барабана один за другим извлекались номера, звучали названия городов, в которые отправятся призы: Донецк, Харьков, Николаев, Константиновка, Кривой Рог... Главный приз достался жительнице небольшого городка Смелы Черкасской области.
Хочется надеяться, такие лотереи станут доброй традицией. Так это уже и происходит. Например, недавно смогли совершить познавательную экскурсию в Эрец Исроэль победители лотереи по итогам летних лагерей 2000 года. Руководство Федерации еврейских общин Украины и ее президент раввин Меир Стамблер уверены, что подобные мероприятия не только пробуждают в людях интерес к еврейским праздникам и традициям, но и способствуют пониманию простого факта: выполнение заповедей (мицвойс) полезно не только с духовной, метафизической стороны, но и с самой что ни на есть материальной, житейской.
Борис Бородин
ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА ПО ЖЕРТВАМ ФАШИЗМА
В Донецке в 60-ю годовщину нападения фашистской Германии на Советский Союз состоялись траурные церемонии у памятников жертвам фашизма и воинам, погибшим в годы той страшной войны. Члены общества «Украина-Израиль», представители еврейской общины города приняли участие в митинге на мемориальном комплексе шахты 4-4 бис. Стволы этой шахты фашисты превратили в огромную братскую могилу, где покоятся около 75 тысяч безвинных жертв, в том числе 20 тысяч евреев.
Открывая митинг, народный депутат Украины, городской голова Донецка Владимир Рыбак сказал, что 22 июня навсегда останется в памяти народа как день скорби. Память погибших почтили минутой молчания. О героическом подвиге советского народа на фронте и в тылу, о зверствах фашистов на оккупированной территории говорил первый заместитель председателя облгосадминистрации Анатолий Близнюк. Ветеран войны Олимпий Файнвейц рассказал о воинах-освободителях г. Моспино, оказывается, их память увековечена в музее школы № 151. Девятиклассница Инна Шредер поведала о поисковой работе, которую ведет «Вахта памяти», созданная в школе № 8. Староста миньяна синагоги Илья Цыбульник прочитал свои стихи о нашей обязанности хранить память о десятках тысяч невинных людей, убитых на этом месте. Взволнованным было выступление ученицы десятого класса общеобразовательной еврейской школы Юлии Чистяковой. Она говорила, что люди должны знать и помнить о войне прежде всего для того, чтобы война больше никогда не повторилась.
Родственники погибших, члены еврейской общины, учащиеся еврейской школы, студентки женского еврейского учебного заведения – махона приняли участие в поминальной молитве, которую прочитал заместитель председателя еврейской общины Менахем-Мендл Соловьев. У многих на глазах были слезы. Хотя целых 60 лет отделяют нас от начала самой страшной войны прошлого века, годы не могут заглушить боль утрат.
Валентина Гаврюнина
За уЧастием приходит победа!
Удача улыбается только тем, кто действительно верит.
И совершенно неудивительно, что главный приз днепропетровской пасхальной лотереи – поездка в Израиль – достался коренной жительнице небольшого города Смела (кстати, согласно местной легенде название города связано со смелостью населяющих его женщин) Инне Исааковне Усенко.
Еврейская община города Смела, хотя географически относится к Черкасской области, является полноправным членом объединения общин Днепропетровского региона. В ней 600 человек, а как богата, насыщенна и разнообразна здесь еврейская жизнь! В Смеле успешно действуют Общество еврейской культуры, Еврейский общинный центр, отделение Хеседа, воскресная школа. Большую роль в этом сыграли руководитель религиозной общины Петр Лозоватский и его заместитель, душа общины, руководитель программ Хеседа Инна Крученицкая.
На еврейской карте Украины город Смела занимает полноправное место как один из центров еврейского возрождения, ведь именно здесь в прошлом году проходил Фестиваль еврейской книги, собравший представителей 18 городов Ассоциации малых городов Украины. Так что смелянской общине не привыкать быть в центре внимания.
Не будет преувеличением сказать, что на торжественную церемонию вручения главного приза лотереи собралась вся община, самые близкие родные и друзья, надежные помощники Инны Исааковны Усенко по работе, ведь в общине проходит едва ли не вся ее жизнь. В свои 63 года она активная участница всех общинных мероприятий, одна из тех, благодаря кому возрождается еврейская жизнь. Для нее община – вторая семья, и несмотря на то что сыновья постоянно зовут ее к ним переехать (в Израиль или в Москву), она считает, что больше пользы может принести именно здесь, в Смеле, где для молодого поколения ее опыт и знание традиций идишкайт бесценны.
Инна Исааковна – человек азартный, всегда участвует в различных розыгрышах, обожает путешествия. Ну а мацу, с покупкой которой была связана первая пасхальная лотерея, Инна Исааковна, конечно, покупает не первый год и была приятно удивлена, узнав о новом почине. А каким сюрпризом стал для нее выигрыш главного приза!.. Между прочим, она всегда считала, что «главное – не победа, а участие», но, конечно, приятно и побеждать, а тут еще такой дар!
Присутствовавшие на празднике поздравили смельчан с удачей, пожелали общине города оставаться такой же дружной, сплоченной и веселой семьей, где все переживают и радуются друг за друга, а Инне Исааковне – хорошо провести время в Эрец Исроэл, благополучно встретиться с близкими, которых давно не видела, и... Так держать!
Борис Бородин
ПОСЛЕ ФИЗМАТА – В ЕШИВУ
Девять лет назад была открыта в Петербурге ешива «Томхей Тмимим-Любавич». Начав свою деятельность как «подпольный кружок» по изучению Торы в помещении синагоги, сегодня она имеет собственное здание, где помимо учебных залов располагаются общежитие для студентов, столовая и библиотека. Наш собеседник Шлоймо Гренкель учится здесь уже третий год. Он одет, как и большинство студентов ешивы, в черный костюм с белой рубашкой, носит черную широкополую шляпу. На вопросы он отвечает не спеша, после небольшой паузы.
Разговор по душам с петербургским ешиво-бохером
– Расскажите, как вы стали студентом ешивы?
— Как и многие другие, я попал сюда совершенно случайно. После окончания университета хотел уехать в Израиль, но, хотя мои родители евреи, возникли проблемы с консульской проверкой. Я решил обратиться за консультацией в синагогу, в поисках кабинета раввина оказался в офисе ешивы, записался на собеседование, и вот уже несколько лет я здесь.
– Кто еще учится вместе с вами? Если не случай, то что их привело сюда?
– Учатся самые разные люди, с разным образованием, жизненным опытом: кто после института, кто после армии, кто сразу после школы. Мотивы у каждого свои: одни сознательно пришли изучать иудаизм, кого-то привела мама в надежде «отмазать» от армии, а кто-то попал сюда, как я.
– Что вы изучаете в ешиве?
– На этот вопрос не так просто ответить. Если я скажу, что мы изучаем Пятикнижие, Талмуд, Хасидизм, Шулхан Орух, вряд ли это поможет вам разобраться в том, чему здесь учат. У любой вещи есть своя внешняя и внутренняя стороны. Да, мы изучаем книги по еврейскому закону, философии, мистике. В ешиве можно овладеть и многими специальностями, связанными с религиозным культом: технолога кошерного питания – машгиаха, писца – сойфера, преподавателя еврейской традиции и так далее, освоить несколько языков: иврит, идиш, арамейский. Но главное не в этом. В ешиве можно научиться быть человеком ВЕРУЮЩИМ. Наверное, со стороны трудно понять, что значит «верующий». Один из наших преподавателей объясняет это так: можно бесконечно долго слушать рассказы о яблоке, его вкусе, запахе, цвете, и все равно знания хотя бы раз в жизни попробовавшего яблоко и того, кто о нем только слышал, будут коренным образом различаться.
Еще до прихода в ешиву сильное впечатление на меня произвели слова главного героя фильма «Сталкер». Он говорит примерно так: «Они ни во что не верят – все эти писатели, профессора... У них тот орган, которым верят, атрофировался за ненадобностью...» Верить можно по-разному. Есть известная притча о воре, который, роя подкоп, молится Всевышнему, чтобы его не поймали. Вера нисколько не мешает ему оставаться вором, то есть идти против воли Того, Кому он молится.
Иудаизм утверждает, что каждый еврей способен поверить в Б-га всей душой и всем сердцем, так, чтобы быть способным отдать за Него свою жизнь. Так вот, обучение в ешиве помогает еврею не только оживить «атрофировавшийся» у некоторых за ненадобностью «орган», но и сделать так, чтоб его вера не была подобна воровской вере. То есть в ешиве можно научиться верить и поступать в соответствии со своей верой, а это не так просто, как кажется.
– И что, люди с этим по-прежнему могут жить в «нормальном», светском мире?!
– Да. Хотя, конечно, определенные трудности возможны. Надо соблюдать Субботу, питаться только кошерной пищей. При желании все это вполне достижимо. Что касается мировоззрения, то здесь особых проблем нет: по моему опыту к «соблюдающим» евреям люди относятся очень хорошо. Иудаизм воспитывает доброту, любовь к окружающим, честность, другие положительные качества, совершенствует логическое мышление.
Может быть, настоящая сложность как раз в том, что для самого выпускника ешивы общение с прежним кругом людей становится неинтересным. Чем-то это похоже на то, как дети вырастают из своей одежды. Проблемы, волновавшие вчера, сегодня становятся просто неактуальными.
– Правда ли, что некоторые выпускники ешивы занимаются наукой? Как им это удается?
– Занимаются, и весьма успешно. У меня, например, высшее физико-математическое образование, и я могу с уверенностью сказать: кто утверждает, что иудаизм противоречит науке, не знает либо иудаизма, либо науки, а скорее всего – и того, и другого. Приведу самый простой пример. По еврейскому летоисчислению от сотворения мира прошло 5760 лет. Как согласовать это с «научными данными»? Дело в том, что научное представление о «возрасте» мира сложилось не из прямого наблюдения за процессом творения, а из наблюдений за состоянием мира и его изменениями в наше время. Всевышний же, Всемогущий, мог сотворить мир в любом виде, и в таком, что, наблюдая за ним, можно было бы предположить, будто он существует уже миллиарды лет.
По своему личному опыту я могу сказать, что чем больше человек разбирается в науке, тем уважительней он относится к религии. Наука и религия в принципе не могут друг другу противоречить, так как занимаются разными вещами. Цель науки – познание материального мира. Основная цель религии – научить человека выполнять волю Создателя мира.
– Расскажите, пожалуйста, какой в ешиве распорядок дня?
– Встаем около восьми утра. Первый урок с 8.30 до 9.30. Потом миква, утренняя молитва и завтрак. Далее занятия до 21.00 с часовыми перерывами на обед, ужин и вечернюю молитву – и так каждый день, кроме пятницы и Субботы, когда мы тоже учимся, но не так интенсивно. Время от времени проходят зачеты, наши знания оцениваются по стобалльной системе.
– И как вы такое выдерживаете? Не возникает желания пойти куда-нибудь на дискотеку, в кино? Голова не лопается от учебы?
– Конечно, новичкам приходится нелегко, особенно тем, кто до этого нигде серьезно не учился. Материала очень много, он сложен и излагается в основном на иврите. Опять же скажу, основываясь на собственном опыте: иногда урок по Талмуду гораздо сложнее, чем лекция по квантовой механике или математическому анализу, которые я слушал в университете. Что же касается желания погулять и вообще возможности выдержать такую нагрузку... Все определяется отношением человека к предмету. Если он действительно стал относиться к Торе как к Б-жественной мудрости, осознал, что цель его жизни в выполнении того, что хочет от него Всевышний, учеба в ешиве станет самым приятным времяпрепровождением, и ни на какую дискотеку идти не захочется. Если же человек относится к Торе, как к абстрактной идее, то, не обладая выдающимися способностями к учебе, он скорее всего скатится в категорию «неуспевающих».
– Нескромный вопрос: правда ли, что у вас стипендия 100 долларов в месяц? Если да, то хорошо ли, на ваш взгляд, сочетать изучение Б-жественной мудрости с получением за это денег, между прочим, не таких уж малых?
– Стипендия в ешиве действительно больше, чем во многих вузах. К тому же питаются студенты бесплатно. Кроме того, им часто оплачивают лечение, а тем, кто живет вне Петербурга, и проезд домой. Но стипендии никто не дает просто так. Ее получают сдавшие зачеты и еще важно – как...
Высокая стипендия предназначена для привлечения учащихся. И в этом, представьте, нет ничего плохого. Тора признает поощрение за учебу как метод воспитания детей. Человека, выросшего в нееврейской среде, от Торы отделяет серьезный психологический барьер. Для того чтобы учить Тору, надо быть верующим человеком. Однако стать верующим можно, только изучая Тору.
Поверьте, представление светского человека о том, что иудаизм вкладывает в понятие Б-г, обычно чрезвычайно туманно. Оно сравнимо с представлением первоклассника об электроне. Ради того чтобы еврей получил адекватное представление о Б-ге, с которым он заключает завет, организаторы ешивы готовы тратить значительные средства на выплату стипендий. Порой человек, приступив к изучению Торы ради «выгоды», через несколько месяцев начинает понимать ее самоценность.
Другое назначение стипендии заключается в том, чтобы люди, занимающиеся изучением Торы, как можно меньше отвлекались из-за материальных проблем. В нашей традиции вовсе не считается, что верующему надо непременно быть бедным. Скорее наоборот.
– Вы говорите о людях, которые ради ешивы «готовы тратить значительные средства», кто они?
– Некоторые весьма состоятельные евреи прекрасно осознают, насколько важно изучение и соблюдение законов Торы, – это одна категория поддерживающих ешиву. Думаю, им помогают и многие религиозные евреи, не имеющие высоких доходов. Ведь обязанность поддерживать изучающих Тору лежит на всем народе, не только на богатых. Любой выпускник ешивы, да и просто человек, получивший религиозное воспитание, часть своего заработка выделяет на подобные цели. Так принято во всем мире.
– Какие основные проблемы, на ваш взгляд, стоят сегодня перед ешивой?
– Первая и, наверное, главная проблема – недостаточно учащихся. В течение долгих десятилетий советская власть пыталась прервать цепь передачи традиции наших предков, запрещая и разрушая систему еврейского образования. Результатом сегодня является то, что большинство российских евреев никогда не соприкасались с мудростью Торы. Это не их вина. Но по существу подобный уровень – обыкновенное невежество.
Люди (таким был и я до того, как пришел в ешиву) обычно имеют абсолютно искаженное представление о религии, считая ее, в лучшем случае, пережитком прошлого или мракобесием, в худшем – чьим-то успешным бизнесом, поэтому в ешиве пока постоянный недобор учащихся.
Есть и другая проблема. Многие, ощутив себя евреями, открыв в себе веру во Всевышнего, полные благодарности к ешиве и ее преподавателям... уезжают в Израиль или Америку, вместо того чтобы работать здесь и служить тому же делу, что и ешива. Конечно, ими движут нормальные желания – продолжать свое религиозное образование (некоторых направляет сама ешива) или просто жить в соответствии со своими адекватными представлении о мире и его Создателе в «развитом еврейском обществе».
– Последний вопрос: почему у вас обучают только евреев, разве Б-г не один для всех?
– Несмотря на то что Б-г один, Тора была дарована именно евреям. В этом и заключается наша избранность. Творец выделил наш народ из всех других, чтобы мы служили Ему особым образом, выполняли заповеди, о которых написано в Торе. Я хочу также подчеркнуть, что мы служим Б-гу не ради награды, а потому, что Он хочет этого от нас, награда за изучение Торы и за выполнение заповедей заключена уже в самой этой деятельности. Поясню. Во-первых, религиозные люди – идеальное сообщество, в котором друг друга любят, друг другу помогают и друг другу доверяют. Такие отношения основаны на исполнении конкретных заповедей или являются следствием их исполнения. Во-вторых, сам процесс изучения Торы при правильном отношении к ней и при некотором навыке в ее изучении может приносить ни с чем не сравнимое интеллектуальное наслаждение. И в-третьих, наше религиозное мировоззрение помогает человеку сохранять жизнерадостность при любых обстоятельствах. Всему этому можно научиться у нас в ешиве.
Вел беседу Александр Невский
УКРАИНСКАЯ ДЕЛЕГАЦИЯ В ИЗРАИЛЕ
Председатель раввинского суда Израиля раввин Эли Бен Даган, главный раввин Донбасса Пинхас Вышецкий, министр по делам религии Израиля Ашер Охана, представитель раввинского суда Израиля в Украине Михаил Менис, председатель Комитета по делам религии в Украине Виктор Дмитриевич Бондаренко, директор отделения по связям раввинского суда Израиля с раввинами Украины раввин Ашер Эрентрой.
В начале июня делегация Государственного комитета Украины по делам религии во главе с председателем комитета профессором Виктором Бондаренко побывала в Израиле. Еврейские общины Украины в составе делегации представлял главный раввин Донбасса Пинхас Вышецкий, украинские средства массовой информации – главный редактор журнала «Людина i свiт» Виктор Еленский. Членов делегации принимали министр по делам религии Израиля Ашер Охана, министр абсорбции Юлий Эдельштейн, а также ашкеназский и сефардский главные раввины Израиля – Исраэл-Меур Лау и Элиягу Бакши-Дорон.
В беседе с Юлием Эдельштейном была затронута, наряду с другими важными аспектами еврейской жизни на Украине, тема репатриации в Израиль. В первую очередь члены украинской делегации выразили общее мнение о необходимости способствовать сохранению еврейской жизни везде, где живет народ: как в Израиле, так и в диаспоре. Знание и уважение своей истории и традиций, приобретенные в стране проживания, помогут ускорить и облегчить абсорбцию в случае репатриации на историческую родину.
В беседе Виктора Бондаренко со своим израильским коллегой Ашером Оханой большое внимание было уделено вопросам сотрудничества между раввинами Израиля и Украины. Одним из факторов такого сотрудничества стала работа представителя раввинского суда Израиля Михаила Мениса, помогающего решить различные галахические вопросы еврейской жизни на Украине. Вопросы религии и традиции обсуждались, конечно, и у главных раввинов Израиля. Исраэл-Меир Лау и Элиягу Бакши-Дорон очень тепло отозвались о национальной политике украинских властей и выразили благодарность президенту Украины Леониду Кучме и украинскому правительству в лице г-на Бондаренко за возможность конструктивного сотрудничества с еврейскими общинами Украины, за содействие в восстановлении и развитии еврейской традиции.
Большое внимание на переговорах было уделено возрождению еврейской жизни в Донбассе. В этой связи раввин Исраэл-Меур Лау сказал, что, по его мнению, открытие еврейского учебного заведения со статусом полной средней школы, работа еврейского детского сада, наличие института кошрута, а также общественных организаций, разнообразных образовательных программ, собственной периодики свидетельствуют о высоком профессиональном уровне руководства Объединения еврейских общин Донбасса и вместе с тем о действенной помощи, которую оказывает этой работе Комитет по делам религии.
В свою очередь Виктор Бондаренко поделился впечатлениями о жизни еврейских общин Украины. Он обещал и впредь оказывать всемерную поддержку возрождению еврейской жизни. Руководитель украинского Комитета по делам религии отметил хорошую работу общины, которая проявляет заботу о каждом еврее, стараясь конкретными делами улучшить жизнь всех ее членов.
Борис Литвак
ЗОНА НАДЕЖДЫ
«Вы не представляете, как тяжело
жить с чувством,
что ты никому не нужен, что ты всеми забыт и покинут...
Оставалось только уповать на Б-га. И вот приехали вы в это
проклятое место, на эту свалку поломанных человеческих судеб...»
Из письма отбывающего наказание
в исправительной колонии Донецкой области.
Фамилию человека, написавшего это письмо, мы не называем не только из этических соображений. Просто сейчас это не важно. Главное – этот человек обрел надежду и понял: он не всеми забытый «жид», а человек, чья судьба не безразлична другим людям.
...Все началось около года назад. В донецкую синагогу пришло письмо от заключенного одной из колоний. Он писал, что к ним в зону приходят христианские миссионеры различных конфессий, проводят богослужения. Но то, что они проповедуют, чуждо ему, потому что он – еврей.
«Мы давно думали об этом, – рассказывает руководитель религиозной общины иудеев Донецка Иегуда Келерман. – Однако у нас очень мало людей, а объем работы большой. Но когда мы прочитали это письмо, то поняли, что дальше тянуть нельзя. Ведь человек сам нашел нас, и первый написал, не прося ничего, кроме знаний и веры. Это было для нас знаком Всевышнего».
Затем последовали обращения в управление по исполнению наказаний, поиски евреев по колониям Донецкой области, переговоры с руководством пяти исправительных учреждений, где нашли 27 отбывающих заключение евреев, и, наконец, первая поездка.
«Евреи там разные, сидят по разным статьям: от экономических до разбойных нападений, – продолжает Иегуда Келерман. – А в одной из зон для нас устроили “экскурсию”. Это очень страшно. Появляется только одно желание – поскорей оттуда уйти. По словам главного раввина Донбасса Пинхаса Вышецкого, благословившего и поддержавшего нас, Любавичский Ребе говорил, что когда человек находится в тюрьме, его дух смятен, и именно в это время ему нужна особая поддержка. И в Америке, и в Израиле, например, есть раввины, которые вместе со специальным персоналом занимаются только тюрьмами».
Все встречи проходили по-разному, общим было только одно – их неожиданность для всех по ту сторону зоны. Неожиданность от того, что к ним, именно к ним, приехали «с воли», о них вспомнили. Иногда люди раскрывались уже после первого разговора, но были и другие, уже принявшие христианство из-за незнания собственных традиций. А некоторые сразу прощались и уходили, едва выслушав рассказы наших ребят: они только начинали задумываться о своем еврейском предназначении. Но отказаться от встречи не хотел никто, приходили все и слушали, слушали, слушали... А ребята просто рассказывали о себе, о своей общине, о традициях еврейского народа. «Наши традиции, наш образ жизни – это и есть наша религия, – говорит студент ешивы “Томхей Тмимим” Давид Юсимов. – Все это взаимосвязано. Без традиции не может быть еврейского народа».
А потом из трудовой колонии начали приходить письма... «Благодаря вашему посещению в душе что-то открылось. Почувствовал себя человеком, появилась уверенность в будущем... Вокруг только зло во всех его проявлениях. Чуть что – оскорбления. И не поймут те, кто говорит такое, что их насмешки пробуждают чувство национального достоинства»... «Подобное пишу впервые в своей запутанной жизни. Наша встреча произвела на меня яркое впечатление. Давид предлагал мне помощь. Но для меня в данный момент лучшая помощь – это ваш ответ... Да, я был поражен, когда Давид гордо заявил: “Я – еврей”. Понимаете, в том болоте открыться, поговорить откровенно невозможно... К вам у меня одна просьба: могу ли я рассчитывать на помощь с еврейской литературой? Вышлите мне, пожалуйста, книгу “Быть евреем”...» Таких писем немало.
Сейчас работники синагоги пытаются наладить своим подопечным регулярную материальную помощь. Шлют посылки в колонии, предметы первой необходимости – зубную пасту и мыло, тетради для писем и сигареты, чай и конфеты. И книги.
– Вы не боитесь, что с их стороны это просто игра?
– Не знаю, игра или нет, – заметил Иегуда Келерман. – Вначале всегда кажется, что человек лишь играет в религию. Но потом оказывается, это уже далеко не игра. Все начинается несерьезно, но потом перерастает в очень глубокое чувство. Сейчас главное, чтобы человек почувствовал себя евреем.
...А перед праздником Пейсах был второй визит в колонии. Сотрудники синагоги решили организовать там настоящий сейдер. Были песни на русском и иврите, «Кидуш» и «Ма ништана». И, конечно же, рассказ о выходе евреев из Египта.
– Мы ведь провели сейдер не в тот день, не в то время и не по всем правилам, – рассказывал Келерман, – но наши мудрецы говорят, что самое главное — стремление и искренность намерений человека. А слушали нас очень внимательно. Только рассказ об исходе из Египта длился более часа. И я не видел незаинтересованных лиц. Конечно, это не просто. Пейсах – праздник освобождения. Представьте, каково было праздновать его людям, сидящим в тюрьме. Но свобода бывает разная. И человек, находящийся «на воле», тоже может быть «заключенным». Свобода для еврея – когда между ним и Всевышним больше ничего не остается, когда преодолено все, что мешает на пути к Б-гу. А значит, свободным можно быть везде. Есть много примеров из истории, в том числе и недавней: евреев бросали в тюрьмы за веру, но сломать их не смогли. Они и там продолжали соблюдать еврейские традиции. Перед началом сейдера я сказал, что сейчас мы будем проводить обряд, который уже более 3300 лет соблюдается везде, где живут евреи. Даже во времена гонений в Испании, когда евреи были вынуждены скрываться, креститься, всегда, даже под угрозой смерти, тайно, в подвалах они всегда проводили пасхальный сейдер.
– Изменилось ли отношение к вам по сравнению с первым вашим приездом?
– В этот раз люди были разговорчивей. Нас встречали приветливей, как хороших знакомых, даже еврей-христианин.
– Пришли все?
– Были и новые. Первый приезд всегда непрост. Трудно было сразу обнаружить всех евреев, кто-то из них не знал о нас, кто-то боялся. Но после первой встречи о нас заговорили. И вот, пришли новые люди.
– Для чего вы проводите эту работу? Чтобы возродить религию? Чувство национального самосознания? Или просто не хотите оставлять человека одного, в беде?
– Это просто доброе дело, – ответил Давид Юсимов. – Даже если один из тех, с кем мы общались, просто остановится и задумается над смыслом своей жизни, если он захочет вернуться к нормальной жизни, значит, мы работали не зря.
Ева Гринайт
ЖИЗНЬ, ПРОЖИТАЯ СО СМЫСЛОМ
Умер Давид Ильич Колотилин – удивительный человек, проживший редкую по своей полноте жизнь. В этой жизни было все: война, которую он прошел танкистом (горел в танке, получил три ранения и 12 государственных наград), работа (имел редкую профессию стеклодува), семья (вырастил троих детей)... Но, пожалуй, главной в его жизни была вера. Мало кто сделал столько для возрождения еврейской жизни в Волгограде, сколько он.
При советском режиме сплоченная им община собиралась подпольно, чтобы совершать молитвы и другие еврейские обряды. Если надо было похоронить человека по иудейскому обычаю, обращались к Давиду Ильичу. Оказывал он и материальную помощь нуждающимся членам общины. Благодаря его деятельности искры еврейской жизни в Волгограде не потухли и сохранились до благоприятных времен. И когда была официально зарегистрирована Волгоградская еврейская религиозная община, то вопроса о том, кто будет ее председателем, даже не возникло.
Честность – одно из основных качеств, которое отмечают знавшие Давида Ильича. А еще – неистощимый оптимизм, жизнелюбие. Он жил по принципу «каждый день дарован Г-сподом» и, наверное, поэтому так много успевал. Чтоб еще больше успевать, будучи на пенсии, даже купил себе мопед!
У него были золотые руки – домашняя мебель, самодельные шахматы, графин со стеклянным оленем внутри, тончайшие рюмки, – все это тому подтверждение. А еще увлекался живописью, оставил после себя несколько картин. Интерес к жизни сделал его очень эрудированным, интересным собеседником, обладающим глубокими и разносторонними познаниями в самых разных областях. Разве мог такой человек не знать истории страны, в которой живет, еврейской истории, истории своего рода? Об истории рода он написал целую книгу, ставшую семейной реликвией. Позже начал создавать более подробный ее вариант. Жаль, что полностью закончить эту работу он так и не успел...
Волгоградская еврейская религиозная община, Волгоградский еврейский общинный центр глубоко соболезнуют родным и близким покойного. В память о нем мы обещаем сделать все от нас зависящее, чтобы вернуть синагогу, где габаем был его отец. На общем собрании общины принято решение: волгоградскую синагогу в память о нем назовем «Бейс Довид».
Борух Даян а-Эмес, Благословен Истинный Судья!
На 56-м году ушел из жизни замечательный человек, великий музыкант, народный артист Украины, кавалер ордена «За Заслуги» 3-й степени, художественный руководитель Нового камерного оркестра «Времена года»
Гарри Борисович Логвин.
Он был большим другом еврейской общины Днепропетровска, мы видели в нем идеал музыканта, творческого, щедрого человека, всего себя отдающего людям. Этот человек широкой и доброй души, несмотря на огромную занятость, всегда был готов помочь, откликался на любую просьбу.
Прекрасная музыка великого, нашего любимого скрипача звучала на многих концертах и мероприятиях нашей общины. Молитвой Кол Нидрей в исполнении Гарри Борисовича завершалась церемония торжественного открытия Хоральной синагоги «Золотая Роза» в Днепропетровске...
Гарри Борисович Логвин будет и впредь жить в наших сердцах.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru