[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2001 ТАМУЗ 5761 — 7 (111)
НЕ В СИЛЕ ПРАВДА
22 июня вся страна вспоминает начало войны, вошедшей в историю России как Великая Отечественная. С того дня, когда фашистская Германия напала на Советский Союз, исполнилось 60 лет. Многое изменилось с тех пор, но, к сожалению, в человеческом сознании – мало.
Что тогда привело Германию к такой агрессии? Это была высокоразвитая страна с богатой историей и культурой, с высоким уровнем технического прогресса. Некоторых по сей день удивляет, как могут совмещаться высокая культура и страсть к уничтожению других культур и людей. Но разве мы не видим и сегодня, своими глазами, что эрудиция человека не способствует его лояльности, не возрастает его способность к взаимопониманию, а уровень технического прогресса страны, как правило, ведет к тенденции с позиции силы диктовать условия миру? И пример гитлеровской Германии – вечное напоминание всем: вот как бывает, когда человек решает, что он лучше, выше других и над ним нет никакой силы.
Такие примеры были и в древней истории. Тора рассказывает, как десятки веков назад египетский фараон – тогда Египет был самой высокоразвитой империей! – решил, что он сам создал себя и все окружающие блага и поэтому может судить мир как его творец и решать, кто должен быть хозяином, кто рабом, чья жизнь имеет ценность, а чья ничего не стоит. В основе такого поведения – великая гордыня, а гордец, как известно, бросает вызов истинному Творцу, и Творец в конце концов обрушивает его зло на него самого.
В этой связи мы снова вспоминаем Моисея: многих удивляет, как может быть, чтобы Моисей, самый умный человек того времени, единственный, кто общался с Б-гом, получил Тору на Синае, был самым скромным человеком?! Наши мудрецы объясняют: скромность его связана с тем, что он понял – всеми своими достижениями он обязан Б-гу. Человек может добиваться хорошего результата упорным трудом, но успех его только от Б-га. Без Его на то воли все наши усилия напрасны.
Мы часто видим, как люди, чем-то одаренные от рождения, гордятся красотой, остротой ума, талантом в спорте... и из-за этого считают себя выше других. До сих пор еще немало таких, кто думает, будто их будут уважать только за то, что они самые сильные, самые умные, самые большие... Мы знаем: одно это не имеет какой-то особой цены. Важно, как это используется. Человек может развивать данные ему таланты, а может их утратить. Может использовать их, служа добру, а может – злу.
Если один народ напал на другой и победил, будет у него хорошая слава?.. Сильным в хорошем смысле назовут того, кто смог себя защитить, а не напасть. Насилие никогда не вызывает уважения. Уважают тех, кто умеет контролировать свои действия, не подчеркивать собственного величия, а наоборот, выказывать любовь к другим, держаться естественно, быть терпимым и милосердным. «Кто силен? Тот, кто обуздывает свои страсти, – говорится в Поучениях Отцов (Пиркей Овойс). – Долготерпеливый предпочтительней силача, владеющий собой – того, кто способен овладеть городом... Кто уважаем? Тот, кто уважает людей, как сказано: “Ибо к тем, кто относится ко Мне с уважением, отнесусь с уважением и Я, а презирающие Меня будут посрамлены”». Уважение к человеку – то же, что уважение к Б-гу, ведь человек – Его творение.
Я помню, в Италии на улице, где я жил, в пору моего детства был большой рекламный плакат с изображеньем слабого, болезненного ребенка и такими словами: «В моей жизни есть смысл, потому что Б-г ничего не создает напрасно». В Талмуде сказано, что человек должен любить Создателя и понимать: если ты создан Б-гом, значит, в твоем существовании есть смысл. Люди должны бережно относиться к творениям Б-га. Слабого уничтожать нельзя, его надо поддерживать. Нужно посмотреть, какие его качества можно развить, укрепить. Многие люди до сих пор не понимают не только смысла жизни, но и то, что жизнь людям дает Б-г. Человек не должен применять насилия!
Встречая человека, первое, о чем я должен подумать, это чем я могу быть ему полезен. Если встречаются трое, то двое должны думать, как помочь третьему. Тогда будут и уважение, и величие. Достойно уважения и умение человека проигрывать, уступать. Мы живем, чтобы осознать: богатство человека не в силе и не в лидерстве, а в умении жить в гармонии со всем миром.
Мир – одна из главных ценностей еврейского народа, не случайно мы приветствуем друг друга словом «Шалом!». Шалом – значит мир. Был в истории человечества период, и о нем рассказывает Писание, когда войны не было нигде. Это времена царя Соломона, Шломо (его имя происходит от слова «шалом»). Написано, что, хотя царь Давид был самым великим из царей, он не был Б-гом допущен к строительству Храма, потому что участвовал в войнах, защищая Израиль. Б-г сказал ему, что только его сын, если не будет воевать, сможет построить святыню духа – Храм. Соломон осуществил мечту отца. Но, к сожалению, люди не смогли долго жить в мире.
Отмечая скорбный юбилей – 60 лет со дня начала войны на территории Советского Союза, мы должны помнить о тех, кто погиб в этой страшной войне. Наша задача сегодня – делать все, чтобы побеждать в этой войне снова и снова: в корне пресекать расовую ненависть, шовинизм, преодолевать межнациональную рознь, воспитывать уважение к другим культурам, не преследовать слабых, а оказывать им поддержку.
Тора постоянно выступает против войны, учит любви и уважению, но есть закон, который гласит: если кто-то пришел убить тебя, убей его первым. Если нападают, надо защищаться. А тот, кто хочет силой решать вопросы, реализовывать свои амбиции, должен быть готов получить отпор. Безнаказанность умножает преступления.
Человек – продолжатель своего рода, национальных традиций. Наша традиция учит: не наказывающий ребенка не заботится о его будущем. Правильное воспитание, основанное на любви и строгости, на достойном собственном примере, – основа будущего мира. Воспитывать нужно не только детей, но и взрослых – в вере в Б-га, в то, что человеку воздается по его делам «мида кенегед мида», мерой за меру.
Часто человека одолевает множество проблем, в нем самом происходит борьба, идет яростный спор: правильно он делает или неправильно? куда идти: направо или налево?.. Внутри самого человека может идти настоящая война. И если трудно найти правильное решение, не надо поступать сгоряча: лучше спросить совета у другого, способного посмотреть на дело со стороны и дать разумный совет.
Каждый, если захочет, может сравнить, какое удовольствие он получает от хороших поступков и какое – от плохих. Удовольствие от хороших – глубокое, оно вечно. От плохих – длится очень короткое время, и человек теряет свое достоинство в погоне за ним, его перестают уважать. Чем раньше человек сможет трезво оценить свое состояние и отказаться от неправильных действий, тем лучше.
У плохого большая сила инерции, ее очень трудно преодолевать. Поэтому важно изначально не выбирать между злом и злом. Надо приложить максимум усилий, чтобы выбор был сделан в пользу добра. Никогда не прийти к хорошей цели, используя дурные средства. Средства, которые мы выбираем, корректируют цель. Идешь к одному, а, выбрав неверную дорогу, придешь к другому.
«Г-сподь испытывает праведника, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его», – говорится в псалме Давида. А в Притчах Соломоновых сказано: «Имя злодея да сгниет». Этим вечным истинам учит наша традиция, и история человечества подтверждает их.
Главный раввин России Берл Лазар
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru