[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2001 ТАМУЗ 5761 — 7 (111)
ЧАШИ ДОБРА И ЗЛА
Вопрос о роли местного населения в уничтожении евреев Восточной Европы – очень больная тема. До недавнего времени всякие попытки обсуждать этот вопрос немедленно пресекались, официальная точка зрения была такова: в уничтожении евреев, кроме нацистов, участвовали только единицы из числа местных жителей, пошедшие к ним на службу. В начале 90-х, когда на волне демократизации открылись архивы и начали публиковать воспоминания о событиях Второй мировой войны, понемногу становится известной истинная картина происходившего в те годы – картина ужасающая.
Выяснилось, что вылавливали и уничтожали евреев не столько немцы, сколько местное население. И делалось это не тайком, а организованно, порой почти торжественно – после молебна в церкви. Особенно неприглядно в этой связи выглядело руководство украинской греко-католической церкви (УГКЦ) во главе с митрополитом Андреем Шептицким.
Украинские националисты, получившие на Украине в последние годы большое влияние, стараются всячески затушевать эту неблаговидную сторону деятельности своих земляков, представляя их в качестве мучеников и борцов с нацизмом.
Публикуемые ниже статьи отражают две точки зрения на деятельность УГКЦ и митрополита Шептицкого в годы Второй мировой войны – критическую и апологетическую. Какая из позиций ближе к истине – ответ за читателем.
«Блаженные» пособники нацистов
Семен Чарный
Одним из пунктов программы пребывания папы Иоанна Павла II на Украине в конце июня нынешнего года значится беатификация (причисление к лику блаженных. – С.Ч.) митрополита А. Шептицкого, возглавлявшего в 1900–1944 годах греко-католическую (униатскую) церковь на Западной Украине. Намерение беатифицировать Шептицкого, которого не без основания считают коллаборационистом (сотрудничавшим с фашистскими захватчиками в оккупированных странах. – С.Ч.), вызвало большой скандал еще и потому, что греко-католическая церковь настойчиво добивается его причисления к числу Праведников народов мира (надеясь приобрести таким образом дополнительные аргументы для объявления его блаженным). В рамках концепции так называемого третьего пути украинских националистов, то есть их борьбы и против нацизма, и против сталинизма во время второй мировой войны, раздаются заявления о том, что митрополит активно противостоял фашизму. Для чего проводится эта кампания, поговорим позже, а пока попытаемся понять, кем же на самом деле был Андрей Шептицкий.
Митрополит
29 июля 1865 года в поместье Прилбичи Яворовского повета у польского графа Яна Шептицкого родился сын, нареченный в крещении Романом Александром Марией. Граф происходил из знатного галицкого рода, получившего боярское достоинство в конце XIII века от князя Льва Даниловича.
Весной 1888 года молодой граф Роман вместе с матерью побывал на аудиенции у папы Льва XIII, которому сказал о желании стать монахом-василианином (василиане, или монахи чина Василия Великого, – монашеский орден, основанный в IV веке Василием Великим. В ХIХ-ХХ веках главной ареной действия василиан, основных поставщиков кадров для униатского духовенства, стала Западная Украина – С.Ч.). И 28 мая того же года после защиты докторской диссертации в Ягеллонском университете его приняли в послушники Добромыльского монастыря Василианского чина. При пострижении он получил имя Андрей. В 1899 году монах получил место епископа города Станислава (Ивано-Франковск), а в 1901-м он стал митрополитом Галицким – главой унитатской церкви. В этом качестве он всеми силами стремился к восстановлению былого влияния униатской церкви и ее дальнейшему распространению в пределах России. В 1908 году он даже получил от папы Пия Х полномочия на тайное посвящение католических епископов для служения на территории России (тайное – поскольку царское правительство не признавало легитимности католической религии вне Польши и Литвы).
В августе 1914 года – в первые же дни первой мировой войны, митрополит Андрей Шептицкий написал секретный меморандум – «Записку» – австрийскому правительству о необходимости создания украинского государств – гетманства во главе с представителем династии Габсбургов под протекторатом Вены. Решение церковного вопроса он брал на себя. Как митрополит Галицкий и всея Украины (а затем, как надеялся, и патриарх) он планировал объявить о непризнании власти Святейшего Синода, сместить с кафедр епископов-москвофилов и назначить сторонников украинской ориентации. Шептицкий писал: «Рим согласился бы на эти распоряжения и назначения. Восточные патриархи, которые были бы оплачены властью, также бы одобрили их. Оставляя народу все, что могло бы быть ему дорого, с точки зрения обрядов и обычаев, повышая уровень клира (священнослужителей. – С.Ч.), избавляя его от тяжелого ярма синода (в 1721–1917 годах христианские церкви Российской империи находились под управлением Святейшего Синода. – С.Ч.), от которого он так много страдает, и обращая клир от полицейской и политической деятельности к чисто церковной и христианской сфере, можно быть уверенным в полном согласии. Таким образом, единство Украинской церкви будет сохранено или воссоздано, а ее отделение от Российской церкви будет решительно и фундаментально проведено. Канонические методы для такой процедуры приемлемы с католической точки зрения и с точки зрения восточного православия, они законны, логичны и не требуют выяснения». И далее: «Православие церкви не было бы уничтожено. Оно должно быть сохранено во всей его полноте. Было бы только необходимым очистить его радикальным способом от московских влияний».
Но планам митрополита не суждено было сбыться: Львов был занят русскими войсками, а Шептицкого выслали за антиправительственную агитацию подальше от границы – в Киев. После высылки митрополита в его архиве и была обнаружена «Записка», о чем из доклада министра внутренних дел Штюрмера узнал Николай II. Император, подумывавший, не вернуть ли опального митрополита, собственноручно написал на докладе об авторе «эпистолы»: «Какой мерзавец!» Так судьба митрополита по сути была решена.
Освобожденный из-под стражи Временным правительством, Шептицкий вернулся во Львов и сразу же приступил к восстановлению унии в тех областях, где она была подавлена царским правительством. В 1918-м рассматривался даже проект создания украинского патриархата во главе с Шептицким – чтобы, по словам национального лидера Украины тех лет В. Винниченко, «отгородить Украину стеной унии от Москвы раз и навсегда».
После окончания Первой мировой и Гражданской войн митрополит Шептицкий, видимо, пытаясь реализовать свои мечты о патриархате в рамках независимого украинского государства, превратился в одного из вождей украинского националистического движения (это поссорило его с польскими властями). Поддержкой Шептицкого, в частности, пользовалось такое образование, как Украинская военная организация, позже ставшая печально знаменитой ОУН-УПА – Организация украинских националистов – Украинская повстанческая армия (как выяснилось, один из «вождей» ОУН А. Мельник являлся протеже митрополита), представлявшая собой украинскую разновидность агрессивного национализма и практически с самого начала своей деятельности находившаяся на содержании германских спецслужб. С конца 20-х годов украинские националисты установили с нацистами самые тесные контакты.
Кстати, сторонники признания Шептицкого Праведником народов мира говорят о его добром отношении к евреям уже в этот период, приводя в его пользу, в частности, тот аргумент, что он крайне осторожно относился к крещению иудеев. На наш взгляд, это вполне могло быть как раз проявлением антисемитизма, боязни, что «пронырливые» выкресты займут в церкви важные посты. Изучение иврита митрополитом тоже не является доказательством его благорасположения к евреям, как и дружба с главным раввином г. Пидгайцы (почти у всех антисемитов есть друзья-евреи, вспомнить хотя бы Йорга Хайдера, лидера националистической австрийской партии свободы).
В годы Второй мировой войны
Сразу же после вступления передовых немецких частей во Львов 30 июня 1941 года сформированный из украинцев батальон «Нахтигаль» пошел к Шептицкому за благословением. Благословение «на святую борьбу во имя правды Б-жьей» было без промедления дано. И в дальнейшем немецкие пособники из числа украинцев регулярно получали благословение митрополита. Он активно сотрудничал с немецкими оккупационными властями. 10 июля 1941 года на свет появился манифест благодарности и уважения к фюреру Адольфу Гитлеру и победоносной немецкой армии. А в 1943-м греко-католическое духовенство, финансируемое немцами, приняло самое активное участие в создании дивизии ваффен-СС «Галичина», капелланом которой стал униатский священник И. Гриньох, доверенное лицо митрополита.
Сторонники беатификации, говоря о деятельности Шептицкого в этот период, заявляют, что он лично спасал евреев, в своих обращениях к вождям третьего рейха требовал прекратить их истребление, а также осудил христиан, участвовавших в этих зверствах. В пример приводится решение синода УГКЦ от 27 марта 1942 года с проклятием убийцам, а также письмо Гиммлеру и послание митрополита верующим. Однако надо заметить, что основная часть евреев к этому моменту уже была загнана в гетто или расстрельные ямы, и проклятие вероятнее всего распространялось не на убийц евреев, а на агрессивно соперничавшие фракции украинских националистов, чьи раздоры беспокоили и раздражали Шептицкого. Этой же теме было посвящено и послание «Ты не должен убивать». Письмо же Гиммлеру посвящено не столько судьбе евреев, сколько просьбам отстранить украинскую полицию от «акций», поскольку «украинцы в результате этого становятся кровожадными убийцами и могут убивать кого угодно, включая и своих соплеменников». Так что и в этом случае Шептицкий больше всего желал предупредить разложение в украинских полицейских частях. То, что он никоим образом не протестовал против немецкого «нового порядка», доказывает и его личная судьба той поры. Он ни разу не был подвергнут аресту или каким-либо притеснениям. И не потому, что немцы опасались волнений (арестовали же они лидера ОУН Бандеру), а потому, что никаких реальных протестов со стороны митрополита не было. Единственный документ, в котором он прямо говорит об убийстве евреев, – письмо папе Пию XII от 31 августа 1942 года – по всей вероятности предназначался для опубликования на Западе, чтобы сформировать в глазах союзников благоприятный образ потенциального униатского патриарха.
Иван Гриньох.
Стоит также заметить, что митрополит ни единым словом не осудил резню евреев, поляков и украинской интеллигенции, устроенную националистами во Львове в первые дни немецкой оккупации. А когда жена одного из погибших обратилась к Шептицкому за помощью, митрополит ответил ей, что «не вмешивается в мирские дела». На просьбы главного раввина Львова И. Левина повлиять на украинцев, принимавших участие в погромах, митрополит ограничился обещанием написать по этому поводу послание. Молчал он и в дальнейшем во время проводимых немцами и украинской шуцманшафтполицией «акций» по истреблению евреев как во Львове, так и на всей территории Галиции. А 14 января 1942 года митрополит первым поставил свою подпись под письмом украинских националистов Гитлеру: «Мы заверяем Вас, Ваше Превосходительство, что руководящие круги на Украине стремятся к самому тесному сотрудничеству с Германией, чтобы объединенными силами немецкого и украинского народов завершить борьбу против общего врага и претворить в жизнь новый порядок на Украине и в Восточной Европе». Более того, в марте 1942-го Шептицкий направил в канцелярию Гитлера описание видения, якобы бывшего у монахини-василианки Авксентии: «Евреи чтобы... не жили среди христиан, ибо пренебрегли Б-жественным законом, и чтобы не состояли ни в каких учреждениях, а были бы самой низшей категорией работников». Разве это не признание нацистской расовой концепции? Далее говорится о том, что немецкая армия должна разрушить все в России до основания, «ибо Г-сподь не хочет, чтобы там что-нибудь осталось». Он писал Гитлеру и в дальнейшем, надеясь добиться аудиенции и воплощения своей мечты о Галицийском патриархате. А в 1942–1943 годах епископы УГКЦ с полного одобрения митрополита передали немцам списки евреев, крестившихся в надежде избежать гибели.
Погибшие во Львове.
Но вот теперь справедливости ради надо признать: да, было и спасение евреев – Шептицкий спрятал в своей резиденции сына львовского раввина И. Левина, раввина Д. Кахане, позже ставшего главным раввином Аргентины, и некоторых других. Даже в гитлеровской Германии имели место подобные факты. Как известно, осенью 1944 года сам Гиммлер приказал прекратить уничтожение в Аушвице. Предпринимали меры, приостанавливающие уничтожение евреев, и чиновники-антисемиты. Делали они это не из большого человеколюбия, а для того, чтобы иметь заложников, – козырь на переговорах с союзниками. Надо заметить, ни одного из них не признали Праведником народов мира – сделанное ими зло перевесило спасение евреев.
Шептицкого на подобный шаг могло толкнуть полное пренебрежение немцев к его проектам – создание украинского государства и Киевско-Галицского патриархата. Встретиться с Гитлером или с кем-либо из нацистской верхушки митрополиту не удалось. Самым высокопоставленным из немецких чиновников, кто его принял, был адмирал Канарис, глава абвера (разведки). В отличие от митрополита Шептицкого три монахини монастыря студиток в Перемышлянах, спрятавшие нескольких евреек, в том числе беременную жену раввина Кахане и его шестилетнюю дочь, удостоились звания Праведника народов мира, и в их честь на Аллее Праведников посажена ель.
1 ноября 1944 года, вскоре после освобождения Львова советскими войсками, Андрей Шептицкий, митрополит Галицкий, умер, завещав вожакам УПА продолжать войну с СССР «до последнего». Его похороны состоялись в воскресенье 5 ноября, гроб был положен в крипте Собора Св. Юра. Между прочим, был венок и от советских властей.
Солдат дивизии «Галичина».
Судьба сподвижников Шептицкого сложилась практически одинаково: весной 1945-го все униатские епископы были арестованы и исчезли в советских лагерях. Исключением стал лишь Иосиф Слипый, в 1963 году по личной просьбе президента Кеннеди освобожденный и немедленно вывезенный в Рим. Там он получил звание кардинала и едва не воплотил мечту своего предшественника-митрополита – в 1971 году на соборе греко-католиков провозгласил себя патриархом, правда, его патриархат так и не признала ни одна церковь, даже католическая.
Солдаты дивизии «Галичина», о которой упоминалось выше, вместо того чтобы понести за свои преступления заслуженное наказание, были спасены католической церковью и вывезены в Великобританию и Канаду. А в 1946-м «инициативная группа» во главе со священником Г. Костельником (в 1948 году по официальной версии убит оуновцами), в свое время активно призывавшим молодежь вступать в дивизию «Галичина», провела во Львове «собор» (без епископов), принявший решение о расторжении унии и о вхождении бывших униатских приходов в состав Русской православной церкви (РПЦ) на правах автономии.
Андрей Мельник.
Кому выгодна канонизация?
Познакомившись с биографией Шептицкого, мы подходим к вопросу: кому выгодна его беатификация, а затем, возможно, и канонизация – причисление к лику святых? Ответ прост – после второй мировой войны УГКЦ оказалась очень сильно запятнанной сотрудничеством с нацистами. Единственной возможностью реабилитации в глазах мирового общественного мнения может быть существенное «облагораживание» ее облика. Так, в 1954–1955 годах в Ватикане был начат процесс беатификации Шептицкого, но вскоре его приостановили, по-видимому, из-за осознания «непроходимости» кандидата.
Специальная комиссия при Яд ва-Шем обычно выносит решение при первом же обсуждении ходатайства, полученного от спасенного еврея. Этой же комиссией около 20 раз рассматривались ходатайства о причислении Шептицкого к Праведникам народов мира, но всякий раз они отклонялись. Это беспрецедентный случай. Кстати, просьбы в отношении рядовых священников, монахинь и т.п. удовлетворялись сравнительно быстро.
В последние годы наблюдаются необъяснимые канонизации и беатификации людей, связанных с нацистами. Так, в 1998 году был причислен к лику блаженных кардинал Степинец, в свое время благословивший создание государства усташей в Хорватии, которое стало одним из государств-юденфрай (свободное от евреев). Это ободрило УГКЦ, которая к тому же сейчас «на коне» в Западной Украине. Кажется, для нее наконец забрезжила возможность предстать в облике церкви-мученицы. Кроме общего морального удовлетворения, это означает еще и возможность реабилитации украинских националистов из ОУН, которых поддерживал митрополит. Сейчас они предпочитают рассказывать о евреях, воевавших в составе отрядов УПА, а не вспоминать «славное боевое прошлое», отмеченное массовыми расправами с евреями и «москалями».
Вот и нынешний первоиерарх УГКЦ кардинал Любомир Гузар в интервью «Независимой газете» на вопрос о протестах, которые может вызвать со стороны евреев беатификация греко-католического духовенства, ответил: «До меня не доходили такие протесты... Да и сам факт ношения немецкой формы или формы Украинской повстанческой армии не доказывает, что человек был антисемитом. Мы, украинцы, не для того становились членами УПА, чтобы убивать евреев», – и привел старую легенду о том, что в УПА тоже, мол, были евреи. Всё надеется представить таким образом националистическую организацию интернациональной!
Доколе?!
Яков Сусленский
Вопрос о признании митрополита Украинской греко-католической (униатской) церкви Андрея Шептицкого Праведником народов мира рассматривался специальной комиссией при Яд ва-Шем почти 20 раз. Это беспрецедентный случай. Обычно Комиссия выносит решение при первом же обсуждении ходатайства, полученного от спасенного еврея.
Автор возглавляет Общество израильско-украинской дружбы (Израиль), почти 20 лет занимается розыском украинцев, спасавших евреев в годы войны.
Митрополит Андрей Шептицкий.
Среди лиц, обязанных своим спасением митрополиту Андрею Шептицкому и ходатайствующих о присвоении ему этого звания, раввин Давид Кахане, два сына – Курт (Ицхок) и Натан – бывшего главного раввина города Львова Иехескиеля Левина, два сына – Цви и Леон – раввина Хамейдеса, семья аптекаря Подошина, другие люди, считающие А. Шептицкого своим прямым или косвенным спасителем. О личности А. Шептицкого и его роли в спасении евреев высказывались г-жа Илана Мейрон, отец которой был учителем митрополита, обучая его ивриту, семья Функа, личный шофер А. Шептицкого Иван Гирный и многие другие.
Ходатайства от Давида Кахане и других спасенных были представлены на семь человек: двух братьев Шептицких и пятерых других особо отличившихся в спасении евреев – священников, монахов, игуменью. Пятеро из семи были признаны без всяких проволочек на первом же заседании. А главные герои спасения – Андрей и Клементий Шептицкие, чьи воля и влияние воздействовали на других спасителей и не только в пределах монастырей, получили от ворот поворот. Причем, следует отметить, что Клементия не признавали долгое время только по единственной причине: за фамилию Шептицкий. Надо же! Как это он не учел, спасая евреев?!
Но справедливость все же восторжествовала: настоятель монастыря студитов архиепископ Клементий Шептицкий спустя 50 с лишним лет после его участия в спасении евреев все же был признан Праведником народов мира. Не довелось ему узнать об этом при жизни (он умер в советском лагере в 1951 году) – что ж, наверно, приятно и посмертное признание.
Да, советская власть не признала спасение Клементием евреев в качестве смягчающего вину обстоятельства. А вина его состояла в том, что он не отрекся от униатской церкви и не перешел в православную, подчиненную московскому патриарху, прислужнику КПСС и КГБ.
Но какова вина Андрея Шептицкого перед комиссией Яд ва-Шем, что она упорно отказывает ему в признании? Давайте посмотрим, что о нем говорят документы и евреи, особенно те, кому он спас жизнь.
Уважительное отношение Андрея Шептицкого к еврейскому народу и его чаяниям сложилось у него задолго до войны. Какой бы город или местечко Галиции ни посещал митрополит, его неизменно, наряду с местным священником, встречал раввин. А. Шептицкий посылал пожертвования еврейским общинам к праздникам, заботился о том, чтобы у всех бедных была маца на Пасху. Свои послания еврейским общинам он писал на иврите. Семинарских знаний иврита ему было недостаточно, и он держал учителя, некоего Нафтали Зигеля, дочь которого – Илана Мейрон – ныне жительница Хайфы, поделилась со мной воспоминаниями о митрополите. Ей, видевшей его в детстве, запомнилась его доброжелательная улыбка с оттенком зависти, когда он слушал беглую ивритскую речь молоденькой Иланы. Ее отец всегда с восхищением отзывался об Андрее Шептицком. Главный раввин г. Пидгайцы Пилиенфельд долгие годы был дружен с семьей Шептицких.
Недавно в израильской прессе (газета «Новости Недели», 08.03.2001) было опубликовано интервью А. Шептиицкого, данное им в 1939 году представителям сионистской организации Галиции. Интервьюера интересовало отношение митрополита к сионизму. А. Шептицкий рассматривал сионизм как национально-освободительное движение: «Сионизм – это реальная идея, которая основывается на предпосылках высшей человеческой нравственности и потому заслуживает полной поддержки, – сказал он. – Я всегда был сторонником идеи возрождения еврейского народа и восстановления еврейского государства в Палестине. Сионизм считаю народным движением – природным и здоровым». И далее он развивает эту мысль, говоря о тех удивительных результатах, которые дает реализация идеи сионизма.
Дай Б-г, чтобы каждый еврей усвоил взгляд Шептицкого на сионизм и служение сионизму сделалось его жизненной целью!
И спасение евреев во время немецкой оккупации явилось не случайным внезапным порывом, скоротечным побуждением души Андрея Шептицкого, а следствием ранее сложившихся убеждений и благородной гуманной натуры. И он оставался верен себе весь период сурового испытания.
Вот и раввин д-р Давид Кахане, продолжительное время проведший в обществе своего спасителя, задается вопросом: «Кто он, митрополит, человек, который оказал мне свою защиту? Кто этот человек, который относился к евреям с такой большой добротой, который так глубоко им сочувствовал и который призрел в своих монастырях так много еврейских детей?»
Милый Давид Кахане (да будет благословенна его память!), живя без малого целый век, вы не теряли надежды еще при жизни узнать о признании вашего спасителя Праведником мира. Не дождались...
В своей книге «Дневник Львовского гетто» Давид Кахане посвятил описанию добрых деяний митрополита немало страниц.
Кратко упоминая об ужасных страницах в истории еврейско-украинских отношений и переходя к современности, Давид Кахане особо выделяет руководство украинских священнослужителей. Он пишет: «Я свидетельствую свое почтение руководству украинского духовенства, многим монахам, которые подвергали себя невероятному риску, спасая еврейских детей». При этом Давид Кахане указывает, что они были скорее исключением, чем правилом.
Чтобы не быть голословным, назову некоторые имена священников и монахов: Габриэль Костельник, Киприян, Марко Стек, Теодосий, Лазар, Никанор, Титус Проостюк, Котив, Иванюк, Грицай, Герман Будзинский, Мартынюк, Бен, игуменья Йосефа (Елена Витер), шофер Иван Гирный.
Но самыми яркими маяками человечности, маяками надежды на спасение души в эту яростную бесчеловечную эпоху сверкали два брата Шептицких и особенно ярчайший из них – митрополит граф Андрей Шептицкий. Его отношение к страдающим евреям передавалось другим и вдохновляло их на самоотверженные поступки. Без указаний и поддержки митрополита и его брата подчиненные им священники и монахи не смогли бы так демонстративно проявить свое человеколюбие. Влияние митрополита сказалось и на польке Монике Полянской, настоятельнице женских монастырей, и на немце Питерсе, и вне монастырских стен – на изумительном священнике из г. Перемышляны Ковче, поплатившемся жизнью за спасение евреев, но поныне еще не признанном Праведником мира. Я знаком с его детьми и видел его последние письма к семье из лагеря смерти Майданек. Влияние А. Шептицкого испытал на себе и промышленник Качмарский, признанный Праведником народов мира.
Вот один из примеров такого влияния. Настоятель одного монастыря, подведомственного А. Шептицкому, отец Никанор, уже два года проведший в немецкой тюрьме, оповестил монахов о том, что в их монастыре находятся два еврея. Чтобы не подвергать опасности всех монахов и избежать ликвидации монастыря, надо, чтобы кто-нибудь один взял вину на себя в случае обнаружения этих евреев. Он попросил смельчака подойти к нему. Мгновенно рядом с ним оказались монахи Варлаам, Ерофей, Иосиф, Патрик, Лазар, Амброс, Модест... – все, включая и Теодосия, прятавшего две еврейские семьи на фабрике, где он работал.
Но «уважение», «сочувствие», «влияние» – все это понятия абстрактные. Читателя интересуют конкретные дела Андрея Шептицкого – человека и митрополита.
На восьмой день войны, 30 июня 1941 года, немцы уже заняли Львов. В тот же день фракция Организации украинских националистов (ОУН(р)) под руководством Степана Бандеры провозгласила Украину независимой, и было сформировано правительство во главе с Ярославом Стецько.
На эту акцию наряду с другими откликнулся и глава Украинской униатской церкви митрополит Андрей Шептицкий. Его приветствие однако отличалось от других одним существенным моментом: он ждал от правительства «мудрого, справедливого руководства и мероприятий, которые учли бы потребности и благо всех заселяющих наш край граждан, невзирая на то, к какому вероисповеданию, народности и социальной категории они относятся». В посланиях других высоких авторитетов вопрос справедливого правления по отношению ко всем не ставился вообще. А он в первую очередь касался евреев, затем поляков и других.
Во время своего господства в Западной Украине после сговора Сталина с Гитлером о разделе Польши в 1939 году и вплоть до начала войны с Германией 22 июня 1941 года советская власть искореняла дух украинского национализма (кстати, и сионизма), наполнив до отказа тюрьмы «освобожденных» областей. Молниеносное наступление немцев не оставило чекистам времени эвакуировать заключенных, и было решено их ликвидировать. Немцы, заняв Львов и другие области Западной Украины, не преминули воспользоваться таким подарком в пропагандистских целях и для разжигания ненависти населения к «жидовско-большевистским извергам», сделав всех евреев – от мала до велика – ответственными за это злодеяние. Евреев хватали в домах и на улицах и заставляли раскапывать ямы и извлекать тела убитых. Местное население, находя трупы своих близких, распаляло страсти толпы, жаждущей мщения. Объект – евреи – оказался под рукой, и 2 июля 1941 года разразился бешеный погром. В этот день Львов лишился трех тысяч своих еврейских граждан.
Узнав о погромных действиях толпы, митрополит послал на улицы находившихся при нем священников и монахов для успокоения народа. Сам он идти не мог, будучи прикованным к коляске. Уже в течение многие лет он был парализован.
А утром того дня к митрополиту обратился главный раввин Львова Иехескиель Левин с просьбой повлиять на украинцев, принимавших участие в погромных действиях и в других городах и местечках Галиции. Митрополит пообещал раввину тут же написать пасторальное письмо для предотвращения разбоя и грабежей и распространить по возможности, хотя заметил при этом, что его влияние ограничено, ибо действия немецких властей ему не подвластны, да и другие влияния сказываются на народе в пору анархии и безвластия. Самому же раввину Левину он предложил переждать в его резиденции буйство антисемитской черни. Но раввин отклонил его предложение, ушел и погиб в тот же день.
В течение второй половины 1941 года и всего 1942 года митрополит созывал несколько раз синод и ставил вопрос о насилии. 27 марта 1942 года правление митрополита постановило применять к убийцам наказание: проклятие церкви.
Возмущенный преследованиями и геноцидом евреев, а также участием украинцев в этом гнусном деле, Андрей Шептицкий отважно пишет два послания, каждое из которых могло стоить ему жизни, а церкви – ликвидации. Первое – письмо всемогущему Гиммлеру. В нем он призывал рейхсфюрера СС отстранить украинскую полицию от участия в истреблении евреев. Украинцы в результате этого становятся кровожадными убийцами и могут убивать кого угодно, включая и своих соплеменников. Второе – пасторальное письмо, озаглавленное «Ты не должен убивать!». В нем он обращается к народу. Он предостерегает украинцев, заявляя, что нарушение заповедей Б-га, в частности заповеди «не убий» «повлечет за собой возмездие – «страшное возмездие». «Совершил человек самое омерзительное преступление, если преступил пятую заповедь: “Не убий”, преступление, противоречащее основе основ христианской морали – любви к ближнему. Человек, убивший ближнего своего, исключает себя из общества человеческого и из среды детей Б-жьих. Грехом подобным лишает убийца себя права на блаженство вечное, и на земле проклятие клеймом ляжет на него».
В пору массового истребления людей по идеологическим, политическим, расовым и иным мотивам писать и открыто проповедовать такое: «Человек, убивший своего политического противника, такой же убийца, как и тот, кто убил ближнего своего из соображений личной выгоды, и заслуживает он такой же кары небесной и такого же проклятия церковного» – не значит ли это бросать смело вызов фашистскому режиму, несущему гибель и разорение? Не свидетельство ли это высокого гуманизма яркой личности?
Только двое из высоких духовных авторитетов – немецкий кардинал Фаульхабер и митрополит Шептицкий – смело выступили с осуждением нацизма в его позиции по еврейскому вопросу.
На послания Андрея Шептицкого последовала реакция: пасторальное письмо было изъято из обращения, Андрея Шептицкого Гиммлер приказал отправить в лагерь. Немецкий правитель Львова Лаш убедил Гиммлера не добиваться исполнения приказа с учетом популярности митрополита. Его арест мог бы спровоцировать восстание населения. Немцы рассматривали украинцев Галиции в качестве своих союзников (не потому ли именно в Галиции была создана в 1943 году дивизия СС «Галичина»?). И Гиммлер отступил.
Когда официальная делегация министерства иностранных дел Германии нанесла визит митрополиту летом 1942 года, А. Шептицкий открыто осудил жестокое отношение немцев к евреям. Он считал своей человеческой обязанностью решительно выступить против преследования евреев и расовой дискриминации.Он не терял своего достоинства перед оккупационной властью, порой даже вел себя вызывающе перед крупными фашистскими чинами, навещавшими его.
Однажды его посетил шеф абвера (разведывательного управления верховного командования вооруженных сил) адмирал Канарис. У самого входа А. Шептицкий встретил его возгласом: «Адмирал, что вы делаете на суше? Ваше место на море». Канарис не вынес такого оскорбления, развернулся и ушел. Предвидел бы митрополит дальнейшую судьбу Канариса (он принял участие в «заговоре 20 июля 1944 года» против Гитлера и был казнен в апреле 1945-го), возможно, он отнесся бы к нему помягче.
У А. Шептицкого было весьма ясное представление о фашизме (национал-социализме) и коммунизме (интернационал-социализме) и соответствующее отношение к ним. Когда 29 августа 1942 года было ликвидировано львовское гетто и остатки его обитателей (после массовой расстрельной акции и отправки многих евреев в лагерь уничтожения Бельжец) были переведены в Яновский лагерь, митрополит пишет гневное письмо папе Римскому Пию ХII, в котором выразил свое отношение к фашизму.
Выдержки из письма Папе Римскому от 29-31 августа 1942 года:
«Вот уже не менее года нет дня, в котором не совершались бы самые отвратительные преступления: убийства, грабежи, воровство, конфискации и издевательства. Первые жертвы – евреи. Количество убитых евреев в нашем небольшом крае уже наверняка перевалило за двести тысяч. По мере продвижения армии на Восток число жертв увеличивалось. В Киеве в течение нескольких дней истреблено сто тридцать тысяч мужчин, женщин и детей. Все малые города Украины были свидетелями подобной резни, и длится это уже больше года».
Далее он описывает, каким издевательствам подвергаются и другие жители Украины, к какой деморализации общества приводит немецкая оккупация, особенно слабовольных людей: «Они учатся воровству и преступлению человекоубийства, утрачивают чувство справедливости и гуманности... Душегубы, привычные истреблять евреев, тысячи невинных людей, привыкают к виду крови и становятся кровожадными».
Он клеймит систему лжи, мошенничества, несправедливости, грабежей, которая выглядит карикатурой на понятия цивилизации и власти. Это система эгоизма, доведенного до абсурда. Это система сумасшедшего национального шовинизма немцев по отношению ко всему честному и красивому. «К чему эта система приведет несчастный немецкий народ? – вопрошает митрополит. – Только к озверению, какого история еще не знала».
Ни действием, ни даже словом папа не ответил на это письмо, хотя, говорят, втихую он тоже спас нескольких евреев. На большее духу не хватило.
Когда приостановить истребление евреев стало абсолютно невозможно, Андрей Шептицкий повелел своему близкому окружению спасать их, особенно детей. Он проинструктировал священников, к которым питал доверие, как спасать детей и куда привозить их из разных городов Галиции. Священник Котив старательно собирал по городам и весям Галиции еврейских детей. Шофер Иван Гирный развозил их по монастырям. При перевозке детей неизменно сидел в кабине архиепископ Клементий Шептицкий и своим высоким саном и соответствующим сану облачением избавлял шофера и пассажиров от досмотра и проверок.
Девочек было легче спасать и прятать. Ими весьма энергично и самоотверженно занимались по указанию митрополита Моника Полянска и игуменья Йосефа. С мужским полом было намного труднее. Немцы устраивали в монастырях частые проверки. Взрослых мужчин облекали в монашеское одеяние, меняли им имена (Курт Левин был под именем Роман Митка, Давид Кахане – отец Матеуш, Натан Левин – Богдан Левицкий). Женщинам изготовляли арийские документы.
Давид Кахане повествует: «Мою жену снабдили хорошими украинскими документами, и она работала вне монастыря, а ребенка поместили в детский дом». Давая обобщающую оценку деятельности митрополита Андрея Шептицкого в спасении евреев, Давид Кахане заявляет: «Не каждый возвысился до такой степени самопожертвования, чтобы рисковать жизнью для спасения евреев».
Свидетельствуют другие спасенные
Курт Левин долгие годы добивается признания митрополита А. Шептицкого Праведником народов мира. Он выступал на многих собраниях и конференциях, обращался в Яд ва-Шем, к премьер-министру Израиля. В одной из своих статей он писал: «У народа Израиля было мало друзей в час нужды. Местное население было либо безразличным к судьбе евреев, либо принимало активное участие в их уничтожении. Немногие проявили сочувствие и еще меньше пытались помочь. И все же в час нужды евреи нашли друга в лице Его Превосходительства митрополита Андрея Шептицкого».
В письме ко мне Леон Хамейдес, спасенный А. Шептицким, писал: «Мой брат и я были спасены в монастырях, подведомственных Митрополиту Шептицкому. Там были и другие дети, включая... некоего Д. Амаранта, и еще одного мальчика, фотокарточка которого у меня имеется, но его имени я не помню. Меня долгие годы удивляет, что Митрополит все еще не признан по заслугам. Я не допускаю, что его действия могут вызвать спор... Я, со своей стороны, чрезвычайно заинтересован помочь в деле признания этого нееврея Праведником».
Митрополит Андрей Шептицкий.
Я располагаю свидетельствами многих людей, которые характеризуют митрополита А. Шептицкого как высокогуманного человека, большого друга евреев, оказавшего многим евреям помощь, рискуя жизнью, в самое трудное время. В обобщенном виде их чувства, приводимые факты участия митрополита в спасении евреев и высказывания о нем можно выразить словами Курта Левина: «В те трагические времена великий и благородный человек жил на горе Святого Юра. У него было сердце, полное сочувствия к человеческому страданию. Он вполне заслуженно носил имя “друга евреев”, каковым он себя называл задолго до этих событий, и он доказал это в самое мрачное время, рискуя собственной жизнью. Его имя будет навеки вписано в анналы еврейской истории».
Мнения ученых
Профессор Беер-Шевского университета Шимон Редлих в статье «Шептицкий и евреи» указывает, что А. Шептицкий был обречен жить в суровое время, когда в Европе враждебность преобладала над толерантностью. Проф. Редлих говорит о многосторонних связях митрополита с евреями Галиции и о глубоком взаимном уважении.
Двухлетнее правление советской власти в Западной Украине, ее отношение к религии, к национально настроенным людям, ущемление прав и свобод граждан не могли не породить враждебности к новому режиму. И приход немцев во Львов на восьмой день войны, 30 июня 1941 года, был воспринят украинцами как акт освобождения. Эту иллюзию в какой-то мере разделял и А. Шептицкий. Как писал поэт: «Но кто б тогда за всеми не повлекся?» Вскоре, однако, А. Шептицкий полностью избавился от этих иллюзий, увидев звериный облик нацизма, проявленный по отношению к евреям и другим народам.
Д-р Редлих приводит примеры и документы с резко выраженными протестами митрополита против фашистских зверств и вопиющей безнравственности оккупантов, растлевавшей и украинцев, особенно молодежь. Д-р Радлих подчеркивает, что именно А. Шептицкий был инициатором спасения не менее 150 евреев. При этом он заявляет, что у Шептицкого не было намерения обращать спасенных в христиан. Цитирую автора статьи: «Насколько нам известно, Шептицкий не делал попытки обратить (в христиан. – И.О.) евреев, спасение которых он организовал во время Второй мировой войны. И в отличие от папы Пия ХII, Шептицкий был одним из немногих церковных деятелей, кто заботился о евреях и предпринял действия в их пользу».
Делая вывод об этой сложной личности, проф. Редлих отмечает, что действовать Шептицкому приходилось в сложнейших обстоятельствах. «Тем не менее, его слова и деяния на благо евреям ставят его в ряды того гуманного и отважного меньшинства, в которое – во время испытания – евреи верили, что именно они были их спасителями».
Да, в условиях ожесточенной войны и беспрецедентной катастрофы А. Шептицкому приходилось умело лавировать. Меньше всего его, старого, немощного, парализованного человека, тревожила личная безопасность. Он чувствовал свою ответственность перед своим народом, паствой и судьбой церкви, им руководимой, наконец, перед многими евреями, скрывавшимися в его монастырях. Нацистам ничего не стоило одним росчерком пера ликвидировать униатскую церковь и отправить в концлагеря священников и монахов, как это сделала советская власть в 1946 году, в мирное время.
Эту ситуацию трезво учитывает другой ученый, так же, как и проф. Редлих, спасенный на Украине, – д-р Аарон Вайс. Выступая на конференции о еврейско-украинских отношениях в исторической перспективе, которая проходила в Мак-Мастерском университете в Гамильтоне в Канаде в октябре 1983 года, д-р Вайс указал на выдающуюся роль А. Шептицкого в спасении евреев и на те трудности, которые приходилось преодолевать спасителям на Украине. «Таким образом, – сказал он, – усилия украинских праведников можно считать выдающимися, если принять во внимание тот фон, ту общественную атмосферу и те меры, которые немцы предпринимали против того, кто пытался спасать евреев». Так несколько сот из 1541 украинца, казненных немцами за различные «преступления», поплатились жизнью за помощь или укрывательство евреев (Judenbegunstigung).
Высокую оценку деятельности митрополита А. Шептицкого по спасению евреев дает исследователь Катастрофы Филипп Фридман. Митрополит неоднократно бесстрашно выражал свое мнение о немцах, называя их власть поистине дьявольской, хуже большевистской. Помощь, оказанную евреям митрополитом Шептицким, признает и бывший директор мемориала Яд ва-Шем д-р Ицхак Арад.
Журналист Лео Гейман еще в 1962 году взял интервью у раввина Давида Кахане, в то время главного раввина военно-воздушных сил Израиля. Д. Кахане обосновал многочисленными примерами, почему он считает А. Шептицкого святым. После войны Д. Кахане удалось переправить в Палестину около 200 детей, спасенных в монастырях, подведомственных митрополиту. А список священников и монахов, участвовавших в спасении евреев, насчитывал 240 имен, хотя, по словам Д. Кахане, не был полным.
Мнение института Яд ва-Шем
В разное время я получал ответы, характеризующие личность Шептицкого, из Яд ва-Шем непосредственно либо через канцелярию премьер-министра. Цитирую: «Славная деятельность главы Украинской греко-католической церкви нам известна и действительно заслуживает высокой похвалы. Некоторые книги, особенно книга раввина Кахане “Дневник Львовского гетто”, которая была издана Яд ва-Шем в этом году, правдиво изображает гуманную деятельность митрополита Шептицкого, имя которого будет вечно упоминаться среди тех Праведников народов мира, которые во время Катастрофы протестовали против уничтожения евреев и на деле содействовали их спасению. 6.6.1985».
«Шептицкий способствовал спасению многих евреев; некоторых спасал непосредственно, большинство – путем указаний, которые он давал духовенству своей церкви. 23.1.1986».
После этих «заздравных» оценок следуют «заупокойные», которые я в этой статье приводить не стану, ибо не хочу без принуждения позорить Комиссию по присвоению звания «Праведник мира» при Яд ва-Шем и сам мемориал, который высоко ценю.
Я выражаю надежду на то, что теперь, когда устранены некоторые препятствия, ранее мешавшие объективной оценке подвига митрополита А. Шептицкого и справедливому награждению, Комиссия в ближайшее время пересмотрит свое решение и примет новое, положительное.
2001 год объявлен на Украине годом Андрея Шептицкого. 100 лет назад, 17 января 1901 года, бывший граф Роман Шептицкий стал митрополитом Андреем Шептицким. Признание его «Праведником народов мира» в этом году достойно увенчало бы эту юбилейную дату и послужило бы улучшению отношений между двумя народами, но главное – явилось бы торжеством справедливости.
Мною получено для публикации в печати письмо мэра Львова г-на Васыля Куйбиды, адресованное директору Мемориального института Яд ва-Шем г-ну Авнеру Шалеву. Вот это письмо в переводе на русский язык:
«Уважаемый господин директор!
100 лет назад блаженной памяти Андрей Шептицкий стал митрополитом Украинской Греко-Католической церкви. В связи с этим 2001 год объявлен в Украине годом Андрея Шептицкого.
На наш взгляд, знаком заслуженного уважения к митрополиту за пределами Украины было бы признание его в Израиле Праведником народов мира.
Митрополит Андрей Шептицкий был не только горячим сторонником восстановления еврейской государственности, но и сделал немало для спасения многих сотен евреев в годы Катастрофы. Достаточно напомнить, что более 15 евреев спаслось от нацистского геноцида в резиденции митрополита в Соборе Святого Юра во Львове, а сотни других – в греко-католических монастырях на территории Западной Украины.
Вопрос о признании Андрея Шептицкого Праведником народов мира не раз поднимался семьями спасенных митрополитом евреев: аптекаря Подошина, главного раввина Львова Иехескиеля Левина, раввина Хамейдеса и других.
Мы благодарны тем общественным деятелям Израиля, благодаря ходатайству которых семь духовных особ с Украины, включая брата Митрополита Архимандрита Клементия, стали Праведниками народов мира, и искренне надеемся, что в год Андрея Шептицкого его имя пополнит этот почетный список Великих и Справедливых Людей ХХ столетия.
С уважением, мэр В. Куйбида».
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru