[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2001 СИВАН 5761 — 6 (110)

 

Из Египта – к Синаю

Пейсах и Швуэс – два основных для нас праздника. В Пейсах произошло не только освобождение, но и рождение нашего народа. Началось оно выходом из Египта, а дарование Торы стало его кульминацией. «И будете вы Мне царством священнослужителей и народом святым».

Ежегодно в каждой общине в дни Пейсаха евреи, читая Агоду, проходят тот же самый путь и испытывают те же чувства, что и наши предки. По этому поводу написано: «В эти дни напоминается и делается». И объясняется: «напоминается» – значит, рассказывается о былом. И обязательно «делается», потому что и в этом году мы чувствуем себя реальными участниками тех событий. Это отличает евреев от остальных народов, для которых праздники – напоминание об исторических событиях. Для нас они тоже связаны с историей и в то же время всегда актуальны: мы сознаем их неразрывную связь с ежегодными, ежедневными проблемами и явлениями.

Хотя сегодня Египет – не конкретное место на карте, а олицетворение рабства в любой точке земного шара, и имя Амана, упоминаемого в Пурим, стало нарицательным именем всех ненавистников нашего народа в любые времена, и Антиох с хасмонеями тоже другие, но каждый праздник дает нам ключи к решению нынешних проблем, и силы нашей повседневной жизни в корне связаны с происшедшим тогда.

Говоря о праздниках Пейсах и Швуэс, о Египте и Синае, мы понимаем, что сегодня нет места на земле, где связанное с ними чувствуется сильнее, чем в России. В Египте не верили в Б-га. «Я – бог. Я сам себя создал», – говорил фараон. И египтяне верили в это, и евреи, ассимилировавшись, тоже. Тогда они находились на самом низком духовном уровне за всю свою историю.

Моше передал фараону слова Б-га: «Отпусти мой народ, чтоб они служили мне». «Служили» связано с получением Торы на горе Синай. Идея освобождения заключалась не только в физическом Исходе из Египта, но и в освобождении от менталитета, проникшего внутрь еврея, от неверия в Б-га, от влияния египтян…

Когда Б-г на Синае сказал каждому еврею: «Я Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из Египта», – это означало: вывел, чтобы исполняли Его заповеди, признавали Господином только Его. Он не говорил: «Вы освободитесь и будете делать, что захотите». Он имел в виду, что будет рабство, но связанное с высокими ценностями. Такое не ломает человека, а делает его способным приносить святость в этот мир.

Второй закон, полученный на Синае, – «Да не будет у тебя других богов», – запрещал идолов и был продолжением первого. Когда хозяин не человек, а Б-г, Совершенный, Творец мира, это и есть свобода для людей.

40 лет евреи оставались в пустыне, чтобы освободиться от рабства. За эти годы поколение рабов умерло, и в Израиль вошли их дети. Так не должно было быть. Б-г хотел, чтобы евреи сразу вошли в Израиль после Египта. Но их мучили сомнения, они были насторожены, недоверчивы. Сначала им захотелось послать в Израиль разведчиков – Б-г согласился на это. Но они сомневались снова – и это несмотря на все чудеса, которые видели в Египте и на Красном море!..

В Египте Б-г показал, что Он есть на свете. О присутствии Хозяина мира свидетельствовали и сам Исход, и чудо с Красным морем. Все происходящее было символично, например, расступившиеся воды моря – знания, скрытые поначалу. И перед евреями открылась полная картина мира. Они могли видеть Б-га. Самый простой человек, пройдя море, мог видеть больше, чем великий пророк. Так евреи видели дарование Торы. И все равно потом вернулись к своему менталитету: сомневались, опять сомневались… Тогда Б-г сказал, что в Израиль войдут только их дети и те, кто верил в силу Б-га.

Рабство – не только изнурительная работа, оно проникает внутрь человека, проявляется в его зависимости от всевозможных ненужных, вредных вещей. Идолопоклонство мы тоже понимаем не в узком, а в широком смысле слова. Освобождение от рабства, к тому же усугубленного идолопоклонством, – длительный процесс.

О евреях Египта написано, что они сохранили три вещи: свои имена, язык, национальную одежду. Больше ничего еврейского не было! И эти три вещи их спасли. В России тоже были такие вещи: «пятый пункт» в паспорте, язык идиш, еврейские блюда. В других странах, например в Испании, еврейство уничтожила инквизиция; люди скрывали свое происхождение, потому что уже не понимали, что значит быть евреем. Здесь этого не забыли. И когда 10 лет назад случилось такое чудо – падение коммунистического режима, евреи получили свободу. Это и есть выход из Египта.

49 дней понадобилось, чтобы евреи дошли до Синая. На этом пути находимся сегодня и мы, с каждым днем ощущая себя все свободней. Нельзя сказать, что освобождение произошло 10 лет назад. Еще совсем недавно люди признавались мне: они боятся говорить о своем еврействе, стесняются его. Настоящая свобода – это когда еврей может с легкостью говорить где угодно: «Да, я еврей и этим горжусь».

На каком этапе пути от Египта к Синаю мы находимся сегодня, зависит от каждого из нас. Есть такие, кто уже получил Тору и живет с ней, гордится своим происхождением, понимая, что быть евреем – это не страх, не стеснение, а настоящая жизнь. Для того они и выходили из Египта. Есть такие, кому нужно больше времени, не дай Б-г, 40 лет, чтобы понять: да, действительно, здесь многое изменилось. Есть и такие, кто уверен, что коммунизм вернется сегодня-завтра. Они не понимают, что произошли необратимые изменения.

Понятно, что евреи смогли достичь Синая за 49 дней, потому что была помощь свыше, на глазах происходили чудеса. В России, я думаю, чудес не меньше. На Западе много пишут о том, что люди не понимают Путина: человек вышел из КГБ – и вдруг хорошо относится к евреям… Сомнения, сомнения, как и 33 века назад. Но тогда зачем президент три часа провел в Еврейском центре в Хануку?.. В конце концов у него немало дел. Я думаю, это часть сегодняшнего чуда.

Сейчас поддержка свыше проявляется в том, что мы можем открыто учить иврит, Тору, Талмуд, соблюдать Субботу и праздники. В этом году накануне Пейсаха на улицах свободно рекламировалась израильская маца! Еще 5 лет назад люди не были к такому готовы, а сегодня это воспринимается нормально.

Еще одно из чудес. За неделю до Пейсаха в Марьиной роще закончилась маца. А ведь ее завезли в два раза больше, чем в прошлом году! Конечно, еврейские организации много делают для возрождения еврейства, но результат превысил все разумные ожидания и расчеты. Надо понимать: то, что может Б-г, намного превышает наши самые оптимистические представления.

В Пасхальной Агоде написано: маца – хлеб, который мы ели в Египте, это хлеб бедности и рабства. Далее сказано, что есть и другая маца, которую мы взяли, выходя из Египта: в спешке тесто не успело подняться. Это хлеб Исхода.

Один человек мне рассказывал, как в пору его детства вся семья собиралась дома, чтобы тайно выпекать мацу. Организовать такой процесс нелегко. Это была такая же маца, как та, которую евреи ели в Египте, – она напоминает не о свободе, а о рабстве. А сегодня можно на улицах показывать ее и говорить: «Вот, это наша маца», – теперь она уже еврейский символ свободы. И люди идут по улицам с пакетами, не скрывая, что в синагогах взяли мацу, – хлеб свободы.

Главный раввин России  Берл Лазар

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru