[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2001 СИВАН 5761 — 6 (110)
Глубокоуважаемая редакция!
С гордостью хочу сообщить вам, что в моей личной библиотеке, насчитывающей более полутора тысяч книг, хранятся почти все номера журнала «Лехаим», начиная с 24-го, датированного апрелем-маем 1994 года. Для меня они стали своеобразным учебником. По ним я изучаю историю, традиции и быт евреев, Тору, знакомлюсь с весомым вкладом, который внесли мои соплеменники в развитие мировой науки, литературы, искусства, медицины. В последнее время с особым интересом стал читать и делать выписки из материалов вашего журнала, связанных с Великой Отечественной войной, с вкладом евреев в победу как на фронте, так и в глубоком тылу. Этот интерес связан прежде всего с тем, что я начал собирать материалы о ратных и трудовых подвигах евреев-казахстанцев, чтобы попытаться написать о них хотя бы небольшую брошюру, тем более, что в казахстанской историографии это одна из почти неисследованных тем.
В связи с этим меня очень заинтересовало письмо в редакцию Бориса Фридмана из Уфы о его отце Фридмане Пинкусе Абрамовиче, опубликованное в № 3 (107) журнала за этот год. Оно меня не только заинтересовало, но и подкупило той особой теплотой, с которой сын пишет об отце. Так может писать только человек с большим добрым сердцем. И еще одна мысль. Мне кажется, что если бы каждый сын или дочь написали по письму такого плана, то получилось бы очень интересное повествование по истории еврейской семьи.
Заинтересовал же меня в письме тот факт, что во время Великой Отечественной Пинкус Фридман организовал в тыловой Алмате производство витаминных концентратов для армии.
Конечно же, мне хотелось бы получить от автора более детальное описание этого в полном смысле слова подвига. В частности, меня интересует: в каком году было начато производство, на базе какого предприятия, сколько (хотя бы приблизительно) было произведено продукции, работали ли на этом предприятии другие евреи (хорошо бы знать их имена и фамилии) и т.д.
Поэтому, если это возможно, убедительно прошу переслать г-ну Фридману данное письмо и мой адрес.
Заранее благодарен за помощь.
С уважением,
Ульман Абрум Ильич,
Алматы
Дорогая редакция журнала «Лехаим»!
Дело, которое вы делаете, бесценно. Мы, даже люди с высшим образованием, в иудаизме безграмотны. Как ничтожно мало знаем о великом нашем народе! Огромное вам спасибо и низкий поклон за то, что вы восполняете пробелы в нашем воспитании и образовании. Гордость наполняет сердце за наш народ, который дал миру стольких гениальных, замечательных, праведных, образованных и культурных людей. Жаль, что количество журналов, поступающих в нашу синагогу, уменьшилось, и его все труднее получить, а выписать мы, пенсионеры, не можем – неплатежеспособные.
Недавно был один из наших самых главных праздников – Пейсах. И мне хочется назвать человека, который много сделал для евреев в свете этого праздника. Это Ямпольский Михаил Наумович.
В 80-е годы многие евреи нашего города посылали по его адресу деньги на мацу – по 5 рублей за 1 кг. Я собирала деньги у своих друзей, и спустя 10–15 дней на мой адрес приходила маца с печатью «кошерная». И я обеспечивала ею и свою семью, и друзей.
Не помню, в каком это было году, но точно, что до 1990 года, – мацу я не получила. В это время я везла маму в клинику Федорова в Москву. Зная адрес Ямпольского, нашла телефон, позвонила, мне сообщили, что его арестовали. Позже в Донецке меня вызвали в правоохранительные органы, требовали письменное объяснение о посылке денег на мацу. Я никогда не была робкого десятка и сказала: «Вам хорошо, можете к своему празднику купить в магазине пасху. А как быть нам?». Ответ был: пеките сами. Я популярно объяснила, что в домашних условиях это невозможно, так как мы не знаем, как печь кошерную мацу. Я там видела большие списки евреев, которые пользовались услугами Ямпольского.
Будучи недавно в Москве, я и мама поехали в синагогу покупать мацу. Там за ней была большая очередь, но моей маме, ветерану КПСС, персональной пенсионерке, дали вне очереди (много мы с родственниками смеялись по этому поводу). Обеспечили мацой себя, родственников и привезли друзьям, чьи деньги, как и наши, пропали с арестом Ямпольского.
Может быть, редакции удастся что-либо узнать о судьбе этого праведного человека? Меня до сих пор волнует его судьба.
Заранее благодарна.
Лившиц Элла Абрамовна,
Донецк
Шалом, дорогая редакция нашего любимого журнала «Лехаим»!
«Лехаим» – журнал для общения. Вы стремитесь, чтобы людям было интересно, вам удается радовать нас увлекательными и полезными статьями. Спасибо. Уже само слово «Лехаим» многое объясняет. Если говорить откровенно, то мы почти не бываем нараспашку. Наше обычное состояние – застегнутость на все пуговицы. Вы помогаете нам, читателям, раскрепоститься. Кстати, это и есть ключик к тайнам нашей еврейской натуры. Колдовская дверца наших душ открывается с помощью такого вот ключика.
Журнал «Лехаим» интересен и нужен. Каждый номер читаем с удовольствием, обсуждаем, спорим. Вы даете нам возможность обратить внимание на то, к чему мы, бывает, приглядимся и перестаем замечать, сужая мир, в котором находимся. Благодаря журналу незначительное перерастает в неизмеримо большее. Мы благодарим вас. Иногда мелочи – это самое главное.
Сегодня мы прочли «Лехаим» за май 2001 года (№5/109), где в статье «Литература или политика?» писатель Идо Нетаньягу говорит, что было бы хорошо, если бы журнал напечатал одну из его статей, а автор статьи В. Дынькин спрашивает: «Стоит ли? Ответ за читателем». Думается, действительно было бы хорошо, если б журнал напечатал одну из статей Идо Нетаньягу. Как говорит А.Е. Бовин (там же): «Не прочитав книгу, трудно о ней говорить...».
Книга Нетаньягу поднимает политические вопросы, проблему взаимоотношений двух противостоящих друг другу народов на земле Израиля. Я лично и мои родные и близкие «болели» за Ариэля Шарона. (Читали в «Еврейском слове» №6 (28) 5761/2001 7–13 февраля «Ястреб мира», «Старый солдат, множество раз ходил на штурм...»). Нам хочется верить, что Ариэль Шарон — отличный политик, а у настоящего политика-еврея не может быть мира с арабами. Книга Идо Нетаньягу важна, в любом случае нам нужно знать разные мнения. Уверены, прочесть было бы интересно.
Представьте, что будет с кем-либо из наших, если Иерусалим будет арабским? Мы это принять да и понять, увы... да просто – этого не может быть!!! Господа, Израиль – для евреев (весь Израиль)!
Принято считать, что спокойствие и уверенность нам дарит согласие с другими людьми. Но вот с арабами? Конечно же, нет! Заблудшие, увы, живут своей жизнью и веками стараются уничтожить нас – такова цель примитивных арабов. Мы есть не тогда, когда что-то обсуждаем, а когда делаем и все вместе, и лишь в этом случае мы вернем себе свою индивидуальность. Мы должны формировать свое общество через сообщество.
Давайте вспомним Марка Твена: «Терпимости не существует. Ей нет места в сердце человека, но по древней заплесневелой привычке все, захлебываясь и брызгая слюной, бормочут о ней. Нетерпимость – это все для себя и ничего для других... Такова основа природы человека».
Именно так! Давайте крепко задумаемся...
Благодарим за то, что вы даете возможность высказывать наши мнения на страницах журнала.
Семьи Бронштейнов, Лауденов, Музалевских,
Петербург.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru