[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2001 СИВАН 5761 — 6 (110)

 

ИЗ ЕГИПТА – К СИНАЮ

 

ОТКРЫТЬ КНИГУ

Главный раввин России Берл Лазар

Я думаю, перспективы евреев России намного больше, чем в других странах. Пережившие насилие, теперь в условиях свободы они могут сделать намного больше. В людях накопился большой потенциал.

Я праздновал Пейсах в Италии, в Америке, но до России по-настоящему не чувствовал, что такое рабство: мир, где я жил, считался свободным (хотя никакое место нельзя назвать свободным до прихода Мошиаха).

14 лет назад я увидел, в каком страхе здесь жили евреи. С первой минуты чувствовалось, что ты здесь никто. В зале прилета было непривычно темно, а на паспортном контроле меня разглядывали семь минут, ничего не спрашивая, не объясняя – чтобы вызвать у человека неуверенность, страх.

Мы привезли из Израиля кошерную мацу. На таможне она была в диковинку, пришлось объяснить: такая у нас еда. Эту мацу евреи держали, как золото, берегли, старались сохранить до следующего года.

Самое большое впечатление на меня произвели евреи, подпольно сохранявшие еврейские традиции, можно сказать, они жили «внутри посольства». В то время многие собирались, чтоб никто из чужих не знал, тесным кругом и хотя бы несколько часов жили в атмосфере свободы. Я видел, что евреи из «посольства» за соблюдение своих обычаев были готовы на все, потому что они поняли: их опора и настоящая жизнь – это еврейство, и кроме веры им ничто не может помочь. Никто не думал, что в такой стране произойдет это чудо, и очень многие вернутся к вере, к еврейству. Каждое утро надо благодарить Б-га за все эти чудеса и использовать возможности, которые они нам открывают.

Я думаю, самое главное сейчас для большинства евреев бывшего СССР – это получить Тору: чтобы люди открыли для себя эту Книгу, учились, знали больше о своих традициях, истории. Тогда мы будем жить с настоящими ценностями – ценностями Б-га.

Евреи будут здесь всегда, как в любой точке земного шара. Наша задача – дать им чувство настоящей общины, чтобы в каждом маленьком городке, сколько бы евреев там ни было – 20, 50, 100, – кипела настоящая еврейская жизнь, встречали Субботу, праздники, чтобы дети могли учиться в еврейских и воскресных школах. Чтобы каждый мог гордиться, что он еврей.

 

ВЕЛИКОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Генеральный директор Еврейского агентства в России Карел Унгар

Недавно я услышал интересное высказывание: «Еврейская жизнь – это треугольник, каждый угол которого символичен. Верхний угол – еврейский народ, правый – Тора, левый – земля Израиля». Нижние углы естественным образом связаны с верхним.

Становление евреев как народа и его духовное возвышение неразрывно связаны с исходом из Египта. Многие тысячелетия каждое из поколений вновь и вновь проходит этот путь. Мы сейчас на таком историческом отрезке, когда особенно отчетливо видно: происходит обновление, по масштабам и надеждам сопоставимое с окончанием плена, в котором находились наши далекие предки. Обрушился, наконец, «железный занавес», и перед народами бывшего СССР и его восточноевропейских сателлитов открылась широкая зеленая улица с двусторонним движением. Улица в свободный мир, который долгие десятилетия находился по ту сторону социалистической зоны тоталитаризма.

Последние десять лет отмечены невиданным ранее исходом евреев на историческую родину, и это я считаю самым великим чудом нашего времени, которое, думаю, будет продолжаться еще не менее десяти лет.

После сорока лет странствий по пустыне евреи получили Тору на горе Синай. После семидесяти лет притеснений и унижений их современные потомки получили возможность беспрепятственно воссоединиться в Земле Обетованной со своими братьями и в полной мере ощутить радость жизни на своей, Б-гом данной родине. Само существование государства Израиль дало тем, кто остался в странах рассеяния, мощнейший стимул для национальной самоидентификации.

Один из членов нашего молодежного еврейского клуба на вопрос, как он вернулся к своим корням, ответил: «В пять лет я впервые услышал от родителей о своем еврействе. Тогда это не произвело какого-то особого впечатления. А когда я побывал в летнем еврейском лагере, то совсем по-другому стал относиться к своей национальности. Я почувствовал себя настоящим евреем и стал убеждать родителей соблюдать Субботу и питаться кошерной едой». Удивительная вещь: сын с раскрепощенным благодаря новым историческим условиям сознанием воспитывает угнетенных принудительной ассимиляцией родителей!.. И это убедительное свидетельство того, что в наше время психология меняется гораздо быстрее, чем во времена Моисея...

Другой пример. В том же молодежном клубе была девушка, с раннего детства знавшая о своей национальности. Как и многие, она скрывала ее от окружающих – из страха оказаться в положении человека второго сорта. Но в какой-то момент она осознала, что скрывать свои корни унизительно, и нашла в себе смелость пересилить страх и заявить: «Я – еврейка». И у нее распрямились плечи, ведь она принадлежит к древнему талантливому народу! Освободиться от внутреннего рабства ей помогло одно из многочисленных еврейских объединений, существующих сейчас в России. Каждая из организаций имеет собственное направление работы, но все они служат главной цели – помочь евреям по рождению стать евреями в полном, историко-культурном и религиозном смысле.

Чтобы достичь Синая сегодня, не нужно сорока лет – в этом великое преимущество нашего времени.

 

ВОЙНА С СОБОЙ

Директор образовательного центра «Мигдал-Ор», президент университета «Тора-Ор Иерушалаим» Гедалья Макавецкий

Один из великих раввинов современности Элиягу Деслер в своей книге «Миктав Элиягу» говорит о цикле еврейских праздников, что рассматривать их нужно не как что-то преходящее, а как нечто концентрическое, спиралевидное, устремленное вверх. Представим себе такую спираль: человек идет по кругу – Рош а-Шона, Суккос, Пурим и т.д. На каждой из этих «станций» с ним происходит нечто,  что способствует его совершенству. В Рош  а-Шона судится все живое. В Суккос человек становится «битул а-еш» — он устраняет в себе все материальное, открываясь воле Всевышнего. В Симхас Тойра он поднимается еще выше, – это праздник, когда он принимает Тору не из страха, а из желания. Затем Ханука, Пурим и, наконец, Пейсах, «Ициат Мицраим» – выход из Египта.

Основная задача евреев была не в физическом  выходе из Египта. «Ициат Мицраим» дословно «выход Египта». Вот сущностная идея галута: не человек выходит из него, а галут из человека. Это работа над собой.

Тора называет точную дату Пейсаха и Суккос, но о Швуэсе сказано только, что от Пейсаха до него надо отсчитать 49 дней, или 7 недель. Это означает, что праздник Швуэс бывает только после того, как проделана та самая работа.

Дарование Торы определяют два термина: «Матан Тора» и «Каболас Тора». «Матана» – подарок, ради которого человек ничего не делает, получает его просто так. «Кабола» – получение, связанное с «кибул» – объемом. Если человек не создаст в себе объем, резервуар, он не сможет ничего принять. Так и стакан с водой: чтобы наполнить его другим содержимым, воду придется вылить. Только вылив ненужное, можно влить необходимое. Поэтому получить Тору мы можем, только пройдя через самоочищение в Пейсах. Создали сосуд –  в него и помещается дар.

Человек, пройдя через все «станции», осмыслив каждый пункт своего пути, достигает определенного духовного уровня.  На следующий год, идя через те же станции, он уже другой, изменившийся, и продолжает меняться (образно говоря, он поднимается в гору по дороге, которая называется «серпантин»). Дословный перевод Рош а-Шона – глава изменений. Это глава всех изменений, которые произошли с человеком в течение всего года. И это Судный день. Человек судится за все те изменения, которых он добился усилиями воли.

На каком этапе пути от Египта к Синаю находится сегодня российское еврейство, говорить сложно. К сожалению, оно расколото на разные группы, лагеря – это одно из наших проклятий. Но сейчас я хочу  сказать не об этом. Основная проблема сегодня связана с еврейским самосознанием. Мало кто из евреев, проживающих на территории бывшего СССР, еще в недалеком прошлом представлял себе иудаизм, еврейскую историю, культуру. Но было некое еврейское мироощущение, передающееся с материнским молоком. И все же по большому счету никто не мог оценить, что есть еврейство как таковое. Сегодня ситуация, на мой взгляд, стала в определенном смысле еще хуже. Та глубина, которой характеризовалось не только российское еврейство, но и вообще интеллигенция в СССР, сегодня ушла на второй план.

С доступом к материальным ценностям, свободе, как ни странно, многие вещи, связанные с интеллектом, духовной жизнью, обесцениваются. Так и в западном обществе, в США: у очень многих людей, особенно слабых, такие вещи отодвигаются на задний план. Чтобы изменить ситуацию, необходимо образование. Говоря о воспитании еврейского поколения, надо иметь в виду не только детей, но и взрослых.

Сегодня, на мой взгляд, одна из проблем, связанная с воспитанием взрослых, заключается в том, что их некому воспитывать. Как правило, это люди с высшим образованием. Они в принципе готовы воспринимать идеи  Торы, Талмуда, Мишны, все то, что связано с еврейством в гуманитарном, культурологическом плане. Более того, они хотят это воспринимать, но уровень подачи должен быть высоким.

К сожалению, специалистов, которые могут найти с ними общий язык, на территории Москвы, страны, слишком мало. Проблема гигантская, разрешение ее очень непросто. Конечно, здесь многого можно добиться благодаря самостоятельной работе. Сейчас стали доступны книги по традиции. Но, берясь за них, надо отдавать себе отчет: без знания иврита, изучая лишь переводы, невозможно глубокое понимание традиции.

Что касается детского образования, то часть семей сегодня стоит перед серьезной дилеммой: в какую школу отдать ребенка – в еврейскую или нееврейскую? Люди знают, что с точки зрения среднего образования хорошие нееврейские школы способны дать ребенку больше. Как выбирать?.. Для большинства такого вопроса вообще нет: они отдают детей в нееврейскую школу.

Еще проблема. Школа «Мигдал-Ор» имеет отличную репутацию, мы  заняли высокое место по рейтингу в России – 25-е среди всех российских школ. И что же? Сегодня в нееврейских школах Москвы, я думаю, есть пара тысяч галахически еврейских детей, потенциальных наших учеников, но мы понимаем, что к нам идет в лучшем случае несколько процентов. Та же проблема у всех еврейских организаций: на все мероприятия приходят одни и те же люди. И становится ясно: еврейская интеллигенция нам пока недоступна. Почему? Думаю, ответ один: еврейские организации сегодня не выдержали экзамен на престижность.

То, что делается, не просто непрофессионально, а непрестижно. И здесь играет роль всё: качество, продуманность, отлаженность, организационный уровень, преподавательский, административный состав и т.д. Я позволяю себе это говорить, потому что мы сами на этом рынке. В нашу систему входят несколько учебных организаций: общеобразовательная школа, университет, ешива, общежитие для детей, еврейская община. Мы чувствуем себя частью еврейского целого и критикуем себя в том числе.

На мой взгляд, исключительно с помощью образования мы можем решить проблему оторванности от родных традиций. И мы ее начали решать. Только через нас за 10 лет существования «Мигдал-Ор» как системы прошли сотни, а может, уже и тысяча учеников, которые теперь не только сами живут как религиозные люди или хотя бы уважающие еврейские традиции, но растят в этом духе детей. Есть сотни еврейских семей, которые пошли по правильному теперь уже в их понимании еврейскому пути.

Многие организации жалуются на проблему финансирования. Эта проблема не существовала бы, если б люди, обладающие средствами, были воспитаны в еврейском духе. Поэтому, на мой взгляд, вопрос образовательный, он же воспитательный, стоит широко во всех аспектах. Пока не будет создана одна большая цепочка от детского сада до мощного университета и дальше – с возможностью предоставить еврею разнообразную, богатую общинную жизнь, сложно будет даже призывать человека остаться жить в этой стране, если он всерьез пришел к еврейству (как правило, в этом случае люди испытывают потребность уехать). И не нужно его винить: общинная жизнь здесь пока еще не может дать ни ему, ни его детям всего необходимого.

Наша позиция заключается в том, что каждый человек сам определяет себе место для жизни. И кто уезжает, и кто остается – те и другие должны найти себя там, где они будут жить. Чтобы люди могли, в частности в Москве, создавать семьи, воспитывать детей,  нужна целая инфраструктура. С моей точки зрения, сегодня она просто в зачаточном состоянии. Более того, люди по-настоящему религиозные, которые хотят остаться жить в России, практически не имеют такой возможности. Да, питание налажено, но образование для детей еще далеко от должного.

По сравнению с тем, что было 10 лет назад, в стране есть свобода. В некотором смысле это плюс, в некотором – минус. Лет 15 назад, когда я еще жил в Москве, к нам приезжал в гости рав Симха Кук, главный раввин города Реховот. Посмотрев как мы живем, боремся с КГБ (хотя тогда сложности были уже небольшие по сравнению с 60–70-ми годами), он сказал, что существует два вида борьбы человека с обстоятельствами. Есть «мелхемет а-дохак»и «мелхемет а-ецер». Первое – это война, связанная с притеснением, принуждением, когда на тебя давят внешние обстоятельства. Она дает эффект пружины, которую сильно сжимают, но как только уберут руку, она тут же распрямляется и бьет. Советский режим давил на еврея, и он хотел быть евреем.

Среди людей, изучающих Тору, были буквально десятки, которые действительно серьезно этим занимались. На нас давили: кто-то шел в тюрьмы, кого-то избивали, мучили, высылали, запирали в сумасшедших домах... Это было давление извне. Из-за внешнего давления человек мог внутренне себя мобилизовать и весь потенциал направить на отпор этому давлению.

Второе понятие – «мелхемет а-ецер», когда война происходит не с внешним, а с внутренним давлением – со своим отрицательным началом. Представьте себе: человек сидит в ешиве, учит Тору. Обстоятельства говорят ему: выйди отсюда, нужно кормить семью, пойти в банк, заниматься текущими вопросами... Собственное внутреннее начало не дает тебе быть самим собой,  уводит от того, чтобы в полной мере реализовать свое еврейство. Рав Симха Кук сказал: приехав в Израиль, вы познакомитесь с этим явлением и увидите, что когда на тебя ничто не давит, нет сложностей внешних, обнаруживаются сложности с самим собой, и эта война бывает самой тяжелой.

Поэтому я сказал вначале, что сегодня проблем намного больше и более серьезных. Что мешает человеку быть евреем сегодня? Только его внутреннее отрицательное начало. В какой степени он не может его побороть, в такой же он не сможет приблизиться к еврейству. Не только с точки зрения знания, но и изменения своего сознания, своих поступков.

Трудно прогнозировать, что будет в России. Еврейство как таковое никогда не сможет отойти от идеи, связанной с Торой. Другого цемента у нашего народа уже не будет. Мы можем делать лишь то, что возложено на нас, делать с большой верой не только в религиозном смысле, но и с верой в наш народ.

Я люблю свой народ, я его часть. Это во многом определило мою жизнь, подтолкнуло к изучению традиции. «Ничто не устоит перед желанием», – написано в «Пиркей Овос». Я убедился в этом на собственном опыте.

 

В БУДУЩЕЕ – С ОПТИМИЗМОМ

Народный артист, президент ФЕОР Михаил Глуз

До сих пор не могу забыть прекрасный Пейсах в Еврейском общинном центре в Марьиной роще. Очень важно не только, чтобы был центр, важно, чтобы в нем кипела жизнь. Здесь проходят еврейские праздники, проходят выставки, встречи, здесь же состоится очередной съезд ФЕОР.

Что касается будущего евреев в России, то я смотрю в него с оптимизмом. Всю свою сознательную жизнь я был связан с еврейством – и будучи руководителем Камерного еврейского музыкального театра, и когда гастролировал по всему миру и видел жизнь еврейских общин во многих странах: от США и Канады до стран Южной Африки и Австралии. Имея возможность сравнивать, я пришел к выводу, что наша общинная жизнь при желании может быть лучше, чем там. Здесь так много талантливых людей, изголодавшихся по еврейской культуре, способных достойно ее представлять!

Величайшее завоевание перестройки – свобода выбора. Каждый сам решает, где ему жить, уехать или остаться. Опыт показывает, что немало людей возвращается в Россию, и я уверен, что будущее у евреев здесь есть.

Наша задача не стонать и жаловаться на трудности, которые, что и говорить, есть, впрочем как и у всех в России, а делать что-то конкретное, полезное. В последние годы стали широко отмечаться еврейские праздники. Для Федерации еврейских общин это еще и колоссальная работа, в которой участвуют сотни людей, занятых обеспечением и доставкой кошерной еды, мацы, тфилин, книг, – всего необходимого. За полтора года существования ФЕОР проведено более 70 концертов в общинах по всей России, включая Дальний Восток и Сибирь. В этом году мы проводим уже второй фестиваль творчества еврейских общин: первый состоялся в Биробиджане, нынешний – в Казани. Съезжаются талантливые люди из разных общин страны. Конкурсы клезмеров, создание еврейского театра в Костроме (его спектакль «Шалом, солдат» видела еврейская Москва, и теперь труппа показывает его в общинах) и многое другое – все это и есть движение вперед. Наша важнейшая задача – обеспечить возможность полноценной еврейской жизни для всех евреев, которые остаются жить в России.

Нас интересуют не только еврейские, но и интернациональные проекты. Большой проект благотворительного Фонда поддержки еврейской культуры «Атиква» «Мы снова вместе» посвящен Дню независимости России. Деятели искусств всех национальностей побывают в центрах федеральных округов, где пройдут концерты, всевозможные встречи. Наша повседневная работа и есть залог оптимизма, связанного с будущим евреев России.

 

МЫ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ТАК ЖИТЬ

Директор русскоязычной программы «Эш а-Тора» в Израиле Элиягу Эссас

В конце 60-х годов я жил в Вильнюсе и знал об Исходе из Египта разве что из книги Зенона Косидовского. Однажды мне рассказали о гематрии — одном из способов извлекать скрытый смысл ивритских слов, суммируя числовые значения их букв, и о том, что согласно ей Египет (на иврите Мицраим) и СССР — одно и то же. Я это понимал шкурой, а не головой: мы жили в Советском Союзе. Желание уехать тогда казалось неосуществимым. Но позже я присоединился к борьбе за выезд.

Наша семья не сильно отличалась от многих еврейских семей. В Пейсах мы покупали мацу, но это не значит, что у нас соблюдался Пейсах. И все же именно в семье мне дали самое главное – еврейский «фундамент»: ощущение того, что я часть еврейского народа и что еврейский народ – это одна семья.

В 1971 году я начал изучать иврит и выучил его за два года. Тогда и появилось сознание, что жизнь по заповедям и есть единственно приемлемая для меня жизнь. С помощью книг и людей пожилого возраста, которые не побоялись делиться со мной тем, что знали с детства, я стал соблюдающиим евреем и с 1977 года начал преподавать традицию молодым.

Помню свой первый программный урок, он состоялся вскоре после Швуэса. Тогда мне был 31 год. Я жил в Москве, входил в группу отказников и еврейских активистов и до этого уже проводил пасхальный сейдер, выступал на всех наших собраниях, мы выезжали в Овражки (под Москвой) отмечать еврейские праздники. В этой среде я был неформальным раввином.

В этом году я проводил сейдер в очередной общине, которую мы создали в Израиле. В системе «Эш а-Тора» я занимаюсь организацией общин для выходцев из бывшего СССР в Израиле. Эта община уже четвертая, в ней 60 семей. Приехав, люди должны чувствовать себя комфортно, жить еврейской жизнью, работать каждый в своей области, а Субботы и праздники соблюдать вместе.

Я очень горд, что все члены общины за уроки и участие в праздниках (за трапезу) платят деньги, а не получают их, как все еще практикуется здесь. Когда я вижу, что евреям дают деньги за то, что они приходят на урок Торы, или слышу, что платят, чтобы они приходили в синагогу для миньяна (минимальное число евреев для проведения общественных молитв), то сколько бы меня ни убеждали, что иначе они не придут, я думаю, здесь что-то по большому счету не так. Одним из первых моих начинаний в Израиле было установление платы за урок. Причем, это деньги достаточно значимые для уровня жизни в Израиле. В этом году члены нашей общины полностью оплатили сейдеры. Для меня это принципиально: отношение к традиции должно быть честным.

В Агоде мы читаем: каждый человек обязан чувствовать себя вышедшим из Египта. Я вышел из Египта – это значит надо мной только один хозяин, Творец мира. Я несу в мир Его слово, о Нем пою.

Получение Торы – праздник Швуэс. Я не делаю акцент на том, что мы должны ощутить себя стоящими у горы Синай: я знаю, моя душа там находилась. А сейчас я здесь, Всевышний послал меня в этот мир, и я хочу отпущенные мне дни заниматься Торой. Не менее важно, чтобы другие люди тоже занимались вместе со мной или с кем-то другим и восприняли Тору как руководство к действию. Если, приняв ее, я помогаю сделать это другим, значит, у меня есть Швуэс. У меня были сотни, даже тысячи учеников. Большинство из них стали учителями. Надеюсь, то же будет и с их учениками.

Мы идем к Торе, это очевидно. Надо, чтобы человек старался каждый день черпать мудрость Торы. А для этого необходим иврит – «золотой ключик» каждого еврея. Я настаиваю на изучении иврита: никому не удалось постичь и на миллиметр мудрость Всевышнего без иврита. Без знания языка ты знаешь о Торе, но не Тору.

Здесь, в России, сегодня реально все можно, со стороны государства нет никаких препятствий, поэтому все препятствия только в нас самих. Что это за препятствия, которые мы выстраиваем сами? Да, осталась внутренняя цензура, внутренняя закрепощенность, но гораздо больше меня заботит другое. Это коррумпированность, цинизм, отсутствие идеализма, нищета философии и философия нищеты. В синагогах платят деньги за миньян! Как можно платить за то, что евреи ходят в синагогу? Если еврей нуждается, потерял работу, надо помочь ему найти работу, а гуманитарная помощь снимает ответственность с человека.

Духовные учителя должны направить молодежь на помощь пожилым людям. Всевышний помогает тем, кто помогает другим, – это Его благословение. Если ты отдаешь другим людям свое время, свои усилия, деньги на благотворительность, тебе Всевышний дает здоровье, силы, деньги – вот формула успеха. Каждый человек должен отдавать 10 процентов дохода на цдоку, и эти деньги пойдут на помощь нуждающимся. Пока этого в России нет, настоящего успеха не будет. Детей нужно воспитывать на примере добра, а не коррупции.

Надо развивать еврейские качества. Человек должен быть совестливым, преклоняться перед Всевышним и стараться идти его путями. Жить по законам Торы – это фраза. Я не видел человека, который бы не спотыкался, не имел слабостей. Мы не можем ни о ком сказать, что он живет по законам Торы. Мы должны стараться так жить.

Нужно жалеть людей, в Талмуде об этом сказано. Но между коррумпированностью и культурой подаяния дистанция огромная. Люди должны понять, что такое делать добро, а не только получать.

В Швуэс празднуется годовщина получения дополнительной души нашего народа. У каждого из нас есть дополнительная душа. У каждого, как я говорю, есть дополнительная емкость, которая наполняется мудростью Торы. Если мы ничего не делаем, то гремим пустотой на весь мир.

Я очень нетерпелив: до 120 лет мало осталось, и я переживаю – как мало я сделал в этой жизни! Я вижу тысячи людей, пришедших к Торе, но и сотни тысяч не пришедших. Мне нечему радоваться, меня это тревожит.

 

Материалы подготовили:

Р. Немира,В. Познанский,А. Воробьева.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru