[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2001 ИЯР 5761 — 5 (109)
ИЗ ЕГИПТА – К СИНАЮ
Скрытые процессы, проходившие в еврействе в годы перестройки и, конечно, до нее, в последнее время вдруг явили результат, превосходящий все разумные, мыслимые ожидания. Пожалуй, лучше всего это проиллюстрировала парадоксальная ситуация, сложившаяся в канун праздника Пейсах в Марьиной роще: за неделю до праздника вдруг закончилась маца! Сотрудники синагоги в недоумении разводили руками: запасы мацы были значительно больше, чем в прошлом году!.. Что происходит?.. Хорошо, что запасы оказались в других синагогах.
После праздника Пейсах, в преддверии Швуэса, наша редакция обратилась к руководителям еврейских организаций с просьбой рассказать о своем видении нынешнего состояния еврейства, обозначить первоочередные задачи нашего народа в России на пути из Египта к Синаю.
Надеемся, этот спонтанно сложившийся «круглый стол» положит начало новой рубрике журнала «Лехаим», из которой наши читатели смогут узнавать мнение еврейских лидеров по ключевым вопросам.
ТОРА ИЗ УСТ МОШИАХА
Раввин Адин Эвен-Исроэль (Штейнзальц)
Как сказано в Талмуде, Пейсах в годичном цикле еврейских праздников не случайно следует за Пуримом: одно освобождение сменяется другим, пуримное – пасхальным, хотя исторически было наоборот. Баал-Шем-Тов относительно Пурима сформулировал такой принцип: кто читает Свиток Эстер «задом наперед», то есть вспоминая о событиях древности как о давно минувшем и не актуальном, не выполняет заповеди праздника, не понимает его истинного смысла и назначения, соответственно, он не получает всего того духовного заряда, который может получить. То же верно и в отношении других праздников.
В каждую эпоху Исход из Египта наполнялся своим особым историческим и духовным смыслом. Я думаю, если брать непосредственно наше поколение, то, как провозгласил Любавичский Ребе, оно будет последним в изгнании и первым поколением освобождения.
Египет стал олицетворением рабства во всех его проявлениях, на всех уровнях. С наступлением праздника Пейсах все поколения евреев выходили из египетского рабства. Точнее говоря, это процесс постоянный: во время праздника Пейсах еврей получает те необходимые силы, благодаря которым он способен преодолевать любые барьеры и преграды между ним и Всевышним и дальше уже расходует эти силы в течение всего года.
Сказано, что в конце времен подобно тому, как это было в дни Исхода из Египта, в дни Пророков, Б-г явит чудеса. Наверное, это относится прежде всего к нашему поколению: мы будем выходить из Египта не только духовно, не только освобождая в себе еврея из рабства животной души – мы будем реально выходить из галута, и, в отличие от египетского, это будет окончательный Исход.
Когда евреи вырвались из Египта, важен был не столько этот факт сам по себе, сколько позитивная, созидательная цель, ради которой произошел Исход, – это получение Торы. Мы знаем, что Мошиах принесет нам новое, принципиально более глубокое понимание Торы, в сравнении с которым все, что мы учили до сих пор, как свет свечи по сравнению с ярким солнечным светом в летний полдень. Поэтому можно сказать, что спустя более трех тысяч лет мы повторяем тот же самый путь ради Торы. Дай Б-г, чтобы это был окончательный Исход и чтобы Тора была той обновленной Торой, которую мы будем учить из уст Мошиаха.
ОБРАТИТЬ СЕРДЦА К ИЗРАИЛЮ
Чрезвычайный и полномоченный посол Государства Израиль в Российской Федерации Натан Мерон
С тех пор как я приступил к выполнению обязанностей чрезвычайного и полномочного посла Израиля в РФ, прошло полгода. В первые же дни я понял, что еврейская тема в России – уникальное явление, которое требует от посла Израиля гораздо более внимательного отношения, чем в любой другой точке земного шара.
Часто сравнивают алию (возвращение) в Израиль с библейским Исходом евреев из Египта. Конечно, некоторое сходство есть, но существенное отличие заключается в том, что евреи, выехавшие из бывшего СССР, сохранили теплые чувства к странам, в которых родились. Невозможно разорвать дружеские и родственные связи людей, которые, как мосты, соединяют наши страны.
Без сомнения, еврейская жизнь расцветает и в Москве, и в Петербурге, и во многих других городах. Этому в большой степени способствует руководство России, еврейские общины пробуждаются, растет их активность.
Недавно я видел в центре Москвы огромный плакат, на котором было написано, где можно приобрести мацу на Пейсах. Времена изменились.
Вспоминается церемония зажигания первой ханукальной свечи в Москве с участием президента Путина и мэра Лужкова. Такие же свечи одновременно зажигались во многих местах города. Тысячи людей встречали Пейсах в городах бывшего Советского Союза, не прячась и не таясь. Это самое убедительное свидетельство того, что еврейские традиции крепнут и голоса евреев сегодня без страха звучат повсюду. Очень важно, чтобы крепло еврейское самосознание. Вместе с ним будет крепнуть связь евреев России с Израилем. Хотелось бы, чтобы каждый молодой еврей побывал в Израиле, и культурные связи между общинами продолжали развиваться. Жизненно важно показать российскому обществу красоту традиций иудаизма, познакомить с его духовными ценностями. Необходимо вести диалог между иудеями, мусульманами и христианами в России.
Израиль заботится об увеличении алии. Мы считаем своей обязанностью помогать всем тем, кто еще не репатриировался в Землю Обетованную, поэтому особое значение придаем сотрудничеству с еврейскими общинами в области образования и культуры. Необходимо укрепить связи между еврейской общиной и всеми работниками посольства Государства Израиль.
Я прибыл в Москву, чтобы делать все возможное для развития связей еврейской общины России с Израилем во всех сферах. В период между празднованием выхода из Египта и получения Скрижалей Завета на горе Синай мне кажется, всем нам надо сделать самое главное – обратить сердца к Израилю.
ЕВРЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЯМ
Раввин Ицхак Коган
Уже несколько тысячелетий евреи встречают Пейсах как время нашего освобождения. Мы, представители нынешнего поколения, ощущаем это в большей степени, чем евреи, которые жили в России 30, 50, 70 лет назад и на чью долю выпали красный террор, воинствующий атеизм, государственный антисемитизм. Сегодня не надо тайно, под угрозой смерти выпекать мацу – рекламные плакаты с адресами, телефонами мест, где ее можно купить, вы встретите в центре столицы. И это одно из самых явных свидетельств приближения Мошиаха.
Пятнадцать лет назад я услышал от Любавичского Ребе: Россия хочет меняться, и ей надо в этом помогать. Я вижу, как Любавичское движение помогает евреям России и бывшего СССР снова обрести те, казалось бы, утраченные связи с Всевышним (на самом деле утраченные только на видимом уровне), со своими традициями и своим будущим, о котором говорили Пророки.
Несомненно, физическое освобождение евреев 3313 лет назад дало огромный духовный потенциал, возможность обрести особую духовную высоту. Впервые этой высоты еврейство достигло у Синая при даровании Торы. Через призму этого Б-жественного Откровения весь мир увидел Творца. И заповеди, полученные на Синае, стали основой мирового законодательства. Все 3313 лет эта скрытая духовная мощь ведет евреев тернистыми тропами истории по бездорожью, через погромы, Катастрофу, советский тоталитаризм. Особое единение народа Израиля и Торы – это путь настоящей духовной свободы. Возвращаясь к Торе, мы обретаем огромные силы, способные окончательно вывести нас из галута, и сегодня у каждого есть возможность приобщиться к этому Источнику. Дело за нами.
Одним из главных событий этого года (по еврейскому календарю) в России, несомненно, является открытие нового здания синагоги в Марьиной роще «Бейс Менахем». Я считаю, это рукотворный памятник тем, кто верил, что духовные силы одерждат победу над силами богоборчества и террора, и сегодня это случилось. Теперь задача каждого еврея, если самому не удалось получить достаточное еврейское образование, дать его своим детям. Они в свою очередь дадут более глубокое еврейское образование своим детям. Только так произойдет настоящее духовное освобождение в целостности, то есть освобождение, которое предшествует приходу Мошиаха.
ДЕНЬ КОРОТКИЙ, А РАБОТЫ МНОГО
Раввин Довид Карпов
Люди моего поколения еще молоды, хотя получали среднее и высшее образование в советскую эпоху и знают о ее тотальном идеологическом прессинге не по рассказам. Процесс возрождения еврейства проходит на наших глазах, начавшись, казалось бы, буквально с нуля, из ничего. И, конечно, мы испытываем ощущение, что происходит чудо. О чуде возрождения еврейства на территории бывшего СССР говорят сейчас все: и те, кто приехал сюда работать во имя этого возрождения, и здешнее молодое поколение. Они могут об этом говорить, но, к сожалению, не могут ощутить в такой степени, как те, кто последовательно проходил все этапы порабощения и освобождения.
Но в то же время можно сказать и противоположное. Когда приходишь в гости к другу, у которого редко бываешь, или когда он приходит к тебе спустя большой срок, то слышишь: «Ой, Г-споди, как твой ребенок подрос!». А я и не заметил. Так и я. Все это я пережил, будучи уже около двадцати лет в еврействе. И это ощущение чуда для меня, может быть, немного притупилось, но по другим причинам: я видел, как один этап сменялся другим, и то, что делало одно поколение, продолжало другое.
Но главное не в этом. В силу своего положения я должен смотреть вперед – не оглядываться часто на достигнутое, а смотреть, что еще предстоит. В этом смысле я вижу непочатый край работы, потому что большая часть еврейства – я имею в виду еврейства по своим корням – бесконечно далека от традиций, а люди, которые так или иначе к традиции приобщились, еще в абсолютном меньшинстве.
Да, впереди непочатый край работы. Как говорится, «день короткий, а работы много». Когда тебе кажется, что работы мало, а времени много, на самом деле это всегда не так, потому что отведенный нам день, то есть этот мир до прихода Мошиаха, для тех, кто что-то делает, он всегда по времени в обрез. (Кто ничего не делает, для тех времени всегда много!) Если только мы напряжем все свои силы, только тогда успеем к сроку.
ДЕЛАТЬ, КАК УЧИЛ РЕБЕ
Заместитель главного редактора Российской еврейской энциклопедии, представитель Союза еврейской религиозной интеллигенции «Шамир» в России Зеев Вагнер
Как известно, месяц Нисан связан с выходом из Египта – из года в год, вспоминая и рассказывая историю давних дней, мы на каждом новом этапе стараемся решать проблемы, связанные с рабством во всех его проявлениях. Для нашего поколения Нисан – это еще и месяц, когда родился седьмой Любавичский Ребе. То, что с ним пришло в нашу жизнь, и какие это дает всходы, кажется невероятным, такое не под силу обычному человеку.
Я, как и тысячи других евреев, верю, что Ребе – Мошиах, и хочу, чтобы это увидели и другие, а, увидев, поверили и все остальные евреи, и все человечество, ведь Мошиах – для всех, и пусть происходит то, что должно происходить с его приходом!
В том, чему мы сегодня являемся свидетелями в еврейской жизни на территории бывшего СССР, конечно, есть доля нашего участия. Но в том, какого уровня происходят перемены и здесь, и во всем еврейском мире, нашей заслуги нет. Это заслуга Ребе: сеятеля видно уже по первым всходам. И нам не надо бить себя в грудь, гордясь заслугами, а надо делать все, что в наших силах, как учил Ребе. Каждому на своем месте. Потому что, как говорил ребе Зуся, когда придет пора, Б-г не спросит тебя, почему ты не был Моше, а спросит: «Почему ты не был Зусей?..».
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС – О ЕДИНСТВЕ
Президент ВААДа России, профессор Михаил Членов
Мы все прошли Синай давным-давно, и от этого никуда не деться. Если Исход повторяется с Пейсахом каждый раз, то Синай не повторяется, а постоянно помнится. И Тора всегда с нами, она многолика и проявляет себя в разных аспектах, разными путями.
Сейчас мы, безусловно, находимся на том сорокалетнем пути, что тысячелетия назад пролег между Египтом и Синаем. Формально вроде мы вышли из Египта, но блуждаем в пустыне, и я боюсь, как бы не затянулся этот путь.
Что такое сорок лет в ожидании? Поиск, бесконечный поиск. Это выдавливание из себя раба по капле, что, как известно, всегда в достаточной степени сложно. Тем не менее русское еврейство на пути своих утрат немало и обрело. Как мне представляется, это не просто одна, достаточно крупная, часть нашего народа, который продолжает свое существование. Русское еврейство, где бы оно ни находилось: в России, на Украине, в Израиле, Германии, Америке, – это сильная, жизнеспособная часть, имеющая большой опыт выживания и мощный потенциал. Доказательством тому является интеграционный процесс, происходящий время от времени.
Недавно я был в Нью-Йорке на конференции, куда съехались русские евреи из многих стран мира. Что же нас объединяет? Что заставляет собираться вместе, тратить время, усилия, деньги ради общения? Думаю, здесь много причин. Кроме того, что мы все говорим по-русски, выросли в Советском Союзе и прошли особую школу жизни, нас объединяет кое-что еще. На протяжении достаточно долгого времени – в течение полутора веков – русское еврейство выработало некое специфическое понимание того, что такое еврейство. Я опубликовал статью на эту тему в сборнике «Проблемы существования в диаспоре», вышедшем пару месяцев назад, она называется «Соотношение религиозного и национального аспектов в еврейской идентификации».
Мы видим, что в разные времена в разных странах разные евреи по-разному понимают, что значит быть евреем. Сейчас в мировом еврействе, насколько я понимаю, существует три крупных модели. Одна – западная, в наиболее характерном виде она присутствует в Западной Европе, США, Латинской Америке, Австралии, Южной Африке, Новой Зеландии, где еврейство – это в первую очередь иудаизм. И евреи, которые живут в этой западной модели, воспринимают еврейство как религиозную культуру, национальный момент для них оказывается как бы не очень существенным. Если вы спросите у американского еврея, является ли он евреем или американцем, то он не поймет ваш вопрос, потому что одновременно он и то, и другое. Был в советское время анекдот, как политический комментатор Зорин встречается с Киссинджером. Киссинджер спрашивает: «Ты – русский?» «А ты?» – спрашивает Зорин. «А я американский», – отвечает Киссинджер. Такой анекдот невозможно перевести американскому еврею: он не поймет, в чем соль. Киссинджер – американец и еврей, и никаких противоречий тут нет.
Другое дело в России. Здесь всегда стоит вопрос: либо русский, либо еврей. И всегда одно противопоставлялось другому. Зато в Израиле мы – русские… И мы воспринимаем себя как особый этнос или по крайней мере воспринимали до недавнего времени.
И, наконец, третья модель – израильская, ее можно назвать национально-государственной. Израиль – это неоеврейский этнос. Вот три разных модели.
Русское еврейство является носителем той специфичной модели, которую мы вырабатывали в очень сложных условиях на протяжении нескольких десятилетий и которая, несмотря на ее недостатки, помогла нам выжить в этот советский период и не просто сохраниться, но даже дать миру такой яркий пример еврейского сопротивления, как история еврейского национального движения 60-х–80-х годов, так называемая история «отказа». Наверное, именно это и определяет особое место советского еврейства в еврейском мире.
На новом этапе своего существования мы повторяем сорокалетнее странствие и что-то ищем. Конечно, эта наша старая советская модель – восприятие себя как национальности – уже начинает немного размываться. Молодому поколению нужно нечто большее. Несомненно, еврейская религия, пришедшая к нам с Запада, из Израиля, начинает занимать в сегодняшней жизни свое важное место, но что будет в перспективе, сказать очень трудно.
Сейчас в России существуют все три основных направления иудаизма: любавичский хасидизм, «литовский» иудаизм, и, наконец, реформистский. Все три течения и прежде были на здешней почве. Но сейчас они пришли к нам извне как бы в виде разной одежды: европейской, американской, израильской, и они примеряют на себя, если можно так выразиться, старый русский лапсердак. Процесс далеко не простой, потому что в качестве портного выступает наше трудное русское еврейство. Как оно скроит этот кафтан, неизвестно. Но для меня совершенно ясно, что этот кафтан будет скроен, и мы в достаточно короткий срок не просто вернемся к Торе, от которой в принципе далеко и не уходили, но мы вернемся к ней своим собственным путем.
Какие перед нами сегодня стоят проблемы? Главная – одна: она и первоочередная, и вечная. С момента выхода из Египта перед нами все время встает вопрос о единстве. На самом деле его никогда не было в еврействе: улыбающегося плакатного единства не было никогда! Евреи всегда ожесточенно спорили друг с другом, каждый отстаивал свою грань истины, видение этой истины, и в этом тоже, наверное, наша сила. Но вместе с тем мы не должны забывать, что беспричинная вражда приводит к катастрофическим последствиям. Достаточно вспомнить историю, когда две тысячи лет назад из-за беспричинной вражды евреи лишились Храма. И все это время не удается найти правильный баланс между беспричинной враждой и творческим спором. Это одна из главных задач, которая перед нами всеми стоит сейчас. Сможем ли ее решить? Хочется надеяться, что да.
НАДО ИДТИ И ИДТИ
Главный режиссер театра «Шалом» Александр Левенбук
Тора описывает события далекого прошлого, но это не значит, что подобное не может происходить в наши дни. Пейсах отмечает главное событие еврейской истории – Исход из Египта, выход из рабства с чувством достоинства, образование еврейского народа, – это как раз то, что происходит сейчас.
Сейчас мы идем по пустыне. И хочется думать, что сегодня, когда все скорости возросли, удастся пройти этот путь не за 40 лет, а быстрее. Но, конечно, для этого нужно желание.
Еврейское движение в последние годы достигло у нас колоссальных, революционных успехов и в первую очередь благодаря тем людям, которые его начинали. Эти люди рисковали свободой, очень многим ради того, чтобы еврейство в России выжило. И сегодня они не складают руки.
Когда 13 лет назад я пришел в еврейский театр, он был в стадии становления, и никакой книги, кроме Шолом-Алейхема, я тогда достать не смог. А что сегодня? Есть много еврейских библиотек с огромными фондами… и единичными читателями. Почему?.. Проще было бы обвинить евреев, что стали «ленивы и нелюбопытны» по отношению к родной традиции. Но что делать, такая была жизнь, и нет привычки. Ведь традиция – это не только Закон, но и привычка, доставляющая радость и удовольствие. А сегодня даже такое удовольствие, как театр, привлекает не всех: огромное количество евреев Москвы до сих пор так и не выбрались в свой, еврейский, театр. И очень многие, к примеру, даже не знают, что есть такой изумительный писатель, как лауреат Нобелевской премии Исаак Башевис-Зингер, писавший на идише, хотя переведено уже пять его книг. Его знают во всем мире. Русские театры, такие как МХАТ, ставят Зингера, а евреи его не знают, тем самым лишая себя колоссального удовольствия!..
Но в то же время все не так уж грустно: многие стали отдавать детей в еврейские школы, взрослые учатся в еврейских университетах, постоянно проходят различные еврейские мероприятия, отмечаются праздники: на Пейсах были организованы сейдеры для большого числа людей. Колоссальна роль организаций, способствующих всему этому процессу в России.
Вместе с тем, как говорил Соломон Михоэлс, «научить нельзя, но научиться можно». Чтобы в сознании человека что-то сдвинулось, он должен захотеть это сделать сам и с чего-то начать. Есть такая притча. Еврей приходит к раввину и говорит: «Я еврей по крови, но не знаю ни языка, ни культуры, ни истории своего народа. Что мне делать, с чего начать?» «Для начала в пятницу вечером выпейте бокал хорошего вина», – ответил раввин. «И все?» – удивился еврей. «Для начала достаточно», – сказал раввин.
Наверное хорошо, когда первые шаги к себе, к своему еврейству человек делает с удовольствием, и никто его не заставляет. Десятки лет он жил вне этой традиции, религии, народа, и слово «еврей» произносилось редко, в основном при заполнении анкет или получении паспорта, и причиняло боль. Поэтому хочется, чтобы первые свои шаги еврей сделал с удовольствием. Это очень важно! Когда наши прадеды приводили своих малолетних детей учить еврейской грамоте, первую букву алфавита, алеф, смазывали медом, чтобы малыш, слизывая его, навсегда запомнил сладость, удовольствие от соприкосновения с родным языком.
Скоро Швуэс, это праздник дарования Торы – великой Книги. Я думаю, и в этом история повторяется: каждый из нас эту Книгу должен принять. Многие ждут новых законов, но с нашей Думой многого могут и не дождаться. Почему же наконец не обратиться к Торе, в которой заложены все основы права, морали, и не установить с Законом личный контакт?!. Между прочим на Торе основано мировое законодательство. Конечно, в ней нет про Интернет, но если бы мы соблюдали только 10 заповедей из 613, знали, что Б-г один, и не растили свою гордыню, и не поклонялись идеям коммунизма, и не фетишизировали власть, то жизнь была бы намного лучше. Так что сначала надо разобраться в себе: прошел я пустыню или только иду, и смириться с тем, что надо идти и идти.
Материалы подготовили:
Р Немира, В. Познанский, А. Воробьева.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru