[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2001 НИСАН 5761 — 4 (108)

 

Еще раз о евреях и литовцах

Антанас Терляцкас

За пределами Литвы часто приходится слышать, что литовцы принимали весомое участие в истреблении евреев в годы второй мировой войны. Об этом спорили, спорят и еще долго будут спорить.

Но мало кому известен взгляд самих литовцев на эту проблему. Посылаю вам интересный, на мой взгляд, материал. Надеюсь для читателей вашего журнала он будет познавательным.

Хаим Баргман, Каунас, Литва.

 

Во время немецкой оккупации Литвы произошла страшная трагедия – около 200 тысяч евреев были убиты. По сей день жжет, не дает покоя вопрос – кто виноват? Почему литовцы, столетиями отличающиеся религиозной и национальной терпимостью, в середине XX века подняли руку на беззащитных людей?

И я тоже давно старался найти ответ. Никто в моем родном Кривасалисе не стрелял в евреев, никто из близких не запятнан невинной кровью. И тем не менее многие годы ношу я в себе неистребимое чувство вины.

Как-то говорил об ответственности литовского народа за истребление евреев с Т. Венцловой. Помнится, наши мнения совпали. Отклик Томаса на нечеловеческую эту драму опубликован в журнале «Евреи в СССР». Это талантливый, умный, одухотворенный глубоким и совестливым чувством документ. Трудно было представить себе, что он может оскорбить хотя бы одного литовца (за исключением, разумеется, тех, кто стрелял).

К стыду нашему, подпольная «Аушра» напечатала скрытый под псевдонимом Жувинтас «отпор» Т. Венцлове, статью которого «Аушра» не нашла нужным представить на суд читателей. Антисемитская статья Жувинтаса перепечатана эмигрантскими «Акирачяй». Боюсь, как бы начавшаяся полемика не обернулась оправданием убийц.

«Как понять то, что было? Когда речь идет о смерти и непоправимой вине, всегда можно привести множество рациональных объяснений, но в конечном счете они ничего не стоят. Это знал еще Эдип, еще лучше это знает христианство (...). Зло всегда остается злом, убийство – убийством и вина – виной. Ничто на свете не изменит факта, что в конце июня 1941 года литовцы на глазах у литовской толпы уничтожили беззащитных людей – даже тот факт, что в двадцатом веке многие, чуть ли не все народы, творили нечто подобное. И я, литовец, обязан говорить о вине литовцев. Садизм и грабежи, презрение и позорное равнодушие к людям не могут быть оправданы, хуже того – они не могут быть объяснены, они живут в столь темных углах личного и народного сознания, что искать их рациональные причины – бесплодное занятие (...). Раскаяние – сложное дело. Это никак не сведение счетов с убийцами, кому бы они ни служили. Это не раздирание одежды – раскаиваются внутренне. Но мы должны сказать обо всем происшедшем, не выгораживая себя, без внутренней цензуры, без пропагандистских искажений, без национальных комплексов, без страха. Мы должны навсегда понять, что уничтожение евреев – это уничтожение нас самих (...)».

Евреи 4-го полка польской армии празднуют Рош а-Шона около Вильно. 1920 год.

 

Так писал Т. Венцлова. А как насчет вины за уничтожение евреев в Литве у Жувинтаса? Очень просто – сами евреи виноваты! Легко сказать, какова цена его «аргументов».

1. Евреи в июне 40-го года встречали Красную армию с цветами. Этим они выказали литовскому народу вопиющую неблагодарность, за что и были наказаны спустя год. Конечно, уничтожать евреев не следовало бы, но надо попытаться понять и погромщиков, которые лишь слегка погорячились...

Царская Россия была тюрьмой народов, в которой евреев особенно преследовали. И евреи приветствовали создание независимой Литовской республики, так как надеялись, что ее создание будет способствовать национальному и религиозному развитию еврейского народа. Уже 5 декабря 1918 году один из сионистских лидеров бывшей Российской империи С. Розенбаум посетил премьер-министра А. Вольдемараса и предложил сотрудничество и помощь (П. Аксамитас, П. Фрейдгеймас. Иудаизм и сионизм. Вильнюс, 1971. С. 120). Премьер-министр со своей стороны обещал евреям культурную автономию.

Вряд ли где в мире в то время евреи имели такие условия для развития национальной культуры. Вот несколько примеров. В 1923 году, согласно переписи, в Литве было 7,7% евреев (литовцев – 83,9%). В 1938 году в Литве действовало 60 полных гимназий, из них литовских – 41, еврейских – 14, польских – 3, русская и немецкая. 93% еврейских детей учились в национальных школах, где преподавание велось в основном на иврите. В весенний семестр 1932 года в Каунасском университете студенты-евреи составляли 26,2% (литовцы – 67,4%). Это соотношение оставалось неизменным во все времена существования независимой Литвы. В университете действовали кафедры иврита и идиша. Евреи имели две раввинские академии – в Тельшяй и Вилиямполе.

Эту широкую культурную автономию евреи сторицей оплатили – своей кровью в борьбе за независимость Литвы (см. списки убитых добровольцев в книге «Добровольческое движение». Под ред. П. Русяцкаса. Т. 1 Каунас, 1937. С. 321-349).

Справедливости ради следует, однако, напомнить, что евреи не были уравнены в правах с литовцами. К примеру, они не могли владеть землей, их не принимали на офицерскую службу в армии. До 1926 года евреи участвовали в государственном управлении. Вильнюсская сионистская конференция делегировала в первое литовское правительство И. Выгодского, который занял пост министра по делам евреев. В Литовский государственный совет входили Розенбаум, Рахмилович, Фолькевич и другие. Первый сразу занял пост заместителя министра промышленности в торговле. После переворота (прихода к власти Сметоны) евреи были отстранены от государственного управления. Этим воспользовалась сталинская пропаганда, пообещав евреям уничтожение всех правовых ограничений. И так как евреи знали Сталина только по распространяемым в Литве «Известиям», они верили ему...

Была и другая, на мой взгляд, главная причина лояльного отношения евреев к советской власти. В 1939 году Гитлер приказал немцам Латвии и Эстонии вернуться на родину, Литвы эта реэмиграция не коснулась. Лишь наивные властители не понимали тайного смысла договора между Сталиным и Гитлером. Во всем мире только и было речи, что Литва скоро будет оккупирована немецкими войсками. Для литовских евреев это означало гетто, концлагеря, смерть. Дождавшись вместо немцев русских, разумеется, евреи ликовали, ибо для них это означало – жизнь!

Почему они не думали о нашем народе? Когда в июне 41-го восторженно встречали немецкую армию, много ли мы думали о евреях? Жалуемся, что мир не может понять, почему оккупантов встречали с цветами. Почему же мы не понимаем евреев, которые имели аналогичные, если не более веские, причины радоваться приходу Красной армии?

2. Среди энкаведистов было много евреев, а в их числе изощренные садисты. Жувинтас упоминает выродка Розовского.

Список евреев-сотрудников НКВД можно продолжить. Но выделялись ли чем-нибудь евреи на фоне таких, например, литовцев, как Мартавичюс, Петрикас, Тринкунас, Гузявичюс, Баранаускас, Баронас? Тип еврея-садиста черными красками рисовала оккупационная пресса, разжигая антисемитские страсти. Однако и сегодня, оказывается, им пугают народ,

Часто можно слышать, что когда в июле 40-го года, накануне выборов в так называемый сейм были проведены аресты, в них участвовали одни евреи (и лишь один литовец). Это избитая и проверенная тактика; гестапо арестовывает поляков – в акции обязательно участвует хотя бы один литовец, а при аресте литовца обязательно участие поляка... Юдофобы Берии и Сталина пользовались той же тактикой.

3. Евреи составили большинство в рядах компартии Литвы.

Жувинтасу на руку, что до сих пор не опубликован национальный состав компартии Литвы в период между войнами. Это скорее всего объясняется тем, что подпольные организации сознательно раздували свой личный состав. Попробуем использовать косвенные данные.

19 октября 1933 года Смечкус и другие, всего 24 литовских коммуниста, были обменяны на арестованных в России литовских священников (среди них был епископ Матулёнис). В числе 24-х было 14 литовцев, то есть более половины. По данным литовской госбезопасности, накануне второй мировой войны в компартии Литвы было 600-650 членов. Допустим, евреев среди них было около 300, и пусть даже, как кое-кто считает, все они совершили преступления против Литвы. Но в чем виноваты те 200 000 убиенных? Как-то несерьезно даже пояснять, что в 1940-м советскую власть поддерживали не одни евреи. В так называемом народном правительстве был только один еврей – министр здравоохранения Л. Коганас.

Гитлеровская пропаганда изрядно потрудилась, чтобы убедить часть литовцев, что каждый еврей – коммунист, а коммунист – еврей. В действительности большинство евреев было либо глубоко верующими, сионистами, либо индифферентными к религии и политике.

Такова цена «аргументов» Жувинтаса. Но он не использовал всего арсенала антисемитских обвинений против евреев. Приведем кое-какие, часто повторяемые.

1. Евреи всегда помогали противникам Литвы. Так ли это?

В 1794 году во время восстания Т. Костюшки кретингцу Берку Юзелевичу было поручено создать еврейский полк. Защищая Варшаву от суворовских оккупационных войск, весь полк погиб (Биржишка М. Восстание Литвы. Вильнюс, 1919. С. 11). Об участии евреев в восстании 1831 году сведений нет. В 1863 году немало евреев погибло в рядах восставших. 14 апреля 1864 года Лейба Липман был повешен русскими в Сувалках (Янулайтис А. Евреи в Литве. Каунас, 1923. С. 168). Другой еврей, старьевщик А. Беиц, помог совершить побег руководителю восставших Артуру Гросу (Лаурайтис В. Живые в воспоминаниях народа. Аушра. 1978. № 1. С. 25). Достойно уважения и доброй памяти поведение евреев и в годы революции 1905 года (Ликмантас П. Воспоминания пунского жителя. Вингис, 1973. Апрель. С. 10). Не были безразличны евреи и к страданиям литовского народа во время первой мировой войны (Литва в Великой войне. Под ред. П. Русецкаса. Вильнюс, 1939. С. 125).

Как мы уже видели, евреи сражались за независимость Литвы. Поэтому в 1933 году был создан «Союз литовских евреев – участников освобождения Литвы» (большинство членов Союза были расстреляны в 1941–1944 годы).

2. Евреи, преследуя свои национальные интересы, отличаются кастовой замкнутостью, в любых ситуациях евреи поддерживают евреев. Это не порок, а преимущество, которым мы, литовцы, увы, не обладаем.

Евреев всюду и во все времена преследовали. Законы часто не только не защищали евреев, но были направлены против них. Стоит ли удивляться, что даже в лучшие времена евреи не доверяли законам и не считали их до конца своими? Они признавали над собой лишь власть духовного Закона – иудаизма. Преданность своим установлениям – одна из основных причин обособленности евреев. Они могли отстоять свое право на существование, лишь укрепляя национальную солидарность.

Берк Юзелевич.

 

3. Евреи превалировали в торговле, извлекая барыши за счет литовцев.

На торговле разбогатела лишь горсточка евреев. Большинство нищенствовало. Крестьяне-литовцы и евреи всегда жили в мире. Если бы литовцы действительно ощущали гнет евреев-торговцев, такие отношения были бы невозможны.

... В трудные дни мой отец всегда обращался за помощью к пабанорскому еврею Черному, и я не слышал, чтобы деньги ссужались в рост. Таурагинские евреи Мятинис и Корка как только заворачивали в наш Кривасалис, отпускали свою лошадку, и она плелась от хаты к хате. Пока они ходили по домам, скупая щетину и тряпье, кривасальцы сами забирали с лошади приглянувшийся товар. Рассчитывались вечером. Никогда не возникало конфликтов из-за расчета или неуплаченного долга...

Похожие отношения были повсюду в литовской деревне. Упомянутый уже пунский житель рассказывает, как литовцы и евреи «один другого хорошо узнали и один другому буквально были необходимы... Литовцы и евреи жили мирно, помогая друг другу и выручая в трудные минуты».

Трудно вообразить меру страданий евреев гетто, ежедневно ожидающих все новых и новых «акций». Даже для воображения страшна, непереносима картина, как ведут к месту расстрела, как детишки постарше цепляются за материнские юбки, матери прижимают к груди младенцев. А двуногое зверье вырывает их – их малышей! – наотмашь бьет лопатами по головам.

Разве можно все это забыть, простить, оправдать? Искать «объективные» аргументы для убийц может только человек, для которого нет ничего святого!

Антисемит – жалкий подлец, гнусное и трусливое ничтожество, осмеливающееся поднять руку только на слабого. Но он еще и марионетка, которую сильные мира сего используют для самых грязных своих дел. Те, у кого поднялась рука на евреев, с той же легкостью уничтожали и своих земляков. Лумюс из Линкмениса, расстреливавший евреев, вступил в немецкую армию. Когда его работодатели проиграли войну, примазался к русским партизанам. В 1944 году пришел в ведомство Берии. Говорят, там он дослужился до звания майора. Только в 1958 году Лунюс был схвачен и расстрелян. Подобная биография не у одного убийцы евреев.

У каждого народа есть свои каины и свои заблудшие овцы. Но нет и не может быть такого суда в мире, который осмелился бы судить целый народ, и евреи не нуждаются в моей защитительной речи. Не евреи стреляли в литовцев, а наоборот, убийство литовских евреев – это трагедия и литовского народа.

Евреи – великий народ. Западная цивилизация обязана им величайшими открытиями в области духа и моральной культуры. Народ без истории – не народ. Дух без истории – не дух. А духовная история – иудейская Библия. Древние евреи создали высочайшую культуру, движимую социально-этическим идеалом и соединяющую монотеизм с целой системой нравственности. Не культ, а мораль является средоточием религии – эта идея, провозглашенная за восемь веков до рождения Христова, открыла человечеству пути к новому мироощущению.

«... и когда вы умножаете моления ваши, я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову» (Исайя, 1, 15–17). Более 26 веков назад прозвучал этот призыв к правде и справедливости одного из величайших еврейских пророков, а он и поныне жизненно важен, как и в те далекие времена.

Еврейский народ велик и своей жизнестойкостью. Где сегодня все древние народы, жившие в дружбе или вражде с евреями? Их давно нет, только памятники культуры на их могилах. Тысячелетняя история евреев как бы говорит, что нации, которые силой оружия порабощают своих ближних и дальних соседей, с течением времени погибают сами – их проглатывают новые, еще более могущественные хищники. Умирают государства, умирают и народы, которые свою мощь отождествляют с силой и крепостью государства. Евреи свою силу видели в мощи народного религиозного Духа, вот почему они выжили в веках и, в конце концов, обрели свой Иерусалим. Евреи достойны более чем уважения – преклонения за их любовь к свободе. Борьба евреев за землю предков, за независимость Израиля – пример для всех народов мира!

Литовцы не хуже и не лучше других народов. Только горстка литовцев – юдофобы. Об этом свидетельствуют воспоминания самих евреев: «Осенью 41 года все евреи из близлежащих местечек были согнаны в большое гетто в Пасвалисе. Гетто собирались ликвидировать, но к установленному сроку не нашлось желающих стрелять» (И без оружия воюют. Сост. С. Бинкене, Вильнюс. С. 271). Е. Якобсонайте вспоминает: «Десятерых обошли, и все нас укрывали, кормили. Они спасали нас от смерти, сами подвергаясь смертельной опасности. Спасаясь от фашистского зверя, обошла множество мест – Шяуляй, Шилуте, Каунас, Алитус, Трошкунай. И везде, куда шла, где побывала, меня сопровождали сердечной заботой простые литовские рабочие и крестьяне. Они делали все, чтобы выжила» (Там же. С. 107).

Выходит, что литовский народ не в чем обвинить? Вновь обращаюсь к Т. Венцлове. «Некоторые скажут: “Что же, евреев убивали не литовцы, а подонки (...), к литовскому народу они не имеют отношения”. Я и сам подобное говаривал. Но это неверно. Если считать, что эта персоналистская точка зрения единственно ценна и справедлива в мире моральном, – то к этой личности причастны все в народе – и праведники, и преступники. Каждый совершенный грех отягчает совесть всего народа и совесть каждого в нем».

Летом 1941 года в Дегутском лесу были расстреляны евреи окрестных волостей. Тогда-то священник Салакского костела Пятрас Раудуве произнес проповедь. Страшным обвинением убийцам прозвучали его слова. «Кто ответит за невинно пролитую кровь человеческую? Самое ужасное, что среди убийц были и литовцы, католики. Они призывают на весь наш народ гнев Божий». Все в костеле плакали...

Среди литовской священнической интеллигенции были и героические защитники евреев. Один только Повилас Якас руководил миссией спасения сотен евреев. Но немало священников не последовало истинно христианскому примеру своего брата во Христе П. Раудуве. Их взоры были обращены к Ватикану, к папе. А папа молчал... Молчим и мы!

Улица  Жаткова в старом еврейском районе Вильно.

Не читал пьесы Хоххута «Наместники», но ее идею знаю. Молчание Пия XII стоило великого множества жизней и навлекло на Ватикан несмываемый позор. В 1975 году в Литве распространялся меморандум 17-ти интеллигентов. В нем говорилось о том, как в 1948 году один священник написал папе письмо от верующих Литвы и как литовские партизаны попытались пробраться с этим письмом на Запад. Попытка стоила девяти партизанских жизней, однако двум все-таки удалось увидеть Рим, но не папу... Папа отказался принять письмо литовских верующих, ибо боялся Сталина.

Из этого факта я сделал вывод, что равнодушие к иудеям порождает такое же равнодушие и к судьбам миллионов христиан... Мы призваны решить проблему восстановления союза и доверия между евреями и литовцами. Как говорят сами евреи, их положение в Литве много лучше, чем в других республиках. Однако многое еще надо сделать. И прежде всего постичь масштабы трагедии и степень вины поколения 40-х годов. Затем, отбросив предубеждения, ближе понять еврейский народ, его культуру, традиции. Только так достигается сосуществование, взаимопонимание, сотрудничество.

Французские епископы в своем обращении 1973 года писали; «Антисемитизм – наследие языческого мира, но в христианском климате он укрепился благодаря псевдотеологическим аргументам. Евреи достойны нашего внимания и нашего уважения, иногда нашего преклонения, временами нашей дружеской и братской критики и всегда – нашей любви. Может быть, в этом им больше всего отказывали, и это лежит бременем на совести христиан».

Литовскому народу выпало немало страданий – такова уж воля Провидения. Заботясь только о будущем своего народа, мечтаю, чтобы никогда в будущем литовцы не стреляли в невинных и беззащитных. Мир не гарантирован от еще более страшных катастроф. Уберечь литовцев от участия в погромах (на этот раз уже неевреев) можно, только безоговорочно осудив убийство мирного населения.

И тут главная роль должна принадлежать церкви. Мы часто слышали подобные проповеди из всех стран Европы и Америки. Только не в Литве. Литовско-еврейская трагедия заслонена повседневными событиями. Необходимо осудить во весь голос преследования людей, особенно по расовым, религиозным, политическим мотивам.

Почтим память погибших евреев. Их братские могилы поросли мхом. Церковь может взять на себя инициативу, чтобы на местах расстрелов евреев были поставлены памятники. В День поминовения принесу и я венок на Швенченельское кладбище, к братской могиле, где преданы земле литовские евреи. Надеюсь, что в этот день я буду не один...

Обращаюсь к епископам Юлиёнасу Степонавичюсу и Винцентасу Сладкявичюсу (в настоящее время Винцентас Сладкявичус – кардинал. – Ред.), ко всем честным литовским священникам: помогите сотрудничеству и взаимопониманию между литовским и еврейским народами. За ними последуют все, для кого Христово Евангелие не слова, а жизнь и дела.

8 октября 1978 год,

Вильнюс

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru