[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2001 НИСАН 5761 — 4 (108)

 

ПЕЙСАХ

Пейсах несравним ни с каким другим еврейским праздником. Вы можете не знать, что такое Швуэс и Суккос, забыть о Рош а-Шона, но Исход из Египта, происшедший более 32 веков назад, и возглавившего его Моше не знать или забыть невозможно. Это вечное достояние всего человечества!

Мы отмечаем день освобождения от рабства, день рождения народа – не сборища людей, а сообщества, объединенного единой целью, единого с Г-сподом целого. Воля Б-га была явлена через Моше, который вывел рабов из опостылевшей страны и донес слово Б-жье до каждого, чтобы он почувствовал себя свободным человеком. Спустя несколько десятилетий народ наш на вечные времена заключил союз с Б-гом, получив Тору. Этот Закон определил развитие цивилизаций и прогресс человечества, нашу с вами жизнь.

Важнейшей частью праздника является чтение Агоды, ибо рассказывать об Исходе – наш святой долг. «Если бы Пресвятой, да будет Он благословен, не вывел отцов наших из Египта, то и мы, и дети наши, и дети наших детей остались бы в рабстве».

Мы избавились от гнета, и приобретя Закон, сохраняем его тысячелетиями, видя в нем символ нашей вечной духовной свободы, непреходящей, не подверженной влиянию фетишей той или иной среды и прихотям диктаторов, свободой, ограниченной одной только волей Б-га.

Вновь и вновь, из века в век, из года в год мы садимся за праздничный сейдер и обращаемся к Всевышнему со словами благодарности за ниспосланные Им милосердие и любовь. Каждой еврейской семье известна эта традиция, духовное наследие наших предков. И в долгие годы тоталитарного коммунистического режима, оторванные от своих корней, люди помнили заповедь – есть в Пейсах опресноки и старались во что бы то ни стало раздобыть к этому празднику мацу. Некоторые даже сами выпекали ее, рискуя жизнью.

Не могу не вспомнить поучительную историю, приключившуюся с рабби Леви-Ицхоком из Бердичева. По окончании праздничного сейдера он, выполнив все заповеди и связанные с ними ритуалы, мысленно проверял себя, припоминал, не забыл ли что, не упустил ли какую-то деталь. И тут услышал внятный, четкий голос, раздавшийся с неба: «Твой сейдер был не лучшим в городе. Хаим-водонос тебя превзошел».

Удивленный и раздосадованный ребе попросил хасидов разыскать водоноса. Несмотря на поздний час они тут же отправились выполнять просьбу наставника. Но водонос Хаим не был известной персоной в таком довольно крупном городе, как Бердичев, и никто не мог указать, где он живет. Наконец выбившиеся из сил хасиды нашли на самой окраине развалюху и постучали в дверь. Хозяйка, открывшая дверь, удивилась визиту посланцев ребе да еще в столь поздний час. А узнав о приглашении, покраснела и сказала только: «Хаим не может говорить с вами сейчас». «Но ребе хочет его видеть», – настаивали посланцы. Не найдя что ответить, женщина подвела гостей к кровати мужа: «Это он. Спит, как видите. Не мудрено, ведь столько выпил. Что ребе хочет от Хаима?..» Ничего не говоря, хасиды кое-как поставили водоноса на ноги, насколько это было возможно, привели его в чувство и доставили к ребе. В присутствии цадика бедный водонос стал приходить в себя и громко возмущаться.

Рабби Леви-Ицхок утихомирил гостя и попросил: «Расскажи про свой сейдер». Хаим разрыдался, но успокоенный словами цадика о благосклонности Г-спода, начал говорить. «Каждое утро я обращаюсь к Б-гу с молитвой и благодарностью, потом выпиваю немного водки и говорю Ему “лехаим”. Но сегодня до меня вдруг дошло, что в Пейсах целую неделю я не смогу пить водку, а потому из-за предстоящего воздержания сказал Б-гу “лехаим” восемь раз на дню. Голова закружилась, я лег я на кровать и заснул. Спал очень крепко и не заметил, как прошло время. Жена много раз пыталась меня растолкать, чтобы отправить в синагогу, но я только переворачивался с боку на бок. “Хаим, – взывала она. – Это же Пейсах! А как же сейдер? У всех евреев праздник как праздник, а у нас?!”

Чувствовал я себя ужасно. Жена сердилась. Приткнулся я к столу и сказал: “Я простой человек, как и мой отец. Безграмотный и не умею общаться с Б-гом. Но про Пейсах знаю одно: Б-г вывел моих предков из Египта, освободив от рабства. А сейчас мы снова в изгнании, и Г-сподь скоро спасет нас опять”. Только сказав это, я заметил, что жена накрыла стол, положила мацу, овощи, яйца, поставила вино. Выпил я вина, немного закусил и снова лег спать. Вот и весь мой сейдер».

Рабби Леви-Ицхок еще раз успокоил Хаима, заверив, что его сейдер был принят Б-гом, и отправил водоноса домой в сопровождении верных хасидов. А когда те вернулись, заметил: «Всего несколько слов сказал водонос, зато от всего сердца, вложил в них все чувства! Вот почему его сейдер так высоко оценил Г-сподь».

Наши помыслы чисты, и мы не только надеемся, но и уверены, что Б-г нас не забывает. И всякий раз, произнося в заключение сейдера «В будущем году в Иерусалиме!», мы выражаем свою уверенность в скором приходе Мошиаха и полном освобождении, которое придет вместе с ним. Кому-то такая убежденность современных евреев может быть непонятна, но у евреев Египта было еще меньше оснований для уверенности в благоприятном окончании Исхода.

Голус, наше изгнание с родной земли, закончится, и единый, неделимый Израиль, наш избранный Б-гом народ, вернется к святому очагу, в Святую Землю. Каждый прожитый день – это очередной шаг к полному освобождению от духовного рабства, любой зависимости.

Как написано в Талмуде, свободен лишь тот, кто учит Тору, живя по ее заповедям. В нашей вере, в единстве с Творцом наша сила. С приходом Мошиаха мы станем по-настоящему свободны. Да будет так уже в этом году!

Главный раввин России  Берл Лазар

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru