[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2001 НИСАН 5761 — 4 (108)
Дорогая редакция!
О том, что в журнале великолепна каждая рубрика, вам говорят в каждом письме, поэтому не буду повторяться. Пару слов о том, предстояла ли советским евреям депортация («Лехаим», 2001, № 3. В 1952-м или 53-м году я пришла к бабушке Ваксман Александре Анисимовне и застала ее расстроенной, испуганной. Она сказала, что в их доме по ул. Исполкомовской, 31 города Днепропетровска переписывали все еврейские семьи. Русской соседке, которая требовала, чтоб ее семью тоже записали, объяснили: «Вас не надо переписывать». Бабушка, помнившая еврейские погромы, говорила, что списки эти не к добру. Мне тогда было 14 лет. Я хорошо помню, как после смерти Сталина родные радовались, что теперь нас не вышлют.
С. Гольдберг,
Днепропетровск
Здравствуйте, уважаемая редакция!
Прочитал статью А. Козака «Абраша и Даша» и отклики на нее. Самое первое – автор абсолютно точно выявил тенденцию, которая, к сожалению, до сих пор существует. Некоторые возмущенно пишут: вот, мол, в нашей семье прекрасные межнациональные отношения... Но, позвольте, господа, автор не говорил, что нет таких семей; он сказал лишь, что нет семьи, где родственник-нееврей целиком и полностью перешел в еврейство, стал ходить в синагогу и порвал отношения с родственниками-неевреями. Зато ситуацию с точностью до наоборот каждый из читателей «Лехаима» без проблем припомнит.
Такая тенденция, к сожалению, характерна не только для нашей страны. В США с их мощной еврейской общиной, отсутствием (как было в СССР) государственной юдофобии то же. Всего две цифры: если в 40-х годах там было порядка 6 миллионов евреев, то сейчас их уже только около 4,5. Не ставит барьеров на пути смешанных браков и закон о возвращении, принятый в Израиле.
Отсутствие духовного единства приводит к тем событиям, о которых каждый может прочесть в заметках о ближневосточных проблемах. Мирные, ненасильственные средства ассимиляции и духовная слабость даже лидеров народа приводят к тем последствиям, о которых Оман, Б. Хмельницкий, Гитлер только мечтали.
Иногда к ассимиляции людей толкает демографическая ситуация в стране проживания. В таком случае стоит посмотреть, например, книгу Рамбама (Маймонида) «Путеводитель колеблющихся». Если не можешь исполнить свое предназначение в этом месте, исполни его в другом.
В. Шафранов,
Н. Новгород
Дорогой «Лехаим»!
Я – еврей, хотя по религиозным канонам не принадлежу к иудейству. Я еврей по духу и думаю, что гораздо важнее то, кем ты сам себя считаешь. Бывают семьи, в которых оба родителя – евреи, а дети себя считают православными, ходят в церковь и т.п. В биологии есть такие понятия как генотип и фенотип. Первое – это наследственная информация, как бы «инструкция», по которой должно происходить строительство организма. Второе – это результат выполнения «инструкции», который зависит от внешних условий (окружающая среда, питание, болезни и т.д.) То есть генотип – то, что закладывается в нас природой, а фенотип – что мы сами из себя создаем. Так вот, именно фенотип играет первую роль в духовном формировании личности.
Я – еврей. По крайней мере, им себя считаю. Об этом знают многие мои друзья, знакомые и учителя, но ни разу я не замечал, чтобы им было неприятно со мной общаться из-за моей национальности. Главное – это быть человеком, быть им «внутри», а не «снаружи»...В театре есть два, на мой взгляд, очень важных канона – «Быть, а не казаться» и «Следить за содержанием, а не за формой, потому что форма всегда принимает вид содержания». Если бы люди руководствовались этими принципами, то давно бы научились нормально общаться друг с другом...
Большое спасибо, что вы несете людям свет культуры, религии. Надеюсь, и в будущем журнал будет следовать советам Ребе: «Слова, идущие от сердца, входят в сердца».
Я написал небольшое стихотворение. Не судите его слишком строго – в 16 лет жизнь видится в особом свете.
Скитальцы,
Вы долго терпели.
Народ мой – евреи,
Не дни, не недели – века.
Вы были плебеи
Для неиудеев,
Но что они знали тогда!
Вас часто сгибали,
Но нет, не сломали
Ваш дух, ибо вера сильна.
Вы вышли из рабства,
Но ваши мытарства
Не завершились тогда.
Вы вышли, скитальцы,
По миру скитаться
Без пищи, без крова, без сна.
Как долго – не знали,
Но веру вселяли
Друг в друга. И вера спасла.
Вы много столетий,
Как на перекрестье
Трассирующего огня.
Вас били, стегали,
Напалмом сжигали,
Но больше уже никогда.
Фашистское гетто –
Кошмарнее этого
Не было, видимо, дней.
Подумать: беспечно,
Бесчеловечно
Казнили невинных людей!
Вы много терпели,
Народ мой – евреи,
И с вами сурова судьба.
На звездном базальте,
Мелком на асфальте:
«Отныне уже никогда...»
От всего сердца.
А. Бирбраер,
Энгельс, Саратовская область
Дорогая редакция!
Я читаю ваш журнал около трех лет – с тех пор как у нас в Архангельске было основано Общество еврейской культуры, и я стала его членом.
Не скрою, бывает иногда в журнале что-то, что душа не принимает, но в целом я люблю его и читаю на одном дыхании. А написать вам меня заставила статья А. Козака «Абраша и Даша» (№8, 2000).
Я алахическая еврейка, а муж мой был русским – первым русским во всем нашем семейном клане. Я прожила с ним 40 лет, и годы эти пролетели так быстро, как дуновение ветерка. У нас два сына, невестки, внуки... Муж в одночасье умер, и осталась я одна. Кто знает, что такое одиночество несмотря на большую семью, поймет меня.
Но ближе к делу. Мысли А.Козака мне чужды, его работу неприятно было читать. Впредь хочется попросить вас: не печатайте ничего подобного, не надо портить журнал!
Наши смешанные браки, я думаю, всегда по любви. Так и должно быть. Я не знаю брака, который бы распался («если не сразу, то постепенно распадаются», пишет А.Козак). В Архангельске много смешанных браков, и они могут служить образцом. Да, дети у нас «половинки», но они никогда не предавали своих родителей-евреев. Пусть приедет в наш город А.Козак. Коль скоро он не встречался с нормальными людьми, я его познакомлю.
У нас в городе есть теперь община. Руководитель ее – молодой человек родившейся от смешанного брака. Слышали бы вы его! Как он предан делу, которое начал. Я год посещала проводимые им Субботы.
Сейчас открывается «Хэсед» для людей «золотого» возраста. Мы знаем, там будут алахические евреи, но «половинкам» и «четвертинкам», если они считают себя евреями, дорога к изучению еврейских традиций и истории открыта. Вот такие дела, Анатолий Козак. Очень хотелось бы получить от Вас ответ.
Е. Гершензон-Паскаева, врач
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru