[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2001 ШВАТ 5761 — 2 (106)

 

ДЕРЕВО И КАМЕНЬ

Барух Паслан

Дерево на камне – эта композиция стала не только символом израильской природы, но и всей израильской жизни: глубоко и трудно укоренившаяся в каменистой почве живая плоть... Островки зелени на массивных желтоватых скалах, живой шум листвы над библейскими камнями, которыми облицовывают иерусалимские дома, обломками которых заряжают ветхозаветные пращи.

Издревле камень служил людям в этих местах исходным материалом для великого множества дел – подходящее дерево обходилось куда дороже. Великий Храм был построен из камня и ливанского кедра. Сочетание дерева и камня являлось признаком хорошего вкуса и немалых материальных возможностей.

Современная израильская культура отчасти унаследовала от древнееврейского общества эту традицию. Фигуративная скульптура – редкое явление на Святой земле: заповедь «Не создай себе кумира» жива в крови народа, и скульптурное изображение царя или воина верхом на животном на городской площади оскорбило бы чувства религиозного еврея. На заре веков евреи шли на смерть, протестуя против водружения мраморных или металлических предметов поклонения – греческих и римских статуй. И сегодняшний городской интерьер подобран из нефигуративных скульптур, условных, а не реалистических изображений.

Впрочем, есть и исключения. На лесном холме под Хайфой вот уже почти век сидит на медной лошади медный Александр Зайд с ружьем – знаменитый русский еврей, охранявший первых еврейских поселенцев от арабских разбойников. Перед рамат-ганским музеем, в зеленых зарослях, одиноко стоит бронзовый Авраам Линкольн – американский подарок. Лобастая голова Бен-Гуриона украшает зал международного аэропорта, названного в честь этого великого еврея. Вот, пожалуй, и все... Хотя в залах и скульптурных парках музеев посетители, разумеется, могут познакомиться с работами знаменитых скульпторов всех времен и народов. Таким образом соблюдаются права и интересы граждан страны: на улицах и площадях религиозные люди не сталкиваются «лицом к лицу» с фигуративными изображениями, а богатейшие музейные собрания открыты тем, кто хочет с ними познакомиться.

Среди современных израильских скульпторов одно из первых мест занимает Таня Премингер, репатриировавшаяся из Советского Союза в середине 70-х годов. Она приехала в Израиль профессиональным скульптором, выпускницей Московского высшего художественного училища имени Сурикова. Прежде чем стать признанным мастером израильского искусства, молодая художница прошла довольно сложный, крутой путь: семья поселилась на берегу моря, в синайском городе Ямит, в скором времени разрушенном и снесенном под корень в ходе израильского отступления из Синая и передачи этого полуострова Египту в обмен на мирный договор. Муж Тани, журналист Осип Премингер, сменивший в Израиле профессию и занявшийся столярным делом, говорил: «В Советском Союзе я страдал от антисемитизма, в Тель-Авиве – от снобизма. Синайский Ямит – место, где я сполна чувствую себя свободным и независимым человеком». Общенациональная известность пришла к Осипу еще до того, как сделалась знаменитой Таня: Премингер стал символом разрушаемого Ямита. Он был последним, кто вслед за полными драматизма стычками с властями покинул этот красивейший город-оазис, он замыкал шествие изгнанников. Телевидение разнесло по всей стране бравшую за душу картинку: русский еврей Осип Премингер, большой и сильный, с мощными руками рабочего человека и глазами страдальца, шагает по песку синайской пустыни. Новый еврейский изгнанник, новый еврейский беженец... Но не только это потрясло израильтян, прильнувших к экранам своих телевизоров. Премингер отказался от миллионной компенсации, предложенной ему властями за разрушенный дом и «моральный ущерб». «Не я один ухожу из Ямита, – сказал Осип. – Весь Израиль уходит из Ямита. И если уж платить – то всем...»

Спустя несколько лет семья Премингер обосновалась неподалеку от Нетании. Здесь мастерская Осипа, здесь студия Тани. Отсюда ее удивительные скульптурные работы, нередко сочетающие в себе элементы русского дерева и израильского камня, отправляются на выставки во все концы света. Одних персональных выставок у Тани Премингер насчитывается двадцать, а число коллективных выставок перевалило за сорок. Ее трижды премировали в Италии, первые премии достались ей в Турции и на Тайване.

Одним из наиболее интересных событий прошлого года явился Первый международный культурный форум женщин Средиземноморья. Форум проходил на острове Родос с 6 по 10 сентября, на нем были представлены прекрасные представительницы творческих профессий из стран региона – Франции и Албании, Израиля и Италии, Буркина-Фасо и Югославии, Иордании и Турции.

«На Родос нас отправилось шестеро, – рассказывает Таня Премингер, – поскольку приглашены были представители шести направлений художественного творчества: живописи, скульптуры, поэзии, фотографии, кинодокументалистики и журналистики. Сам Форум состоял из двух условных частей: с одной стороны – доклады, выступления, дискуссии, а с другой – выставки и просмотры работ, демонстрации фильмов и литературные встречи».

Одна из целей первого Форума заключалась в том, чтобы определить роль женщины в культурном процессе Средиземноморского региона с его блистательным античным прошлым и богатейшими традициями в области искусства. Свободное, раскованное общение участниц – представительниц стран с различными социальными и политическими системами – также было предусмотрено устроителями. Первый блин, по словам Тани Премингер, не вышел комом: приятельские и деловые контакты были установлены, допущенные недочеты и оплошности – отмечены. Помимо приятных воспоминаний родосская встреча оставила уверенность в том, что Хранительница Очага в наше время и в искусстве может дать фору мужчине – не всегда, но хотя бы время от времени...

А Таня, вернувшись домой, готовится к новой большой выставке, на которой будут представлены ее новые работы, сочетающие мягкость и пластичность русского дерева с мощью и угловатостью израильского камня. Камень здесь всегда под рукой, а деревом жену щедро обеспечивает Осип.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru