[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2001 ТЕВЕС 5761 — 1 (105)
Воля Б-га и катастрофа
Иудаизм – это Б-жественное учение, оно постоянно обновляется и всегда остается современным. Жизнь течет, приходят новые поколения, а основы веры, заповеди Закона нерушимы. Как и 3000 лет назад, мудрые в Торе ищут ответы на вопросы, которые ставит жизнь. Единый с Б-гом, жив еврейский народ, и он вечен благодаря этому единству, наперекор всем врагам Творца и нашего народа.
Сколько бы мы не говорили и не доискивались, пытаясь постичь Катастрофу, остаются тайны, которые неподвластны человеческому уму. Помня о шести миллионах, мы не можем хладнокровно созерцать прошлое, настоящее, обращаться к будущему. Несмотря на неописуемое горе, мы продолжили жизнь, и в наших детях и внуках мы возродили любовь и веру, привили им родную культуру, продолжив традиции Праотцев. Близкое или далекое, прошлое всегда остается с нами.
По указанию Б-га еврейский народ первым в истории поставил человеческие жертвоприношения вне Закона и долгое время был единственным, запрещавшим употребление крови. Как это не парадоксально, антисемитизм вскормлен на «кровавом навете», нас обвиняют в «деициде» – убийстве Б-га. «Чем грубее ложь, тем больше в нее верят», – так и есть. Но даже тогда, когда мир рушился на наших глазах, опрокидывался, погружался во тьму и хаос, мы сохраняли веру в Творца и приход Мошиаха (Мессии). Евреи шли в газовые камеры и пели: «Я исполнен абсолютной веры в приход Мошиаха».
К сожалению, существует миф, что евреи шли в газовые камеры, как скот на бойню: безропотно подняв руки, не сопротивлялись уничтожению. Миф начал создаваться уже тогда, когда начали работать эти чудовищные изобретения человеческого ума, потому что многие не понимали последовательной веры в Мошиаха тех, кто оставался верным своей вере даже за шаг до смерти. Оторванные от традиции, они не понимали смысла воззвания к Б-гу, повторяемого и на пороге смерти: «Слушай, Израиль, Г-сподь Б-г наш, Г-сподь Один», как не видели смысла в предсказанном мудрецами: страдания евреев и великие чудеса, «как и в дни исхода из Египта», должны предшествовать приходу посланца Г-спода.
Я уверен: евреи тогда сделали все, что можно было сделать без поддержки, без оружия. В каждом местечке, в каждом городе люди старались спастись или пытались бороться, организуя сопротивление, партизанские отряды. Но беда была в том, что в своем противостоянии отлаженной машине уничтожения они оказались одиноки. Молодежь сегодня испытывает смешанные чувства стыда и боли, когда узнают, как редки были случаи вооруженного сопротивления системе тотального уничтожения народа. Побеги из лагеря единиц тогда влекли к смерти десятков и сотен других заключенных, а оружия не было, как не было и надежды на массовую поддержку других народов. Проблема Катастрофы состоит в том, что голос евреев по разным причинам не был услышан. Народы и правительства многих стран Европы и Америки не захотели услышать их зов о помощи. Но если говорить о личных вкладах евреев в победу над фашизмом, тоталитаризмом, то они колоссальны, хотя довольно мало известны.
Мы видим проявления Б-га не только в актах Его милосердия, но и в строгости. Мы обращаемся к Б-гу Милосердному, но понимаем, что Б-г Милосердный и Б-г в строгости – это один и тот же Б-г. Нам неведомы избираемые Им пути, и это естественно, что будучи людьми, мы не способны иногда понять, осознать выбор, сделанный Всевышним. Поэтому мы всегда будем задавать вопрос: «Где был Он во время Катастрофы? Как Он мог допустить геноцид?» Банальные ответы, вроде тех, что это было наказание за грехи, здесь неуместны. Но, задавая эти вопросы, мы продолжаем верить Ему, сохраняя веру в высшую справедливость. Непонимание решений Б-га не изменяет нашей веры. Б-г Милосердный, Б-г в строгости, Б-г Один всегда остается с нами.
Высокую цену пришлось заплатить за долгие годы галута, за жизнь вне своей земли, за осознание необходимости, что она должна быть. Веру многих поколебала Катастрофа, и они не осознают, что отказ от родных традиций, утрата корней – лучший подарок силам зла, наследникам гитлеризма. Ведь это их мечта искоренить даже слова «еврей» и «иудаизм». Большинство жертв фашизма, к примеру, в Германии, вовсе не было последователями иудаизма. Давно ассимилировавшиеся, почти забывшие о своих корнях, а то и вовсе их не знавшие, немцы по культуре и образу жизни, католики, протестанты и атеисты использовались как пушечное мясо на фронтах и погибали в газовых камерах только за то, что в их жилах текла хоть капля еврейской крови. Не понимая Г-спода, верить в Него отказываются по двум причинам. Или веры не доставало и раньше, или сила фашизма воспринимается как превосходящая силу Б-га. Второе логически следует из первого.
Творец избрал свой народ для искоренения нацистских идолов и пороков ксенофобии. В уходящем столетии мы одновременно пережили и крайнюю степень антисемитизма и стали свидетелями чудесного рождения нового сильного еврейского государства – гаранта нашего существования и безопасности. Как и новорожденный ребенок, государство появилось в муках и стонах, и это предопределяет его долгую и счастливую жизнь.
После второй мировой войны часто, слишком часто говорили об отсутствии у евреев будущего. Но искра веры сохранилась и способствовала возрождению еврейства повсеместно. Чудо, постоянно творимое Б-гом, – это возрождение еврейского народа и на Святой Земле, Земле Израиля, и в других странах. Еврейство в США – самый яркий пример. В каждом городе, в каждом втором квартале там есть синагога, еврейская школа, – еврейская жизнь бьет ключом. Вклад евреев в культуру, науку, государственное управление, бизнес, медицину колоссален. Только в Нью-Йорке, наверное, восемьдесят процентов больниц создано еврейской общиной. Воссоздание еврейских общин в России и странах бывшего СССР тоже одно из чудес, и мы уверены, здесь у общины хорошие перспективы.
Катастрофа не сломила еврейский народ, наоборот, прошло время, и он стал сильнее, окреп, поднял голову. Происходящее в последние пятьдесят лет внушает оптимизм и надежду, что Катастрофа не повторится, и мы снова полны энтузиазма.
«Не даровать Гитлеру посмертных побед», – так сформулировал философ Эмиль Факенхайм принцип, который он назвал шестьсот четырнадцатой заповедью. Надежды нашего народа – в силе и миролюбии, последовательной реализации принципа «никогда больше». Все здравомыслящие люди понимают, что «окончательное решение еврейского вопроса», полное уничтожение евреев по Гитлеру, ведет к искоренению основ всех религий, «зараженных» «еврейскими» идеями, к краху цивилизации, без гуманизма не способной к прогрессу. Весь мир живет надеждой, что Катастрофа, Холокост (всесожжение), как символ жертвоприношения Б-гу – это последний языческий акт отказа от Г-спода и его Заветов.
Мир услышал слова покаяния отдельных личностей, политических деятелей, иерархов церкви. Всем известна молитва римского папы: «Мы осознаем теперь, что много-много веков слепоты поразили наши очи, так что мы не созерцали более красоты Тобою избранного народа и не узнавали более в лицах их черт нашего брата-первенца. Прости нас...» Но все это дает пока еще очень малую надежду на обретение единого Б-га всеми народами. И будущее мира зависит не от извинений отдельных лиц, а от мудрых, достойных государственных решений, не допускающих двойственных толкований.
Только возвращаясь к Создателю, мы можем сохранить человека как цель Его творения, а, значит, и жизнь на земле. И другого пути у нас нет.
Главный раввин России Берл Лазар
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru