[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2001 ТЕВЕС 5761 — 1 (105)

 

НОВОСТИ ФЕДЕРАЦИИ  ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН

 

ХАНУКАЛЬНЫЙ СВЕТИЛЬНИК ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА

Поистине историческим событием началась Ханука в этом, 5761 году в Москве. В недавно открытый Московский еврейский общинный центр в Марьиной роще 21 декабря прибыл бывший премьер-министр Израиля Беньямин Нетаниягу, а вслед за ним впервые за всю историю России под своды еврейского Дома поздравить иудеев с праздником приехал президент России.

 

В своей приветственной речи Владимир Путин заявил: «В истории государства были времена, когда нельзя было ни выражать свою гражданскую позицию, ни обращаться к своим святым. Сегодня же Россия развивается как демократическое государство, и ничто не может помешать этому развитию».

Поздравляя евреев с Ханукой, Владимир Путин сказал: «Ханука отмечается прежде всего как победа духа, а не оружия, моральная победа. Без таких побед, такого чувства в сердце, которое они вызывают, невозможно построить ни эффективного общества, ни сильного государства».

По словам Путина, развитию отношений с переселившимися в Израиль бывшими соотечественниками он придает большое значение. «В Израиле нашего народа уже почти миллион. Я сознательно говорю, что содействую развитию отношений с нашими соотечественниками, потому что считаю большой исторической ошибкой отторгать этих людей», — заявил российский президент. Он подчеркнул, что выходцы из России, оказавшиеся за рубежом, дорожат русской культурой. «А мы, со своей стороны, должны беречь это отношение, любовь к нашей родине», — считает президент. Завершая свое выступление перед более чем 300 гостями праздника, российский руководитель предложил «так же тепло отмечать каждый праздник в России».

  

На память Владимиру Путину подарили ханукальный светильник – менору. Поблагодарив, президент России пообещал, что «свет и добро, которые будет излучать ханукальная менора, будут освещать и Кремль», и сам принял участие в торжественном зажигании меноры.

Хотя Ханука считается одним из самых веселых иудейских праздников и собравшиеся в тот вечер в общинном центре традиционно это подтвердили, Путин и Нетаниягу, сидевшие за одним столом, не забыли и о важных политических вопросах. Нетаниягу поделился с президентом России соображениями относительно развития ситуации на Ближнем Востоке и роли России как ко-спонсора ближневосточного мирного процесса. Он подчеркнул, что подходы к решению проблемы терроризма у России и Израиля идентичны. Обеим странам известно, что в борьбе с терроризмом существуют два основных правила: «отказаться от страха перед террористами» и «бороться и не сдаваться». И все же есть существенная разница между проблемами наших стран. «Если у вас расстояние до потенциальной угрозы 2500 километров, то у нас оно, — заметил бывший премьер-министр Израиля, — не более 25 метров». Российская общественность, по мнению Нетаниягу, должна понимать лучше позицию израильтян. Блиц-визит экс-премьера в Москву многие рассматривают как поездку для взаимных консультаций. Фоном общения Нетаниягу и Путина стали переговоры между палестинцами и израильтянами в Вашингтоне.

  

Этот приезд израильского лидера в Россию уже второй за последние два месяца. В интервью агентству РИА «Новости» 22 декабря он сообщил, что в ходе беседы Владимир Путин согласился: главное сейчас – подойти к вопросу арабо-израильского урегулирования с точки зрения реализма, и решение ближневосточной проблемы должно быть поэтапным.

Беньямин Нетаниягу уверен, что Россия как ко-спонсор ближневосточного мирного процесса, имеющая тесный контакт как с палестинской, так и с израильской сторонами, может внести большой вклад в достижение взвешенного решения проблемы.

  

Визит Владимира Путина в общинный центр в Марьиной роще стал сенсацией мирового масштаба. Ведущие медиакомпании мира CNN и Netscape назвали это самым выдающимся событием дня. А в большом репортаже CNN о праздновании Хануки по всей планете основное внимание было уделено именно Владимиру Путину.

Семен Чарный

 

ТРИУМФ ХАНУКИ НА ТРИУМФАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ

  

Вечером 21 декабря начался праздник Ханука, и во многих местах Москвы по этому поводу прошли торжества. В 18 часов состоялось одно из главных торжеств на Триумфальной площади. Главный раввин России Берл Лазар и мэр Москвы Юрий Лужков в присутствии президента Федерации еврейских общин СНГ Леви Леваева зажгли ханукальную менору. Обращаясь к съехавшимся сюда со всей столицы единоверцам, главный раввин России Берл Лазар в частности сказал: «Ханука – это праздник победы добра над злом, поэтому сегодня, когда вокруг нас темно и холодно, мы должны стараться делать еще больше добрых дел, чтобы привнести в жизнь больше света и тепла».

«Шалом, мазл тов!» – обратился к евреям мэр Москвы. Он подчеркнул: «Как важно, что праздник этот проходит на московских улицах, и я счастлив, что улицы Москвы освещены теплым светом ханукий». Юрий Лужков пообещал: столичные власти будут делать все, чтобы «люди каждой национальности чувствовали себя в Москве как дома и имели возможность обучать детей родному языку, развивать свою культуру». После торжественной церемонии состоялся праздничный концерт с участием Максима Леонидова, выступившего с большой программой, Грушевского и других популярных артистов.

 

Визит главного раввина России в Новосибирск

25 декабря в Новосибирске побывал с однодневным визитом главный раввин России Берл Лазар. Как сообщил пресс-секретарь главного раввина России Б. Горин, в Новосибирске Берл Лазар принял участие в торжественной церемонии открытия нового здания еврейского лицея «Ор-Авнер» и в церемонии закладки первого камня еврейского общинного центра, который планируется построить в течение 2001 года. В трехэтажном здании общинного центра разместятся синагога, конференц-зал, библиотека еврейской литературы, спортзал, гостиничные комнаты, медицинские кабинеты, учебные классы, кафе и ресторан.

Еврейское население Новосибирска насчитывает около 20000 человек. Общину возглавляет раввин Залман Заклас, приехавший в город всего год назад и успевший многое сделать за такой короткий срок. Руководители практически всех региональных еврейских организаций отмечали, что за истекший год в жизни общины произошли беспрецедентные изменения к лучшему. А руководитель сибирского отделения Сохнута, выступавший на праздновании Хануки, призвал «всех евреев объединяться вокруг раввина».

   

 

В ходе поездки Берл Лазар встретился с губернатором Новосибирской области Виктором Толоконским, в беседе с которым он обсудил перспективы развития еврейской общины в регионе. Губернатор пообещал оказать содействие в строительстве еврейского общинного центра в городе, сообщает РИА «Новости».

Во время визита главный раввин России поздравил еврейскую общину Новосибирска с праздником Хануки. Он принял участие в торжественной церемонии зажжения праздничного светильника на одной из центральных площадей города.

 

Берл Лазар посетил также праздничный концерт, который прошел в Государственном академическом театре оперы и балета. Главный раввин России встретился с представителями еврейской общины Новосибирска. Вечером 25 ноября главный раввин России Берл Лазар вылетел в Москву.

Cемен Чарный

 

ДАРИТЬ СВОЙ СВЕТ

В канун праздника Ханука ученики нашей школы поздравили членов еврейской общины, особо нуждающихся во внимании и теплом отношении, – стариков, больных, одиноких.

 

Мы, ученики 8 класса донецкой еврей

ской школы, выехали со школьного двора, увозя с собой подарки: продукты, необходимые к празднику, собранные учениками и родителями, ханукии и наборы ханукальных свечей – подарок городской еврейской общины и вкусную традицию Хануки – пончики – «произведение» работников школьной столовой.

Мы – это мои одноклассники Таня Дрожжина, Женя Гольберт, Юля Плаксий, Рома Игнатьев и я. На уроках традиции и Торы Ира Резник часто говорила нам, что каждый из нас послан Всевышним, чтобы осветить обыденное, земное вокруг себя! И этот свет – не только свечи, зажигаемые по вечерам в каждом доме, это наш духовный свет: наши улыбки, наши песни, наши танцы...

Первый адрес. Здесь живет больная женщина Марина Крамаренко. Мы представляемся. Женя подробно рассказывает о школе, об уроках традиции. «А иврит трудно изучать?» – спрашивает Марина. «Нет, он легче английского!» Марина с интересом слушает рассказ об истории и традициях Хануки, о школьной жизни. Мы дарим ханукию и набор свечей, показываем, как нужно зажигать их. Взрослая женщина, как ученица, внимательно слушает, переспрашивает, уточняет подробности. Мы включаем магнитофон и поем песню о сэвивоне. Марина с удовольствием нам подпевает.

«Какие добрые, хорошие песни. Спасибо за добро, которое вы принесли в мой дом. Будьте всегда такими добрыми, отзывчивыми и ласковыми. Когда смогу свободно ходить, обязательно приду к вам в школу. Пусть во всех ваших домах будет тепло, радостно и светло», – сдерживая слезы, говорит Марина. Мы прощаемся: «До свидания, Марина. Пусть Ханука принесет в ваш дом счастье, здоровье и мир!»

И вот уже автобус, разбрызгивая лужи, мчит нас к дому, где живут Вера Абрамовна и Владимир Тимофеевич Кимовы. Владимир Тимофеевич едва передвигается по квартире. Вера Абрамовна улыбается: «Я бодрее, надо же и в магазин съездить». Они рады гостям. Внимательно слушают наши рассказы и песни. Владимир Тимофеевич внешне невозмутим, лишь изредка задает вопросы, связанные с историей праздника. Вера Абрамовна не пытается скрыть волнения от нахлынувшей радости. Мы передаем Вере Абрамовне и Владимиру Тимофеевичу подарки, ханукию и, конечно, пончики! «Пусть в вашем доме будет тепло, светло, радостно и не болейте», – говорим мы. «Большое спасибо», – отвечает Вера Абрамовна. «Счастливого праздника», – уже с порога говорим мы. Она смотрит нам вслед, долго не закрывая дверь.

Еще несколько минут езды по городу, и мы на бульваре Шевченко, в доме, где живет Моисей Аронович Пискунов. Дверь открывает пожилой мужчина. Большие внимательные глаза на морщинистом лице улыбаются. Аккуратный, подтянутый Моисей Аронович приглашает нас в дом. Рассаживаемся. Знакомимся. Оказывается, его внучка училась в нашем классе. Заходит разговор об общих знакомых. Таня кладет на стол пончики. «Пончики испекли в нашей столовой». «Да!? – оживляется Моисей Аронович. – Я знаю, там очень хорошо готовят». И снова звучат рассказы о празднике и традициях. «Будьте здоровы, не болейте, живите долго», – прощаемся мы. Моисей Аронович очень растроган и благодарен. Как необходимо человеку внимание!

Когда возвращались домой, я подумала: «Какой хороший был день. Как здорово, что судьба и школа подарили нам возможность поделиться душевным теплом с этими людьми. Ведь это такое счастье – дарить людям радость».

Лада Сухолуцкая

 

ВАШ ВЫХОД, ЛАУРЕАТЫ

Сцена киевского «Театра на Липках» в этот раз собрала на фестиваль множество людей со всех концов Украины. Это вокальные и инструментальные ансамбли, танцевальные коллективы, оркестры и еврейские театральные труппы, это трио, квартеты и одиночные исполнители, это лауреаты и дипломанты всяческих конкурсов, обладатели Гран-При фестивалей и даже заслуженные артисты, люди взрослые и умудренные артистическим опытом. Донецкие мальчишки среди них были не только самыми юными, но и самыми неискушенными. Они ведь привыкли к концертам, где их ждали, но фестиваль...

После попурри на идише «Лехаим» симпатией к юным артистам прониклись не только зрители. Высокую профессиональную оценку хору дали и строгие ценители искусства из жюри, и участники фестиваля. Диплом лауреата получил не только хор «Пирхей Донецк» в целом. Диплом и звание лауреата получил и солист, неподражаемый Сева Табачников.

– Ваш хор звучал так ярко и неожиданно, – делилась впечатлениями директор Центра еврейского образования в Украине Яна Яновер, присутствовавшая на фестивале и специально позвонившая в Донецк чтобы рассказать об успехе маленьких артистов, – ваши мальчики – это просто чудо какое-то! А солист Сева – ну прямо-таки Иоселе-соловей!

Уверенность в себе, зрительскую любовь и профессиональное признание, диплом о том, что стали еще на одну ступеньку выше, и стимул к дальнейшей работе, к творчеству – вот что привезли мальчишки из Киева. А еще – множество предложений выступить с концертами во Львове и в Полтаве, в Киеве на мероприятии «Бабий Яр». Но это – задаток на будущее. А пока ребята из «Пирхей Донецк» приняли лишь одно предложение – выступили на заключительном Гала-концерте участников фестиваля «Шалом, Украина». До чего же звонко звучали мальчишечьи голоса с той сцены, до чего стройной была каденция!

Поздравляем, лауреаты! Мазл тов!

Хаим Брук

 

ВКУСИТЕ – И УВИДИТЕ

Говорят, что в основе еврейского образа жизни, три «столпа»: шаббат, кашрут и законы супружеской жизни. Кошерное питание – это то, что необходимо еврею каждый день по нескольку раз. И можно смело утверждать, что значение его настолько велико, что идеальные свойства еврейской личности, которые все мы так ценим, - ясность мысли, сердечность, благотворительность, преданность семье, человечность, благородство – не смогли бы сохраниться без этой важной составной в течение стольких веков, причем суровых веков нашей истории. Конечно, соблюдение кашрута, как и других законов еврейской жизни, требует определенных усилий – и от того, кто его придерживается, и особенно от того, кто его обеспечивает. Но, как известно, без физических, моральных и духовных усилий вообще невозможен хороший, стабильный результат.

Много трудностей приходится преодолевать главному раввину Новосибирска Залману Залаксу, чтобы обеспечить здесь евреев кошерным питанием и в первую очередь 140 учеников лицея «Ор-Авнер». Ежедневно в лицей завозят горячий кошерный хлеб, который выпекают в специальной пекарне, и прочие необходимые продукты. Как известно, растущему организму необходима белковая пища, и если с рыбой практически нет проблем – кошерные виды (у которых есть плавники и чешуя), как правило, всегда можно найти в свободной продаже, то к мясу у евреев особые требования, и, не наладив шхиты, традиционного забоя животных и птицы, его взять негде.

Наконец-то Залману Залаксу удалось договориться с руководством одной из крупнейших новосибирских птицефабрик о проведении там шхиты. Много необычного увидели работники птицефабрики, с большим интересом наблюдавшие за шойхетом. Во-первых, перед убоем животного произносится броха – соответствующее случаю благословение. Шойхет многократно и тщательно обследует лезвие ножа, которое должно быть заточено идеально, без малейшей зазубринки. Признано, что еврейский способ убоя – самый щадящий, быстрый и безболезненный.

Но правильно зарезать животное – это только половина дела. Надо еще обследовать тушу, затем разделать и кошеровать, то есть тщательно «обескровить» мясо. Тора предостерегает нас от употребления животной крови, поскольку в ней содержится «душа». Мясо обрабатывают в три этапа – вымачивают, тщательно высаливают и снова вымачивают, что в общей сложности занимает около двух с половиной часов. Теперь мясо становится «легким» для нашего организма, причем ни вкусовые, ни полезные свойства его, вопреки расхожему мнению, не утрачиваются.

Конечно, много было работы и со шхитой, и при кошеровании мяса, зато какая была радость, когда поздно вечером мы получили первый результат всех этих трудов – ящики с кошерными курами в красивой упаковке со знаком «экшер» (гарантия кашрута) и надписью «Супер-кошер. Главный раввин Новосибирска Залман Залакс». Теперь можено обеспечить мясом не только учащихся лицея «Ор-Авнер», но и всех желающих, а их, к нашему счастливому удивлению, оказалось много. Люди приходят в синагогу и спрашивают кошерные продукты, а ведь совсем недавно большинство из них даже не знали такого слова – «кашрут»!

Вот мы и буквально узнали «вкус заповедей Торы»! Как сказал царь Давид, автор «Теилим» («Псалмов»): «Вкусите – и увидите, что Г-сподь благ!». Попробуйте и вы.

Лея Никонорова

 

НОВЫЙ ГОД ХАСИДИЗМА В ДОНЕЦКОЙ ОБЩИНЕ

Освобождение 19 кислева 5559 года основателя Хабада рабби Шнеура-Залмана из застенков Петропавловской крепости стало праздником для евреев. Ребе вышел на свободу, получив не только оправдание царского суда, но, что намного важнее, указание Небесного суда распространять свет хасидизма по всему миру. Поэтому этот день называется Новым годом хасидизма.

О значении 19 кислева говорили и главный раввин Донбасса Пинхас Вышецкий, и преподаватели иешивы на торжественной Субботней трапезе, после окончания Субботы, где собрались учащиеся дневной и вечерней иешив, члены еврейской общины г.Донецка. Новому году хасидизма было посвящено занятие иешивы для девушек. А в воскресенье, 17 декабря, собравшиеся в женском клубе говорили о событиях, произошедших давно, но определивших судьбы еврейства на столетия вперед. В этот день евреи принимают решение о еще большем следовании заповедям Всевышнего, ведь 19 кислева дает нам для этого силы на весь будущий год.

Леонид Яковлев

 

ПРАЗДНИК КНИГИ В ВОЛГОГРАДЕ

В Волгоград пришел большой праздник еврейской книги! Фестиваль получился насыщенным и многожанровым, ведь при финансовой поддержке «Джойнта» его готовили такие энтузиасты, как преподаватели и учащиеся НОУ СОШ «Ор Авнер», воскресная школа «Возрождение», библиотека общинного центра, участники Семейного клуба и другие еврейские организации.

  

В помещении еврейского Центра разместилась большая выставка книг. На Фестиваль еврейской книги их прислали из Москвы (Лозинский М.Т.), Ростова-на-Дону (издательство «Феникс», директор Вальдман Л.Е.), Санкт-Петербурга (библиотека института социальных и общинных работников, директор Кузьмина М.), от израильско-российского издательства «Гешарим» и «Мосты культуры» (директор Гринберг М.). Здесь же из информационных листков можно было узнать об издательствах, приславших свои книги, номера телефонов, по которым эти издания можно заказать, ведь заинтересованных было, конечно, много.

Кроме новых поступлений, выполненных, безусловно, на высоком художественно-полиграфическом уровне, были экспонированы и архивные издания, любезно предоставленные «Сектором редкой книги» областной научной библиотеки им. М. Горького (заведующая сектором Селиверстова Н.В.). Это журналы «Еврейский мир» (1905 год), «Еврейская жизнь» (1902 год), «Еврейская энциклопедия» в 16 томах под редакцией Брокгауза и Ефрона (1905 год). Немалый интерес посетителей выставки вызвали и переданные в разные годы евреями-прихожанами в дар фонду библиотеки общинного центра экземпляры из личных библиотек: религиозная и художественная литература на идише, прошедшая через руки не одного поколения евреев-волгоградцев.

В размеренной и упорядоченной жизни Еврейского общинного центра этот день был по-хорошему необычным, шумным – звучали еврейские песни и инструментальная еврейская музыка. Воспитанники воскресной школы «Возрождение» подготовили хореографические и вокальные номера (руководитель Сысоева Б., хормейстер Иванченко М., хореограф Гуревич Е.).

В рамках фестиваля школа «Ор Авнер» подготовила и провела замечательный конкурс чтецов произведений детских еврейских поэтов –

С. Маршака, А. Барто, Г. Остера и других (ответственные преподаватели начальных классов Вишнякова Е. и русского языка и литературы Лянцман О.). В «Литературной гостиной», подготовленной О. Лянцман, в исполнении старшеклассников прозвучали поэтические произведения О. Мандельштама, И. Бродского, А. Галича, Ю. Визбора. На очередной встрече семейного клуба «Бейтиют» тоже прошли свои конкурсы – рецептов мясных, овощных кошерных блюд и выпечки из «Секретов а-идишэ мамэ», еврейских анекдотов, где поистине актерскими способностями блеснули Л. Маргулис, Л. Ройзен, Э. Чигиринский, Е. Гордон. Стихийно возник конкурс одностиший, на котором самыми «плодовитыми» оказались семья Глуховских, Т. Ройзен, Э. Ахмедова. Не остался в стороне от праздника клуб самых зрелых людей «Посиделки». Самодеятельные поэты И. Гольдин, М. Полянская, Л. Князик читали свои произведения о любви, о войне, о близких и далеких... Под аплодисменты собравшихся им вручили памятные подарки.

В секторе редкой книги областной библиотеки им. М. Горького приглашенные с интересом выслушали сообщение, заведующей Селиверстовой, которая в связи с фестивалем еврейской книги провела встречу с горожанами, рассказав о сохраненных во время Великой Отечественной войны изданиях на еврейскую тему. Собравшиеся увидели бесценный дар одного сталинградца-еврея, передавшего в фонд библиотеки семейную реликвию – миниатюрную Тору и молитвенный свиток.

И вот наступил последний день фестиваля, вернее вечер. Уютный гостеприимный зал Дома архитектора Волгограда с трудом вместил всех желающих. Гостей ожидал приятный сюрприз – столики с десертом. В фойе красовались обширная книжная экспозиция и выставка работ детского рисунка и всевозможных поделок учащихся двух школ – «Ор Авнер» и воскресной. А какой был концерт!

Победителей конкурса чтецов школы сменял на сцене хореографический ансамбль воскресной школы, после победителей конкурса еврейских анекдотов выступили ученик 8 класса Л. Ройзен, прочитавший стихотворение В. Высоцкого «Антисемит», танцевальный коллектив «Шма Исраэль», мужская вокальная группа общины. «Гвоздем» программы стал известный волгоградский бард Алексей Куликов, исполнивший песни Визбора, Никитина и других всеми любимых авторов.

Так или иначе, с книгами связана вся еврейская жизнь. Окружающие народы назвали нас «народом Книги», и это ко многому обязывает. Волгоградский фестиваль прошел на высоком уровне и послужил хорошим поводом еще раз обратиться к родной истории, оценить нынешние достижения и, конечно, открыл новые возможные перспективы для нас, взрослых, и, что особенно дорого, для наших детей.

Вера Кузнецова

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru