[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2000 КИСЛЕВ 5761 — 12 (104)
Благословенный свет
После исхода из Египта евреи, которым Всевышним был ниспослан Закон, обосновались на земле ханаанской, однако жизнь их не стала беспроблемной. На страну из века в века накатывались армии оккупантов. Захватчики изгоняли евреев с обжитых земель, угоняли в плен, тщетно пытаясь лишить их самобытности. Бесспорно, два царства, Южное (Иудея) и Северное (Израиль), на которые распалось некогда единое государство, представлялись лакомыми кусками с экономической точки зрения. Но одной из главных целей врагов Израиля всегда был Иерусалимский Храм в столице Иудеи – символ веры и единения с Б-гом.
Три века после победоносных войн Александра Македонского Иудея испытывая влияние эллинизма, в конце концов стала предметом острых конфликтов между Египтом Птолемеев и Сирией Селевкидов. Жестокая и деспотическая власть последних, безраздельно владычествовавших в Иудее с 3563 по 3618 годы, привела часть евреев к духовной деградации, а страну – к значительным потерям и разрушениям. Подушная подать и невообразимые налоги, когда приходилось отдавать треть урожая злаков и половину древесных плодов, довершало народное недовольство. Конфликт перерос в восстание при царе Антиохе IV Эпифане (3585–3596). Его идейными выразителями стали благочестивые защитники веры отцов. Священнослужитель из Модиина Матисьёгу (Маттафий) и его сыновья, вошедшие в историю под названием Хасмонеев и Маккавеев, возглавили восстание.
Непосредственным поводом к восстанию стало осквернение Храма в 3593 году чиновниками царя: разграбив сокровища, уничтожив жертвенник, на священном месте они сделали алтарь Зевсу Олимпийскому. Матисьёгу призвал народ к священной войне против насилия и духовного гнета, а через два года всего лишь небольшой отряд, возглавляемый Иегудой Маккавеем, уже освободил Иерусалим. Прозвище Маккавей (молот) Иегуда получил за силу, проявленную его отрядом в боях с сирийскими войсками. Повстанцы очистили оскверненный язычниками Храм, и 25 кислева 3596 года он был наконец освящен. На территории Храма еврейские воины обнаружили единственный запечатанный сосуд с оливковым маслом для зажигания храмового семисвечника. Такого количества могло хватить лишь на одну ночь, а для приготовления нового требовалось не меньше восьми дней. Но свершилось чудо, и горела Менора восемь ночей, пока не приготовили для нее новое масло. Светом Торы, которую не предали лучшие сыны Израиля, поддерживался тот огонь. С тех пор и ввели учители Закона обычай зажигать ханукальные свечи, прибавляя по одной каждый вечер, в течение восьми дней. Эти свечи не используют как единственный источник света, для освещения дома, и даже зажигают их не чем-нибудь, а специальной свечой (она называется шамаш, то есть «служка»). Шамаш не гасят, он горит наряду с другими свечами на протяжении всего праздника Хануки.
У человека испокон веков сохраняется особое отношение к живому огню. Из поколения в поколение передаются слова царя Шломо (Соломона): «Свеча Б-жья – душа человека». И к свету иерусалимской Меноры мы испытываем особое чувство. Вот уже 2164 года наш светлый и радостный праздник напоминает о жалкой судьбе завоевателей и силе духа верного Б-гу еврейского народа, отстаивающего свою независимость и самобытность.
Та война не была направлена на уничтожение народа, политику греков никто и никогда не называл геноцидом. Это позже, в более «прогрессивное» время, еврейскому народу придется столкнуться с диким варварством. Греки добивались одного: «Согласитесь, евреи, что ваши Б-г, Тора – это лишь философия, игра ума, интеллекта. Поступайте рационально. Забудьте своего иррационального Создателя». И поэтому мы празднуем не победу в войне, в нашей истории было много побед, малых и великих, мы празднуем возвращение в Храм. Еврейский народ после этой победы еще раз осознал, что его сила не в богатой культуре и знаниях, не в величайшей истории, а прежде всего в Б-ге и от Б-га.
Победа была в том, что мир увидел настоящий свет. Мы часто в жизни встречаемся с красивыми вещами, вызывающими восторг и эстетическое наслаждение. Но настоящий свет исходит не от них, он – от Б-га. Человек, сидящий в темноте, может не замечать ее – его душа освещена другим, высоким светом. А бывает, среди огней и фейерверков он чувствует себя неуютно: в суетном ему не хватает света Творца. Зажигаемые в эти дни свечи не роскошны, они маленькие и скромные. Но зато их зажигают от души и с любовью. Они приносят в наш дом настоящие, ни с чем не сравнимые тепло, радость и уют. Их вроде бы слабый свет проникает в самые потаенные уголки человеческой души, в этом их высокая непреходящая ценность.
Господство духа, нравственное совершенство человека возобладали над стремлением к одному лишь интеллектуальному и физическому совершенству, победили, несмотря на все достижения эллинского мира в науке, искусстве, философии. Иудея восстановила свою независимость.
И вот здесь мы имеем некий парадокс. Казалось бы, имена Маккавеев должны постоянно быть в нашем сердце, а не вспоминаться однажды в году. Но, нет! Мы вспоминаем о них только раз, да и то лишь в связи с огнем святой Меноры. К сожалению, Маккавеи во власти оказались не столь благородными, как от них ожидалось. Кропотливый труд в поисках сотрудничества требовал совсем иных талантов, нежели ведение боев. К тому же, как известно, власть нередко опьяняет. Так произошло и с наследниками Матисьёгу и Иегуды Маккавея.
Лишь восемьдесят лет после победы восстания Иудея сохраняла полную свободу и независимость. В 3697 году после кровопролитной гражданской войны в Иерусалим вошли легионы Помпея, их пригласил один из претендентов на власть в стране. Есть мнение, что, победив ослабленную Сирию, Рим неизбежно пошел бы на Иудею. Но это не может быть оправданием предательства. Еврейский народ ждало второе разрушение Храма и многовековое рассеяние по всему миру. Не раз еще победами духа пришлось народу утверждать силу заповедей Торы. И приходится. И еще, возможно, придется не раз, но никогда, – и история еврейская тому порукой, – не заставить нас «забыть Учение Твое и отойти от уставов воли Твоей».
Главный раввин России Берл Лазар
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru