[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2000 КИСЛЕВ 5761 — 12 (104)

 

Личное свидетельство

«4 июля 1941 года на моих глазах в рижской синагоге сожгли моего друга Додика…»

Рассказывает известный рижский дипломат Николай Нейланд, с которым беседует корреспондент в Латвии Леонид Коваль.

Николай Нейланд родился в 1930 году в Риге, рижанин в четвертом поколении. Все годы фашистской оккупации провел вместе с семьей в Риге. После войны закончил юридический факультет Латвийского госуниверситета. Работал в прокуратурах Лиепаи и Риги. Заместитель Министра иностранных дел Латвийской ССР, участвовал в переговорах по разоружению. Советник-посланник первого ранга. В 1989 году депутат Верховного Совета СССР. Заместитель Председателя комитета по иностранным делам. Возглавлял советскую делегацию на переговорах в Страсбурге. Сейчас преподает в Латвийском университете и других высших учебных заведениях Риги.

– Г-н Нейланд, 4 июля в Латвии отмечают как День памяти жертв геноцида. В этот день в 1941 году в Риге была сожжена Хоральная синагога вместе с огромным количеством евреев. Случилось это на четвертый день после прихода гитлеровской армии. Кто же все-таки устроил эту страшную экзекуцию над евреями?

– Детство я провел в интернациональной среде, довольно характерной для Риги 30-х годов, особенно в ее Московском форштадте. Среди моих друзей был и еврейский мальчик Додик (Давид Пиворович). Благодаря ему я по сей день помню некоторые крылатые слова и выражения на идише. Додик у меня остался в памяти всегда улыбающимся, с большими карими глазами и стрижкой «под ноль». Бегал он быстрее всех в нашем дворе и отличался добродушным нравом. Не помню случая, чтобы мы повздорили. Отец его был мастером по пошиву кепок и других головных уборов.

Почему я начал свое повествование с Додика? Очень просто. 4 июля 1941 года, когда местные, люди из печально знаменитой команды Арайса, собрали во дворе нашего большого дома по улице Маза Кална, № 16, евреев и повели их в синагогу на ул. Гоголя, я последовал за Додиком, и мы весело и безмятежно болтали в пути. У синагоги нас, естественно, разлучили. Далее разразилась трагедия: густой и едкий дым, выстрелы, раздирающие душу крики, брань «шуцманов» и… Этот вечер у меня отчетливо сохранился в памяти, как цветная фотография. Позднее, летом 1941 года, было очень много ужасных надругательств, избиений будущих узников гетто, которые были вынуждены переселяться в Московский форштадт. Все эти экзекуции осуществлялись молодцами Арайса в униформах латышской армии и айзсаргов. Так, я своими глазами увидел то, что сегодня во всем мире называют Холокост. Даже не знаю, то ли мои личные ощущения, моя семья тому причиной, то ли влияние моих друзей еврейского происхождения, а у каждого была своя трагическая страница Холокоста в Латвии, но в итоге я давно и довольно внимательно слежу за тем, что у нас происходит вокруг так называемого еврейского вопроса и как представляют Холокост на моей родине соотечественники. Печально сознавать, но от влиятельной и образованной довоенной еврейской общины в Риге остались лишь несколько тысяч человек. Мои друзья-евреи сегодня живут в Израиле, Канаде, Германии и США.

– Г-н Нейланд, каково отношение в Латвии к истории геноцида евреев?

– Всего лишь пару лет назад мне пришлось участвовать в дискуссии: следует ли отказаться от употребления на латышском языке слова «жидс». Казалось бы, о чем можно дискутировать, но, к сожалению, с восстановлением независимости Латвии нашлось немало сторонников оскорбительного обращения. Как бы там ни было, но со страниц ведущих латышских газет это оскорбление исчезло. К моему стыду, в нашем же парламенте есть националисты, или как они себя величают «патриоты», которые не упускают случая, чтобы оскорбить депутатов еврейского происхождения от партии Народного Согласия за акцент и даже за имя. «Горячей картофелиной», как говорят американцы, для Латвии по-прежнему остается Холокост. Это действительно большая и весьма болезненная тема для моих соотечественников. По-прежнему у нас спорят: сколько евреев было уничтожено в Латвии? Кто виновен в реализации задачи по претворению Латвии в «jude frei»? Сколько было депортировано евреев из центральной Европы с тем, чтобы их уничтожить под Ригой?

У меня такое впечатление, что очень медленно и весьма неохотно наше общество, не говоря уже о власти, выдавливает из себя признание вины за Холокост. Некоторые местные политики, особенно национал-патриоты, заявляют, что концентрационный лагерь в Саласпилсе был, якобы, исправительно-трудовой колонией, и когда говорят о человеческих жертвах в годы немецкой оккупации, то сознательно исключают или «не замечают» 80 тысяч евреев, как будто они не были гражданами Латвии. На политику сегодняшней Латвии большое влияние оказывают соотечественники, вернувшиеся на родину и и те, кто живет в США, Канаде и Австралии. Для них Холокост тоже всегда был и остается «горячей картофелиной», ведь в эмиграции оказалось немало лиц, виновных в уничтожении евреев. В народе их называли «tidu davcji». Многие из них благодаря «холодной войне» отделались легким испугом: выдворением из страны за сокрытие отдельных фактов биографии.

С окончанием «холодной войны» поиски виновных активизировались, но теперь убийцам помогает давность событий и возраст как виновных, так и свидетелей.

– Г-н Нейланд, в годы геноцида были ведь и люди, встававшие на защиту евреев?

Было бы несправедливо, если бы я не упомянул шаги, предпринятые в Латвии по увековечиванию памяти героев, которые, рискуя жизнью, спасали евреев в годы немецкой оккупации (Липке и др.). Я уверен, что процесс очищения истории Латвии от лжи вокруг Холокоста займет еще продолжительное время и потребует немало усилий. Не могу не упомянуть в качестве позитива то давление, которое наше общество и власть испытывают со стороны общественных организаций и политиков Израиля, США, Швеции и др. Некоторые даже выдвигают в качестве условия принятия Латвии в ЕС и НАТО «объективный анализ событий в годы немецкой оккупации». Очень хочу верить, что несмотря на попытки влиятельных кругов замолчать правду о Холокосте в Латвии и о пропаганде антисемитизма в годы правления К. Ульманиса (1934-1940), наше общество поймет, что правда нужна не только Е. Зурофу, но в первую очередь, нам – 2,5 миллионам жителей Латвии.

Нам нужна больше, чем шведам, уже известная всем книга «Расскажите своим детям!», которая выйдет и у нас с приложениями о Холокосте в Латвии.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru