[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2000 ХЕШВАН 5761 — 11 (103)

 

Уважаемый «Лехаим»!

С большим интересом прочитал в сентябрьском журнале письмо Л. Дворкина из Саратова. Меня давно волнует мысль из его письма: «Б-гу было угодно, чтобы вера в Него утонула в морях еврейской крови».

Когда «Евреи за Иисуса» пытаются вручить мне свою листовку, я не беру ее и с презрением, даже зло говорю им: «Где он был в годы Холокоста, когда было уничтожено 6 миллионов?

Непонятна мне позиция и ортодоксов иудаизма, хотя сочувствую вере моего народа, ведь она помогла выжить еврейскому народу как этносу. Когда случается какой-либо теракт в Израиле, в диаспоре верующие сбегаются в синагоги, молятся и говорят, что Б-г наказывает нас за наши грехи. Вот здесь я недоумеваю. За какие грехи? Это мы что ли, евреи, сжигали на кострах инквизиции христиан-испанцев, вынуждая их принять иудаизм? Это «еврейские казаки» еврейского Б. Хмельницкого уничтожили две трети украинского населения, вспарывали животы беременным украинским женщинам и младенцами кормили матерей? Это еврейские банды еврейского Петлюры повторяли те же злодеяния? Это еврейский Сталин уничтожил лучших представителей народов? Это евреи устраивают погромы, поджигают церкви, оскверняют кладбища, забрасывают посольства бутылками с зажигательной смесью?..

Мне рассказывали, что недавно по телевизору выступил какой-то высокопоставленный ортодокс и снова высказался, что Холокост связан с еврейскими грехами. Какая чушь! Такая трусливая позиция верующих, кажется, противоречит Торе.  Ведь есть там изречение: «Око за око – зуб за зуб». Признавая свои «грехи», мы вольно или невольно соглашаемся со своими недругами, настраиваем их против себя и как бы говорим: «Бейте нас, сжигайте, уничтожайте: да, мы грешны!»

Думаю, не все евреи, пережившие Катастрофу, стоят на такой позиции. Я, бывший малолетний узник гетто, помню, как евреи молились и в то же время с плачем обвинили Б-га.

На силу нужно отвечать только силой, а не укрываться в талес. Как сказал великий русский князь Александр Невский: «Кто к нам с мечом…» Силу уважают и трепещут перед ней, даже если она неправедная. Когда арабы в 1920-1930-е годы устраивали погромы в Палестине и не было никакого сопротивления, они называли нас «детьми мертвой матери». Но когда израильская армия стала побеждать в войнах с ними, на нас уже стали смотреть другими глазами даже недруги.

Выше я перечислил грехи наших недругов. Но они во много раз больше. А Б-г почему-то их не наказывает. А ведь Б-г один на всех. Л. Дворкин правильно сказал: «Б-гу было угодно, чтобы вера в него утонула в морях еврейской крови…»

Александр Чернер,

Одесса

 

 

Уважаемая редакция!

Уважаемый г-н Дворкин!

Я, как и Вы, математик. Мне 77 лет, и сейчас я на пенсии. Участвовал в боевых действиях Великой отечественной, трижды ранен, награжден орденами и медалями.

К сожалению, не могу согласиться с Вашим тезисом о «необходимости уравновешивания высказываний» («Лехаим» №9). Как математик Вы сразу же прибегаете к логике и требуете «развития критического еврейского самосознания». Все это можно было бы принять, не будь в свое время «ребе Сталина» (Ваше выражение!) с его государственно-антисемитской политикой и диким гонением религии.

Мое поколение воспитывалось в духе воинствующего атеизма. Можно верить или не верить в Б-га, но недопустимо преследование по религиозным мотивам. В особенности за желание следовать традициям доставалось евреям. Скажите, пожалуйста, что еврейского в нас оставалось в советское время?! Слово «еврей» произносилось с неприязнью, с презрительной насмешкой. Внушали, что мы хуже любой другой национальности. Приучали стыдиться своего еврейского происхождения.

По выражению Шолом-Алейхема мы «толкали чужой воз». Евреи внесли немалый вклад в мировую (и русскую!) культуру, но это вроде бы считалось нашей обязанностью, платой за возможность проживать на «чужой земле».

И вот теперь, когда появился журнал, поставивший перед собой цель возродить еврейскую национальную гордость, Вы, уважаемый г-н Дворкин, вдруг стали призывать к «уравновешиванию высказываний».

Безусловно, в журнале много ссылок на религиозные авторитеты. Случаются неувязки и противоречия, на которые «натыкается» «математическое мышление». А найдется ли сегодня другая идея, кроме религиозной, которая способна помочь еврею идентифицировать себя с древним народом?! Не вижу другого средства вернуть заблудшим национальные самосознание и гордость.

Что касается меня, то я остаюсь нерелигиозным евреем, но глубоко уважаю тех, кто придерживается веры предков, соблюдая традиции.

Вы предлагаете для развития критического еврейского самосознания помещать в журнале обзоры криминальной хроники израильской печати. Что же нового о себе узнают евреи? Что мы такой же народ, как и другие. Но об этом говорил еще на заре XX века Владимир (Зэев) Жаботинский. У нас могут быть не только свои гении, но и злодеи!

Журнал «Лехаим», ведя работу в определенном направлении, пытается (и не без успеха!) убедить евреев, что мы – нация, нам есть чем гордиться и не следует чувствовать себя отверженными в сообществе других этносов. Не представляю себе, как можно достигнуть благородной цели с помощью криминальных репортажей?!

И вовсе не следует беспокоиться, что евреи почувствуют себя «сверхчеловеками», читая комплиментарные материалы журнала. После 2000 лет непрекращающихся унижений нам это совершенно не угрожает.

В заключение хочу выразить Вам свое уважение.

Александр Бровер,

Одесса


<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru