[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2000 ТИШРЕЙ 5761 — 10 (102)

 

«Считается, что в катастрофе погибло шесть миллионов евреев»

Борис Каплан

«Я никогда не соглашусь с высказываниями, что в Литве было убито более 200 000 евреев.

Подумайте только, где бы могли похоронить эти 200 000 евреев? Если в Литве убили каких-то 10–15 тысяч евреев, большинство из них – большевистские коллаборационисты, так это – максимальная цифра».

Подобные «невинные» мнения в литовских СМИ встречаются нередко. В названии вынесено высказывание  радиодиктора, в подзаголовке – члена парламента. Множество других «откровений» всевозможного масштаба в самой разнообразной скрытой или открытой форме отрицают Катастрофу.

Особенно большие старания прилагаются, чтобы обелить события в Литве и роль совсем не маленького, как оказалось, количества военнослужащих литовских батальонов полиции самообороны. Их действия по утверждению «нового порядка» объясняют и оправдывают. Давно и регулярно письменно и устно раздаются дежурные обвинения евреев за мнимый геноцид литовцев. Эта историческая фальсификация была так же необходима идеологам Литвы в прошлом и настоящем, как известным идеологам были нужны понятие «ариец» (возвышенный) и расовая теория для глобального обоснования справедливости и необходимости уничтожения евреев.

Трудно описать тот театр абсурда, в который за последние 10 лет превратилось выяснение литовско-еврейских отношений. В моральном, историческом и юридическом плане он абсолютно циничен. Убитым еврейским детям выдвинуто обвинение в коллаборационизме! В 1988 году создана комиссия, которая расследует преступления нацистов и коммунистов в Литве. Ее цель – исследовать геноцид евреев и геноцид литовцев, а практически получается – смешать и приравнять несравнимые понятия, преуменьшить Катастрофу. Даже само это слово в Литве пишется с малой буквы и в учебниках, и в центральной прессе, и – самое постыдное – в газете «Литовский Иерусалим».

Недавно один из крупнейших ученых-историков профессор Л. Труска высказал мнение, что теория симметрии двух геноцидов и двух преступлений – это ложь, созданная для того, чтобы успокоить национальную совесть. По поводу вины евреев в геноциде литовцев еще 5 лет назад прозвучал трезвый голос известного публициста Т. Венцловы, который объективно заявил: «В литовской печати существует тенденция некоторого злоупотребления термином “геноцид” (тотальное истребление людей за их принадлежность к определенной нации). К сожалению, наша литовская печать склонна смешивать геноцид, стратоцид и этноцид. Утверждение, что осуществлялось два геноцида, полностью равноценных один другому, для меня абсолютно неприемлемо. По поводу уничтожения литовцев евреями, такая теория существует, и я называю ее троглодитской».

Однако до сих пор литовские идеологи национальной «концепции» истории держат на вооружении вышеупомянутый блеф, ибо иначе нечем защищаться и оправдывать «своих» за участие в поголовном истреблении литовских евреев. Единственное, от чего переписчики истории уже отказались в длительной кампании промывания мозгов литовской общественности – это выдумка, будто раввины объявляли перед смертью пастве, что они заслужили кару своими прегрешениями (!). Почему-то эта басня сочинена совершенно в духе христианской веры, да и кто же мог слышать обреченных?

Конца этого противостояния не видно. Неправая сторона, защищаясь, издала книжку начальника полиции безопасности А. Лилейкиса, согласно которой он сам «и многие литовские служащие принадлежали к антинацистскому подполью, хотели защитить людей от убийств, насилия, грабежа». Почему же в отношении евреев получилось с точностью до наоборот? В сочиненной сказке про «ангелов» с винтовками ясно видна та шапка, которая «на воре горит». Книга «воспоминаний» – еще одно своеобразное отрицание Катастрофы, правда за это законы Литвы не наказывают.

Именно политический режим в Литве положил в 1990 году начало переписыванию истории и восхвалению убийц. А в результате очевидного неправильного применения закона «О востановлении прав» множество бывших участников еврейского геноцида или членов их семей получили удостоверения о реабилитации, в которых высшие юридические инстанции Литвы утверждают: «он невиновен перед Литовской Республикой». В течение 10 лет об этом писали повсюду много раз. В начале 90-х годов после долгой волокиты и уговоров несколько удостоверений были возвращены, но официально об этом не сообщалось.

Статья, содержащая механизм отзыва выданных в нарушение закона реабилитаций, была включена в него в 1995 году. Теоретически с того времени любое заинтересованное лицо или организация (хоть прокуратура) могут заявить о нарушении закона, представить или затребовать доказательства, что подозреваемый участвовал в геноциде, и восстановить законность и справедливость.

Пять лет боялась затрагивать этот вопрос верхушка Общины евреев Литвы – до принятия в 1995 году статьи о неправедных реабилитациях – и ничего не сделала в последующие 5 лет. Правление и председатель, кандидат юридических наук, часто провозглашают, что представляют интересы всех евреев Литвы, но получается не так.

Месяц назад в Вильнюсе закончился международный семинар по истории Холокоста. Кроме докладов представителей множества стран, на семинаре в рабочих группах обсуждались и возможности достижения взаимного понимания и создания толерантного и демократического общества.

Но эти теоретические цели видимо недостижимы, так как юридическая практика Литвы – источник умонастроений общества – полностью противоположна упомянутым целям, а школьные учебники этноцентричны, в них сглажены острые углы. СМИ Литвы конференцию проигнорировали. Прошлому сегодняшних «героев», которым кое-где уже ставят памятники, не дана юридическая оценка, и это дает опору упомянутым троглодитским теориям, отрицателям Катастрофы и тем, кто оправдывает убийц, ибо фактически государство объявило их невиновными. Невероятно, но факт!

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru